Научная статья на тему 'Учение о монашестве в сочинениях митрополита Московского Даниила'

Учение о монашестве в сочинениях митрополита Московского Даниила Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ / METROPOLITAN DANIEL / ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ / JOSEPH VOLOKOLAMSK / НИЛ СОРСКИЙ / НЕСТЯЖАТЕЛИ / NON-POSSESSORS / ИОСИФЛЯНЕ / ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / МОНАСТЫРСКИЙ УСТАВ / MONASTIC RULE / МОНАСТЫРИ / MONASTERIES / NEIL SORA / JOSEPHITES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Стариков Юрий Сергеевич

Статья посвящена проблемам развития учения о монашестве в иосифлянской книжности на примере сочинений митрополита Московского Даниила. Автором определены взгляды митрополита на ключевые проблемы развития монастырского устава, включая такие полемические вопросы начала XVI в., как форма организации монашеской общины, проблема монастырского землевладения, учение о монашеском делании. Текстологическое сопоставление трудов Даниила с сочинениями писателей-современников позволило выявить ряд литературных традиций, оказавших влияние на творчество митрополита. Сделанные наблюдения позволяют проследить эволюцию иосифлянского учения о монашестве, а также свидетельствуют о том, что существующая историографическая концепция полемики нестяжателей и иосифлян нуждается в существенной корректировке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: The article investigates the development of the doctrine of monasticism in the Josephite literacy for example works of Metropolitan Daniel of Moscow. Author defines metropolitan views on key development issues monastery rules, including such polemical questions of the beginning of XVI century, as a form of the monastic community, problem of monastery landownership, the doctrine of monastic prayer. Textual comparation the writings of Daniel with the works of contemporary writers reveals some literary traditions that have influenced the creation of the Metropolitan. Observations made possible to trace the evolution of the doctrine of monasticism Josephite, and also suggest that the current historiografical concept of debate between non-possessors and Josephites needs major changes.

Текст научной работы на тему «Учение о монашестве в сочинениях митрополита Московского Даниила»

Учение о монашестве в сочинениях митрополита Московского Даниила

Полемика в Русской Церкви на рубеже ХУ-ХУ1 вв. оказала значительное влияние на развитие богословской мысли. К числу факторов, повлиявших на начало полемики, можно отнести целый ряд как религиозных, так и политических процессов того времени: быстрое распространение ереси жидовствующих, попытки властей секуляризовать церковные земли для обеспечения поместного войска, завершение процесса объединения Московского государства, а также апокалиптические настроения общества на рубеже веков. Все это заставляло русских книжников переосмыслить сложившиеся представления об отношении к еретикам, о роли и месте великого князя в управлении Церковью, а также определить свою позицию по вопросу о монастырском землевладении и внутреннем строе монашеской жизни.

В отечественной историографии (как дореволюционного, так и советского периода) дискуссия о проблемах монастырской жизни представлена в несколько упрощенном виде. Причиной тому стало построение преувеличенных моделей двух противостоящих друг другу направлений: «нестяжателей», идеалом которых выступает бедная монашеская община скитского типа, и «иосифлян», придерживающихся общежительного устава (киновии) и выступающих за «богатую» Церковь с присущими ей социальными и даже политическими функциями1. Такая схема не отражает всей сложности взаимоотношений между полемистами, не позволяет выявить взаимозависимость литературных традиций каждой школы. Значительный комплекс исследований последних лет ставит под сомнение правомерность ее применения2. Значительные корректировки в устоявшеюся историографическую концепцию по-

1 Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. М., 2006. С. 164-188.

2 См.: Питирим (Нечаев), митр. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Во-лоцкий // Тысячелетие крещения Руси / Сб. материалов. М., 1989. С. 75-85; Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI в. М., 2002; Ро-маненко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003.

зволяют внести наблюдения над эволюцией учения о монашестве в сочинениях одного из крупнейших представителей иосифлянской книжной школы - митрополита Московского Даниила3.

В 1515 г. Даниил стал преемником Иосифа Волоцкого на посту игумена Волоколамского монастыря, в 1522 г. был возведен на митрополичью кафедру и занимал ее вплоть до низложения в 1539 г. Славу «доктора закона Христова»4 ему принесла активная литературная деятельность: до нас дошло более 60 сочинений Даниила, которые условно можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют схолии или полемические сочинения, не имеющие определенного адресата. 16 таких произведений (слов) были собраны Даниилом в «Соборник», сохранившийся в 6 списках XVI-XIX вв. Вторая группа включает комплекс пастырских посланий и поучений, адресованных разным лицам. 14 посланий были объединены в «Сборник» (известен по 7 спискам XVI-XIX вв.), остальные разрозненно распространялись в рукописной традиции Волоколамского монастыря на протяжении XVI в. Значительный комплекс посланий митрополита в 1909 г. обнаружил и опубликовал В.Г. Дружинин (по списку РНБ. Q I. № 1439).

Монастырская тема раскрыта Даниилом в ряде посланий к игуменам и монашествующим, которые содержатся в «Сборнике» посланий (нами используется древнейший список РНБ. Соф. 1281) и в комплексе сочинений по списку РНБ. Q I. № 1439. В содержании этих трудов можно выделить несколько проблем, которым Даниил уделяет особое внимание: а) Необходимость института монашества в Церкви; б) Преимущества и недостатки разных форм организации монашеской общины; в) Монастырское землевладение; г) Вопросы монастырского благочиния, устава и монашеского

3 Впервые анализ взглядов митрополита Даниила на монашество было предпринято В.И. Жмакиным в его фундаментальном труде «Митрополит Даниил и его сочинения» (М., 1881). Несмотря на описательный характер исследования, ученый впервые обратил внимание на зависимость учения о монашестве Даниила от сочинений Иосифа Волоцкого, хотя и не привел тому весомых доказательств (Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 688-690). Не имея по рукой значительного пласта источников (открытых только в 1909 г.), Жмакин ограничился изучением взгляда Даниила на общие проблемы монастырского устава и дисциплины. Основной вывод Жмакина состоит в том, что Даниил, будучи «более распространяется о внешних качествах инока, чем о его чисто внутренних духовно-нравственных достоинствах» и для этого использует «сухое и бессвязное» перечисление добродетелей (Там же. С. 688). Эти выводы в целом могут быть приняты, однако в связи с введением новых источников, нуждаются в существенной корректировке и дополнении.

4 Послание Николаю Латинянину о латинском отлучении // Максим Грек. Сочинения. М., 2008. Т. 1. С. 386.

быта. Изучение творческого наследия Даниила через призму указанной проблематики привело нас к ряду любопытных наблюдений о влиянии других авторов и даже иных литературных традиций на идеи митрополита.

На рубеже XV - XVI вв. в центре богословской полемики с еретиками оказался вопрос о правомерности существования института монашества. Сохранились отрывочные свидетельства самих еретиков о том, что они считают порочным девственное житие5. Согласно Иосифу Волоцкому, в этом вопросе еретики исходили из ветхозаветного представления о том, что отсутствие потомства делает человека неугодным Богу6. Опровержению такого мнения Иосиф посвятил 11-е слово «Просветителя».

В посланиях Даниила проблема необходимости иноческого жития раскрывается в контексте пастырского поучения. Этой теме посвящено обширное послание из «Сборника посланий» под названием «О наказании, яко же прияхом от Бога и святых апостол» (№ 6)7. Поводом к его написанию стало обращение к митрополиту некоего знатного человека8, который хочет уйти в монастырь, но, по-видимому, колеблется, не решаясь оставить своего высокого положения в миру. В послании не содержится определенных указаний на время его создания, поэтому оно может быть отнесено к периоду 1515 - 1540-х гг.

В основе послания лежит идея о богоустановленности двух форм человеческой жизни - брака и монашества. Перед каждым человеком стоит выбор пути: «Потребно есть всякому человеку от двою житию едино избрати: или девьственое целомудреное житие, или законныи брак иже от Бога даемыи»9. В брак следует вступать всем, кто не может терпеть трудностей воздержания, «и о том укоризну не имат, аще прочия заповеди евангельскыа свершит»10. Иными словами, в браке спасение возможно в той же степени, что и в иночестве.

Происхождение монашества Даниил относит ко временам апостольской проповеди. Его основоположниками были сами апо-

5 К числу таких свидетельств относятся пометы Ивана Черного в переписанном им «Еллинском и римском летописце», а также анонимные глоссы в списке ветхозаветных пророчеств (Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. М.; Л., 1955. С. 303).

6 Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV -начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие. М., 2012. С. 450.

7 РНБ. Соф. 1281. Л. 249-270.

8 Об этом свидетельствуют обращения к адресату - «о благочестне» (Л. 249), «благородие твое» (Л. 249 об.), «о благочестиве» (Л. 266 об.)

9 РНБ. Соф. 1281. Л. 253-253 об.

10 РНБ. Соф. 1281. Л. 254.

столы. По его словам, основателем иночества был апостол Петр, о чем сообщают его ученики - Климент и Филон11. Ссылаясь на Евсе-вия Памфила, Даниил упоминает «Петрова ученика» апостола Марка, основавшего монашеские общины в Египте. Пример девственной жизни подавал ученикам и апостол Павел12. Впоследствии монашеские идеалы проповедовали ученики апостолов: Дионисий Ареопа-гит, Евсевий Памфил, Афанасий Великий и Василий Великий13.

Приведенные Даниилом свидетельства находятся в прямой текстуальной зависимости от 11-го слова «Просветителя» и, вероятно, представляют собой конспективное изложения основных аргументов Иосифа по данной проблеме:

Прп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. (Просветитель. Казань, 1896). Митрополит Даниил. Послание «О наказании, яко же прияхом от Бога и святых апостол». (РНБ. Соф. 1281).

Се убо, всем разумно есть, яко Подобает же всем разумно виде-

иночьское житие предал есть ти, яко иноческое житие подам

великыи апостол Петр. (с. 415) еси верховныи апостол Петр, яко

Глаголет же и священномуче-ник Климент, Петров ученик, ж пишет священномученик Климент, Петров ученик, тако же и

сице: [...] (с. 413) Филон же премудрыи и самови- Филип премудрыи самовидець,

Петра апостола и собеседник ему

дець Петра апостола и събесед- в Риме быв, и вниде и слыша

ник ему в Риме быв, и виде и божественая его учения, и пре-

слыша божественаа его учениа дания, о евангельском житии,

и предания о евангельском жи- еще ж иноческое предание и

тии, еще же и иночьскаа предания и жительство, и се сущим иже в них постником и иночь-скы живущим приимает житие и хвалит зело и величает и апостольскыя мужа наречет их. (с. 415) Марко же, Петров ученик в жительство. (л. 254) Марко же евангелист Петров ученик в Египте Евангелие

написа и церкви создаи, многи

монастыри състави и иноческое

житие предаде, иже велемудрии нарекошася, яко же сведетел-

Египте Евангелие написа и цер- ствуют много ученныи древнии

кви създа и многы монастыря муж Евсевии Памфилискии, ве-

състави и иночьское житие пре- ликии ж апостол Павел, яко сам

11 В РНБ. Соф. 1281 ошибочно назван Филиппом.

12 Даниил приводит цитаты 1 Кор 7:1-9 и 1 Кор 7:29-40.

13 РНБ. Соф. 1281. Л. 255-258.

даст, иже и велемудрии нареко-шася, якоже сведетельствует девьственик бяше, и всем разумно есть, яко на две житии человеческое житие указая, пишет, добро, рече, человеку жене не прикасатися (л. 254-254 об.) Видиши ли како уставляет две жити человеком: девьственое и упружное? Тако же и ученик его святыи Дионисии Ареопагит

многоученныи древнии муж

Евсевие Памфилиискыи (с. 415)- И якоже святии и божествении апостоли на две жительстве человеческое житие уставиша: на девьственое и на супружное.

Тако же и святыи Дионисие хотящим жити девьствено житие

Ареопагит хотящим жити девь-ственное житие и писанием писанием изложи чин пострижению, хотящим же мирьское жи-

изложи чин пострижению - хо- тие и супружное жити на вели

тящим же и мирьское житие и коегождо положит. Тако же

супружное жити на воли кое- преподобни богоноснии отцы

гождо положи. Подобно сему и святии и божествении отци наши законополагают и пишут. Глаголет бо великии Евсевие: наши по апостольскому преданию на две житии уставляют христианьское житие: на девь-стве (256) ное и на супружное. Великии бо Евсевие глаголет,

ибо Христова Церкви две жит-

ии взаконевает и образа: овому убо выше естества и общаго и яко Христова Цекрви две житии взаконевает, ово выше естества

человеческаго и житиа кроме, ли общаго человеческаго жития

ни брака, ни детотворениа. Вто-рыи, иже и браку причащается целомудреному и детотвореию. кроме, ово же браку целому-

дрену причащаетца, и детотворе-нию. Тако же и божественыи

Тако же и божественыи Афона- Офонасей рече, яко два пути и

сие рече: два бо путя и житиа жития иже пребывании есть та

иже в пребываниа еста: один един убо худеиши иже жител-

убо худеишии жителны - брака ныи брак, глаголю, другий же

глаголю. Другыи же ангельскы ангельскыи и апостольскыи и

и апостолькыи - девьства и ино- девьства иноческаго жития. И

ческаго житиа. И аще кто браку аще кто браку припряжется по-

припряжется порока не имат по толику ж дарованиа не прием- рока не имат, по толику же дарования не приемлет принашает

лет, но и тои приношает плод в же и теи и плот иже в тридесят

тридесят. Подобно же сему ли же чисто евангельское изволив житие еже в девьстве пребы-вати дивно имат дарования, приносит бо свершен плод иже во сто. Подобно же сему и Великии

великыи Ваилие глаголет:

«сего бо ради и человеколюбец

Господь, пекыйся о нашем спасении, на две жизни раздели

человеческое жителство: на Василие глаголет: "сего бо ради

сопряжение и девьство, да иже человеколюбиивыи и бого пе-1

не могы тръпети девьственое и постное страдание, придет к кыйся о нашем спасении на двое раздели житие человеческое, яко

совокуплению жене» (с. 417- да иже не моги терпети девь-

418). ственое страдание приидет к

жителству жены". (л. 255 об.-25б).

В том же послании Даниил указывает на традицию испытывать послушника, желающего принять постриг. Согласно его описанию, старцы смотрят на образ жизни, привычки, возраст, срок «искуса» и только после продолжительного испытания делают заключение о готовности вступить в ряды братии. Наибольшие шансы есть у тех, кто, желая принять «иноческое иго», покажет смирение и благоговение. «Дерзостне бо нецыи, - и здесь Даниил, по-видимому, указывает на своих современников, - во иноческое житие себе вметают и потом малодушьствуют, но унывают, не мо-гуще терпети иноческаго тризнища к любоплодному сластному житию увы окаянно паки възвращаютца»14. Во избежание этого митрополит советует своему собеседнику готовить себя к такому испытанию уже в миру («временем мнозем и трудом и подвигом искушение жития приимати и благородие свое не щадети»15).

Монашество остается для Даниила предпочтительной формой жития. Многочисленные мирские заботы не дают уму человека «възрети на высокии путь истиннаго живота», а приносят «души омрачение». Выдержкой из «Лествицы» митрополит возводит образ мирянина к человеку, заключенному в оковы. От них есть лишь одно избавление - бежать от мира, но только «телесем вне его быти, но от телесныя любве отторгнутися, и быти безграднику, бездомнику, не самолюбцю, нестяжателну, безименику, не собеседнику»16.

Следует заметить, что несмотря на использование полемических трудов прп. Иосифа, в рассматриваемом слове Даниил выступает в роли проповедника, а не апологета. Это вызвано тем, что к 1520-м гг. жидовствующие были разгромлены и апология монашества как института потеряла прежнюю актуальность. Русские книжники обратились к новым полемическим вопросам.

Появление скитской обители прп. Нила Сорского побудило современников к сомнению относительно достоинств общежительных монастырей. В 1520-е гг. к Даниилу обратился за советом неиз-

!4 РНБ. Соф. 1258. Л. 257.

15 Там же.

16 РНБ. Соф. 1258. Л. 258 об.

вестный монах, который проживал в общежительном монастыре, но склонялся перейти в скитскую обитель, так как посчитал ее более пригодной для спасения. В ответном послании (послание № 5 из «Сборника» под названием «О различии иноческого жительства»17) Даниил предлагает ему пространное рассуждение, в котором излагается общее учение о трех формах монашеской общины.

С первых же строк митрополит обнаруживает свою нетерпимость к подобного рода сомнениям («Ловит бо тя диавол во мнозех его и злых коварствах») и предупреждает собеседника: «И аще тако жизнь свою изволил еси провождати, и ты со мною грешным и худым иноком Даниилом совета о сем не имеи»18. Для Даниила очевидно, что самый удобный путь ко спасению не зависит от места жительства и состоит в том, чтобы «жити по воли Бо-жии и творити заповеди Его».

Трехчастное разделение форм монашества Даниил заимствует из «Лествицы». В них указываются следующие формы: 1) отшельничество 2) скитское (пустынное) житие; 3) общее житие (ки-новия)19. Общая характеристика каждого жития заимствована Даниилом из разных источников и потому в определенной степени отражает его авторскую позицию. Основные выводы автора состоят в следующем.

1) Отшельничество, названное у Даниила «особнем» житием, «в отшельствии уединением», предполагает уединенную одинокую жизнь вдали от мира. Ссылаясь на «Лествицу» Даниил ставит этот вид жития выше остальных («нужно есть зело и равно-ангельскым прикладно»), но предупреждает, что «не всем сие удобно» по причине того, что отшельник может впасть в уныние, сон, лень или отчаяние, и никто не сможет ему помочь20.

2) Скитское житие Даниил называет «пустынным житием», «безмолвием и пустыней». Основываясь на «Лествице», он рассматривает его как уединенное и безмолвное житие одного-двух монахов21. В послании заметно стремление Даниила подчеркнуть, что эта форма монашества пригодна многим («царский путь»), что «пустыня бо и безмолвие непорочна есть вещь»22.

!7 РНБ. Соф. 1258. Л. 235-249.

18 РНБ. Соф. 1258. Л. 236.

19 26 стих 1 слова «Лествицы». См.: Прп. Иоанн Синайский. Лествица. М., 2007. С 34.

20 РНБ. Соф. 1258. Л. 237.

21 «И по церквом путишествовати и безмолствовати с единем или двема, и заповедем Христовем день и ночщь поучатися и всякому писанию» (РНБ. Соф. 1258. Л. 239 об.-240).

22 См.: РНБ. Соф. 1258. Лл. 237, 239 об.-240, 240 об.

ритику, в

В действительности же Даниил обрушивает на скитян критику, в которой В.И. Жмакин усмотрел ответ на обличения Вассиана (Патрикеева) в адрес общежительных монастырей23. Критические замечания Даниила можно разделить на две группы: а) предупреждение о духовной опасности пустынного жития - «со отшельници бесове нази борютца и неотступно ратают», следовательно, житие в пустыне требует большого опыта и «искуса». У пустынника обязательно должен быть учитель, который научит его жить с «разумом» и «великим рассуждением»; б) собственно критика современных Даниилу «неразумных пустынников», которые ни дня не могут пребывать «в тишине и безмолвии». Явное указание на Вассиана (Патрикеева) содержится в обличение тех, кто дает свои «заветы и законы» и пытается переманить монахов из общего жития, причем делает это не только явно, но и «таино» и «льстивно». «Сами ся точию мняще угодивше Богу, - пишет о них Даниил, - и всех строят, и всех учат, а себе не разумеша строите и своего мрьт-веца забыша плакати»24. Подводя итог размышлению о скитстве, Даниил напоминает, что не «пустынное житие есть зло», а наш «лукавый обычаи». По его словам, множество отцов спасалось в скитах, соблюдая заповеди и монашеские обеты - «прилежаща вниманию, молитве, причитанию божественых писании, рукоделию и никаковаго попечения имуща о веце сем»25. Более того, неоднократно упоминая, что безмолвие является важнейшей монашеской добродетелью, Даниил пишет: «безмолвию же мати есть пустыня и тишина и пристанище от всякия молви». Ссылаясь на Василия Великого, он говорит о «великой пользе» пустыни, которая подает «утешение страстей» и «начало оцыщения души»26.

3) Общее житие. О преимуществах общежительных монастырей Даниил говорит на протяжении всего послания. Основанием для этого вида монастырей он усматривает в Евангелии («Слы-ши Господа, рекша: «идеже сут два или трие събрани во имя Мое те есмь посреди их»27 (Мф. 18:20)) и комментариях к нему Василия Великого и Иоанна Златоуста. Цитируя Иоанна Летвичника, Даниил называет общее житие «земным небом» и сравнивает его со служением ангелов на небесах. В послании «О иноческом законе и правиле общаго житиа» (№ 7 в Сборнике посланий) он возводит общежительный монастырь к первохристианской общине28. В рас-

23 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 660.

24 РНБ. Соф. 1258. Л. 240-240 об.

25 Там же. Л. 240 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26 Там же. Л. 244 об.

27 Там же. Л. 237-237 об.

28 Там же. Л. 271-271 об.

сматриваемом нами послании «О различии иноческого жительства» Даниил указывает и на одно из преимуществ общежительного монастыря - в нем монаху проще преодолеть «искус безмолвия», поскольку увидев свою немощь, он может прийти и отдать себя в послушание. В этом случае он обязуется исполнять не только монашеские обеты, но и монастырский устав.

Общий вывод Даниила состоит в том, что спасение равнодоступно всем, кто соблюдает заповеди независимо от формы организации монастырской жизни. В подтверждение этому митрополит приводит выдержки из сочинений Кирилла Александрийского и Симеона Нового Богослова о равнозначности форм монашеского жития29. Согласно святым отцам, первостепенна не форма монашества, а познание и исполнение воли Божией, «внутренняя пустыня». В то же время очевидной остается симпатия Даниила к общежительному монастырю.

Рассуждая о монашеской общине, Даниил предостерегает от другой крайности - мнения «неких» о том, что человек спасается только своим «нравом», вне какой-либо зависимости от места пребывания. В послании «О различии иноческого жительства» он касается этого вопроса вскользь: «Место бо и нрав украшает, и многу к добродетели и умилению крепость подаваеть», и потому следует «далече от пличных и падежных мест жителствовати»30. Более обстоятельно Даниил пишет об этом заблуждении в послании «О житии, и еже место спасает или нрав»31. Время написания и адресат послания неизвестны, однако вероятно, что оно было написано в монастырь32. В послании на фоне размышлений о грехе и добродетели Даниил повторяет уже высказанную мысль: «Добро убо место духовно, сие бо и нрав украшает». Задаваясь вопросом «Како же места духовная непоколеблема съблюдем?», Даниил указывает на неоходимость соблюдения заповедей. Здесь же он повторяет мысль о том, что «подвизающеися о Господе» спасутся и «во граде», и «во опщем житии», и в «пустыни»33.

29 Там же. Л. 247-248.

30 Там же. Л. 238 об.

31 РНБ. Q 1. 1439. Л 294-297. Опубликовано в: Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века // Летопись занятий Археологической комиссии. Вып. 21. СПб., 1909. С. 88-89.

32 Об этом говорят советы Даниила: «Внимание же и безмолвие никогда же ниже вмале да отступит от тебе», «затворяй внешнюю дверь келии твоеа» (Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 88) и др.

33 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 88-89.

Обратимся к позиции Даниила по вопросу монастырского землевладения. В церковной публицистике первой четверти XVI в. эта проблема вызвала широкую дискуссию. Наибольшей остроты она достигла в связи с созывом собора 1503 г., в ходе которого была предпринята попытка склонить епископат к признанию необходимости секуляризации церковных земель. Спорным остается вопрос о том, кто был инициатором такой реформы: сведения «Собрания некоего старца» о том, что на соборе с подобным предложением выступил Нил Сорский подвергаются критике исследователей34. Так или иначе, но вскоре после собора Иосифом Волоцким было создано законченное учение о неотчуждаемости церковных иму-ществ. Исходя из того, что земли поступают в монастырь как вклады на помин души, Иосиф отвергал возможность их изъятия со стороны кого-либо35. В повседневной жизни монастырские богатства должны были служить средством для церковной благотворительности и социального служения. Эта теория была использована Иосифом в ходе конфликта с князем Федором Борисовичем в 1507 г., однако в то время она не стала предметом литературной полемики. В трудах Нила Сорского, которого принято считать первым и главным оппонентом Иосифа, нет программы изъятия монастырских вотчин36. Запрет «Устава» Нила Сорского иметь вотчины и принимать милостыню относился непосредственно к основанной им обители. В связи с этим собственно литературная полемика о монастырском землевладении начинается только в 1510-е гг., и продолжается на протяжении 1520-х гг. В это время главный оппонент «иосифлян» князь Вассиан (Патрикеев) пишет ряд посланий, в которых оспаривает позицию прп. Иосифа и его учеников, предлагая собственную программу реформирования системы церковного землевладения37.

Проблему монастырской собственности Даниил поднимает в послании «О святых божественных церквах и о возложенных Бо-жиих стяжаниах церковных и о восхищающих таковая и насилст-вующих» (известно по единственному списку РНБ. Q I. № 1439)38. В тексте послания содержится косвенное указание на адресата -

34 Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI в. С. 386.

35 Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510-х гг. СПб., 2010. С. 49-50.

36 Романенко Е. В. Взгляды Нила Сорского на проблемы личной собственности монахов и корпоративной собственности монастырей // Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. М., 2011. С. 115.

37 Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI в. С. 91-92.

38 РНБ. Q 1. 1439. Л. 119-121 об. Опубликовано в: Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 36-38.

неизвестного архиерея («на нас, архиереох»), которого Даниил призывает выступить с проповедью о неотчуждаемости монастырских вотчин («учи убо и наказуй их, да бегают от таковых обычаев»39). Время составления послание неизвестно.

Стержневая идея послания Даниила состоит в том, что все движимое и недвижимое имущество монастырей получено от Бога («вся Боговои суть освященна и возложенна»), и потому является неприкосновенным. Имущество монастыря должно служить для обеспечения: 1) повседневных нужд обители («своя им потребы») 2) ведения широкой социальной и благотворительной деятельности («на странные, и на нищиа, и плененыа, и вредныа, и елико сим подобна»)40. Те, кто посягает на церковное имущество («мирстии че-ловеци, и властели мирстии»), по словам Даниила, «раздражают Бога», «от Бога судятся», «осужением осужаются божествеными пра-вилы и в нынешнем веце и в будущем» и «беды и муки немалы наносят»41. Иными словами, проблема защиты иммунитетных и владельческих прав монастырей понимается Даниилом не юридически, в духовно-нравственно, поскольку нарушение этих прав он считает грехом, который неминуемо ведет к духовной погибели.

Отрывочные сведения о движимом монастырском имуществе и порядке его использования содержатся в контексте учения Даниила о милостыне, которое условно можно разделить на две части: 1) Порядок принятия вкладов в монастырскую казну. Термин «казна» Даниил неоднократно употребляет в послании «О иноческом законе и правиле общаго житиа» (№ 7 в Сборнике посланий), где настаивает на личном нестяжании монахов, которые должны получать все необходимое из «казны общеи». В послании «О благочинии и крепости монастырского устава» из того же Сборника (№ 1) митрополит поучает братию тому, как следует принимать «праведную» милостыню от «христолюбцев» в монастырь. Для учета поступающих богатств Даниил назначает трех старцев (Васьяна Внукова, казначея Веньямина, Дениса Долгожда-нова) и предупреждает, что ответственный за это человек должен быть «не лукавной, без всякой хитрости, дабы кто не погибл ни в сии век, ни в будущий»42. Сама же милостыня, о которой в данном случае идет речь - это «сребро, и злато, и одежа, и обуща». 2) Учение о личной милостыне. В слове «О премудрости смотрения Господня вочеловечениа» (№ 7 в «Сбоорнике» слов) Даниил провоз-

39 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 37.

40 Там же.

41 Там же.

42 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. Приложения. С. 40.

глашает необходимость творить милостыню каждому человеку: «возненавиди богатство, аще ти не помогает убогым»43. В слове «О еже что мир и яже в мире» (№ 13 в «Соборнике») он развивает эту мысль: «не отрицаем же милостыню творити златом, и сребром, и одеанием, и обувением, ибо и чашу студены води приемлет Господь во имя Его подающим, а еже злато и сребро подаати и прочаа, и зело добреиши есть»44. Можно предположить, что схожей позиции митрополит придерживался и в отношении монастырской благотворительности.

На учение Даниила о монастырском землевладении также можно судить по памятникам его редакторской работы. Б.М. Клосс установил, что в годы пребывания на кафедре Даниил лично принимал участие в составлении Копийной книги земельных актов, Сводной Кормчей и Никоновской летописи. Ученый убедительно показал, что все эти памятники представляют собой «звенья одной цепи мероприятий иосифлянского руководства митрополии при подготовке собора 1531 г., направленных на укрепление феодальных привилегий церкви и в частности на отстаивание прав монастырей владеть селами»45.

Значительное место в творчестве Даниила занимает проблема развития устава общежительного монастыря. В послании «О различии иноческого жительства» он пишет, что священные правила предписывают монахам не нарушать «уставы божественных отець» и приводит пример неких «опщих» монастырей, в которых иноки находились в мнимом повиновении у настоятеля, но жили при этом «самоволно», погубляя тем самым «духовное братство»46. О том, как обустроить монастырское благочиние, Даниил пишет в ряде посланий монашествующим.

Краткое изложение общежительного устава приводятся Даниилом в послании «О благочинии и крепости монастырского устава» во Владимирский Волосов Николаевский монастырь, который находился в непосредственном ведении митрополита. Поводом к его написанию стало обращение игумена Пафнутия с жалобой на монастырские нестроения: монахи присваивают себе поступающую в монастырь милостыню, не соблюдают элементарные требования монастырского благочиния. В ответе Даниила В.И. Жмакин выделил три тематических блока: 1) общие дисциплинарные правила для монахов; 2) меры исправления и наказания непослушных; 3) рекоменда-

43 Там же. С. 12.

44 Там же. С. 27.

45 Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI - XVII вв. М., 1980. С. 67.

46 РНБ. Соф. 1258. Л. 245 об.-246.

ции игумену монастыря47. В первой части, помимо уже рассмотренных нами советов по сбережению милостыни, Даниил призывает к соблюдению важнейших правил монастырского благочиния: а) О трапезе: приступать к трапезе только по окончанию богослужения, не вкушать ничего до обеда, не вести разговоров и не занимать чужих мест за столом, не оставаться в трапезной после окончания обеда; б) О передвижении по монастырю: запрещается ходить по обители и кельям после повечерия, а также выходить за пределы монастыря без игуменского благословения; в) О богослужении: приходить в храм к началу «пения», благочинно стоять и внимать читаемым текстам, не передвигаться по храму и не разговаривать, благочинно вкушать просфоры и кутию48.

Названные положения тесно перекликаются со следующими главами «Устава» Иосифа Волоцкого: пункт «а» - глава 2 («О трапезном благоговеинстве и благочинии»); пункт «б» - глава 4 («О еже не подобает беседовати по павечерници и преходити ис келии в келию») и глава 5 («Яко не подобает иноком исходити из монастыря без благословениа»); пункт «в» - глава 1 («О церковном благочинии и о соборней молитве»). Сопоставление текста послания с «Уставом» показывает, что Даниил осуществил близкий к первоначальному тексту пересказ:

«Устав» прп. Иосифа Волоцкого (Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием СПб., 1868. Сентябрь, дни 1-13) Митрополит Даниил. Послание «О благочинии и крепости монастырского устава» (Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Приложения).

О трапезе

«Подобает ведати, яко по последней молитве от церкви исходящим братиям приходи-ти в трапезу ясти вкупе с настоятелем [...] и седети кому-ждо на своем месте с благоговением и млъчанием по чину» (с. 513). «А за последнюю трапезу не ходити, опричь служебников» (с. 515). «Сего ради игумен сам с священники и старцы да входит в трапезу ясти по отпущению божественныя службы, на трапезе же не беседовати, ни смеятися, а преже обеда не ясти и на чюжем месте не садитися, а за последнюю трапезу не ходити никому кроме служебных, и после трапезы не оставлятися никому в трапезе» (с. 41).

47 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 672.

48 Там же. Приложения. С. 39-44.

«И после трапезы и пениа не оставатися ничесомуже в трапезе» (с. 516).

О передвижении по монастырю

«Потребно есть ведати, яко неподобно есть, паче же рещи бедно, еже иноком исходити вне обители кроме благослове-ниа настоящаго» (с. 529). «По павечерници же, якоже богоносным и святым отцем разсудися, не подобает на монастыри стояти беседы ради или в келиах сходитися» (с. 528). «По скончании же павечер-ница, назиратель церковныи обходит весь манастырь, и аще видит кого на манастыри стояща, или от келии в келию преходяща, или за манастырь шедша, он же възбранит, или настоятелю или келарю да възвестит» (с. 529). «За монастырь никакоже никому не воити без благословения игуменскаго, разве же ризы своя измыти или воды почрети» (с. 41). «По павечерницы не глагола-ти, но отходити в свою келью комуждо с молчанием. Кроме же сего, аще кого узрите или уведаете от кельи в келью хо-дяща или на монастыре стояща, или за монастырь идуща, и ты, игумен и старцы возбраняйте безчинствующих, и не попущай-те сему быти» (с. 41).

О богослужении

«И тако пришедше в бо-жественую церковь, якоже в самом небеси с вышними силами ставше, и не точию телесное благообразие показати, но и ум весь събрати с сердечным чювьством, и не шепчюще, не глумящеся, ниже суетная гла-голюще, но сътисни свои руце, и съедини свои нозе и очи смежи, и ум събери, мысль же свою и сердце възми на небо» (с. 506). «Да се ведуще, братие, не подобает нам исходити из церкви прежде отпуста от божественаго пениа, и ниже с места на место преходити» (с. 512). «Сего ради никакоже нико- «Егда же в церковь сходите на пение, и вы бы поспевали к началу всякого пения, а стояли бы в церкви кождо на своем месте благообразне, съединяя свои нозе, и очи смежая, и мысль свою отаращая от суетных прелестнаго сего жития, но весь ум свой полагая в глаголемых, и певаемых, и прочита-емых божественных словес, а по церкви бо есте не шаталися и с места на место не преходили, ни смеялися, ни глаголали, ни шептали, но точию игуменом и служебником слова два или три за велику нужу проглаголати и сие тихо и кротко с великим вниманием» (с. 43).

му на пении не глаголати, кроме настоятеля и келаря, и уставщика, и назирателя, да и тем въкратце нужное рещи о церковном благочинии не велегласно, но шептанием, да

не и прочих смутит» (с. 512).__

Завершая свое поучение, Даниил напоминает инокам о потребности совместного участия братии и игумена в монастырских делах: «А в церкви бы не оставался никто разве пономаря, а дела бы есте делали всякие с игуменом вкупе за едино, а игумен бы с вами всякие монастырские дела делал вкупе за едино»49. О том, что инок не должен быть «празден» Даниил пишет и в послании «О различии иноческого жительства» 50. Однако этим сведения Даниила о монастырских послушаниях исчерпываются. В Уставе этому вопросу посвящена 6 глава («О соборных делех и службах»), содержащая развернутое учение о порядке выполнения монахами «соборных» и «особных» послушаний.

Важнейшим правилом монастырской дисциплины Даниил считает соблюдение обета нестяжания. Согласно сложившейся историографической традиции «нестяжателями» принято называть последователей и учеников прп. Нила Сорского. Это в значительной степени искажает реальную картину монашеского быта первой трети XVI века. Полемика о «стяжании» и «нестяжании» происходит из разных взглядов на социальные функции монастыря, и, следовательно, на правомерность монастырского землевладения. Однако обет личного «нестяжания» в равной мере относился ко всем монашествующим. Именно деятели «иосифлянской» школы с особым рвением боролись за соблюдение этого обета в своих обителях.

В «Уставе» Иосифа Волоцкого учение о личной собственности представлено в 3 главе «О еже како подобает имети одежда и обуща и прочая вещи». Инокам строго предписано не иметь личной собственности и о любом намерении получить какую-либо вещь испрашивать благословение настоятеля. Все монахи разделяются на три категории по степени владения вещами.51

49 Там же. С. 42.

50 «Да не внидеши в келию к кому, точию ж по нозе твоему отцу празден ж, да не восхощеши никогда ж седети в кельи твоеи но аще или служние во служении, или рукоделие, или чтении, во чтении точию празден да не сяде-ши» (РНБ. Соф. 1258. Л. 242 об.-243).

51 Великие Минеи Четьи. Сентябрь, дни 1-13. С. 524.

Учение о «нестяжании» Даниил развивает в послании «О иноческом законе и правиле общаго жития». Создание этого текста относится ко времени его игументсва в Волоколамской обители и характеризует отношение Даниила с одной стороны, и братии - с другой к преданию и уставу прп. Иосифа. Поводом к написанию послания стал ропот братии относительно введенного Даниилом запрета иметь в кельях иконы и книги. Сложно сказать, что было причиной такого нововведения - то ли возрастающие пороки братии52, то ли желание прослыть ревнителем монастырской традиции в глазах великого князя53. Возмущение братии было настолько сильным, что иноки написали жалобу на нового игумена старцу Ионе Голове, а также требовали от самого Даниила дать письменное обоснование введенных им ограничений54. Такое обоснование и было представлено Даниилом в виде поучения.

В послании Даниил прямо указывает братии следовать традициям прп. Иосифа: «Понеж многа имате преданиа преподобнаго отца нашего игумена Иосифа о иноческом и общежителном пре-бывании»55. Именно из его устава Даниил выводит главный пафос своего поучения: «устав иноческаго жителства имат обетование съвершеннаго нестяжаниа»56. Более того, Даниил целиком включает в свое послание выдержки из «Устава»:

«Устав» прп. Иосифа Волоцкого (Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием СПб., 1868. Сентябрь, дни 1-13) Митрополит Даниил. Послание «О иноческом законе и правиле общаго жития» (РНБ. Соф. 1258.)

«Аще бо и к мирьскым человеком речено бысть от апостола, яко имуще пищу и одежду, сими доволни да будем, а хотящеи богатети впадают в «Аще бо и мирским человеком речено бысть от апостол, яко имуще пищу и одежу, сими доволни будем, а хотяща бога-тети впадают в напасти и в сети

52 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. С. 665-666.

53 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II. Первая половина тома. М., 1900. С. 702.

54 Об этом свидетельствует название послания - «егда началство игумен-тсва съдержа, и понудиша его старцы сия на писати к спасению душам, от сви-детелства божественых писании» (РНБ. Соф. 1258. Л. 270 об.-271), а также обращение в инокам в тексте: «Братия моя духовная и отцы, вели ми удивляюся о сем, яко въпрошаете мя худаго и недостойнаго инока Даниила, что есть устав общаго жития, и о сем повелеваете ми писанием засвидетелствовати» (Там же. Л. 271).

55 РНБ. Соф. 1258. Л. 271.

56 Там же. Л. 272.

напасти и сети бесовскыа, то бесовскиа, то колми паче ино-

кольми паче иноком не подоба- ком не подобает хотети богат-

ет хотети богатства, но любити ства, но любити нестяжание и

нестяжание и христоподобную христоподобную нищету» (л.

Стержневым аргументом против стяжания Даниил считает пример мирян, которые «и царем дани дают, и великиа службы служат, и жену и детеи кормат, и поят, и одевают, и обувают, и до-мы строят, и домочадцы промышляют»57, но даже в таком положении не желают иметь неправедного богатства. Тем более нищету должны любить монахи, которые обещались «во скорбех и бедах и теснотах и в бесчестии и в поношении и поруганиа, и в подсмеянии от всех быти, и в нищите духовнеи житии, паче ж не в конечном нестяжании, и молчании»58. Даниил возводит на братию обвинения в нарушении этих обетов - «сребролюбия ради» монахи имеют «особные» стяжания и рукоделия, занимаются торговлей, дают деньги «в рост», копят «сребро и злато»59. В послании звучит призыв оставить такое небрежение и бесчиние, сохранить предание святых отцов о правилах жизни в киновии и следовать примеру истинных иноков, которые «пребыша бо безградни, бездомни, странни, не сребролюбни, нестяжателни и не имении»60. Даниил требует от монахов «отложити» все «особные» стяжания и рукоделия, а все необходимое получать из общей монастырской казны. В заключении игумен напоминает, что святые отцы, предписав инокам не иметь «особного стяжания», допускают изгнание непослушных из монастыря с правом оставить их собственность в стенах обители.

Свое пастырское увещевание Даниил подкрепляет комплексом цитат из святоотеческих творений. В.И. Жмакин разделяет их на две группы: 1) выдержки из святоотеческих творений (труды Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Аммония пресвитера и др.); 2) канонические правила (84 правило законов Юстиниана, «грани Иустина царя», 6 правило 1-2 Константинопольского собора и его толкование).

В заключении послания Даниил запрещает монахам превозносить свое благородное происхождение и воспитание61. При

57 Там же. Л. 275.

58 Там же. Л. 272 об.

59 Там же. Л. 273 - 274 об.

60 Там же. Л. 273 об.

61 Там же. Л. 281 об.-282 об.

нищету» (с. 522)

272).

выборе старшей братии Даниил советует «не превозносится на меньшее и худейшее, извет предлагая многолетнаго иночества своего, или дела художественая или слова сладкоглаголанная, или благороди изящная, или сан величества, или приношения богатству и стяжания многа». «Почитаемых» должны избирать игумен и «первейшая братия»62.

Опасным пороком, который разрушал монастырскую дисциплину, было злоупотребление «питием». Против пьянства Даниил вооружается в послании «О благочинии и еже не упивати-ся»63, адресованном братии митрополичьего монастыря в честь Введения Пресвятой Богородицы. Пьянство здесь Даниил прямо называет «началом и концом всем злым»64. Предваряя запрет держать в обители «питие», Даниил строго наказывает братии не считать вино причиной греха («то убо и на Бога хулу возносити, не буди сего безумиа нам»). Вино, по его словам, - это добродетель, данная человеку от Бога и помогающая «во старости, в немощи, в скорби, в тесноте, и во многих недугах». В подтверждение этого Даниил приводит обширные выдержки из творений Василия Великого, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого. Корнем греха Даниил называет «невоздержание и безмерие» - немощь, которая свойственна насельникам обители. Именно по этой причине («за немощь вашу невоздержанную») он строго запрещает держать в монастыре «питие пианственное» и сходиться на пиры. Даже квас митрополит предписывает пить «в меру»: «но убо на обеде в трапезе и на ужине в меру испивайте квас, а не в пианство. И аще кто немощи ради в келию да возмет себе квас и да испиет мерно, а не в пианьство»65. Даниил глубоко раскрывает сущность данного греха, выявляет его причины и последствия, однако основные его суждения восходят к 7 главе «Устава» прп. Иосифа («Яко не подобает в обители питию быти, от него же пианство бывает»), где содержится полный запрет иметь «питие» в монастыре. О том, что при написании послания он пользовался уставом свидетельствует следующее сопоставление:

62Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. Приложения. С. 43.

63 РНБ. Q 1. 1439. Л. 261 об.-269. Опубликовано в: Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 71-75.

64 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 72.

65 Там же. С. 74.

«Устав» прп. Иосифа Волоцкого (Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием СПб., 1868. Сентябрь, дни 1-13) Митрополит Даниил. Послание «О благочинии и еже не упиватися» (Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века).

«Подобает же убо прежде всех много попечение и тщание имети о сем, яко да не будет в обители, ниже в трапезе, ниже в келиях питиа, от негоже бывает пианство, яко да не будем врагом нашим в посмех и и в поругание чювственым же и мысленым» (с. 543). «И за свою немощь себе точию закон полагайте, яко да не будет в монастыри, ниже в трапезе, ниже в келиях питиа пияньстве-наго за немощь вашу невоздер-жательную, яко да не будем в посмех и поругание врагом нашим бесом и человеком» (с. 74).

Пастырские обязанности требовали от Даниила дать оценку практике пребывания в монастырях молодых («голоусых») монахов. Эта проблема давно волновала умы святых отцов, которые запрещали несовершеннолетним юношам принимать постриг и жить в обители. В «Уставе» Иосифа содержится прямой запрет находиться в стенах монастыря женщинам и юношам (главы 8 и 9)66. В действительности подобными запретами часто пренебрегали, и это не могло не беспокоить Даниила.

Митрополит пишет послание епископам «Яко идеже суть иноци, да не пребывают тамо голоусыа»67, в котором накладывает строгий запрет на постриг и пребывание в монастырях («во опщих или в особных») несовершеннолетних лиц («отрочат»). Митрополит предписывает не принимать в обитель юношей ни под каким предлогом: «ни учениа ради грамотнаго, ниже в церкви канархати, или стояти на крилосех, но и слугам голосым в монастырех не-удобно»68. Тем более запрещается постригать во иноческий чин «не совершенных возрастом и голоусых», по причине того, что от них бывают «смущениа» и «соблазны» братии. Согласно отеческому уставу, пишет Даниил, принять постриг могут только люди в возрасте «от всего смысла и от крепости разума и веры и от горящего в них желаниа»69. В подтверждение своих наставлений он приводит обширные выдержки из Отечника, творений Исаака Си-

66 Великие Минеи Четьи. Сентябрь, дни 1-13. С. 543-546.

67 РНБ. Q 1. 1439. Л. 297 об.-311. Опубликовано в: Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 89-95.

68 Там же. С. 90.

69 Там же. С. 90.

133

рина, Василия Великого, Ефрема Сирина, правил Шестого вселенского собора, жития Саввы Освященного.

Несовершеннолетних юношей, принявших постриг, Даниил предписывает отправлять в монастыри, «хранящие благочиние и крепость», и содержать там в весьма суровых условиях - «да подвизаются тамо в посте и жажде, в малем спании, и бес постелий, еже глаголется к низу легание, и во псалмопении, и молитвах, и в рукоделии, и прочитании святых писании, и да хранят чистоту душевную и телесную, и укротевают юность, и да растут в послушании и смирении» 70. Еще более жестко митрополит высказывается о бродячих «юных и голоусых» иноках, которые приходят из других епархий. Епископам он велит арестовывать («похитити») таковых «со властию», как разорителей священных уставов и хулящих иноческий образ, после чего с «своими гонци» пересылать их в Москву к нему лично71. В связи с этим Даниил также напоминает епископам о запрете на переход монахов в другие монастыри, в подтверждение чему приводит обширную подборку цитат из Священного Писания и творений святых отцов.

В своих сочинениях, помимо общих наставлений о соблюдении общежительного устава, Даниил дает рекомендации игуменам монастырей. В послании «О благочинии и крепости монастырского устава», он предписывает им иметь следующие черты: 1) Быть «милостиву и страшну, смирену же и высоку»72. Милостивым игумен должен быть с людьми «блазими», «страшным» - со строптивыми и «грехолюбивыми». Эта мысль целиком воспроизводится Даниилом из 11 главы Устава Иосифа («Яко подобает настоятелю учити и наказовати сущих под ним»):

«Устав» прп. Иосифа Волоцкого (Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием СПб., 1868. Сентябрь, дни 1-13) Митрополит Даниил. Послание «О благочинии и крепости монастырского устава» (Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. Приложения).

«Подобает бо пастырю быти различну: кротку же и сверепу, смирену же и высоку. Аще бо и вси блази были, благость еди-ноя потреба была бы, аще ли же «Подобает бо пастырю милостиву и страшну быти, смирену же и высоку. Аще бы вси блази были милости единыя потреба была бы , аще ли же строптиве

70 Там же. С. 92.

71 Там же. С. 93.

72 Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. Приложения. С. 43.

не таковая, и страха потреба, яко благость утвержает благы-ия, страх же възражает злыя. И в святей Лествици речено есть: ни безумне смиритися, ни без-словесно възвишатися пастырю лепо есть» (с. 564).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и грехолюбиви, тогда страха потреба достоит быти, яко да милость утверждает благыя, страх же возражает злыя. И во святей Лествице речено есть: ни безумне смирятися, ниже без-словесно возвышатися пастырю лепо есть» (с. 43)._

2) Игумену следует подавать пример братии («игумен же да полагает образ всем собою»), иметь смирение и нестяжание73; 3) Во всех делах игумен должен советоваться с братией «благочинно и благостройне управляя монастырская вещи любовию и смирением», а также трудиться на всех монастырских «делах» «вкупе» с братией74; 4) Игумен должен заботиться о вверенной ему пастве «любовию или отеческим благоразумием всех милуя, всех взыскуя, о всех промышляя, терпя всех, приемля всех, утешая всех»75; 5) Наконец, одну из важнейших обязанностей игумена Даниил видит в непрестанном поучении, обличении и исправлении братии. Подробно он развивает эту тему в послании к неизвестному игумену, пришедшему в отчаяние от некого насельника монастыря, который творит «многа смущениа и молвы» («Послание утешительно и ка-ко подобает настоятельствовати»76). Даниил призывает его: «глаголи слово Божие с дерзновением в тихости, и кротости, и в смирении, и в любви, и аще убо прилучится что неподобно и коварстве-но, елико ти мощно есть покрывай и погашей»77. Только смирение, по мысли митрополита, позволит игумену разрешить возникающие конфликты.

В тесной связи с учением о монастырской проповеди у Даниила находится учение об исправлении непослушных иноков. Митрополит выделяет в действиях игумена по отношению к таким монахам несколько этапов, о которых пишет в двух посланиях -«Послании утешительно и како подобает настоятельствовати» и пространной редакции 1-го послания «О благочинии и крепости монастырского устава». Основные методы, которые Даниил предлагает последовательно использовать, дифференцируются в зависимости от степени воздействия на провинившегося монаха:

73 Там же. С. 41.

74 Там же. С. 42-44.

75 Там же. С. 43.

76 РНБ. Q 1. 1439. Л. 221 об.-224 об. Опубликовано в: Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 52-54.

77 Там же. С. 52.

Митрополит Даниил. «Послание утешительно и како подобает на-стоятельствовати» (Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века.) Митрополит Даниил. Посла- 1 ние «О благочинии и крепости монастырского устава» (РНБ. Погод. 1149).

1) исправлять и учить наедине «любовным советованием»; 2) проявить долготерпение и сострадание; 3) устрашать «ужасными и страшными глаголы божестве-ных писании» (с. 52-53). 1) поучать с «тихостию, и кро-тостию, и любовью», «с долготерпением и пожданием»; 2) обличить перед братией «с праведною святою яростию и божественою ревностию»; 3) устрашать «ужасными, страшными глаголы божест-веных писании»; 4) устрашать сухоядением, отлучением от причастия или изгнанием из обители (л. 5-6).

В послании «Ко игумену и к старцем о некоторых о имущих вражду неутолиму» 78 Даниил указывает, что самый верный способ обратить непокорных и враждующих - организовать монастырскую жизнь таким образом, чтобы монахи всегда пребывали в смирении, безмолвии и «печали смысла». Обращаясь к игумену, Даниил напоминает, что именно он получил власть сделать это («А ты, игумен, и власть имаши о Господи душевне и телесне уст-раяй вся любомудрено о Господе»). Как пастырь игумен даст ответ за свою паству на Страшном Суде79.

Присутствует в сочинениях Даниила и образ идеального монаха. Митрополит рисует общий образ благочестивого христианина и обращает особое внимание на то, что к мирянам приложимы те же нравственные требования, что и к инокам («обоя сия житиа требуют внимания, и трезвения, много к спасению получения»80). В то же время можно выделить особые нравственные требования, которые, согласно взглядам Даниила, применимы только к монашествующим. Об этом он пишет в преимущественно в посланиях «О различии иноческаго жительства» и «О иноческом законе и правиле общаго житиа». К числу таких требований относятся следующие:

78 РНБ. Q 1. 1439. Л. 240-243 об. Опубликовано в: Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 61-63.

79 Там же. С. 63.

80 РНБ. Соф. 1281. Л 257 об.

1) М

1) Монах должен помнить об «обещании отрещися мира»81, стремиться к «уединению в молитвах»82. «Удаление от мирьскых, зело бо вредно есть, - рассуждает Даниил, - съвокуплении иноких смиря ны»83. Также он развивает мысль о том, что это бегство должно быть не «видимым», а «мысленным»84, то есть недостаточно уйти в монастырь, необходимо освободиться от привязанности ко всему мирскому. В послании «О иноческом законе и правиле общаго житиа» он призывает иноков хранить святоотеческое предание, которое предписывает отлучиться от всякого «мирского жития» и пребывать «безградни, бездомни, странни»85. В послании «Ко игумену и к старцем о некоторых о имущих вражду неутоли-му» Даниил советует братии «злопамятного обычаа остатися и всегда в мысли имети обещание, яже на отречении от мира»86.

2) Каждый инок обязуется иметь «совершенное нестяжание», под которым понимается запрет не только на личную собственность, но и на «особное стяжание и рукоделие». Учение о нестяжании в полноте изложено Даниилом в послании «О иноческом законе и правиле общаго жития» (о нем речь шла выше). Термин «нестяжание» Даниил каждый раз, когда описывает монашеский подвиг87.

3) Монах должен совершать аскетический подвиг - «терпети же всяку скорбь и тесноту иноческаго жития»88, иметь «худость ризную», «убожество любити»89. В послании «О иноческом законе и правиле общаго житиа» аскетизм представлен как неотъемлимая черта идеального монаха - «и имеяху образ смирен сиречь и лица не умываху, и одеяние худо, и обычаи прост и глагол не двоесло-вен, и ступание не шед славно, и худость ризную»90, «во скорбех и бедах и теснотах и в бесчестии и в поношении и поруганиа, и в под-смеянии от всех быти»91. В послании к старцу Дионисию Даниил пишет, что нет ничего лучше «многотруднаго и жестокаго пребы-

81 Там же. Л. 245 об.

82 Там же. Л. 244 об.

83 Там же. Л. 248 об.

84 Там же. Л. 243 об-244.

85 Там же. Л. 273 об.

86 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 61.

87 См: РНБ. Соф. 1281. Л. 244 об.

88 РНБ. Соф. 1281. 245 об.

89 Там же. Л. 248 об.

90 Там же. Л. 273 об.-274.

91 Там же. Л. 272 об.

вания» и желательны «труды и поты каменных пощении и бдении и прочих злострадании»92.

4) От инока требуется полное отсечение своей воли и послушание. В послании «О различии иноческаго жительства» Даниил ставит в пример инокам Христа, Который «смири Себе быв послушлив до смерти», а также святых отцов, отвергших свою волю и разум. Даниил призывает монаха отдать волю «отцу ж твоему» и «по разуму его вся творити»93. Термин «послушание» неоднократно встречается у Даниила в описании монашеского делания94.

5) Важной монашеской добродетелью у Даниила выступают безмолвие95, молчание96. Под безмолвием митрополит понимал «отложение разумением, и отвержение благословесных попече-нии»97.

6) Каждый инок обязан «трезвиться», «всегда бодръствоти и не ленитеся». В послании «О иноческом законе и правиле общаго житиа» Даниил подтверждает этот тезис цитатами из Нового Завета, творений Ефрема Сирина и Исихия Иерусалимского.

7) Наконец, всем монахам Даниил предписывает иметь общехристианские добродетели - целомудрие98, долготерпение99, «и тихость, и кротость, и смирение, и любовь и милость» 100, упражняться в «прочитании божественых писании»101.

Значительный интерес представляет учение Даниила об «умном делании». Эту проблему митрополит затрагивает в ряде пастырских посланий монашествующим, где говорит о необходимости иметь «умное хранение»102, «безмолвие» и «печаль смысла»103, «собрание мыслей от парениа и пленениа», «затворять» ум

92 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 58.

93 РНБ. Соф. 1281. 242-242 об.

94 Там же. Л. 245 об., 272 об.

95 Там же. Л. 237 об., 244 об.; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 58.

96 РНБ. Соф. 1281. Л. 272 об., 273 об.-274.

97 Там же. Л. 238.

98 Там же. Л. 245 об.

99 Там же. Л. 273 об., 274.

100 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 58. Ср: РНБ. Соф. 1281. Л. 273 об., 274, 272 об.; Жма-кин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. Приложения. С. 43.

101 РНБ. Соф. 1281. Л. 244 об., 248 об.; Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века. С. 58.

102 РНБ. Соф. 1281. Л. 273 об.-274.

103 Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI в. С. 62, 65.

в словах молитвы104. Более подробно методика «умного хранения» раскрыта Даниилом в послании «Како освобожатися от пленениа умна» епископу Суздальскому и Тарусскому Геннадию. Это сочинение было обнаружено в 1909 г. в числе открытых В.Г. Дружининым посланий и потому не было известно историкам XIX в., которые полагали, что авторам «иосифлянского» направления были чужды идеалы исихазма.

В изложении митрополита монашеское делание включает в себя следующие аспекты: 1) Непрестанное чтение «божественных писаний» (в данном случае упоминаются гимнографические тексты - псалмы, стихиры, седальны, тропари); 2) Рукоделие (Даниил ссылается на многочисленные примеры из житий святых отцов); 3) Молитва и безмолвие. Пояснение третьего пункта приведено в послании в виде авторского рассуждения (в отличие от первых двух пунктов, где использован набор святоотеческих цитат). Основу молитвенного подвига Даниил видит в чтении Иисусовой молитвы. Она должна читаться «со вниманием и желанием теплым», ум должен быть свободен от всех других мыслей и образов. Затворять ум в молитве можно при любом положении тела, однако следует соблюдать технику дыхания («И дыхание елико мощно, да не часто дышеши»). Когда же «ум, и тело, и сердце възболит» следует обратиться к чтению псалмов, тропарей и рукоделию, не забывая при этом ум и сердце «затворять в глаголемых» и бороться с посторонними помыслами. В заключении Даниил называет эту технику «деланием» («да будет делание твое в терпении мнозе»)105.

Рассуждения митрополита о чтении Иисусовой молитвы имеют прямую связь с Уставом Нила Сорского. Можно допустить, что причина этого кроется в использовании авторами одних и тех же источников - «Лествицы», творений Симеона Нового Богослова и Григория Синаита. Однако сопоставление послания «Како освобожатися от пленениа умна» с текстом 2-й главы Устава свидетельствует о текстуальной зависимости сочинения Даниила от труда Нила Сорского даже при цитировании святых отцов. Это говорит о том, что Даниил не только обращался к Уставу (список которого находился в Волоколамском монастыре и был ему доступен106), но и заимствовал из него ключевые фрагменты:

104 Там же. С. 58.

105 Там же. С. 70-71.

106 Сборник со «Словом о мысленном делании» согласно описи 1545 г. числился среди «списаний» Нила Сорского в библиотеке Волоколамского монастыря. См: Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 32.

Устав Нила Сорского (Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб., 2011.) Послание Даниила «Како 1 освобожатися от пленениа умна» (Дружинин В.Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI в.)

И тако глаголи прилежно, аще стоа, или седя, или и лежа, и ум в сердци затворяй и дыхание держа елико мощъно, да не ... моляся Богови ... или стоя, или шествуя, или седя, или лежа ум трозвено в молитве затворяй, или в некое поуче-ние, яже о Христе, и дыхание держи елико мощно, да не часто дышеши, и

часто дышеши, якоже глаголет Симеон Новый Богослов. И

Григорий Синаит: «Призывай Господа Иисуса желателне и молись при-лежне, и желанне, и терпелив-не, и пождателне,

тръпеливне, и пождателне, от- якоже реша святии отци Симион Новый Богослов и

вращаася всех помысл (С. 110). А еже рекошя сии святии держати дыхание, еже не часто дыхати, и искус въскоре научит,

Григорей Синаит (С. 70). ... а еже держати дыхание реша, еже есть не часто дыхати, искус въскоре научит хотящаго, яко

яко зело ползует къ събранию зело ползует к собранию

умному (С. 110). И аще блага разумениа явятися вещей некых, не внемли тем, но держи въздыхание якоже мощно и, ум в сердци затворяавъ умному» (С. 71). Аще ли помыслы възтают и смущают, и пленуют ума, не изнемогай, ни унывай, но держи дыхание, якоже мощно и

место оружиа призывай Господа Иисуса часто и прилежно (С. 110). ... и святого Ефрема, глаголюща «Боли, болезнь болезнено, да ум в сердци събираа в глаголемых затворяй и борися (С. 71). ... и святаго Ефрема глаголюща: «боли болезни болезнене, да

мимо течеши суетных болезней мимо течеши суетных болезни

болезни (С. 112-114). Егда же, тужа, - рече, -изнеможет ум, зовы и тело, и (С. 70). Егда же ум изнеможет въпиа, и тело, и сердце възболит, тогда в

сердце възболит зелным и псалмы, и тропари, и в чтениа

тяжкым призыванием Господа Исуса, тогда в пение попущати попущати его или и в рукоделие (С. 70).

его, якоже ослабу малу и упокоение подаа ему (С. 114).

140

■ Л/ГаттФОш;

Мечтаний же зрака и образа видений не приемли никоегоже, да не прелщен будеши (С. 114).

... никакоже приемля помысл некоторый, или образ, или зрак, или ангельскии, или человеческии (С. 70)._

Следует заметить, что учение о монашеском делании представлено Даниилом в отличном от Нила контексте. Митрополит приводит его в качестве совета, отвечая на частный вопрос владыки Геннадия о том, как избежать «умного пленения». В Уставе Нила Сорского «умное делание» рассматривается как основа монашеской жизни основанной им скитской обители, в связи с чем это учение изложено в более системном и полном виде.

Сделанные наблюдения можно резюмировать в следующих ключевых положениях:

1) В сочинениях Даниила содержится развернутое учение о монашестве, основным источником которого являются сочинения Иосифа Волоцкого. Из «Просветителя» Даниил заимствует аргументы для обоснования древности и необходимости института монашества в Церкви. Из «Устава» прп. Иосифа он заимствует и развивает учение о монастырской дисциплине, личном «нестяжании» монахов, обязанностях игумена, запрете пьянства и пострига несовершеннолетних. Оригинальные идеи Даниил высказывает, рассуждая об исправлении непокорных иноков, преимуществах общежительного монастыря и образе монаха.

2) Даниил использует «Устав» Нила Сорского в учении о монашеском делании, что свидетельствует о его близости к традиции исихазма. Косвенным подтверждением этого является повсеместное использование творений исихастов (Симеона Нового Богослова, Григория Синаита и др.)

3) В дискуссии о монастырских вотчинах Даниил занимает позицию последовательного защитника движимого и недвижимого имущества монастырей. В то же время полемический пафос его посланий направлен против попыток светских властей посягнуть на монастырскую собственность, а не против «нестяжателей», как таковых. Митрополит не оспаривает сложившейся практики Нило-Сорского монастыря, и, более того, убеждает паству в том, что все три формы организации монашеской общины равноправны и имеют общепризнанные достоинства. То обстоятельство, что Даниил не противопоставлял традиции Волоколамского и Нило-Сорского монастырей, свидетельствует о том, что он не считал Нила Сорского своим литературным оппонентом. Это позволяет внести определенную корректировку в устоявшееся представление о литературной полемике «нестяжателей» и «иосифлян».

Использованные источники и литература.

1. РНБ. Соф. № 1281.

2. РНБ. 0. I. № 1439.

3. РГБ. Ф. 173.1. № 197.

4. Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI века // Летопись занятий Археологической комиссии. СПб., 1909. Вып. 21. С. 45-106.

5. Великие Минеи Четьи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием СПб., 1868.

6. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. М., 2008.

7. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения. СПб., 2011.

8. Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV - начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.

9. Алексеев А. И. Сочинения Иосифа Волоцкого в контексте полемики 1480-1510-х гг. СПб., 2010.

10. Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: Очерки русской политической литературы от Владимира Святого до конца XVII века. М., 2006.

11. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II. Первая половина тома. М., 1900.

12. Плигузов А. И. Полемика в Русской Церкви первой трети XVI в. М., 2002.

13. Жмакин В. И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881.

14. Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI вв. М.; Л., 1955.

15. Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI - XVII вв. М., 1980.

16. Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991.

17. Романенко Е. В. Взгляды Нила Сорского на проблемы личной собственности монахов и корпоративной собственности монастырей // Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. М., 2011. С. 74-123.

18. Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.