УДК 371.4
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3
Е. С. Гуляихина
УЧЕНИКИ ПЕСТАЛОЦЦИ В НОВОМ СВЕТЕ: ЭТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЖ. НИФА
В начале XIX в. на североамериканском континенте быстрыми темпами развивается промышленная революция. Возникает острая потребность в квалифицированных кадрах, необходимых на производстве. Их профессиональная подготовка связана со значительными трудностями, причина которых в отставании американского образования, которое было во многом скопировано с английской системы воспитания и обучения времен колониальных захватов. Для его модернизации и совершенствования приглашается ряд известных европейских специалистов в области образования. Такое предложение было сделано и Песталоцци, который не принял его, сославшись на свой преклонный возраст. Вместо себя он порекомендовал своего талантливого ученика Джозефа Нифа (1770-1854), который с удовольствием согласился переехать в Соединенные штаты, поскольку симпатизировал ценностям американской демократии.
В 1806 г. Дж. Ниф приезжает в США и с энтузиазмом принимается за создание новой школы. Перед ним возникает ряд методологических проблем, связанных с адаптацией школьной системы Песталоцци к новой социокультурной почве. К их числу относятся вопросы нравственного воспитания школьников, принадлежащих к разным религиозным конфессиям и имеющих свой набор духовных и моральных ценностей, отличающийся от других. Дж. Ниф достаточно успешно решает эту проблему.
Песталоцци и его ученик Дж. Ниф были убеждены, что школьное образование должно быть основано на этических принципах. По их мнению, каждый человек обладает по своей природе комплексной моральной, интеллектуальной и физической силой. Упорядоченное должным образом природосообразное школьное образование обеспечивало целостное развитие этих трех потенциалов. Дж. Ниф разделял позицию Песталоцци по вопросу о том, что каждый человек был наделен зародышами моральной силы в виде доброжелательности и любви — источника совершенного личностного становления. Развитие зародыша этой силы надо стимулировать и осуществлять в надлежащей образовательной среде, характеризующейся чувствами любви и безопасности. Она подобна идеальной среде дома, как у семейства Лингарда и Гертруды, главных героев педагогической новеллы Песталоцци, где дети любили и были любимы. В таком кругу семьи ребенок постепенно распространял свою любовь на членов семьи, где он любил своих собратьев, затем ребенок постепенно начинал любить Бога, Отца всех. К организации нравственной среды Песталоцци применил свою основную педагогическую стратегию «идти от ближнего к дальнему».
Гуляихина Евгения Сергеевна — аспирант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет; e-mail: [email protected]
© Е. С. Гуляихина, 2013
Несмотря на наличие большого сходства в педагогических теориях Дж. Нифа и Песталоцци, все же существовали значительные различия в области этических аспектов школьного образования. Исходя из принципов рационализма, американский педагог считал, что определенный нравственный порядок был присущ природным законам, управляющим Вселенной. Такая естественная мораль применима к каждому человеку как к участнику универсальной природы. Отказавшись от какой-либо попытки формального подхода к привитию моральных принципов, Дж. Ниф стремился побудить учеников интуитивно обнаруживать природные нравственные истины, присущие человеку. Он считал, что дети могли узнать, понять и соблюдать только такие этические правила, которые рационально выводимы из универсального нравственного закона. Следуя своему глубокому убеждению никогда не навязывать догматические или авторитарные своды нравственных заповедей, Дж. Ниф предполагал, что школьники должны стать «естественными» рационалистами [1, р. 23].
Романтический натурализм Ж.-Ж. Руссо оказал большее влияние на Песталоцци, нежели на Дж. Нифа. В своем произведении «Как Гертруда учит своих детей» швейцарский педагог описал природу на рационалистических основаниях так же хорошо, как и на романтических. Он исследовал природу как некий универсальный механизм так же, как это делали философы XVIII в., но время от времени уходил в поэтическую романтизацию природы как трансцендентной основы всего существования. Полагая, что дети любили прежде, чем они начинали думать и действовать, Песталоцци подошел к аксиологическому измерению образования с помощью моральных чувств доброжелательности, находящихся в добром сердце. В отличие от него, Дж. Ниф не был романтиком и структурировал этические ценности образования, прежде всего, как рационалистическую основу формирования личности. Он вводил нравственные вопросы в процесс обучения и воспитания посредством приобретения знаний.
Принимая во внимание особую восприимчивость детьми моральных принципов и непосредственно ставя своих учеников перед этическими проблемами, Дж. Ниф стремился к тому, чтобы, как и любое другое обучение, этическое образование происходило постепенно, шаг за шагом, с небольшой начальной абстрактностью или обобщенностью. Полагая, что дети в возрасте от девяти до десяти лет были особенно расположены к восприятию основ морали, Дж. Ниф не согласился с мнением Ж.-Ж. Руссо, считавшего такое обучение невозможным. По утверждению французского просветителя, «невозможно сформировать любую идею морального факта или социальных отношений до достижения возраста, являющегося причиной этого. Поэтому использование терминов, выражающих такие идеи, по мере возможности следует избегать, опасаясь, что ребенок приложит к этим словам ложные идеи, которые невозможно будет искоренить в более позднее время. Со своей стороны я не видел детей глупее тех, которые много рассуждали об этом» [2, р. 89-90]. Дж. Ниф не принимал релятивистское мнение философов, которые полагали, что мораль относительна, не имеет определенных правил и полностью зависит от времени и обстоятельств. Он утверждал, что существование всеобщего морального порядка есть этическая основа ценностей системы образования. Его система школьного образования была основана на ней, как «на недвижимой скале». Педагог считал, что поскольку человек является частью нравственного порядка, то он способен приобретать моральные знания [1, р. 83-84].
При построении этической основы школьного образования Дж. Ниф опирался на семь постулатов. Он признавал то, что, во-первых, Творец существует; во-вторых, жизнь человека идет благодаря удовлетворению его потребностей; в-третьих, права личности вытекают из ее естественных потребностей; в-четвертых, существует общая человеческая природа, которая лежит в основе универсальных потребностей человека; в-пятых, удовлетворение потребностей индивида ставит его в зависимость от других людей; в-шестых, человек обладает личными правами и обязанностями; в-седьмых, каждый человек имеет свои законные обязанности [1, р. 80]. Исходя из этих фундаментальных принципов, Дж. Ниф построил свою систему нравственного воспитания. Так, вместо того, чтобы спрашивать школьников (как это обычно делало большинство преподавателей катехизиса): «Что есть Бог?», он задавал сначала гораздо более простой вопрос ученикам: «Есть ли у вас руки?». Система вопросов была разработана им для того, чтобы каждый ученик осознал отличие себя от других. Ведь каждый человек был в «эксклюзивном владении собственной персоны, и имел большое количество очень мелких, любопытных и полезных вещей таких, как глаза, уши, язык, речь, воля и память» [1, р. 75-76]. После определения того, что каждый человек обладает личными потенциалами и характеристиками, учащиеся рассматривали их источник или происхождение. Дж. Ниф говорил, исходя из того, что его подопечные будут принимать существование «всемогущего Создателя» в качестве такого источника. «Мы его должны называть Богом и это будет очень естественно для наших исследующих умов; так как мы разумные существа; от Него мы получили наш разум; поэтому Он есть источник, фонтан разума. Как бесконечно разумный, Он должен быть собой» [1, р. 76-77]. Вместо теистической концепции в иудео-христианском смысле личного Божества, взгляд Дж. Нифа на Бога напоминает концепцию деизма, в соответствии с которой сверхразумный интеллект создал человека и Вселенную. После установления своих персональных отличий и великого «неизвестного дарителя» школьники проводили дальнейшее изучение и делали новые открытия. Они приходили к выводу, что владение человеком телом и умом приводило его к потребностям, и поэтому Бог дал человеку «неоспоримое право удовлетворить эти потребности» [1, р. 78].
Американский просветитель утверждал, что поскольку естественные продукты удовлетворяют потребность человека в пище, то каждый человек имеет право на долю этих продуктов. Он может и должен применять свои физические и умственные силы, чтобы удовлетворить свои потребности. При этом человек сталкивается с другими людьми, такими, как он сам, которые задолжали своим существованием тому же Творцу, испытывали те же желания и обладали теми же правами. Создатель наделил каждого человека правом удовлетворения своих потребностей, не встречая препятствий со стороны собратьев. Так как все люди обладают одними и теми же основными потребностями, то они создают общество с экономическими, политическими и социальными средствами удовлетворения общих потребностей. При обсуждении отношения личности к обществу деятельность людей должна соответствовать принципу: «Не поступай с другими так, как ты не сделал бы для себя».
Дж. Ниф полагал, что этическое образование должно включать в себя мораль без догматического идеологического влияния. Несколько раз за время своей педагогической деятельности в Соединенных Штатах он был обвинен в атеистическом развращении нравственности молодежи. Весь его образовательный эксперимент в Но-
вой Гармонии, созданной Робертом Оуэном, подвергся критике как источник безбожия. В трактате «Эскиз плана и метода образования» Дж. Ниф выразил мысль, что все религиозные системы состоят из двух частей — догмы и морали. Педагог полагал, что его школа не будет участвовать в доктринальной полемике, но научит общей морали, которая будет в согласии со всеми религиями. Его ученики принадлежали к разным религиозным конфессиям, и их родители желали, чтобы они были обучены в рамках конкретной догмы. Поэтому Дж. Ниф решил быть беспристрастным и не вмешиваться в вопросы религиозной доктрины [1, р. 75]. Педагог был убежден, что, несмотря на доктринальные и ритуальные различия, все религиозные конфессии отражают общую мораль, которая универсальна для людей всего мира. Так как все мировые религии смотрели «на хорошего, полезного, благотворного, добродетельного человека, как на украшение для общества», то педагог намеревался изучать этические аспекты в процессе образования с точки зрения общечеловеческой морали, которая вплетена во все стороны жизни общества [1, р. 75]. Таким образом, универсальная этическая система воспитания была им создана без доктринальных наслоений.
Принятием учения «общего христианства» Дж. Ниф предлагал компромисс, который был введен позднее педагогами общей школы конца XIX в. Его взгляд на общую естественную мораль, очевидный для рациональных людей, превысил компромисс «общего христианства», который означал безденоминационный, объединяющий все религии протестантизм. Этическое учение Дж. Нифа перешло границы протестантского и католического христианства и включило элементы восточных религиозных и этических систем. Как и философы XVIII в., он считал, что различные этические кодексы, являющиеся частями великих мировых религий, на самом деле отражали естественную мораль, общую для всех людей, в силу их рационального характера.
Дж. Ниф и Песталоцци составили оппозицию катехизическому обучению и отвергли исключительно вербальное образование и его догматическую идеологическую составляющую. В конце XVIII в. и начале XIX в. начальные школы, как правило, организовывались под эгидой какой-либо конфессии. В них основная часть обучения базировалась на запоминании катехизиса. Пресвитериане, лютеране, баптисты и католики, а также представители других религиозных направлений имели свой вариант катехизиса, который изучался и запоминался детьми. Катехизический подход заключался в запоминании вопросов и ответов, каждый из которых соответствовал какому-либо религиозному принципу. Хотя изложение заученного ответа придавало внешний вид соответствия и приверженности вере, но это говорило лишь о том, что, взрослея, ученик лишь зазубрил формулы религиозной практики и этического поведения. Основным обоснованием такого метода было то, что это готовило ребенка к защите своей веры от критики других религий и атеизма. Так, Вестминстерский Краткий Катехизис получил широкое распространение в Соединенных Штатах в XVII-XVШ вв. Хотя позднее были созданы и другие катехизисы, основная стратегия обучения оставалась прежней. Краткий Катехизис состоял из ста семи вопросов и ответов, которые дети должны были запомнить [3, р. 96-97].
Отказ Песталоцци от катехизического метода вовлек его в конфликт, который произошел в школе для бедных детей в г. Бургдорфе. Их родители потребовали его отставки. Дж. Ниф также составлял оппозицию консервативному общественному
мнению со своей универсальной природосообразной этической системой. Осуждая катехизический метод как репрессивную систему, в которой ребенок вынужден зубрить вопросы и ответы, «как попугай», Дж. Ниф утверждал, что ученик при таком обучении не понимает ни вопроса, ни ответа [1, р. 76].
Дж. Ниф и Песталоцци разошлись в идеях по вопросу гражданского воспитания касательно взаимоотношений человека с государством и обществом. Являясь республиканцем по духу, Дж. Ниф с радостью принял как американскую, так и французскую революции. Он определял свою школу как конституционную республику с самоуправлением, где каждый ученик имеет один голос в принятии решений классом. Дж. Ниф объявил, что, несмотря на то, что он является учителем, тем не менее, он тоже будет иметь только один голос. В свою очередь Песталоцци применил теорию патерналистской доброжелательности к политической и гражданской жизни. Как домашний круг регулируется любящими родителями, так и в более широком социальном контексте будут править доброжелательные губернаторы. Одно время Песталоцци даже был согласен с идеями «просвещенного деспотизма» как средства инициирования образовательных и гуманитарных реформ [4, р. 123]. Но когда «просвещенной деспотии» не удалось провести общественные реформы, он с большими надеждами встретил Великую французскую революцию и Швейцарскую Республику. Позже, однако, Песталоцци отпрянул от якобинства, поскольку считал это движение «эксцессами обезглавленной народной массы». В своей школе он не инициировал школьное самоуправление на демократических принципах, а скорее был «Папой Песталоцци» — доброжелательной фигурой отца.
Хотя существует тесная взаимосвязь педагогических принципов Песталоцци и Дж. Нифа, но существует и значительная разница в их гражданских взглядах. Американский педагог видел верхние и нижние классы «запертыми» в конфликте, заключающемся в паразитическом использовании ничего не производящими высшими классами результатов труда рабочих и крестьян [5]. В Новой Гармонии, созданной Робертом Оуэном, Дж. Ниф присоединился к группе самоназванных республиканцев, которые составляли оппозицию ее основателю и считали его деспотом.
В своих взглядах на гражданство Дж. Ниф быстро адаптировался к эгалитаризму и с гордостью называл себя «провинциалом», поскольку такой социальный статус позволял не делать классовых различий между аристократами и рабами. Дж. Ниф создал модель воспитания гражданина, которая основывалась на принципе самоуправления, природосообразном образовании и формировании республиканской гражданской позиции. Он признавал моральными ценностями то, что было связано с социальными обязательствами человека, решая этическую проблему в контексте результатов действий, совершенных им. Педагог утверждал, что его моральная система базируется на одном неоспоримом факте: каждое чувствующее существо стремится избежать вреда. Исходя из своего убеждения о способности человека различать модели естественной морали, которая функционирует во Вселенной, Дж. Ниф сделал в школе так, что его ученики не воспринимали пассивно все то, что им говорилось, а формировали свои собственные убеждения и мировоззрение.
Американский педагог внес значительный вклад в развитие теории правового воспитания [6]. Он не разделял мнение о том, что дети не должны знать о существовании социального зла. В ходе подготовки к роли активного члена общества они
должны быть ознакомлены с опасностями, которые окружают их в жизни. Чтобы избежать социальной и финансовой катастрофы, дети должны знать, что есть «мошенники, обманщики и самозванцы всякого рода и вида» [1, p. 28]. Также Дж. Ниф считал, что его ученикам не помешает получать удовольствие от жизни, несмотря на возможность доминирования в массовом сознании некоторых спекулятивных богословских или метафизических систем. Поскольку его воспитанники не будут «осуществлять свои рассуждения на химерических гипотезах, либо в строительстве пустых систем» [1, p. 29]. Он попытался осуществить идею самоуправляемой школьной республики в городке Фолз Шаулкилль и Новой Гармонии. Конституцию школьной республики Дж. Ниф начал с устава, гласившего: «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». В ней были указаны неотъемлемые права и неизменные обязанности, выведенные из естественных прав и свобод человека. Все другие законы, которых здесь было немало, должны были быть только следствиями и объяснениями этого категорического императива. При установлении конституционной власти в школе уменьшился непосредственный контроль учителем дисциплины в классе. Дж. Ниф весьма успешно осуществлял раннюю правовую социализацию американских граждан [7]. Его школьная республика имела законодательную, судебную и исполнительную ветви власти. Учащиеся имели даже свою собственную «милицию», следящую за порядком. Любой ученик, обвиняющийся в нарушении Конституции школы, мог пользоваться свободой и защищаться от обвинителя. Если жюри, состоящее из педагогов и его одноклассников, признавало обвиняемого невиновным, то обвинитель обязан был претерпеть такое же наказание, которое получил бы обвиняемый в случае его осуждения [1, p. 82].
Таким образом, наличие универсальной этической компоненты в системе школьного образования позволяет интегрировать в единый коллектив учеников, принадлежащих к разным религиозным конфессиям. Далеко уйдя от этических принципов патерналистской «школьной семьи» Песталоцци, его ученик Дж. Ниф со своей «школой-республикой» мог бы чувствовать себя вполне комфортно среди выдающихся новаторов XXI в. и их инноваций, а также среди других прогрессивных педагогов-гуманистов, чьи теории центрированы на личности ребенка. Несмотря на оптимизм Дж. Нифа в отношении необходимости создания и развития самоуправляемой школьной республики, основанной на принципах рациональной этики, следует отметить, что она достаточно быстро прекратила свое существование. Во многом это было связано с провалом социального эксперимента Р. Оуэна по созданию на коммунистических принципах самоуправляемой общины. Тем не менее, как показывает педагогический опыт Дж. Нифа, школьная республика, как форма организации обучения и нравственного воспитания детей, имеет огромный духовный и интеллектуальный потенциал, который следует использовать современным педагогам.
Литература
1. Neef J. N. Sketch of a plan and method of education. N. Y.: [s. n.], 1808. 168 p.
2. Ford P. L. The New-England primer: a history of its origin and development. N. Y.: Teachers college, Columbia University, 1962. 354 p.
3. Johnson C. Old-time schools and schoolbooks. N. Y.: Dover Publications, 1963. 310 p.
4. Gutek J. L. Joseph Neef: The Americanization of Pestalozzianism. Tuscaloosa: University of Alabama Press, 1978. 159 p.
5. Maclure W. Opinions on Various Subjects, Dedicated to the Industrious Producers: In 3 Vols. New Harmony: Printed at the School Press, 1831-1838. Vol. 1, 483 p. URL: http://books.google.ru/books?id=4ZcV AQAAIAAJ&printsec=frontcover&hl=ru v=onepage (дата обращения: 30.11.2012).
6. Гуляихин В. Н., Широ С. В. Концептуальные подходы к теории и практике правовой социализации человека // Право и образование. 2012. № 8. С. 59-67.
7. Гуляихин В. Н., Широ С. В. Субъекты ранней правовой социализации человека // Право и образование. 2012. № 3. С. 90-99.
Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.