Научная статья на тему 'Ученый-динамик и динамичный человек. К 80-летию профессора Виктора Даниловича Дановича'

Ученый-динамик и динамичный человек. К 80-летию профессора Виктора Даниловича Дановича Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
177
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученый-динамик и динамичный человек. К 80-летию профессора Виктора Даниловича Дановича»

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2016, № 5 (65)

ПАМ'ЯТШ ДАТИ

УДК 001(092):656.2

С. В. МЯМЛИН

Каф. «Вагоны и вагонное хозяйство», Днепропетровский национальный университет железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна, ул. Лазаряна, 2, Днипро, Украина, 49010, тел. +38 (056) 373 15 29, эл. почта sergeymyamlin@gmail.com, ОЯСГО 0000-0002-7383-9304

УЧЕНЫЙ-ДИНАМИК И ДИНАМИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК. К 80-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА ВИКТОРА ДАНИЛОВИЧА ДАНОВИЧА

когда Виктор Данилович, который только стал профессором на кафедре строительной механики после защиты докторской диссертации, преподавал у нас на потоке вагонников дисциплину «Динамика вагонов». Его отличала высокая эрудиция, интеллигентность и чувство юмора. Вспоминается случай, когда наша факультетская команда по «интеллектуальному хоккею», в которой меня выбрали капитаном, с трепетом ожидала финальный поединок с командой преподавателей, где капитаном был как раз Виктор Данилович. Но из-за участия в испытаниях, которые проводились в Отраслевой научно-исследовательской лаборатории динамики и прочности подвижного состава (ОНИЛ Д1II 1С), он не участвовал в финальной игре, и наша команда выиграла. Затем мы уже контактировали как ученые: сначала при подготовке научной части дипломного проекта, затем при выполнении научно-исследовательских работ в ОНИЛ ДППС, при подготовке кандидатской и докторской диссертации, при подготовке многочисленных совместных научных статей и докладов на международных научных конференциях.

Энциклопедические знания и умелое владение математическим аппаратом позволяли Виктору Даниловичу справляться с различными задачами, связанными с педагогической и научной деятельностью. Он одним из первых раз© С. В. Мямлин, 2016

Статья посвящается памяти известного ученого доктора технических наук, профессора Виктора Даниловича Дановича, который долгое время работал в Днепропетровском национальном университете железнодорожного транспорта имени академика В. Лазаряна (ДИИТ).

Виктора Даниловича с ДИИТом связывает практически вся жизнь. После школы он поступает в институт, успешно заканчивает его и начинает трудовую деятельность. В ДИИТе Виктор Данилович сформировался как ученый и как педагог. Мне лично посчастливилось познакомиться с ним на третьем курсе института,

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2016, № 5 (65)

работал пространственную математическую модель колебаний железнодорожного пути на упруго-вязком основании, которая легла в основу исследований по взаимодействию различных рельсовых экипажей и пути. Под руководством Виктора Даниловича разработаны математические модели пространственных колебаний многочисленных объектов: электровозов, тепловозов, грузовых и пассажирских вагонов, специализированного подвижного состава (железнодорожные краны, автомотрисы и т.д.) [1, 2, 4, 6-20, 22, 24, 26]. При этом рассматривалась динамика как обычных рельсовых экипажей, так и высокоскоростных. Им разработаны математические модели сцепов экипажей: вагонов, локомотива и вагонов, состоящих из от 3 до 5 единиц подвижного состава [3, 5].

Работая в тесном контакте с конструкторами и создателями новой техники, Виктор Данилович помогал решать и инженерно-технические задачи, например, по выбору рациональных параметров рессорного подвешивания и систем демпфирования колебаний, причем не только для локомотивостроительных и вагоностроительных заводов. Например, в этом направлении есть разработки для Харьковского тракторного завода (сейчас завод имени Малышева) по определению рациональных параметров системы амортизации гусеничных и колесных тракторов.

Кроме теоретических исследований, Виктор Данилович участвовал и в многочисленных экспериментальных работах по испытанию грузовых, пассажирских вагонов и специальной железнодорожной техники [21, 25]. Свой опыт и знания Виктор Данилович передавал своим ученикам и коллегам, заслужив тем самым авторитет и уважение. Его неуемная энергия помогала ему найти самовыражение не только в науке, но и в общественной работе, как в университете, так и далеко за его пределами. Виктор Данилович был настолько динамичным, что часто более молодые коллеги не успевали за ним как в принятии научных решений, так и в спортивной жизни.

Далее приведем некоторые факты его биографии Дановича Виктора Даниловича. Родился он 23 декабря 1936 года в г. Днепропетровске. Отец Данович Данил Ильич (1895-1945) был врачом. Мать Данович Мария Абрамовна -бухгалтером. В 1941 году семья эвакуировалась

в г. Доссор Гурьевской области, где отец работал в госпитале. Там же Виктор Данилович пошел в школу и закончил первый класс. В 1945 году после смерти отца семья возвратилась в г. Днепропетровск. В 1954 году Виктор Данилович закончил с золотой медалью среднюю школу № 1. В школе был старостой, председателем ученического комитета. В 1954 г. Виктор Данилович поступил на механический факультет ДИИТа, который окончил в 1959 г., получив диплом с отличием и специальность инженера путей сообщения-механика. За период обучения в институте его избирали членом общественных организаций группы и факультета. После окончания вуза получил назначение на Днепропетровский паровозоремонтный завод, где работал контролером-приемщиком ОТК в кузнечном цехе. За достигнутые успехи в производственном соревновании в 1959 году за активное участие в ремонте паровозной техники был награжден Почетной грамотой Днепропетровской областной администрации. В декабре 1959 года был переведен на станцию технической помощи Днепропетровского совнархоза на должность инженера-конструктора в тепловозной группе. В 1962 году поступал в заочную аспирантуру ДИИТа по специальности «Строительная механика», но не прошел по конкурсу. В октябре этого же года был принят ассистентом кафедры «Строительная механика» ДИИТа. В 1964 году поступил в очную аспирантуру по специальности «Строительная механика и сопротивление материалов». Срок обучения в аспирантуре был сокращен до двух лет, так как к тому времени он уже сдал два экзамена кандидатского минимума. В период обучения в аспирантуре, кроме работы над диссертацией, занимался педагогической практикой и участвовал в выполнении 6 научно-исследовательских работ в НИЛ динамики и прочности подвижного состава ДИИТа. После окончания аспирантуры в 1966 году вернулся на кафедру «Строительная механика» ассистентом. В 1968 году представил к защите диссертацию на тему «Методика выбора оптимальных параметров рессорного подвешивания грузовых вагонов», которую защитил в ноябре того же года. Виктор Данилович органично влился в Научную школу Транспортной механики [23, 27], которой руководил академик

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету залiзничного транспорту, 2016, № 5 (65)

Академии наук Украины Всеволод Арутюно-вич Лазарян, он же и был руководителем кандидатской и докторской диссертации В. Д. Да-новича.

В декабре 1968 г. Высшей аттестационной комиссией ему была присуждена степень кандидата технических наук. В июне 1969 г. на ученом совете ДИИТа утвердили в должности и. о. доцента. В 1970 г. был утвержден в звании доцента Высшей аттестационной комиссией. Работая доцентом кафедры, читал лекции и вел практические занятия по дисциплинам: «Сопротивление материалов», «Теоретическая механика», «Теория упругости», «Прикладная теория упругости», «Теория колебаний», «Динамика подвижного состава», «Матричные методы в строительной механике», «Дифференциальные уравнения». Был руководителем академической группы, заместителем председателя профсоюзного комитета факультета вычислительной техники, членом редколлегии институтской газеты «За кадры транспорта», председателем художественного совета клуба ДИИТа, ответственным за Студенческое научно-техническое общество при кафедре, председателем Совета молодых ученых института, членом областного Совета молодых ученых, директором городской кибернетической школы, редактором сборника трудов городского научного семинара по механике, председателем жюри фестиваля-смотра художественной самодеятельности института. Неоднократно награждался почетными грамотами и получал благодарности за активное участие в общественной жизни института, в работе СНТО, за хорошую организацию уборки урожая, за участие в художественной самодеятельности, за победы в спортивных соревнованиях. За хорошую организацию городской кибернетической школы награжден в 1972 году Почетной грамотой Днепропетровской областной администрации. В 1975 году перевелся на должность старшего научного сотрудника НИЛ динамики и прочности подвижного состава для работы над докторской диссертацией. С 1977 по 1984 год работал доцентом кафедры «Строительная механика». Постоянно руководил дипломниками факультета вычислительной техники. Он был членом совета Научно-исследовательской работы студентов (НИРС) института, помощником декана факультета по НИРС, председате-

лем совета НИРС факультета. Принимал участие в работе общества «Знание», участвовал в работе методологического семинара «Философские вопросы современного естествознания». Вел большую научно-исследовательскую работу, был членом специализированного ученого совета по защите диссертаций К 114:07.01. В 1982 году повысил квалификацию при Московском институте инженеров железнодорожного транспорта, где ознакомился с постановкой курсов по сопротивлению материалов, строительной механике и теории упругости. В 1982 году В. Д. Данович защитил докторскую диссертацию на тему «Пространственные колебания вагонов на инерционном пути». В 1984 году был утвержден в должности профессора кафедры строительной механики.

С 1984 по 1997 год Виктор Данилович был профессором этой кафедры и старшим научным сотрудником Отраслевой научно-исследовательской лаборатории динамики и прочности подвижного состава. Работая в лаборатории, Виктор Данилович руководил выполнением научно-исследовательских работ, связанных с теоретическими и экспериментальными исследованиями динамики различных рельсовых экипажей, среди которых грузовые и пассажирские вагоны, локомотивы и специализированный подвижной состав. С 1997 по 2000 год профессор В. Д. Данович работает заведующим кафедрой «Путь и путевое хозяйство», а с 2001 года - профессором этой кафедры. В этот же период Виктор Данилович активно занимается общественной деятельностью. Он работает директором Днепропетровского регионального института социальных и общинных работников. Виктор Данилович руководил подготовкой 20 аспирантов и 1 докторанта. Он является автором более 150 научных работ. В 1984 году награжден знаком Министерства путей сообщения «Почетный железнодорожник», в 1986 году награжден «Почетным знаком» Министерства образования, а в 1989 году - медалью «Ветеран труда». Ушел из жизни Виктор Данилович 31 декабря 2003 года в г. Раанана (Израиль), где проходил лечение.

Основные направления научной деятельности:

- проблемы механики транспорта, в частности разработал математическую модель пространственных колебаний вагонов и локомотивов как многомассовых нелинейных механиче-

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету з^зничного транспорту, 2016, № 5 (65)

ских систем во время движения по прямым и кривым участкам железнодорожного пути;

- математическое моделирование динамической нагруженности различных рельсовых экипажей;

- определение рациональных параметров систем гашения колебаний вагонов и локомотивов;

- определение безопасных условий движения обычного и специализированного подвижного состава по магистральным участкам железных дорог;

- математическое моделирование подрель-сового основания в пространственной постановке для задач динамики рельсовых экипажей и взаимодействия их с железнодорожным путем;

- динамика традиционного и высокоскоростного рельсового транспорта;

- разработка новых конструкций ходовых частей вагонов и локомотивов;

- совершенствование методик проведения экспериментальных исследований различных рельсовых экипажей.

23 декабря 2016 года Виктору Даниловичу исполнилось бы 80 лет, но судьба распорядилась иначе, и уже двенадцать лет, как его нет с нами. Но светлая память о прекрасном человеке, педагоге и ученом - Дановиче Викторе Даниловиче - будет жить в наших воспоминаниях. От имени коллектива составителей выражаю благодарность жене В. Д. Дановича Элеоноре Ефимовне и сыновьям Игорю и Александру за помощь в подготовке материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Блохин, Е. П. Математическая модель пространственных колебаний четырехосного рельсового экипажа / Е. П. Блохин, В. Д. Данович, Н. И. Морозов. - Днепропетровск, 1986. - 39 с. - Рус. -Деп. в ЦНИИТЭИ МПС 29.09.86, №7252 ж.д.

2. Блохин, Е. П. Пространственная модель упругого подшпального основания / Е. П. Блохин, В. Д. Данович, А. А. Залесская // Механика транспорта: вес поезда, скорость, безопасность движения : межвуз. сб. науч. тр. / Днепропетр. гос. ун-т ж.-д. трансп. - Днепропетровск, 1994. - С. 4-14.

3. Данович, В. Д. Математическая модель пространственных колебаний сцепа вагонов / В. Д. Данович, Н. И. Морозов, В. А. Литвин // Проблемы механики ж.-д. транспорта. Повы-

шение надежности и совершенствование конструкций подвиж. состава : тез. докл. Всесоюз. конф. (Днепропетровск, май 1988 г.) / Днепропетр. ин-т инженеров ж.-д. трансп. -Днепропетровск, 1988. - С. 81-82.

4. Данович, В. Д. Математическая модель для исследования вертикальных колебаний системы «экипаж-САУ-путевая структура» // Высо-коскорост. назем. трансп. : межвуз. сб. науч. тр. - Новочеркасск, 1979. - С. 96-102.

5. Данович, В. Д. Математическая модель пространственных колебаний сцепа пяти вагонов, движущихся по прямолинейному участку пути / В. Д. Данович, А. А. Малышева // Транспорт. Нагруженность и прочность подвижного состава : сб науч. тр. / Днепропетр. гос. техн. ун-т ж.-д. трансп. - Днепропетровск :, 1998. -С. 62-69.

6. Данович, В. Д. Математическая модель рельсового экипажа, движущегося по инерционному пути, для исследования пространственных колебаний / В. Д. Данович, Е. Ю. Трубицкая // Матер. 33-й науч.-техн. конф. / Брянск. ин-т трансп. машиностроения. - Брянск, 1972. - С. 47.

7. Данович, В. Д. Моделирование соединительных элементов типа «сухое трение» в компьютерных программах для решения задач динамики рельсовых экипажей / В. Д. Данович,

B. А. Литвин // Проблеми мехашки залiзн. трансп. Динашка, надшнють та безпека рухомо-го складу : тези доп. IX Мжнар. конф. (29.0531.05.1996) / Дншропетр. ш-т iнженерiв залiзн. трансп. - Дншропетровськ, 1996. - С. 77.

8. Данович, В. Д. Модель рельсо-шпальной решетки в задачах взаимодействия подвижного состава и пути / В. Д. Данович, Н. В. Халипова, Н. Г. Чиликина // Проблемы взаимодействия пути и подвижного состава : тез. докл. Между-нар. науч.-практ. конф. (01.10.-02.10.1998) / Днепропетр. ин-т инженеров ж.-д. трансп. -Днепропетровск, 1998. - С. 9-10.

9. Данович, В. Д. О выборе расчетных параметров подрельсового основания по модели Власова / В. Д. Данович, В. С. Иккол // Тр. ДИИТа. - Днепропетровск, 1977. - Вып. 190/23. -

C. 53-56.

10. Данович, В. Д. О модели упругого основания с тремя и пятью параметрами / В. Д. Данович // Тр. ДИИТа. - Днепропетровск, 1975. - Вып. 158. - С. 73-76.

11. Данович, В. Д. О связи между параметрами континуальной и дискретной моделей пути / В. Д. Данович // Проблемы механики назем. транспорта : межвуз. сб. науч. тр. - Днепропетровск, 1978. - Вып. 198/20. - С. 45-50.

12. Данович, В. Д. Оценка влияния состояния тележки модели 18-100 на износ в паре «колесо-рельс» / В. Д. Данович, А. Г. Рейдемейстер // Транспорт : зб. наук. пр. / Дншропетр. держ. техн. ун-т залiзн. трансп. - Дншропетровськ, 1999. - Вип. 1. - С. 135-141.

13. Данович, В. Д. Применение компьютерного моделирования при анализе случаев схода в АРМ «Ревизор по безопасности» / В. Д. Данович, С. В. Мямлин, В. А. Литвинов // Ж.-д. транспорт сегодня и завтра : тез. докл. юбил. науч.-техн. конф. / Урал. гос. акад. путей сообщ. - Екатеринбург, 1998. - Ч. 1. -С. 256-257.

14. Исследование вертикальных колебаний вагонов при помощи электронных моделей / В. А. Лазарян, В. Д. Данович, Л. А. Манашкин, Л. С. Сокол // Тр. конф. по конструкции тележек вагонов. - Ленинград, 1967.

15. Исследование вертикальных колебаний четырехосного грузового вагона с помощью электронных моделей / В. А. Лазарян, Р. Б. Грановский, В. Д. Данович, Л. А. Манашкин. - Днепропетровск, 1970. - 6 с. - Рус. - Деп. в НИИЭИР, № Д-1844.

16. К вопросу о построении математической модели напольного устройства весомера с магнито-упругим датчиком / В. Д. Данович, Л. Л. Подольский. - Днепропетровск, 1977. - 12 с. -Рус. - Деп. в ЦНИИТЭИ МПС, № 518/77.

17. Математическая модель вынужденных колебаний системы «поезд-экипаж-путь» для оценки износа колеса и рельса / Е. П. Блохин, В. Д. Данович, М. Л. Коротенко, Л. А. Манашкин // Пробл. мехашки залiзн. трансп. Динамь ка, надшнють та безпека рухомого складу : те-зи доп. IX Мжнар. конф. (29.05-31.05.1996) / Днепропетр. ин-т инженеров ж.-д. трансп. -Дншропетровськ, 1996. - С. 59-60.

18. Математическая модель для исследования динамики электровоза / С. В. Мямлин, Е. П. Блохин, В. Д. Данович, Л. А. Недужая // Соврем. пробл. машиноведения : матер. Междунар. на-уч.-техн. конф. / М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. инж. акад., Гомел. политехн. инт им. П. О. Сухого. - Гомель, 1996. - С. 99-100.

19. Математическая модель пространственных колебаний магистрального грузового электровоза / Е. П. Блохин, В. Д. Данович, Л. А. Недужая. - Днепропетровск, 1996. - 12 с. - Рус. -Деп. в ГНТБ Украины 09.01.96, № 229-Ук96.

20. Математическая модель пространственных колебаний электровоза с модернизированной схемой соединения кузова с тележками / В. Д. Данович, М. Л. Коротенко, С. В. Мямлин,

Наука та прогрес транспорту. Вкник Дншропетровського нацюнального ушверситету з&шзничного транспорту, 2016, № 5 (65)

Л. А. Недужая // Транспорт. Повышение эффективности работы устройств электрического транспорта : межвуз. сб. науч. тр. / Днепропетр. ин-т инженеров ж.-д. трансп. - Днепропетровск, 1999. - С. 183-190.

21. Методические вопросы динамических испытаний рельсового колесного транспорта на вибробезопасность / Е. П. Блохин, Ю. М. Черка-шин, В. Д. Данович, М. Л. Коротенко, С. В. Мямлин, Р. Б. Грановский, В. Л. Горобец, Н. Я. Гаркави, Е. Ф. Федоров // Техн. механика.

- 2005. - № 1. - С. 131-143.

22. Моделирование неровности пути при исследовании на АВМ колебаний движущегося четырехосного экипажа / Р. Б. Грановский,

B. Д. Данович, Л. А. Манашкин, В. А. Музы-кин, Л. С. Сокол // Тр. ДИИТ. - Днепропетровск, 1971. - Вып. 103. - С. 89-96.

23. Мямлин, С. В. Ретроспективный анализ формирования научного потенциала Днепропетровского национального университета железнодорожного транспорта имени академика В. Ла-заряна / С. В. Мямлин, И. В. Агиенко // Наука та прогрес транспорту. - 2015. - № 2 (56). -

C. 7-38. - doi: 10.15802/stp2015/42158.

24. О моделях для исследования взаимодействия подвижного состава и пути / В. А. Лазарян, З. Г. Берман, Л. А. Гальченко, Р. Б. Грановский, В. Д. Данович, А. И. Залесский, С. И. Ко-нашенко, И. А. Литвин, Е. Ю. Трубицкая // Динамика и меры повышения эксплуат. надежности локомотивов в условиях ж. д. Урала и Сибири : тр. сетевой науч.-техн. конф. - Омск, 1973. - С. 174-177.

25. Обработка результатов ходовых испытаний железнодорожных вагонов с целью определения их динамических качеств / Е. П. Блохин, Л. А. Манашкин, В. Д. Данович, М. Л. Короте-нко, Р. Б. Грановский, С. В. Мямлин, Н. Я. Га-ркави, Е. Ф. Федоров // В1сп Академп шжене-рних наук Украни: Машинобудування. - 2002.

- № 4 (17). - С. 52-61.

26. Применение электронных моделей к исследованию взаимодействия пути и подвижного состава / В. Д. Данович, В. А. Лазарян, Л. А. Манашкин, Л. С. Сокол // Тез. докл. XVII науч.-техн. конф. ин-та / Днеп-ропетр. ин-т инженеров ж.-д. трансп. - Днепропетровск, 1967. - С. 29-30.

27. Myamlin, S. V. Development of scientific school of transport mechanics: artistic legacy of Ye. P. Blokhin / S. V. Myamlin, Т. O. Kolesnykova // Наука та прогрес транспорту. - 2014. - № 1 (49). - С. 7-21. - doi: 10.15802/stp2014/22657.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.