Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ ПИФАГОРА'

УЧЕНИЕ ПИФАГОРА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2135
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИФАГОР / ФИЛОСОФИЯ / УЧЕНИЕ / ЧИСЛО / PYTHAGORAS / PHILOSOPHY / TEACHING / NUMBER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лаврентьев Д.А.

В статье рассматривается учение Пифагора как осуществление порядка и гармонии в числе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHINGS OF PYTHAGORS

The article examines the teachings of Pythagoras as the implementation of order and harmony in number.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ ПИФАГОРА»

УДК 101.1

Лаврентьев Д.А. студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ)

Россия, г. Ульяновск

УЧЕНИЕ ПИФАГОРА

Аннотация:

В статье рассматривается учение Пифагора как осуществление порядка и гармонии в числе.

Ключевые слова: Пифагор, философия, учение, число.

Lavrentiev D.A. student

2 year, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)

Russia, Ulyanovsk THE TEACHINGS OF PYTHAGORS

Annotation:

The article examines the teachings of Pythagoras as the implementation of order and harmony in number.

Keywords: Pythagoras, philosophy, teaching, number.

Порядок и гармония являются теми главными началами, на которых основано учение Пифагора. Практическим же осуществлением порядка и гармонии служил созданный им союз. Пифагор первый назвал вселенную космосом, т. е. признал в ней существование порядка и гармонии. Гармония (буквально - «созвучие») - это правильное движение светил вокруг мирового огня или Гестии. Весьма характерно, что когда число планет оказалось неправильным (их только девять), Пифагор прибавил к ним ради порядка и гармонии десятую, назвав её аптиподом земли или Противоземлей .Не в этой ли «поправке вселенной» кроется причина того, почему мрачный Гераклит -этот самый замечательный мыслитель первого периода греческой философии, отнесся к Пифагору с явным пренебрежением. Он назвал его не только «полигистором» (многознающим) и «эклектиком», но даже считал «искусство его ложным». Это передает нам Диоген Лаэртский, живший в III в. после Р. X.

Об учении Пифагора мы узнаем от Филолая еще следующее: «Природа, сущая в космосе, гармонически составлена из беспредельного и определяющего: так устроен космос и все, что в нем». Всякая вещь имеет, следовательно, границу или предел - это и есть определяющее. Предел и беспредельное или конечное и бесконечное (определяющее и определяемое) играют, таким образом, в учении Пифагора роль двух первоначал. Итак, мы имеем здесь расширение или углубление воззрения Анаксимандра: беспредельному (у Анаксимандра - апейрон) противополагается другое

начало - предел. Монизм милетской школы тем самым обращается в дуализм. Пифагор является первым дуалистом, но дуалистом лишь в космологии, а не в психологии.

По свидетельству Аристотеля к этим двум началам в учении пифагорейцев были впоследствии присоединены еще восемь, а, именно: чет и нечет, одно и многое, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, свет и тьма, добро и зло, квадрат и продолговатый четырехугольник. Все состоит из противоположностей, и все они сливаются во едином. Этот последний тезис всё же даёт в учении Пифагора монизму преобладание над дуализмом.

Когда идеалом служит порядок и гармония, то и не может быть ничего выше числа. Согласно учению Пифагора, порядок и гармония осуществляются в числе. Число является потому сущностью мира, тайною вещей, душою вселенной. Число не символ, потому что оно гораздо больше символа. И без числа все сливалось бы в беспредельном безразличии. Поскольку вещь - число, она - добро: в число никогда не проникает ложь, потому что ложь противна и ненавистна его природе, а числу свойственна истина. Пифагор сводит добродетель к числам, и такая этика является важной частью всего его философского учения.

Много спорят о том, является ли число Пифагора материальным или идеальным? Скорее всего, это различие не приходило в голову ни самому Пифагору, ни его последователям; числа не были для них ни тем, ни другим. Основное положение учения Пифагора ясно передает Аристотель. А именно: все - число, главное в природе - это число, все остальное, т. е. все вещи -производные от чисел, их подобия. Поэтому в мире царствуют гармония и порядок (эти два положения только взаимодополняют одно другое).

Ясно, что раз, что все вещи - числа, то наука чисел и есть наука вещей, и учение Пифагора сводится потому к математике природы. Всякое число имеет свое специфическое значение. Случается не только то, что одна и та же вещь обозначается различными числами, но и то, что одно число соответствует различным вещам.

Согласно философии Пифагора, четные числа бесконечны, нечетные конечны. Граница чисел - единица, а из единицы составляются все остальные числа; в единице заключается возможность всех остальных чисел, а, следовательно, и возможность вселенной. Отсюда ясно её значение. А четверица представляется полнотой числа, тайным источником и корнем его. Пифагор - иерофант (жрец, почитатель) четверицы и позднейшие пифагорейцы ею клялись. Она обозначает справедливость, а также тело, единица же - чистый разум и точку, двоица - науку и линию, троица - мнение и плоскость. Менее интересна, чем четверица, пятерица. В ней сливаются пять внешних чувств и пять стихий (пятая - эфир). Боги, люди, животные, звуки, цвета и все вещи имеют свои числа, и все эти числа сводится к наиболее простым.

Дух человека, по учению Пифагора, очищается от тела с помощью

гимнастики, музыки и математики, и таким образом в нем и водворяется гармония и порядок и он проникается числом. Справедливо говорит Аристотель, что пифагорейцы совсем ушли в числа - для них не существует ничего, кроме чисел. Число является альфой и омегою их мировоззрения; вся их философия, как метафизика, так психология с этикой - только математика. Учение пифагорейцев является апофеозом математики, потому что ни одна философская система не увлекалась в такой степени стремлением приложить математику к философии. И математика занимает в ней то место, которое ей не принадлежит. Учение Пифагора так же возвышено, как и холодно -холодно, как то самое число, которое он возвеличил в ущерб действительности, и в силу того, что он быль идеалистом.

Отличие пифагорейства от ионийской школы заключается в том, что вопрос о сущности мира разрешается в формальном смысле слова. Пифагор обращает внимание не на вещество, а только на отношение или на форму. Если ионийцев часто называют (не вполне точно) материалистами, то пифагорейцев можно было бы назвать формалистами, не забывая, однако, что греки понимали под формою не то, что мы понимаем под нею теперь, что они не отделяли еще материи от силы. Но, во всяком случае, ясно, что религиозные верования пифагорейцев целиком основаны на их философском учении и что ученики Пифагора действительно составляли философскую школу, а не только религиозную секту.

Использованные источники:

1. Волошинов А.В. Пифагор: Союз истины, добра и красоты. — М.: Просвещение, 1993.

2. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа, — Наука, 1990.

3. Лосев А. Миф, число, сущность, — М.: 1994.

4. Перепелицин М.Л. Философский камень, — 1990.

5. Асмус В.Ф: Античная философия, -1971.

6. Шуре Э. Великие Посвещенные, 1 том, перевод Е. Писаревой. — Калуга: 1914.

7. Кант И. Критика практического разума // Соч в 4 т. - М.: 1997.

8. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления интервью / Пер. с франц. С. Ч. Офертаса под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2002.

9. Фромм Э. Гуманистическая этика. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. - Мн.: «Коллегиум», 1992.

10.Розин В.М. Конституирование себя и реальности как способ жизни новоевропейской личности и философа // Журнал «Вопросы философии» №12, 2009.

11.Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. - СПб.: Лабиринт, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.