Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ О СОБОРНОСТИ В ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА'

УЧЕНИЕ О СОБОРНОСТИ В ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБОРНОСТЬ / ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА / ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузубова А.Ю.

Целью исследования является изучение юридической природы категории «соборность» в контексте ее соответствия традиционным ценностям отечественной культуры. Автором делается вывод о том, что консервативное учение о соборности как о национальной форме социального общежития на началах самоуправления, свободы и единства при разделении общих нравственных, религиозных и правовых ценностей имеет потенциал стабилизации социальной системы в период трансформаций. Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы необходимости выработки концепции соборности как самостоятельного правового феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DOCTRINE OF CONCILIARITY IN THE LEGAL DOCTRINE OF RUSSIAN CONSERVATISM

The purpose of the study is to study the legal nature of the category "sobornost" in the context of its compliance with the traditional values of Russian culture. The author concludes that the conservative doctrine of sobornost as a national form of social community on the basis of selfgovernment, freedom and unity with the sharing of common moral, religious and legal values has the potential to stabilize the social system during transformations. The scientific novelty of the research lies in the formulation of the problem of the need to develop the concept of sobornost as an independent legal phenomenon.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ О СОБОРНОСТИ В ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА»

Теоретико-исторические правовые науки

DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_41 УДК 340.12

УЧЕНИЕ О СОБОРНОСТИ В ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОГО КОНСЕРВАТИЗМА The Doctrine of Sobornost in the Legal Doctrine of Russian Conservatism

КУЗУБОВА Ангелина Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры философии, экономики и социально-гуманитарных дисциплин, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет». 394043, Россия, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Ленина, 86. E-mail: angelinakuzubova@mail.ru;

Kuzubova Angelina Yurievna,

Candidate of legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Philosophy, Economics and Social and Humanitarian Disciplines, Voronezh State Pedagogical University. 86 Lenin Street, Voronezh, Voronezh Region, Russia, 394043. E-mail: angelinakuzubova@mail.ru

Краткая аннотация: Целью исследования является изучение юридической природы категории «соборность» в контексте ее соответствия традиционным ценностям отечественной культуры. Автором делается вывод о том, что консервативное учение о соборности как о национальной форме социального общежития на началах самоуправления, свободы и единства при разделении общих нравственных, религиозных и правовых ценностей имеет потенциал стабилизации социальной системы в период трансформаций. Научная новизна исследования заключается в постановке проблемы необходимости выработки концепции соборности как самостоятельного правового феномена.

Abstract: The purpose of the study is to study the legal nature of the category "sobornost" in the context of its compliance with the traditional values of Russian culture. The author concludes that the conservative doctrine of sobornost as a national form of social community on the basis of self-government, freedom and unity with the sharing of common moral, religious and legal values has the potential to stabilize the social system during transformations. The scientific novelty of the research lies in the formulation of the problem of the need to develop the concept of sobornost as an independent legal phenomenon.

Ключевые слов: соборность, правовые ценности, русский консерватизм, государственно-правовая доктрина, правовые учения.

Keywords: sobornost, legal values, Russian conservatism, state-legal doctrine, legal doctrines.

Для цитирования: Кузубова А.Ю. Учение о соборности в правовой доктрине русского консерватизма // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 41-42. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_41.

For citation: Kuzubova A.Yu. The doctrine of sobornost in the legal doctrine of Russian conservatism // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 41-42. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_41.

Статья поступила в редакцию: 18.02.2023

Актуальность обращения к идее соборности обусловлена рядом факторов, в первую очередь тем, что она подразумевает слияние нравственных и юридических начал, ориентацию на социальное служение, соизмерение своих действий с религиозной ценностно-нормативной системой. Соборность представляет собой общественный феномен, гармонизирующий разнонаправленные интересы субъектов на платформе духовно-нравственного и культурного единства.

Отечественное социокультурное пространство сформировалось вокруг идеи духовного единства, нашедшей отражение в эстетических образах и этических представлениях, издревле функционирующих в сознании русского человека. Русская консервативная политико-правовая мысль с помощью интуитивных метафизических знаний размышляла о создании «всечеловечности», «онтологического всеединства», построенных на началах правды, справедливости, веры и любви [4]. Эта идея воплотилась в категории «соборность», в рамках которой широкое распространение получил тезис о том, что присущий русскому духу поиск целостности выступает руководством к построению социального пространства.

Категория «соборность» была введена в научный оборот А.С. Хомяковым, трактовавшим данный феномен как «единство свободное и органическое, живое начало которого есть божественная благодать взаимной любви» [5]. Идеолог славянофильства выделил и главные характеристики соборности, такие как естественное единение, духовная свобода, сплочение в Боге и любви. Приобщение к вере здесь происходило свободно, через свободу раскрывалось духовное единение людей, обретала выражение идея «единства во множестве». Благодать, любовь и свобода - основы соборного мира, сама же соборность, в представлении А.С. Хомякова, это осуществление взаимной благодатной любви и обретение свободы.

Христианским идеалом общественного устройства выступало соборное братство верующих. В этой системе право и государство представлялись как вспомогательные институты, призванные в условиях существования зла охранять коллективные структуры и их ценности. Считалось, что духовное совершенствование на пути к Богу не реализуемо в государстве, оно возможно в Церкви, общине, семье. Сущность православия, предполагающего синтез разума и веры, можно постичь только в единении во множестве.

В современной науке соборность характеризуется как «понятие русской философии, означающее свободное, духовное единение людей, как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви» [3]. Термин «соборность» означает целостность, собранность, единство, но лишенные обезличивания и единообразия. Это единство, основанное на свободной воле человека, вступающего в лоно Церкви. Соборная Церковь рассматривается, в соответствии с библейской традицией, как собрание Господне.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 4(220)

Соборность русского народа - это жизнь в виде большой семьи не в силу законодательного установления и государственного принуждения, а по причине органичного существования в общем ритме, с едиными ценностями и установками. Русскому человеку присущи чувство коллективизма и стремление растворить свое единичное «я» во всеобщем, направленное, в конечном счете, на спасение в конце человеческой истории.

Русская соборность исключала существование автономной личности, напротив, она подразумевала полновластие большинства. Церковь объединяла всех и собирала единое во всех. В таком обществе каждый нес бремя служения другим людям, был преисполнен чувствами любви и сострадания. Соборность как русский идеал, по мнению Н.М. Зернова представляет собой «общность или единство жизни, не связанной какими-либо юридическими или интеллектуальными рамками, но подчиняющейся исключительно водительству Святого Духа и обретающей радость единения в абсолютной свободе» [2].

В учении о соборности большое внимание уделялось общине как форме интеграции отдельных личностей в единую систему общественных отношений, выполняющей функции связи и преемственности поколений, организации общественного самоуправления. На основе православной веры, национальных традиций, исходя из духа «внутренней» правды и правовых обычаев, здесь осуществлялось мирное регулирование общественных отношений.

Составной частью соборности была народность как некое единство людей по происхождению, языку, религии и культуре, имеющих одни исторические формы общественного устройства. Идея народности, по убеждению славянофилов, была ведущим компонентом самоидентификации народа, основой его духовной общности. Отдельная личность могла почувствовать свою цельность только через причастность к народу, то есть к существующей длительное время общности людей, органично связанных единством истории, культуры, религии, происхождения, языка, мировоззрения. В консервативной парадигме народ - не просто население, дифференцированное по этническому составу и территории проживания. Это органическое целое, объединенное общим прошлым и потенциальным будущим, имеющее особые качества, обусловленные только ему присущими этапами становления и развития в уникальных условиях.

Соборные начала в общественной жизни, по мнению консерваторов, воплощала сельская община, которой удавалось гармонично сочетать личные и общественные интересы. Соборность должна заключать в себе свободу духа и личной совести. Без внутренней свободы соборность неотделима от коллективизма как искусственного, внешнего, как правило, насильственного объединения через принуждение. Способность соборности быть «единством во множестве» развита в концепции Всеединства, к которой обращались консерваторы конца XIX - начала XX вв., в том числе Вл. Соловьев и С. Трубецкой [1].

Таким образом, в доктрине отечественного консерватизма соборность рассматривалась как национальная форма социального общежития на началах самоуправления, свободы и единства при разделении общих нравственных, религиозных и правовых ценностей. Значение учения о соборности в правовом контексте весьма велико: оно позволяет приблизиться к сущности мировосприятия народа, помогает осознать, что славянское общинное самоуправление как форма народовластия кардинально отличается от западной демократии. Истинное воплощение соборности имеет место в религиозной жизни, но и в светском пространстве феномен обладает свойствами стабилизации социально-экономической и правовой сфер. Ведь соборность через гармонизацию разнонаправленных интересов субъектов способна сплачивать жизнь социума и развивать модели социального взаимодействия.

Библиогра фия:

1. Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В.С. Соловьёва к П.А. Флоренскому. - Новосибирск, 1990. - 158 с.

2. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. - М., 1995. - С. 41.

3. Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Т. 3. - М., 2010. - С. 580.

4. Соловьёв В.С. Первый шаг к положительной эстетике // Соловьёв В.С. Сочинения. В 2 т. - М.,1988. - Т.2. - С. 552.

5. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова [в 4 т.]. Т. 2. Сочинения богословские / Под ред. Ю. Самарина. - Прага, 1867. -

С.101.

References:

1. Akulinin V.N. Philosophy of Unity. From V.S. Solovyov to P.A. Florensky. - Novosibirsk, 1990. - 158 p.

2. Zernov N.M. Three Russian Prophets: Khomyakov, Dostoevsky, Solovyov. - M., 1995. - p. 41.

3. The New Philosophical Encyclopedia. In 4 volumes. Vol. 3. - M., 2010. - p. 580.

4. Solovyov V.S. The first step to positive aesthetics // Solovyov V.S. Essays. In 2 vols. - M., 1988. - Vol.2. - p. 552.

5. Khomyakov A.S. The complete works of Alexei Stepanovich Khomyakov [in 4 vols.]. Vol. 2. Theological works / Edited by Yu. Samarin. - Prague, 1867. - p. 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.