Научная статья на тему 'Учение о карме и реинкарнации: исторический обзор и христианская критика'

Учение о карме и реинкарнации: исторический обзор и христианская критика Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1899
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРМА / РЕИНКАРНАЦИЯ / ИНДУИЗМ / БУДДИЗМ / ДЖАЙНИЗМ / ЭЗОТЕРИКА / ХРИСТИАНСТВО / ПРАВОСЛАВИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Горюнов И. А.

В современном мире идеи кармы и реинкарнации являются привлекательными для умов многих людей, в том числе тех, кто называет себя христианами. В статье рассматриваются истоки понятия «карма» и тесным образом связанной с ним теории «реинкарнации», а также дается православная оценка этим верованиям с точки зрения богословской традиции Церкви, в апологетическом ключе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учение о карме и реинкарнации: исторический обзор и христианская критика»

Апологетика

УДК 230.1

И. А. Горюнов, преподаватель Якутской духовной семинарии

Учение о карме и реинкарнации: исторический обзор и христианская критика

*

Аннотация: В современном мире идеи кармы и реинкарнации являются привлекательными для умов многих людей, в том числе тех, кто называет себя христианами. В статье рассматриваются истоки понятия «карма» и тесным образом связанной с ним теории «реинкарнации», а также дается православная оценка этим верованиям с точки зрения богословской традиции Церкви, в апологетическом ключе. Ключевые слова: карма, реинкарнация, индуизм, буддизм, джайнизм, эзотерика, христианство, православие.

The Doctrine of Karma and Reincarnation: A Historical Review and Christian Criticism

Abttrad: In the modern world, the ideas of karma and reincarnation are attra&ive to the minds of many people, including those who call themselves Chriftians. The article examines the origins of the concept of «karma» and the closely related theory of «reincarnation», and also gives an Orthodox assessment of these beliefs from the point of view of the theological tradition of the Church in an apologetic way.

Key words: karma, reincarnation, Hinduism, Buddhism, Jainism, esotericism, Chriftianity, Orthodoxy.

Само понятие «карма» (санскрит ^ — «исполнение, дело») означает действие, порождающее причинную силу и включающее закон воздаяния за деяния в настоящей жизни или в новом рождении1. По мнению русского исследователя кармы В. Семенцова, под «действием» следует понимать обрядовое действие, предполагающее жертвоприношение1.

Истоки самого понятия географически коренятся в северной части Индии5, где карма представляла собой социально обусловленную доктрину — механизм влияния религии на социальную структуру древнеиндийского общества. Так, в поздний ведический период, когда отдельные села объединялись в небольшие княжества и формировался кастовый строй, в общине наблюдалось социальное неравенство. Если член племени совершал какое-либо правонарушение, то ответственность возлагалась на клан или все племя. Важно отметить, правовая норма имела религиозную основу, отсюда и правонарушение предполагало нарушение не только моральных принципов, но и религиозных. По мере появления новых государств требовалась более индивидуальная форма ответственности, поскольку за преступления одного наказывалось все государство. Тогда появилось понятие кармы, ставшее регулятором ответственности индивида в новой социальной среде4.

В раннем брахманизме5 идея кармы носила исключительно обрядовый характер. Успех совершенного ритуала зависел от внутреннего расположения совершителя, что определяло его будущую судьбу — соединится ли его душа с предками или же ей будет суждено пройти испытания в следующем воплощении на земле6. Стоит отметить, далеко не все обряды совершались с добрыми намерениями: к примеру, магия и колдовство считались самыми действенными средствами в «битве» с судьбой.

В отличие от индийских Вед и Брахманов, где карма предполагала ответственность исключительно за ритуальные действия, в Упанишадах7 данное понятие приобрело несколько иной смысл: теперь от любого действия человека (в том числе «мирского») зависела его посмертная участь8. Это означает, что прежний обрядовый путь перестал быть гарантом успеха: «Те же, которые... чтут жертвоприношения, благотворительность, подаяния, идут в дым, из дыма — в ночь, из ночи — в другую [темную] половину месяца.»9.

Закон кармы неразрывно связан с реинкарнацией (лат. гетсагпаио; греч. ртг^их«^ — «перевоплощение»). Впервые реинкарнация упоминается в ведийской поэзии10, согласно текстам которой местом пребывания человека по смерти является небо. Однако преступившие закон «вселенской справедливости» должны были вернуться в «земляной дом». Важно отметить, учение о карме оказало существенное влияние на многие философские течения в шраманский (позднебрахманистский) период (середина I тыс. до Р. X.)11, но с оговоркой, что не все из них признавали идею причинно-следственных связей. Напротив, «аджи-вики»11, хотя и признавали реинкарнацию, но отрицали существование беспощадного закона возмездия. В их представлении человеческая душа обязана была претерпеть череду перевоплощений на протяжении 8,4 млн. мировых периодов и, в конечном итоге, «освободиться», невзирая на прошлые ошибки. Для учения Госалы характерен последовательный детерминизм: каждое живое существо пребывает в рамках окружающей среды, из которой он не может выбраться и избежать своей судьбы15.

Упоминание о реинкарнации можно встретить в шестой главе Брихадараньяка Упанишад, где приводится учение «о пяти огнях» и посмертной судьбе человека14. Согласно древнеиндийскому тексту, жизнь человека состоит из нескольких путей: «путь предков» («питри-лока») и «путь богов» («дэва-лока»). Первый путь предполагает переселение души умершего на луну и последующее ее возвращение на землю через определенный временной отрезок; вторым путем идут души людей, которые, будучи на земле, отреклись от мирских наслаждений и достигли истинного знания (то есть достигли миров брахмана и больше не воплощаются на земле)15. Не знающих ни один из этих путей ждет более худшая судьба: в новых инкарнациях они станут насекомыми или собаками16. Отсюда главная цель жизни человека — освободиться от цикла рождений и смертей («мокша»).

Идеи реинкарнации и кармы стали центральными в большинстве восточных религий и формировались в полемике. Так, буддисты17 видели в джайнской философии крайности субъективизма, исключающего влияние прошлых поступков на будущую судьбу индивида. В попытке понять причину страданий, они противопоставляли джайнской теории «случайностей» формулу «причинности»18. Для Будды же страдания носили онтологический характер и коренились в самом существовании индивида19. В индуизме верным средством по очистке кармы являлась практика «карма-йоги», которая предполагала бескорыстное служение человека ближнему с целью достижения им гармонии, обретения и сохранения внутренней энергии. В индуизме карма зиждилась на желаниях и могла «выдавать» мгновенный результат, но могла проявляться и постепенно10.

В джайнизме11 карма представлена и как закон возмездия, и как важный элемент бессмертной души — «дживы», которая, помимо физического тела, обладает «тонкой» («кармической») оболочкой. В результате совершаемых человеком поступков джива «собирает» новые кармы, которые буквально врываются в нее, составляя кармическое тело — «карма-шарира». С каждой новой кармой бессмертная душа все больше загрязняется, а присущие ей свойства, такие как блаженство

и могущество, искажаются. Поэтому «джива» обречена на многократные воплощения в материальном мире. Впрочем, некоторые джайнские мыслители под кармой понимали и ошибку сознания, которую необходимо было исправить11.

В древний западный мир учение о реинкарнации вошло под видом мистического орфического учения15, заручившись поддержкой со стороны влиятельных древнегреческих философов, таких как Пифагор14, Платон15. По мнению А. Ф. Лосева, на формирование орфической доктрины оказали влияние восточные солнечные культы16. Главнейшим центром солнечного культа был древний город Иуну, именуемый греками «городом солнца» (Гелиополь). В период древнего Египетского царства культ бога «Ра» становится национальным: в его честь фараоны возводили великолепные храмы, в которых совершался «солнечный» ритуал. Позже произошло смешение культа «Ра» с другими древними ритуалами, благодаря чему появился еще один культ — «Амона», который в гимнографии изображен творцом мира17. В орфической же философии таким божеством света являлся Аполлон, который, согласно представлениям древних людей, был способен восстановить растерзанного титанами Диониса (даже воскресить его). Но прежде испытываемый титанами Загрей (Дионис) претерпевает ряд перевоплощений18.

Можно предположить, что идея кармы и реинкарнации могла войти в греческий мир по причине тесного общения эллинов с индийскими философами-гимнософистами19, а также благодаря диспутам, в которых принимали участие греческие и буддийские партии. К тому же, греческие философы посещали Ближний Восток и Египет, где обучались у восточных жрецов и магов, а странствующие индийские философы не прочь были сразиться с ними в публичных диспутах. Например, о Пирроне, основателе древней школы скептицизма, сообщается, что вместе с Анаксархом он регулярно посещал индийских магов и гимнософистов50.

Теория кармы встречается в «Тибетской книге мертвых». Так, говоря об опасностях и трудностях, которые поджидают умершего

в первые семь дней, древний памятник провозглашает: «Не соблазнись тусклым серым светом, исходящим из ада. Путь, открывающийся тебе, порожден силой накопленной плохой кармы. Если соблазнишься им, то попадешь в области ада и претерпишь там невыносимые страдания, не зная, когда они закончатся»51.

Велика вероятность того, что идея перевоплощения имела место и в среде древних египтян. Об этом может свидетельствовать ряд фактов. Во-первых, священный жук-скарабей в их представлении являлся символом возрождения жизни и вечного движения51. Во-вторых, об этом свидетельствует древнегреческий историк V века до н. э. Геродот, говоря: «египтяне впервые высказали учение, что душа человека бессмертна, что с разрушением тела она вселяется в другое животное, которое рождается в то же самое время; обошедши всех животных... душа вселяется снова в нарождающееся тело человека»55. В-третьих, святой Ириней Лионский пишет, со ссылкой на «Строматы» Климента Александрийского, что идея о переселении душ принадлежит Пифагору, «который заимствовал ее у египтян»54.

Позже идея цикличности времени нашла выражение в среде стоиков и гностиков55. «Она прочно вошла в неоплатонизм56, который особенно выдвигал учение о Солнце57.»58 — писал известный анти-ковед А. Ф. Лосев. Впрочем, в среде христиан первых веков были и те, кто в рамках гностического учения признавал идею метемпсихоза, — утверждает в своем исследовании протодиакон Андрей (Кураев): «понятие реинкарнации признавалось христианской Церковью»59.

Вплоть до VI века церковные и светские власти вели активную борьбу с христианами, исповедующими учение о переселении душ.40 Тем не менее идея метемпсихоза распространилась в Италии, Франции и утвердилась в среде катар41, позднее потерпевшим поражение в ходе крестовых походов. С XIII века учение о реинкарнации существовало в среде каббалистов, розенкрейцеров.

С конца XIX века, на фоне живого интереса к оккультизму и эзо-теризму, популярность идей кармы и реинкарнации набирает обороты

в западном обществе41. Благодаря активной деятельности различных эзотерических сообществ и прежде всего Теософского общества45, все больше людей с доверием относилось к постулатам оккультной пропаганды, способной утолить жажду души в области сверхъестественного. Так, теории кармы и реинкарнации были заимствованы из восточных традиций и по-своему переосмыслены оккультистами, в числе которых Е. П. Блаватская и С. Н. Лазарев.

В их представлении «карма» побуждает человека к нравственному возрастанию44 и объясняет проблему существования зла в мире. С христианской же точки зрения, «кармический механизм», когда при каждом новом воплощении происходит утрата памяти прошлых инкарнаций, может лишь изолировать человека от его предыдущих жизней и, таким образом, лишить его ответственности за совершенные им поступки. По этой причине «кармическая» реинкарнация не может способствовать духовно-нравственному развитию человека, делая его слепой игрушкой вселенского закона и ввергая в уныние. Как пишет иеромонах Анатолий (Берестов), «каждая новая инкарнированная личность не может нести нравственной ответственности за предыдущие, ставшие чужими личности, потому что ничего о них не знает и не имеет никаких, абсолютно никаких связей с ними»45. Многократные перевоплощения индивидуума на «грешной земле» (1 Ин. 1: 16) могут только усугубить его положение, пополняя кармическую «копилку» новыми грехами. По слову исследователя Ди Муцио, «если отрицательные черты характера человека сохраняются, то с каждым новым воплощением они будут постоянно усиливаться и создавать тяжелые, неприятные жизненные обстоятельства»46, справиться с которыми под силу не каждому47. Все это приведет к тому, что человек станет испытывать чувство страха и уныния, ибо, совершая новую провинность, он будет думать, что никогда не избавится от бесконечного круга воплощений, в которых ему предстоит страдать за содеянное.

По причине того, что каждый человек «страдает из воплощения в воплощение. из-за последствий своей кармы»48, реинкарнация

может только расширить дорогу в ад, вместо того, чтобы дать человеку возможность достичь спасения.

Идея реинкарнации разрушает тождество (идентичность) личности, рассматривая тело как «гробницу» души. Если для древнегреческого философа Платона физическое тело является «темницей души»49, то святой апостол Павел рассматривает физическое тело как важную составляющую человека, неотделимую от него и по смерти (1 Кор. 15: 44). Как пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), апостол Павел не представляет человека в ином теле по смерти, ибо «тело есть человек в его целостности»50. Об идентичности тела умершего с телом, которое воскреснет, упоминается в пророчестве Иезекииля (см.: Иез. 57), а также в евангельских сюжетах (см.: Мф. 17: 51-55), к тому же событие Воскресения Христа Спасителя свидетельствует об этом (см.: Ин. 10:17). Сами христиане верят в воскресение из мертвых, ибо Всемогущий Бог способен «соединить „разрушенное" тело и воскресить мертвое»51.

О несостоятельности концепции кармы может свидетельствовать тот факт, что данный закон ограничивает свободную волю человека. Так, унаследовав плохую карму, человек лишается шанса на хорошую жизнь51 и становится марионеткой в руках «закона воздаяния». Однако Бог творит человека свободным, предоставляя ему право выбора между добром и злом, а также возможность уподобиться Ему через добродетельную жизнь, духовный подвиг. Как пишет святитель Василий Великий, «Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно; добродетель же происходит от свободной воли, а не от необходимости»55. Через дарованную людям свободу Премудрый Творец приуготовлял людям путь ко спасению, а отсутствие свободы лишало бы их обещанной награды.

Закон кармы и реинкарнации оправдывает масштабные убийства людей, когда за счет войн и кровопролития предполагается погасить54 кармическую «задолженность» прошлых жизней людей55. К примеру, в теософии убийство является «лучшей помощью людям, так как в новых телах они будут иметь больше возможностей для своего роста»56. Тем

не менее всякое кровопролитие рассматривается Библией как тягчайшее преступление против Божественной воли. Оно явилось первым выражением грехопадения, став причиной первой смерти человека (Быт. 4: 8-11). Пятой заповедью Божией устанавливается запрет на преднамеренное убийство, за преступление этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь (Чис. 55: 16). В Новом Завете Господом запрещается любая форма лишения человека жизни — не только физическое убийство, но и духовное (Мф. 10: 18). Как пишет апостол Иоанн Богослов, убийц ждет «участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 11: 8).

К тому же причинно-следственные законы жизни человека оправдывают социальное неравенство, порождают гордость в среде успешных людей и смущение, досаду среди бедных, несчастных.

Концепция кармы и реинкарнации вступает в противоречие с важнейшей вероучительной истиной — догматами Воскресения, Вознесения Христа Спасителя. Идея метемпсихоза не может быть согласована с догматом Воскресения, ибо в таком случае Христу не было бы необходимости воскресать — через некоторое время Он мог бы воплотиться в другом теле. И догмат Вознесения аналогичным образом не может быть связан с идеей реинкарнации, ибо Божество Христа восприняло в Свою Ипостась определенное человеческое тело и душу, и это ипостасное единство вечно, неизменно57.

Философские предпосылки, на которых могла строиться и развиваться идея метемпсихоза, были осуждены решениями Константинопольских соборов 545 и 555 годов58. Официально же учение о реинкарнации было анафематствовано на созванном в 1076 году Константинопольском соборе против Иоанна Итала59, а Второй Всезарубежный собор Русской Православной Церкви заграницей, проходивший в Сремских Карловцах в 1958 году, подтвердил его ложность60.

Идея кармы несовместима с православным учением о спасении, которое рассматривает спасение как освобождение от греха61, исказившего природу человека. И Крестная смерть Христа открыла новый путь спасения (Кол. 1:14), разрушив власть дьявола. «Посему тем более ныне,

будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5: 9) — пишет святой апостол Павел.

В лице Христа человечество сделалось причастным Божественному естеству, примирилось с Богом, став согражданами святым и «своими Богу» (Еф. 1: 19). Как подмечает святой Павел, «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их.» (1 Кор. 5: 19).

Безусловно, безразличная по отношению к человеку карма не имеет ничего общего с Божественным планом спасения.

С точки зрения С. Н. Лазарева, о реальности идеи реинкарнации якобы могут свидетельствовать гипнотические воспоминания, которые не поддаются разумному обоснованию. Он пишет, что с помощью гипноза «человек может раскрыть в себе невероятные способности — абсолютную память»61. Тем не менее, гипнотический транс — это то бессознательное состояние, погружаясь в которое экстрасенсы, колдуны, оккультисты долгие годы вверяли и продолжают вверять себя духам злобы. Согласно Священному Писанию, подобного рода явления «имеют место быть», однако их источником является не Бог, а демонические силы (4 Цар. 11: 6). Феномен аэндорской волшебницы (см.: I Цар. 18: 8-14) доказывает, что демоны могут по просьбе или по желанию самих людей внедрять в их сознание видения о вещах, которые на самом деле невозможны65.

Переживая гипнотические воспоминания, человек всякий раз вовлекается в оккультную практику, вступая в контакт с демоническими силами и получая от них сверхзнания о жизнях людей, существовавших в прошлом (1 Цар. 18: 8-18: 14. Последствия: I Пар. 10: 15). В процессе гипноза воля человека парализуется и становится подчиненной злому духу. Поэтому выросшая из оккультизма концепция «Диагностика кармы» С. Н. Лазарева является тем, что Священное Писание называет «глубинами сатанинскими» (Откр. 1: 14).

К сожалению, многие современные люди заблуждаются, полагая, что все духи поднебесья непременно являются добрыми. Поэтому оккультизм, по мнению некоторых наших современников, может являться способом разрешения проблемы зла, а для многих — это, скорее, некая

игра. И в этом огромная ошибка и опасность, поскольку, допуская факт присутствия зла в физическом мире, можем ли мы отрицать существование зла в мире духовном?

В своих книгах С. Н. Лазарев утверждает: «В Ветхом Завете. упоминается о том, что Бог наказывает за грехи болезнями и несчастьями до третьего и четвертого колена, а за правильную жизнь вознаграждает тысячи поколений потомков»64. Однако в тексте Священного Писания (Исх. 10: 4-6)65 не говорится, что Божие наказание предусматривает именно болезни. Если прочесть заповеди Божии не методом «вырывания» цитат из смыслового контекста, а последовательно, то ясно раскрывается совершенно иной смысл. Поскольку в Исх. 10: 4-6 речь идет об идолопоклонстве, то, согласно А. П. Лопухину, в данном стихе говорится о наказании «ослушников Его (Бога — И. Г.) воли и милости к верным Ему (Исх. 54: 7; Чис. 14: 18; Ис. 14: и). Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что не согласуется с Писанием (Втор. 14: 16; Иер. 51: 50; Иез. 18: 1-51), а тех детей, собственная преступность которых (ненавидящих Меня) коренится в виновности их отцов»66.

Поскольку Бог есть любовь (1 Ин. 4: 16) и наказывает по любви (Евр. и: 6), асамо «наказание» имеет воспитательный67 характер68 (как пишет В. Н. Лосский, «Его наказание воспитывает»69), то такой педагогический прием будет положителен и эффективен для человека70. Ибо, по слову блаженного Феодорита Кирского, Бог более угрожает, нежели подвергает наказанию71.

Нетрудно увидеть опровержение родового наказания и в тексте Священного Писания, где Сам Бог говорит: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 14:16). И далее: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 10), ибо «Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности,

чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17: 2,0). Псалмопевец Давид свидетельствует: «Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих» (Пс. 9:16).

В Новом Завете, узнав о галилеянах, которых «кровь Пилат смешал с жертвами их», Господь Иисус Христос сказал, что они не были грешнее всех других галилеян (Лк. 13:1-2); восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, не были виновнее других иерусалимлян (Лк. 13:1-4). О том, что каждый ответственен за свой собственный грех, свидетельствует Господь (Мф. 16: 27); и во Втором Послании Коринфянам апостол Павел пишет: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5: 10).

Таким образом, карма и реинкарнация — плод индийской религиозной традиции, не имеющий ничего общего с христианством. Церковь и в первые века своего существования не проповедовала переселение душ и отвергала идею кармы72. Более того, эти доктрины были настолько чужды церковному сознанию, что даже не нуждались в соборном осуждении.

Примечания и библиографические ссылки

1. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. М.: Инфра-М, 2005. С. 244.

2. В индийской философии опыт погружения в сон или транс привел к мысли о возможности перехода души из тела в тело. См.: Кураев А., диак. Раннее христианство и переселение душ. М.: Изд-во Троицкое слово, 2001. С. 44.

3. McClelland N. C. Encyclopedia of reincarnation and karma. N. Carolina, London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2010. P. 146.

4. См.: Ibid. P. 146-147.

5. Это «Переходный период между древнейшей религией Вед и классическим индуизмом». Васильков Я. В. Брахманизм // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2009. Т. 6. С. 220.

6. McClelland N. C. Encyclopedia of reincarnation and karma. N. Carolina, London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2010. P. 146-147.

7. Упанишады — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера, примерно VII тысячелет. до н. э. Древнейшие произведения, одними из первых в индийской литературе четко формулируют идею кармы как регулятора человеческих судеб. Впервые о карме говорится в заключительной части «Шатапатха-Брахмана» — тексте VII-VI вв. до н. э., известному как «Брихадараньяка Упанишада». Его автор, ведийский мудрец Яджнавалкья, в одной из бесед отвечает вопрошавшему его Джараткараве Артабхаге следующее: «Те, кто отличается здесь благим поведением, быстро достигнут благого лона — лона брахмана... те же, кто отличается здесь дурным поведением, быстро достигнут дурного лона — лона собаки или лона свиньи, или лона чандалы». Брихадараньяка Упанишада // Упанишады. В 3-х кн. / Пер. А. Я. Сыркина. М.: Ладомир, 1992. Кн. I. С. ioi. Поздние Упанишады исследователи относят ко времени мусульманского завоевания Индии (XIV-XV вв). Важно отметить, понятие «карма» стало ключевым в буддийской религии. См.: Брихадараньяка Упанишада // Упанишады. Указ. изд. Кн. I. С. 32-33.

8. См.: O>Flaherty W. D. Karma and Rebirth in Classical Indian Traditions. Berkeley (California): University of California Press, 1980. P. 13.

9. Чхандогья Упанишада // Упанишады. Указ изд. Кн. 3. С. ioi.

10. Веда, то есть «священное знание». Литература каждой «веды» состоит прежде всего из гимнов, заклинаний, формул («самхиты»). «Веды» делятся на следующее: «Ригведа» — собрание гимнов, «Самаведа» — собрание песнопений, «Яджурведа» — собрание жертвенных формул и «Атхарваведа» — собрание магических формул, заклинаний. Деление на четыре части обусловлено церемонией жертвенного обряда, который предполагал четыре действующих лица: «хотара» — тот, кто обращался к богам, произнося гимны «Ригведы»; «удгатара» сопровождал жертву песнопением «самаведы»; «адхварь» исполнял обрядовые действия и произносил «яджурведы»; роль «брахмана» заключалась в контроле за церемонией жертвоприношения. См.: Брихадараньяка Упанишада // Упанишады. Указ. изд. Кн. I. С. 6-io. Целью ведической жертвы является «ягья», смысл которой заключался в том, чтобы ублажать неких «дэвов» (злых духов, от них зависело положение вселенной). De Smet R. A. Copernican Reversal: The Gitakara's Reformulation of Karme // Philosophy Ea& and We&, I977. Vol. 27 (i). P. 53-63.

11. См.: Шохин В. К. Карма // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2013. Т. 31. С. 214-217.

12. Древнейшее индийское движение, названное последователями Будды-Маккхали Госалы «движением очищения через перевоплощения». Последователи данного течения вели аскетический образ жизни.

13. См.: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 130-131.

14. См.: Шохин В. К. Карма // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2013. Т. 31. С. 214-217.

15. Брихадараньяка Упанишада // Упанишады. Указ. изд. Кн. i. С. 32-33.

16. См.: Шохин В. К. Карма // Православная энциклопедия. Указ. изд. Т. 31. С. 214-217; Брихадараньяка Упанишада // Упанишады. Указ. изд. Кн. i. С. ioi.

17. Основателем буддизма является Сиддхартха Готама-Будда. Индологи XIX века, опираясь на цейлонскую традицию, принимают как датировку его жизни отрезок времени от 607 до 543 г. до н. э. См.: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). Указ. изд. С. 27.

18. См.: Шохин В. К. Индийская философия... Указ. изд. С. 193; 216-219.

19. Там же. С. 229.

20. См.: Шохин В. К. Карма // Православная энциклопедия. Указ. изд. Т. 31. С. 214-217.

21. Основателем джайнизма является Нигантху Натапутту (VI в. до н. э.). Его «кармическая» концепция индивидуалистична и выражается в личной ответственности каждого человека за свою будущую судьбу: «Когда я страдаю, печалюсь. нахожусь в беде или испытываю боль, то я причина этому, и когда другой страдает подобным же образом, он тому причина». Цит. по: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). Указ. изд. С. i94. Джина отрицает родовую карму, поскольку в его представлении человек индивидуален: он рождается в одиночестве и таким же образом перерождается в другом теле. Его чувства и переживания присущи только ему одному. Избавление от кармы Нигантху видит в отрешенности от удовольствий и ценностей земного мира, от его соблазнов и желаний. См.: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). Указ. изд. С. i94-i95.

22. См.: Шохин В. К. Карма // Православная энциклопедия. Указ. изд. Т. 3i. С. 2i4-2i7.

23. Орфизм — разновидность древнейшей предфилософской мифологии. Ее возникновение связано с именем мифического персонажа, смелого музыканта по имени Орфей, растерзанного вакханками бога Диониса (вероятно, из-за недолжного почитания последнего). Само учение появилось примерно в VI в. до н. э. в Древней Греции. Орфизм воспринимает человеческое тело как гробницу бессмертной души. В орфизме тело есть ничто иное, как тюрьма для души, где она отбывает свой срок за совершенные ранее преступления. Наказание вызвано преступлением титанов, убивших

младенца Диониса. Заключение душ в тела в орфизме носит очистительный характер и может повторяться многократно, причем души могут облекаться в тела не только женщин и мужчин, но и животных. Душа не может покинуть тело, пока в полной мере не отработает наказание за преступления. Процесс каждой последующей инкарнации определяется вердиктом суда и зависит от дел, совершенных душой в загробном мире. См.: Фрагменты ранних греческих философов / А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. Ч. I. 576 с. В VI веке до н. э. орфизм оказал значительное влияние на таких греческих философов, как Пифагор, Гераклит, Ферекид. См.: Трубецкой С. Н., кн. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. С. 90. Тем не менее, другой известный греческий философ Аристотель вообще сомневался в существовании Орфея как реальной исторической личности. См.: Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. С. 175-188.

24. По слову Диогена Лаэртского, Пифагор (ок. 530 г. до н. э.) был первым, кто заявил, что «душа совершает круг неизбежности, чередою облекаясь то в одну, то в другую жизнь...» — Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979. С. 336. Свою приверженность к идее перевоплощения философ доказывает рассказом, который был записан его современником — Ксенофаном: «Как-то в пути увидев, что кто-то щенка обижает, он (Пифагор — И. Г.), пожалевши щенка, молвил такие слова: „Полно бить, перестань! живет в нем душа дорогого друга: по вою щенка я ее разом признал"». Цит. по: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Цит. изд. С. 342. Тем не менее, учение Пифагора подвергает критике Лактанций (ок. 250-350 гг.) в произведении «Божественные установления» (книга III «О ложной мудрости»). См.: Лактанций. Божественные установления / Пер. с лат. В. М. Тюленева. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 214-215.

25. Платон (427-348 гг. до н.э.) воспринял идею о реинкарнации из пифагорейской традиции, осмыслив ее в духе нравственного наказания. Наиболее ярко эта идея отражена в произведении «Федон», где греческий мыслитель приводит рассуждения Сократа о бессмертии души: «Есть древнее учение. что души, пришедшие отсюда, находятся там (в Аиде — И. Г.) и снова возвращаются сюда, возникая из умерших. Поистине существует и оживание, и возникновение живых из мертвых. Существуют и души умерших, и добрым между ними выпадает лучшая доля, а дурным — худшая.. души недобрых, но дурных людей: они принуждены блуждать среди могил, неся наказание за дурной образ жизни в прошлом, и так блуждают до той поры, пока пристрастием к бывшему своему спутнику — к телесному — не будут вновь заключены в оковы тела». Платон. Федон // Собр. соч. В 4-х т. / Под ред. А. Ф. Лосева; А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 22-38.

26. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. С. 341.

27. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Рипол Классик, 2013. С. 293-294.

28. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. Указ. изд. C. 180-182.

29. По свидетельствам эллинистической литературы, общение имело место быть в период после индийского похода Александра Македонского (327-325 гг. до н. э.). Между ними проводились поучительные встречи, на которых последние наставляли первых. См.: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). Указ. изд. С. 241-245.

30. См.: Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). Указ. изд. С. 241-245.

31. Тибетская книга мертвых. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. С. 62.

32. Журавлева М. А. Истоки идеи вечного возвращения в русской философской системе П. Д. Успенского // Общество: философия, история, культура, 200б. С. 46.

33. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л.: «Наука», 1972. Кн. 2. С. ii8.

34. Ириней Лионский, св. Творения. М.: Паломник, 1996. (Репринтное воспроизведение издания: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. СПб.: Изд. второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1900.). С. 211.

35. К примеру, гностический ересиарх Василид (117-138 гг. н.э.) придерживался учения о метемпсихозе, рассматривая страдания души как наказание за содеянный грех в прошлой жизни. См.: Климент Александрийский. Строматы / Под ред. Е. В. Афонасина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. Т. 2. Кн. 4. С. 6-144.

36. Платоники и неоплатоники, верившие в идею метемпсихоза, были убеждены в том, что спасения (освобождения от перерождений) возможно достичь только интеллектуальным личностям — философам. — McClelland N. C. Encyclopedia of reincarnation and karma. N. Carolina, London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2010. P. 145.

37. «Свет — основной образ философии Плотина, соответствующий основным ее понятиям. „Единое — свет абсолютно чистый и простой (сила света); ум — солнце, имеющее свой собственный свет; душа — луна, заимствующая свет от солнца; материя — мрак"». Цит. по: Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918. С. 48.

38. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. Указ. изд. C. 341.

39. Кураев А., диак. Раннее христианство и переселение душ. М.: Троицкое слово, 2001. С. 7.

40. Профет Э. К. Реинкарнация. Утерянное звено в христианстве // Ресурс по обмену информацией docplayer. URL: http://docplayer. ru/40 204 654-Reinkarnaciya-uteryannoe-zveno-v-hri&ian&ve.html

41. Катары (греч. кабаро? — чистый) — антихристианское течение, появившееся в Европе в XI-XII вв. н. э. В среде катар насчитывалось большое количество римо-католиков, чем обусловлена борьба Католической Церкви против них. Движение сформировалось под влиянием манихейства, противопоставлявшего земному миру духовный мир. В их представлении «человеческая природа рассматривается как форма заточения созданного Богом духа в греховной плоти, не проснувшись и не устремившись к Богу, душа остается в земных оковах даже после смерти, переселяясь в новое тело». В 1179 году учение катар было осуждено на III Латеранском соборе. См.: Позняков А. С. Катары // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 31. С. 688-693.

42. По мнению французского историка Мишеля Юлена, идея переселения душ становится популярной на Западе лишь в XIX веке и вызвана общественным интересом к индийско-буддийской мысли. См.: Юлен М. Идея переселения душ в XXI в., или Будущее одной иллюзии // Сравнительная философия: Моральная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур. М.: Восточная литература, 2004. С. 199-216. Как пишет исследователь Дональд Лопез, именно Индия на протяжении двух столетий (XVII-XVIII вв.) являлась для Запада страной исключительной мудрости. Lopez D. S. Prisoners of Shangri-La: Tibetan Buddhism and the Weft. Chicago: University of Chicago Press, 1998. P. 50.

43. Философия Е. П. Блаватской во многом сформировалась под влиянием восточной традиции, с которой она познакомилась во время путешествия по Тибету и Индии. См.: Дружинин Д., свящ. Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант, Чарльза Ледбиттера. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2012. С. 13-20.

44. См.: Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Любовь. СПб.: Лениздат, 2000. Кн. 3. С. 120.

45. Анатолий (Берестов), иером. Православие и теософское учение о карме, или Кармическая дьяволиада. М.: Изд-во душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2006. С. 114.

46. Muzio D. G. Reincarnation and infinite punishment in hell // International Journal for Philosophy of Religion, 2013vol. 74 (2). P. 178.

47. По мнению исследовательницы Мэри Джордж, «умножая количество воплощений, реинкарнация не увеличивает вероятность того, что человек, в конечном счете, сделает свою судьбу благополучной». См.: George M. I. Aquinas on Reincarnation // The Thomift: A Speculative Quarterly Review, 1996. Vol. 60 (1). P. 49.

48. Дружинин Д., свящ. Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант, Чарльза Ледбиттера. Указ. изд. С. I02.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

49. По этому вопросу было бы интересно сравнить мнения древнегреческого философа Платона, который придерживался идеи метемпсихоза, и Фомы Аквинского — яркого противника этой идеи. Так, в представлении Платона «душа относится к телу как матрос к кораблю». Мнение философа оспаривает Фома Аквинский: «Если бы душа пребывала в теле как матрос на корабле, то объединение тела и души имело бы случайный характер». Однако Платон настаивает: «душа есть двигатель тела, ибо в ней есть силы и возможность перемещать тело». На это утверждение у Фомы Аквинского есть свое объяснение: «если бы душа была объединена с телом только как движущая сила, она (душа — И. Г.) была бы способна уходить и возвращаться в тело по своему желанию». А значит «души без собственных тел свидетельствуют об ущербности человеческой личности». Душа остается численно одинаковой, потому в воскресении она снова будет едина с численно одним и тем же телом. Аквинский отвергает и ту версию последователей учения о реинкарнации, что цикл воплощений не остановится, пока все не станут добрыми. Для Фомы душа есть форма и движущая сила только одного тела, потому что она индивидуальна и принадлежит конкретному телу, с которым соотносится, и с ним же объединится после смерти. См.: George M. I. Aquinas on Reincarnation // The Thomift: A Speculative Quarterly Review, 1996. Vol. 60 (i). P. 33-52.

50. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Человек в Священном Пиании (экзегетический подход) // Православная энциклопедия «Азбука веры». Библиотека Святых отцов и церковных писателей. URL: https://azbyka.ru/ivliev/chelovek_v_ svyaschennom_pisanii-all.shtml

51. Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы / Под ред. А. И. Сидорова. М.: Сибирская благозвонница, 2015. С. 527.

52. Shmidt-Leucel P. Buddhism, Chriftianity and the queftion of creation. Karmic or Divine? Aldershot: Ashgate Publishing Ltd, 2006. P. 89.

53. Василий Великий, свт. О том, что Бог не виновник зла // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М.: Тип. Августа Семена, 1846. Т. 4. С. 156.

54. Так, по мнению Алисы Бейли, события Первой мировой войны сыграли положительную роль, поскольку через страдания многим «удалось расплатиться за кармические долги». См.: Бейли А. А. Наваждение: Мировая проблема. М., 1993. С. 69. Схожую позицию занимает Елена Рерих, оправдывая Большой террор 1937-1938 гг. «Не будем думать, — пишет она, — что Россия в терроре. Смерть висит над теми, кто причинил ее другим. Так

действует Высшая Справедливость». — Письма Елены Рерих 1932-19 55. Новосибирск: Изд-во Вико, 1993. С. 213.

55. Дружинин Д., свящ. Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант, Чарльза Ледбиттера. Указ. изд. С. 103-105.

56. Безант А. Лекции по теософии. М.: Амрита-Русь, 2003. С. 185.

57. «После смерти душа Христа сходит в ад, оставаясь и в Нем соединенной с Богом Словом». — Иванов М. С. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия. Указ. изд. Т. 9. С. 422. Как пишет В. Н. Лосский, «Его душа, сходя во ад, пребывает „воипостазирован-ной" в Слове, так же, как и висящее на Кресте тело», ибо отделившиеся в момент смерти Его тело и душа одновременно неразлучно пребывают соединенными с Его Божеством. — Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). СТСЛ, 2013. С. 543. Об этом ярко свидетельствует и песнопение, которое Церковь торжественно поет в дни светлой Пасхальной седмицы: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». Цит. по: Там же. С. 507.

58. Кураев А., диак. Христианство без оккультизма // Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии. В 2-х т. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. Т. 2. С. 112.

59. Текст одного из актов собора: «Предпочитающим глупую внешних философов так называемую мудрость, и следующим за их наставниками, и принимающим перевоплощение человеческих душ или что они, подобно бессловесным животным, погибают и переходят в ничто, и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема». Цит. по: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 863.

60. Дружинин Д., свящ. Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант, Чарльза Ледбиттера. Указ. изд. С. 107.

61. На тему наследования прародительского греха потомками рассуждает священник В. Леонов. По его словам, передача личного греха невозможна, поскольку «он (грех — И. Г.) не есть „нечто"». И далее он заключает: «если мы буквально интерпретируем наследование потомками именно личного греха прародителей, то сразу возникает недоумение: как личный грех родителей может быть унаследован детьми, ибо личный грех не является сущностью, он существует лишь в момент совершения и то не в природном смысле, после же совершения греха остаются лишь его последствия. Личный грех несубстанционален, поэтому его нельзя передать». Цит.

по: Леонов В., свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005.С. 63-64.

62. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. СПб.: «Наука», 20i6. Кн. i2. С. i32.

63. Никифоров М. В. Евстафий Антиохийский // Православная энциклопедия, 2008. Т. i7. С. 286-293.

64. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Завершение диалога. СПб.: Ленинградское изд-во, 20i2. Кн. ii. С. 28.

65. Заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20: 4-6). Об этом говорится и в Исх. 34: 6-7; Втор. 5: 9.

66. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А. П. Лопухина. В 7-ми т. М.: Даръ, 2009. Т. i. С. 465-466. Как пишет блаженный Феофилакт Болгарский, «Нередко и дети умирают в наказание родителям, то знаем, что Бог берет их из здешней жизни по человеколюбию, чтобы в жизни не делались хуже родителей и не прожили на зло своей душе, своей или даже многих других». — Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна // Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В 2-х т. М.: Сибирская благозвонница, 20i0. Т. 2. С. 26i. Рассуждая о наказании «до третьего и четвертого рода», блаженнейший пишет: «во-первых, то, что этот приговор не всеобщий, сказанный не обо всех, а только о тех, которые вышли из Египта. Потом смотри и на смысл приговора. В нем не говорится, что дети наказываются за грехи, совершенные отцами, но что наказания за грехи отцов переходят и на детей, когда дети совершали такие же грехи. Чтобы вышедшие из Египта не подумали, что они не будут наказаны тем же, чем отцы их, хотя бы согрешили и хуже их, говорит им, что нет, не так: грехи отцов, то есть наказания, перейдут и на вас, потому что вы не сделались лучшими, но совершили грехи такие же и даже худшие». См.: Там же.

67. Наказание (naiSda) — наставление, учение. Цит. по: Григорий Дьяченко, прот. Полный церковно-славянский словарь // Полный церковно-славян-скш словарь (со внесешемъ въ него важнейшихъ древне-русскихъ словъ и выраженш). М.: Тип. «Вильде», i899. С. 330.

68. Как пишет преп. Иоанн Дамаскин, Бог «попускает, чтобы было совершено что-либо из числа странного, для того чтобы через посредство действия, кажущегося странным, было устроено нечто великое и достойное удивления, как, например, через Крест — спасение людей. И иным образом Он попускает, чтобы святой тяжко страдал, для того чтобы он не потерял правой совести

или также, вследствие данной ему силы и благодати, не впал в гордость, как было с Павлом (см. 2 Кор. 12: 7)». — Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. С. 70, 85. В первоначальном плане Бога по устроению человечества не было место для страданий. Будучи не виновником зла (ибо зло и, как выражение зла, страдание — это проявление свободной воли человека, добровольно избравшего зло), Господь допускает страдания и использует их с определенными благими намерениями. Как отмечает исследователь вопроса страданий В. Вукста, «каждое страдание, которое Господь допускает в жизни верующего, в конце концов послужит ему на благо. Несмотря на то, что этот положительный эффект не всегда очевиден вначале. Это подтверждает и Слово Божие: „Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8: 28). Осознание этого факта поможет последователям Иисуса Христа по-другому посмотреть на боль в своей жизни и легче справиться с трудными обстоятельствами». — Вукста В. Смысл страдания и Божий замысел // Научный богословский портал «Богослов. ru». Электронные статьи и публикации. URL: http://www.bogoslov.ru/text/5 032 323.html Смысл страдания для христианина заключается и в том, чтоб сделать человека способным к состраданию другому человеку в его проблемах. Об этом свидетельствует апостол Павел в (2 Кор. i: 4). Также Господь может посылать человеку страдания для видения греховного состояния, в котором он пребывает (2 Кор. 7: 9). При этом совершителями страданий могут являться злые духи. См.: Ларше Ж. К. Бог не хочет страдания людей. М.: Паломник, 2014. С. 20. C христианской точки зрения, страдание понимается как средство к покаянию и исправлению, как воспитательно-педагогический замысел Божий. Но во всех этих проявлениях лейтмотивом является безграничная любовь Божия к своему творению, с помощью которой апостол Павел предлагает победить скорбь: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонения, или голод, или нагота, или опасность, или меч. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас (Рим. 8: 35, 37)». Между тем в идее кармы отсутствует какая-либо педагогика и справедливость, ибо человек должен искупить не только свои грехи, но и грехи предков, о которых может ничего и не знать. К тому же, называя вселенские законы вечными, Лазарев вводит понятие «двубожия», что противоречит христианскому пониманию о едином (единственном) вечном Боге-Творце.

69. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. С фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). СТСЛ, 2013. С. 480.

70. В таком случае мучения носят воспитательный характер и преследуют практическую цель — привести неверных в «разум познания Истины» (i Тим. 2: 4). О наказании, как воспитательном процессе, говорит пророк Давид: «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим»

(Пс. 118: 71). Но наказание никак не связано с отмщением, ибо в таком случае Бог воспринимался бы как жестокий каратель и тиран. Это бы противоречило свойствам Божиим — благости, милости и любви.

71. «Так Бог угрожал конечною гибелью имеющим в домах квасное (Исх. 12:15), но не предавал их наказанию, согласно с угрозою. Но можно найти и в истории действительное исполнение Божественных словес. Ибо сказано, что в пятом роде вышли сыны Израилевы из Египта; но за послуживших в Египте богам египетским не понесли наказания ни отцы, ни деды их, наказаны же только сами поревновавшие египетскому нечестию, потому что после такого благодеяния и бесчисленных чудес не отринули нечестия. А сыны их, возлюбившие Спасителя Бога, прияли праотеческое обетование». Феодорит Кирский, блж. Творения. М.: Тип. В. Готье, 1855. С. 132-133.

72. В первые века христианства идея реинкарнации существовала лишь в рамках гностического движения, «от которого ранняя Церковь очень скоро отделилась и стала считать его опасным врагом». См.: Морей Р. Реинкарнация и христианство // Православная энциклопедия «Азбука веры». Библиотека Святых отцов и церковных писателей. Электронные книги и статьи. иКЬ: Ьпр$://а2Ьука.ги/ге1пкагпас1уа-1-хг1й1апйуо

Первым, кто вступил в борьбу против идеи переселения человеческих душ в животных, был святой Иустин Мученик. См.: Иустин Философ, мч. Разговор с Трифоном иудеем // Творения / Пер. прот. П. Преображенского. М.: Университет. тип., 1892 (Репринт. воспроизв. изд., 1995). С. 141. Продолжил «наступление» Ириней Лионский. В своем сочинении «Против ересей» он критикует Карпократа за его учение о перевоплощении, приводя в качестве опровергающего аргумента отсутствие памяти прошлых жизней. См.: Ириней Лионский, св. Творения / Пер. прот. П. Преображенского. М.: Паломник, 1996. С. 213 (Репринт. воспроизв. изд.: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. СПб., 1900). В III веке доктрину о перевоплощении Пифагора и Платона подвергал критике Тертуллиан в трактате «О свидетельстве души». См.: Тертуллиан. О свидетельстве души // Избранные сочинения / Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 86.

Негативное отношение к данному учению выразил и Ориген. Несмотря на свою приверженность идее предсуществования душ, видный богослов III столетия подвергал сомнению возможность переселения человеческих душ, ссылаясь на утверждение, что мир не бесконечен.

Библиография

Священное Писание

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1992. 1372 с.

Патристика

2. Анастасий Синаит, прп. Вопросы и ответы. М.: Сибирская Благозвонница, 2015. 672 с.

3. Василий Великий, свт. О том, что Бог не виновник зла // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. М.: Тип. Августа Семена, 1846. Т. 4. С. 142-162.

4. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2003. 162 с.

5. Ириней Лионский, св. Творения / Пер. прот. П. Преображенского. М.: Паломник, 1996. (Репринт. воспроизв. изд.: Сочинения святаго Иринея, епископа Лионскаго. СПб.: Издание второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1900.) 642 с.

6. Иустин Философ, мч. Разговор с Трифоном иудеем // Творения / Пер. прот. П. Преображенского. М.: Университет. тип., 1995. 488 с.

7. Климент Александрийский. Строматы / Пер. Е. В. Афонасина. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. Т. 2. 336 с.

8. Тертуллиан. О свидетельстве души // Избранные сочинения / Общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 83-89.

9. Феодорит Кирский, блж. Творения. М.: Типография В. Готье, 1855. Ч. I. 513 с.

10. Феофилакт Болгарский, блж. Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна // Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В 2-х т. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 2. С. 173-375.

Античные авторы

11. Геродот. История в девяти книгах / Пер. Г. А. Стратановского. Л.: Наука, 1972. Кн. 2. С. 80-^7.

!2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, ^79. 629 с.

Лактанций. Божественные установления / Пер. с лат. В. М. Тюленева. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. 5^ с.

!4. Платон. Федон // Собрание сочинений. В 4-х т. / Под ред. А. Ф. Лосева; А. А. Тахо-Годи. М.: Мысль, !993. Т. 2. С 7-80.

Восточная философия

15. Упанишады. В 3-х кн. / Под. ред. А. Я. Сыркина. М.: Ладомир, 1992. Кн. I. 240 с.

16. Упанишады. В 3-х кн. / Под. ред. А. Я. Сыркина. М.: Ладомир, 1992. Кн. 3. 255 с.

17. Тибетская книга мертвых. СПб.: Изд-во Чернышева, 1992. 255 с.

Греческая философия

18. Фрагменты ранних греческих философов / А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. Ч. I. 576 с.

Словари и энциклопедии

19. Словарь философских терминов / Науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. М.: Инфра-М, 2005. 730 с.

20. Григорий Дьяченко, прот. Полный церковно-славянский словарь / Полный церковно-славянскш словарь (со внесешемъ въ него важнйшихъ древне-русскихъ словъ и выраженш) / Прот. Григорий Дьяченко. М.: Тип. «Вильде», 1899. 1159 с.

Работы христианских богословов и мыслителей

21. Анатолий (Берестов), иером. Православие и теософское учение о карме, или Кармическая дьяволиада. М.: Изд-во душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2006. 272 с.

22. Дружинин Д., свящ. Блуждание во тьме: основные положения псевдотеософии Елены Блаватской, Генри Олькотта, Анни Безант, Чарльза Ледбиттера. Н. Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2012. 183 с.

23. Иванов М. С. Воскресение Иисуса Христа // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2005. Т. 9. С. 414-423.

24. Кураев А., диак. Христианство без оккультизма // Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и Православии. В 2-х т. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1997. Т. 2. 430 с.

25. Кураев А., диак. Раннее христианство и переселение душ. М.: Троицкое слово, 2001. 574 с.

26. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. мон. Магдалины (В. А. Рещиковой). 2-е изд. СТСЛ, 2013. 586 с.

27. Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. 976 с.

28. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993. С. 962.

29. Ларше Ж. К. Бог не хочет страдания людей. М.: Паломник, 2014. 160 с.

30. Лопухин А. П. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета / Под ред. А. П. Лопухина. В 7-ми томах. М.: Даръ, 2009. Т. I. 1056 с.

31. Леонов В., свящ. Бог во плоти: Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М.: Drakkar, 2005. 215 с.

32. Платон (Левшин), митр. Дух, или Избранные мысли. М.: Синодальная тип., 1804. 464 с.

33. Трубецкой С. Н., кн. Курс истории древней философии. М.: ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. 576 с.

34. Шохин В. К. Карма. // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2013. Т. 31. С. 214-217.

35. Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. 421 с.

Прочая литература

36. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Рипол Классик, 2013. 708 с.

37. Блонский П. П. Философия Плотина. М.: Тов-во Тип. А. И. Мамонтова, 1918. 368 с.

38. Васильков Я. В. Брахманизм // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2009. Т. 6. С. 220.

39. Драч Г. В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М.: Гардарики, 2003. 318 с.

40. Журавлева М. А. Истоки идеи вечного возвращения в русской философской системе П. Д. Успенского // Общество: философия, история, культура, 2006. С. 44-47.

41. Никифоров М. В. Евстафий Антиохийский // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2008. Т. 17. С. 286-293.

42. Позняков А. С. Катары // Православная энциклопедия / Под ред. патриарха Московского и всея Руси Кирилла, 2013. Т. 31. С. 688-693.

43. Юлен М. Идея переселения душ в XXI веке, или Будущее одной иллюзии // Сравнительная философия: Моральная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2004. С. 199-216.

Интернет-статьи

44. Вукста В. Смысл страдания и Божий замысел // Научный богословский портал «Богослов. ru». Электронные статьи и публикации. URL: http://www. bogoslov.ru/text/5 032 323.html

45. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Человек в Священном Писании (экзегетический подход) // Православная энциклопедия «Азбука веры». Библиотека Святых отцов и церковных писателей. URL: https://azbyka.ru/ivliev/chelovek_v_ svyaschennom_pisanii-all.shtml

46. Морей Р. Реинкарнация и христианство // Православная энциклопедия «Азбука веры». Библиотека Святых отцов и церковных писателей. Электрон. книги и статьи. URL: https://azbyka.ru/reinkarnaciya-i-xriftianftvo

47. Профет Э. К. Реинкарнация. Утерянное звено в христианстве // Ресурс по обмену информацией Docplayer. URL: http://docplayer.ru/40 204 654-Reinkarnaciya-uteryannoe-zveno-v-hriftianftve.html

Оккультизм

48. Бейли А. А. Наваждение: Мировая проблема. М., 1993. 224 с.

49. Безант А. Лекции по теософии. М.: Амрита-Русь, 2003. 192 с.

50. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Любовь. СПб.: Лениздат, 2000. Кн. 3. 156 с.

51. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. СПб.: Наука, 2016. Кн. 12. 224 с.

52. Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Завершение диалога. СПб.: Лениздат, 2012. Кн. ii. 240 c.

Иностранная литература

53. De Smet R. A Copernican Reversal: The Gitakara's Reformulation of Karme // Philosophy Eaft and Weft, 1977. Vol. 27 (i). P. 53-63.

54. George M. I. Aquinas on Reincarnation // The Thomift: A Speculative Quarterly Review, 1996. Vol. 60 (i). P. 33-52.

55. Lopez D. S. Prisoners of Shangri-La: Tibetan Buddhism and the Weft. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 294 p.

56. McClelland N. C. Encyclopedia of reincarnation and karma. N. Carolina, London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2010. 315 p.

57. Muzio D. G. Reincarnation and infinite punishment in hell // International Journal for Philosophy of Religion, 2013. Vol. 74 (2). P. 167-180.

58. O'Flaherty W. D. Karma and Rebirth in Classical Indian Traditions. Berkeley (California): University of California Press, 1980. 341 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. Shmidt-Leucel P. Buddhism, Chriftianity and the queftion of creation. Karmic or Divine? / P. Shmidt-Leucel. Aldershot: Ashgate Publishing Ltd, 2006. 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.