Научная статья на тему 'Учение Платона о бытии и устойчивость'

Учение Платона о бытии и устойчивость Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
10791
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ / БЫТИЕ / ИДЕЯ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / ОНТОЛОГИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / УЧЕНИЕ ПЛАТОНА / ANCIENT PHILOSOPHY / EXISTENCE / IDEA / MODELING / ONTOLOGY / STABILITY / PLATO’S DOCTRINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трофимова Юлия Александровна

В статье рассматривается трактовка бытия в учении древнегреческого философа Платона. Отмечается, что бытие как мир идей характеризуется как вечное и неизменное, как «тождественное самому себе», бытие представляется устойчивым, а также противостоящим становлению и изменению. Вещи не постоянны и подвержены изменениям. За изменчивыми вещами разум обнаруживает устойчивое «подлинное бытие». «Подлинное бытие» мир идей, а мир чувственно воспринимаемых вещей это только кажущееся существование. Уточняется понятие устойчивости, отмечается важность осмысления темы устойчивого и изменчивого для разработки понятия конструирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the interpretation of existence by the ancient Greek philosopher Plato. It is shown that existence as the world of ideas is characterized as eternal and unchangeable, as “identity to itself”; existence is considered stable and an antithesis to formation and alternation. Things are unstable and changeable. Beyond changeable things stable “true existence” can be discovered. “True existence” is the world of ideas, and the world of perceptual things is superficial existence. The author clarifies the notion of stability, emphasizes the importance of studying the problem of permanent and changeable when developing the conception of “modeling”.

Текст научной работы на тему «Учение Платона о бытии и устойчивость»

https://doi.orq/10.30853/manuscript.2018-9.21

Трофимова Юлия Александровна

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О БЫТИИ И УСТОЙЧИВОСТЬ

В статье рассматривается трактовка бытия в учении древнегреческого философа Платона. Отмечается, что бытие как мир идей характеризуется как вечное и неизменное, как "тождественное самому себе", бытие представляется устойчивым, а также противостоящим становлению и изменению. Вещи не постоянны и подвержены изменениям. За изменчивыми вещами разум обнаруживает устойчивое "подлинное бытие". "Подлинное бытие" - мир идей, а мир чувственно воспринимаемых вещей - это только кажущееся существование. Уточняется понятие устойчивости, отмечается важность осмысления темы устойчивого и изменчивого для разработки понятия конструирования. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2018/9/21.Ит!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2018. № 9(95) C. 99-102. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2018/9/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

ALTERNATIVE COLLECTIVISM: INNER CHARACTERISTICS OF THE TRADITIONAL CHINESE SOCIETY

Sukhomlinova Viktoriya Vladimirovna

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO University) pavlenko1993@gmail. com

The article aims to show how the social structure of the traditional Chinese society was formed and how this process influenced the formation of such features of the Chinese mentality as the tendency to develop a hierarchy, situationality, orientation at the inner circle. The author proposes a comprehensive model of social and personal elements interaction in the social life of ancient China. The paper analyzes the socio-economic backgrounds for the origin of "voluntary" collectivism in China. The author reveals the essence of this phenomenon and argues that in ancient China social integration occurred due to horizontal integration of private relations, not vertical subordination of individuals to the code of universal principles. The author shows how such a type of collectivism influenced the Chinese mentality and political culture.

Key words and phrases: philosophy of culture; Chinese philosophy; traditional society; hierarchical nature; social structure; personality; Confucianism; social organization; cyclical development.

УДК 111 Дата поступления рукописи: 12.07.2018

https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-9.21

В статье рассматривается трактовка бытия в учении древнегреческого философа Платона. Отмечается, что бытие как мир идей характеризуется как вечное и неизменное, как «тождественное самому себе», бытие представляется устойчивым, а также противостоящим становлению и изменению. Вещи не постоянны и подвержены изменениям. За изменчивыми вещами разум обнаруживает устойчивое «подлинное бытие». «Подлинное бытие» - мир идей, а мир чувственно воспринимаемых вещей - это только кажущееся существование. Уточняется понятие устойчивости, отмечается важность осмысления темы устойчивого и изменчивого для разработки понятия конструирования.

Ключевые слова и фразы: античная философия; бытие; идея; конструирование; онтология; устойчивость; учение Платона.

Трофимова Юлия Александровна, к. филос. н.

Омский государственный университет путей сообщения jual82@mail. ru

УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О БЫТИИ И УСТОЙЧИВОСТЬ

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 17-33-01033-ОГН ОГН-МОЛ-А2 «Конструирование устойчивой модели социальной реальности».

Одним из понятий, относящихся к области философского исследования, является понятие «устойчивость». В настоящее время разработка понятия «устойчивость» представляется актуальной для исследования устойчивости изменяющейся и конструируемой человеком социальной реальности. История философской мысли свидетельствует о том, что уже в античной философии присутствовало обращение к осмыслению устойчивого и изменчивого. Сразу напрашивается в качестве примера тезис Парменида о неподвижности и неизменности умопостигаемого бытия и наличии изменений в мире чувственно воспринимаемых вещей. В учении Демокрита изменчивые вещи состоят из неизменных, обладающих устойчивостью атомов [11]. Продолжая исследование трактовки устойчивого в античной философии, следует обратиться к рассмотрению учения Платона о бытии. При этом учение Платона будет рассматриваться с точки зрения идеи конструирования.

Задачи исследования, реализуемые в данной статье: во-первых, уточнить значение понятия «устойчивость», сравнить толкование данного понятия в философии и в языковой традиции; во-вторых, рассмотреть учение Платона о бытии, чтобы отметить трактовку устойчивости.

В «Философском энциклопедическом словаре» дается следующее определение данного понятия: «Устойчивость - постоянство, пребывание в одном состоянии; противоположность - изменение» [12, с. 470]. При этом противоположное понятие «изменение» определяется следующим образом: изменение - это «превращение в другое, переход из одного качественного определенного бытия в качественно другое определенное бытие» [Там же, с. 172]. Устойчивость предполагает постоянство, сохранение некоторого состояния. Изменение как противоположность устойчивости предполагает, соответственно, не сохранение определенного состояния, а переход в другое состояние, смену качества.

А. Ш. Руди отмечает, что понятие «устойчивость» выражает сохранение сущностных свойств объектов, несмотря на внешние и внутренние воздействия: «...понятие устойчивости, отражающее способность объектов

100

^БЫ 2618-9690. № 9 (95) 2018

к сохранению сущностных свойств, независимо от претерпеваемых ими воздействий внутреннего и внешнего характера...» [10, с. 24].

Итак, устойчивость противоположна изменению. Устойчивость можно определить как постоянство, как неизменность, как сохранение определенного состояния. Это ключевая идея, которую выражает понятие «устойчивость».

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова приводятся два значения прилагательного «устойчивый». В первом значении «устойчивый» толкуется «как твердо стоящий, как стоящий так, чтобы не падать» (например, «устойчивая лодка», «устойчивое равновесие»). Во втором, переносном значении «устойчивый» определяется как «не подверженный колебаниям», как «постоянный, стойкий, твердый» (например, «устойчивые урожаи», «устойчивая валюта», «устойчивые взгляды») [4, с. 730]. Эти значения объединяет то, что слово «устойчивый» не предполагает изменений и указывает на то, что остается постоянным.

Обратим внимание на второе значение слова «устойчивый». В переносном значении «устойчивый» рассматривается как «постоянный и не подверженный колебаниям». Примечательно, что одно из значений слова «колебаться» содержит указание именно на потерю устойчивости; «колебаться» значит: «Терять устойчивость, прочность и прежнее значение. Цены колеблются. Авторитет колеблется» [Там же, с. 243].

В Словаре русского языка Т. Ф. Ефремовой существительное «устойчивость» предполагает обращение к прилагательному «устойчивый». Слово «устойчивый», как и в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, также наделяется двумя значениями, указывающими на то, что остается неизменным, постоянным. В первом значении «устойчивый» рассматривается как «твердо стоящий, как не падающий и не колеблющийся». В другом, переносном значении «устойчивый» определяется как «не поддающийся чьему-либо влиянию», как «твердый, стойкий, надежный» [2, с. 874].

Итак, ключевая идея, которая содержится в понятии «устойчивость», прослеживается при толковании слова «устойчивый» в языковой традиции.

Обратимся к представлению о «подлинном бытии» как устойчивом, которое содержится в учении древнегреческого философа Платона. Платон как представитель объективного идеализма допускал объективное, независимое от сознания человека существование духовного первоначала, которым являются идеи. Согласно его учению, мир идей существует не только отдельно, независимо от сознания человека, но и отдельно от мира чувственно воспринимаемых вещей. Помимо идей, другим первоначалом является материя.

Согласно Диогену Лаэртскому, Платон считал область чувственно воспринимаемого изменчивой и называл ее «не-сущим». В то же время чувственно воспринимаемое называлось Платоном не только «не-сущим» («по непрерывному изменению»), но и «сущим» из-за своего происхождения («по своему порождению»). Идеи трактуются как не движущиеся [3, с. 169].

Б. Рассел, рассматривая учение об идеях Платона, отмечал, что, например, идея справедливости включает то общее, что содержится во множестве частных случаев справедливости. При этом идея противостоит вещам как то, что является неподвижным, неизменным, постоянным, вечным. Сверхчувственный, неизменный мир идей оказывается более реальным, чем мир вещей [9, с. 82].

Разбирая трактовку бытия в учении Платона, А. Л. Доброхотов указывал на противопоставление бытия и видимости: «Бытие и видимость существуют совершенно раздельно...» [1, с. 45]. Противопоставление бытия и видимости соотносится с противопоставлением мышления и ощущения. Мир видимости характеризует вечное становление. Идея же не подвержена никаким переменам [Там же].

А. Н. Чанышев, рассматривая учение Платона, отмечал, что трактовка бытия Платоном является антидиалектической и его идеализм метафизичен. В учении Платона противостоят, с одной стороны, кажущийся, нереальный чувственный мир, а с другой стороны, - действительный, реальный, вечный и неизменный идеальный мир («подлинное бытие»). Идеальный мир, бытие составляют идеи. Изменению и становлению противостоит вечное и неизменное бытие [13, с. 332]. При этом и А. Л. Доброхотов, и А. Н. Чанышев указывают на сходство трактовки бытия (идей) в учении Платона с пониманием бытия в учении элеатов: «Идее как объекту истинного познания соответствуют предикаты элейского бытия...» [1, с. 45]; «Бытие Платона своей неизменностью и вечностью похоже на бытие Парменида» [13, с. 332].

Итак, в учении Платона совокупность чувственно воспринимаемых вещей противостоит вечному и неизменному миру идей. Обратим внимание на то, что противопоставление мира вещей и мира идей предполагает различие их онтологического статуса. Мир вещей характеризуется как видимое, кажущееся, неподлинное существование. Мир идей, в отличие от мира вещей, рассматривается как обладающий реальным, действительным существованием; мир идей - это «подлинное бытие». «Подлинное бытие» непосредственно не наблюдается человеком в процессе его жизнедеятельности. Человеку доступно восприятие вещей. Вещи воспринимаются человеком с помощью его органов чувств, а идеи, недоступные органам чувств человека, познаются с помощью разума.

Обратимся к первоисточникам, чтобы проследить и уточнить характеристику мира вещей и мира идей, а также их противопоставление.

В работе Платона «Тимей» различаются и противопоставляются «вечное, не имеющее возникновения бытие» и «вечно возникающее, но никогда не сущее». «Вечное, не имеющее возникновение бытие» - «вечно тождественное бытие», оно познается размышлением, рассуждением, т.е. с помощью разума. «Вечно возникающее, но никогда не сущее» - то, что не «существует на самом деле», ему свойственны гибель и возникновение; то, что познается не размышлением, а через ощущения и связывается с областью мнения. В диалоге «Тимей» утверждается, что у того, что возникло, необходимо должна быть причина его возникновения.

Демиург, создающий вещи, ориентируется на определенный первообраз. То, что создано, будет прекрасным, только если первообразом является вечное, тождественное и неизменное, а не то, что характеризуется возникновением. Поскольку космос прекрасен и его демиург рассматривается как «наилучшая из причин», то первообраз был тождественным и неизменным [7, с. 432-433]. В «Тимее» отмечается: «Но для всякого очевидно, что первообраз был вечным: ведь космос - прекраснейшая из возникших вещей, а его демиург -наилучшая из причин. Возникши таким, космос был создан по тождественному и неизменному [образцу], постижимому с помощью рассудка и разума» [Там же, с. 433]. Обратим внимание на то, что первообраз, по которому устроен прекрасный космос, характеризуется как вечный, тождественный и неизменный. Отсутствие изменений, тождественность, вечность, отсутствие возникновения позволяют добавить еще одну характеристику первообраза, а именно - его устойчивость.

В работе Платона «Государство» при описании философов проводится различие между знанием, мнением и незнанием. Обратим внимание на то, что мнение располагается Платоном посередине между знанием и незнанием. Не существующее, т.е. небытие непознаваемо, ему соответствует незнание; познается то, что существует (чистое бытие). Знание возникает, когда речь идет о познании бытия. Мнение возникает по поводу того, что является то существующим, то не существующим. Мнение предполагает, что человек только мнит, но не познает; познаваемое отличается от мнимого [6, с. 862-864].

Платон приводит следующий пример, когда человек отрицает существование идеи прекрасного. Такой человек обращен не к единой идее прекрасного, а к множеству прекрасных вещей. Но среди множества прекрасных вещей найдется безобразное. В одном отношении вещи окажутся прекрасными, а в другом отношении могут оказаться безобразными [Там же, с. 864-865]. Платон отмечает, что «ни о какой вещи нельзя твердо предполагать, что она такая или иная...» [Там же, с. 865]. Область мнения, находящуюся посередине между знанием и незнанием, составляют суждения, с которыми большинство людей согласны: «...общепринятые суждения большинства относительно прекрасного и ему подобного большей частью колеблются где-то между небытием и чистым бытием» [Там же].

Большинству людей свойственно отрицать существование идей: толпа не соглашается с существованием «красоты самой по себе», но допускается существование отдельных красивых вещей, толпа отрицает существование сущности каждой вещи, для нее существует лишь множество вещей [Там же, с. 874]. Платон разграничивает то, что составляет «подлинное бытие», и то, что «лишь кажется существующим». Вещи - «лишь кажутся существующими», они не относятся к «подлинному бытию» [Там же, с. 871]. Познание у большинства людей происходит на уровне чувственного восприятия вещей. Только философы обращаются к познанию «подлинного бытия», к познанию именно сущности вещей. Итак, философы познают бытие: «...философы -это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей...» [Там же, с. 866]. Философ - это тот, кто «ценит все существующее само по себе...» [Там же, с. 865]. Областью философского исследования является бытие, состоящее из идей. Идеи познаются только разумом, они не доступны органам чувств человека.

Обратим внимание на характеристику того, что познает философ: познается «вечно тождественное самому себе», «вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие» [Там же, с. 866], «подлинное бытие» [Там же, с. 871], а не кажущееся существование (мир вещей). Оказывается, что философ познает (а не мнит) «подлинное бытие», которое является тождественным, вечным (а не временным) и неизменным, бытие, которому не свойственны возникновение, уничтожение, становление.

Существует множество конкретных вещей, и существуют идеи как сущности этих вещей. Философ познает «подлинное бытие», познает именно сущность вещей. Вещи подвержены изменениям, а их сущности, т.е. идеи, составляют область устойчивого «подлинного бытия». За изменчивыми вещами с помощью разума обнаруживается их устойчивая сущность. Изменчивое предполагает устойчивое.

В работе Платона «Федон» описывается диалог между Сократом и Кебетом, в котором есть обсуждение темы изменчивого и того, что остается неизменным. Все то, что существует само по себе, или бытие, является одинаковым в любое время и неизменным ни при каких условиях; эти «неизменные [сущности]», являющиеся безвидными и незримыми, постигаются размышлением. Вещи, которые человек воспринимает с помощью своих органов чувств (вещи можно увидеть), подвержены изменениям. Например, прекрасное само по себе является одинаковым и неизменным, а множество прекрасных вещей (например, прекрасные люди, прекрасные кони, прекрасные плащи) будут изменяться [8, с. 34].

В итоге Сократ и Кебет приходят к разделению всего сущего на два вида - зримое и безвидное. Зримое постоянно изменяется, а безвидное является неизменным. Сократ отмечает: «- Итак, с твоего разрешения, мы установим два вида сущего - зримое и безвидное. / - Согласен. / - Безвидное всегда неизменно, а зримое непрерывно изменяется? / - Примем и это, - согласился Кебет» [Там же]. Основная характеристика двух видов сущего предполагает различение того, что не изменяется, и того, что изменяется.

Таким образом, в учении Платона существование идей как истинное и «подлинное бытие» противопоставляется существованию вещей. Бытие трактуется Платоном как вечное, неизменное, как всегда одинаковое, как «тождественное самому себе». Данные характеристики бытия согласуются с признаками, входящими в определение понятия «устойчивость», а именно: постоянство, неизменность, сохранение некоторого состояния. И поэтому бытие в данной трактовке следует рассматривать как обладающее устойчивостью. Идеи являются неизменными, а мир идей, в отличие от изменчивых вещей, представляется устойчивым. Получается, что пару противоположных понятий - «устойчивость» и «изменение» - можно соответственно сопоставить с понятиями «подлинное бытие» и «становление».

102

ISSN 2618-9690. № 9 (95) 2018

Только познание с помощью разума позволяет человеку за миром изменчивых, непостоянных, временных вещей обнаружить мир идей, «подлинное бытие», которое является устойчивым. Устойчивое скрыто за изменчивым. Подлинно существующим оказывается не то, что воспринимается человеком с помощью его органов чувств. Наблюдаемые человеком изменчивые вещи, характеризующиеся кажущимся, неподлинным существованием, противостоят подлинному существованию неизменных идей. Реальным, действительно существующим признается то, что составляет область устойчивого, а не изменчивого. Следует обратить внимание на то, что, исходя из учения Платона, отмеченное выше значение понятия «устойчивость» может быть дополнено: устойчивость характеризует то, что реально, действительно существует.

Обращение к истории философской мысли, а именно - к трактовке устойчивого и изменчивого, представляется необходимым для разработки понятия «конструирования», область применения которого не совпадает исключительно с технической областью. Конструирование предполагает преобразование, изменение, дополнение изначальной естественной реальности, в результате чего формируется искусственная реальность. Искусственная реальность, в отличие от естественной реальности, возникает и развивается только благодаря деятельности человека. Конструирование ориентировано именно на изменение естественной реальности.

Конструирование предполагает признание существования не одной, а нескольких реальностей (различных сфер бытия), обладающих неодинаковыми характеристиками. Так, конструирование допускает существование как минимум двух реальностей - естественной и искусственной. Вообще, философскому мировоззрению свойственно утверждать существование не одной реальности, а ряда реальностей. В современной онтологии исследуются, например, социальная реальность, виртуальная реальность, художественная реальность, научная реальность [5, с. 27]. Сконструированная искусственная реальность, являющаяся результатом преобразования человеком изначальной естественной реальности, с учетом способа существования ее объектов может быть представлена через множество частных сконструированных реальностей.

Итак, в учении Платона происходит отход от того, что непосредственно воспринимается, т.е. от мира изменчивых вещей, и следует обращение к рационально постижимому непосредственно не воспринимаемому миру идей. Разум человека способен обнаруживать, постигать идеи. Мир идей является рационально конструируемым человеком, идеальным и устойчивым «подлинным бытием». Мир вещей и мир идей обладают разным онтологическим статусом. То, что конструируется и является устойчивым, есть «подлинное бытие», а не кажущееся существование.

Список источников

1. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986. 248 с.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2-х т. М.: Русский язык, 2000. Т. 2. 1088 с.

3. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. 620 с.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Екатеринбург: Урал-Советы (Весть), 1994. 800 с.

5. Петренко Ю. А. Идея множественности реальностей в философии // Омский научный вестник. 2006. № 7 (43). С. 25-28.

6. Платон. Государство, или О справедливости // Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2016. С. 748-970.

7. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; примеч. А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 421-500.

8. Платон. Федон // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса,

A. А. Тахо-Годи; примеч. А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1999. С. 7-80.

9. Рассел Б. Проблемы философии // Рассел Б. Избранные труды / вступ. ст. В. А. Суровцева; пер. с англ. В. В. Целищева,

B. А. Суровцева. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2009. С. 33-120.

10. Руди А. Ш. Устойчивость бытия в музыкальном мировосприятии // Ценности и смыслы. 2011. № 6. С. 24-31.

11. Трофимова Ю. А. Парменид и Демокрит: учение о бытии и устойчивость // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 9 (83). С. 194-196.

12. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2006. 576 с.

13. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 1999. 703 с.

PLATO'S DOCTRINE OF EXISTENCE AND STABILITY

Trofimova Yuliya Aleksandrovna, Ph. D. in Philosophy Omsk State Transport University jual82@mail. ru

The article analyzes the interpretation of existence by the ancient Greek philosopher Plato. It is shown that existence as the world of ideas is characterized as eternal and unchangeable, as "identity to itself"; existence is considered stable and an antithesis to formation and alternation. Things are unstable and changeable. Beyond changeable things stable "true existence" can be discovered. "True existence" is the world of ideas, and the world of perceptual things is superficial existence. The author clarifies the notion of stability, emphasizes the importance of studying the problem of permanent and changeable when developing the conception of "modeling".

Key words and phrases: ancient philosophy; existence; idea; modeling; ontology; stability; Plato's doctrine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.