Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ О СИЛЛОЗИМАХ В ЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ АРИСТОТЕЛЯ И СТОИКОВ'

УЧЕНИЕ О СИЛЛОЗИМАХ В ЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ АРИСТОТЕЛЯ И СТОИКОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИКА / СИЛЛОГИЗМ / СИЛЛОГИСТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дзиова Э.Н.

В статье рассмотрены представления Аристотеля и стоиков о силлогизмах. Рассмотрены вклад внесенный Аристотелем и стоиками в формальную логику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ О СИЛЛОЗИМАХ В ЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ АРИСТОТЕЛЯ И СТОИКОВ»

Дзиова Э.Н. преподаватель

кафедра общих гуманитарных и социальных наук Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования "Северо-Осетинский государственный педагогический институт "

Российская Федерация, г. Владикавказ УЧЕНИЕ О СИЛЛОЗИМАХ В ЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

АРИСТОТЕЛЯ И СТОИКОВ Краткая аннотация. В статье рассмотрены представления Аристотеля и стоиков о силлогизмах. Рассмотрены вклад внесенный Аристотелем и стоиками в формальную логику.

Ключевые слова: логика, силлогизм, силлогистика. Силлогистика Аристотеля строгая и систематически построенная теория, но вместе с тем, сам Аристотель понимал, что количество описанных им схем силлогизма недостаточно для отражения всех видов рассуждений.

Одна из великих заслуг Аристотеля состоит в том, что он впервые систематизировал и подверг анализу с некоторой формальной точки зрения приемы рассуждения, уже практически широко применявшиеся его современниками, однако до него оставшиеся еще теоретически неосознанными, несформулированными. Ему удалось показать, что правильное рассуждение можно свести к систематическому применению небольшого числа неизменных правил, независимых от частной природы объектов и таким образом сформулировать такие способы и подходы исследования, которые сделали логику наукой. При этом сам Аристотель сосредоточил свое внимание почти исключительно на том особом виде логических рассуждений, который получил название силлогистического.

Первый намек на методологическую ограниченность силлогистики Аристотеля можно найти лишь у Альберта фон Больштедта (XIII в.), согласно которому при исследовании конкретных явлений природы нельзя использовать силлогизм. По Альберту, лишь опыт может быть решающей инстанцией в аналогичных ситуациях.

Мнение Больштедта, впрочем, ни в какой мере нельзя считать типичным. Последним было как раз противоположное. Показательна, в частности, та высокая оценка аристотелевской силлогистики, которую мы находим у англичанина Александра Некама в его труде «О природах вещей». В нем об Аристотеле говорится, что «он первым исследовал силлогизмы и, базируясь на геометрических мотивах, обучал искусству отыскания среднего термина».

Быть может, ранних стоиков и мегариков к исследованиям в области высказываний привела неудовлетворенность узостью перипатетической и аристотелевской логики. Правда, до нас дошли лишь отрывочные свидетельства о достигнутых стоиками результатах, часто в изложении их

противников или посредственных комментаторов, но даже эти фрагменты позволяют судить о том, что система логики стоиков была построена, вероятно, даже более строго, чем аристотелевская. Стоики не только предвосхитили ряд исходных понятий современного исчисления высказываний, дав определения таким пропозициональным связям, как импликация, конъюнкция и дизъюнкция, но вид своеобразного аксиоматически построенного исчисления придали своей системе формальных правил вывода. Обсуждение стоиками вопроса об условиях истинности импликации отражает то, насколько они основательно подошли к исследованию понятий своей системы. Разработка стоиками понятий пропозициональной логики объективно способствовала выяснению логических оснований силлогистики.

Главное отличие стоической логики от аристотелевской состоит в следующем. Задача аристотелевской логики - установить родо-видовую связь понятий: такая логика оперирует понятиями разрядов сущего и занимается подведением вида под род, частного под общее и т.п. Для нее наиболее характерен категорический силлогизм типа «Все А суть В и т.д.». Задача стоической силлогистики - установление причинной зависимости между различными смыслами и техническое «обслуживание» физики и этики. Здесь наиболее применим условный силлогизм типа «Если 1-ое, то 2-ое и т.д.». Вместе с тем стоическая силлогистика выстроена с оглядкой на аристотелевские «Аналитики». Поэтому «совершенный» категорический силлогизм Аристотеля так или иначе должен был присутствовать во всех логических операциях стоиков, ибо без него немыслимо никакое «научное» утверждение, имеющее формально строгий, всеобщий и необходимый характер. Вероятно, стоики молчаливо выносили категорический силлогизм «за скобки», считая его чем-то самоочевидным. Основу стоической силлогистики составляет подкласс полных лектон, именуемых высказываниями или суждениями.

Заметное влияние стоическая силлогистика испытала со стороны аристотелевской силлогистики и модальной логики мегарской школы (Диодор, Филон). Основное достижение, воспринятое стоиками от мегариков, заключается в отделении проблемы логического следования как процесса «вытекания» мысли из мысли, детерминирования одним суждением другого суждения, от проблемы истинности каждого суждения самого по себе.

Подлинным открытием существа стоической логики были работы Я.Лукасевича, который еще в 1923 г. высказал мысль о том, что именно стоики создали исчисление высказываний, а в 1934 г. подробно ее обосновал. Отличие стоической логики от перипатетической Я.Лукасевич усматривал в том, что первой вводятся пропозициональные переменные, во второй - именные. Лукасевич показал, что в качестве пропозициональных переменных стоики употребляли не буквы, как мы сейчас, а порядковые

числительные: «если первое, то второе; но первое; следовательно, второе». Это обстоятельство было хорошо понятно их современникам и преемникам (подтверждение он нашел у Апулея).

Ян Лукасевич видит отличие между стоической и аристотелевской логикой не в том, что в стоической диалектике присутствуют гипотетические и дизъюнктивные высказывания, тогда как в аристотелевской силлогистике - только категорические. Отличие в том, что «логика стоиков - это логика высказываний, а аристотелевская - логика имен».

Следующий существенный момент - это отличие между аристотелевским силлогизмом и стоическим высказыванием, и заключалось оно в том, что высказывание стоиков имеет форму вывода. Стоики пытались сформулировать общие методы получения правильных умозаключений в виде правил вывода. Они понимали правило вывода как предписание того, что на основе признанного положения можно выводить новое.

И у стоиков и Аристотеля в силлогизмах используются две посылки и заключение, но в силлогизме Аристотеля они соединены в единое предложение. В высказывании стоиков посылки и заключение не составляют единого предложения.

Стоикам принадлежит первенство в исследовании проблемы истинности сложных высказываний. Истинность сложного высказывания стоики рассматривали как функцию от истинности исходных высказываний.

Стоики не придавали большого значения категорическому силлогизму, что следует из их определения силлогизма как состоящего из леммы и допущения и что подкрепляется информацией Александра Афродизийского и Секста Эмпирика. О том же свидетельствуют и конкретные примеры умозаключений, дошедшие до нас от стоиков в других исторических документах.

Александр Афродизийский упрекал стоиков в непонимании того, что существо силлогизма заключается не в словах, а в том, что слова означают. Тем самым перипатетики обнаружили непонимание формализации, достигающей в логике стоиков уровня, когда опираются на слова, а не на их значения, что только и позволяет получать выражения, истинные в силу формы.

Автор одного из пособий по истории логики Генрих Шольц противопоставляет логику стоиков логике Аристотеля, считая, что логика ближайших учеников Аристотеля явилась своего рода новым подходом к логической системе стоицизма.

Стоики, создавая особую формальную систему - исчисление высказываний, главной своей задачей ставили выявление самой структуры суждений и поиск возможности наиболее точного описания.

Истинное знание может обеспечить только разум, способный к созданию общих понятий и выражающийся в том, что стоики называли

«lekton». Учение стоиков знаменует собой колоссальный скачок, переход на новый уровень осмысления действительности.

В отличие от Аристотеля, стоиков в большей степени, чем формы мысли, интересовали словесные выражения, их смысл. В проблемах общих понятий и лектон проявился семантический аспект логики Стои.

Приблизительно ко II в.н.э. постепенно намечается процесс интеграции стоической и перипатетической логических школ. Типичным образцом подобного рода синкретизма может служить учебник логики знаменитого писателя Люция Апулея, который был известен в научных кругах как автор сочинения «О Платоне и его догмате». Третью часть этого труда и представляет собой упомянутый учебник. Последний написан на латинском языке. Анализ текста наводит исследователей на мысль, что он является переработкой, а, возможно, даже и переводом неизвестного греческого оригинала. В него введены: специальная терминология в связи с делением суждений по количеству и качеству; логический квадрат, а также дедукция правильных модусов простого категорического силлогизма, исходящая из предварительного учета числа возможных комбинаций суждений в посылках. Апулей внес заметный вклад в латинскую логическую терминологию.

Использованные источники:

1. Аристотель. Вторая Аналитика // Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978.

2. Аристотель. Первая Аналитика // Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978.

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1979.

4. Луканин Р.К. Органон Аристотеля. М., 1984.

5. Лукасевич Я. Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики. М., 1959.

6. Маковельский А.О. История логики. М., 1967.

7. Орлов Р.М. Развитие логических воззрений Аристотеля // Философские науки, Вып. 3, 1964.

8. Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от Античности до эпохи Возрождения. М., 1974.

9. Попович М.В. Очерки развития логических идей в культурно-историческом контексте. Киев, 1979.

10. Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М., 1967.

11. Шандор П. О логике Аристотеля. Будапешт, 1961.

12. Prantl С. Geschichte der Logik im Abendlande. Leipzig, 1957.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.