Научная статья на тему 'Учение о государстве и праве И. Канта'

Учение о государстве и праве И. Канта Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
12290
1434
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / ВЛАСТЬ / ПРАВО / LAW / ЗАКОН / КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ / FAMILY / STATE POWER / DIVISION OF POWER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Курскова Галина Юрьевна

В статье рассматриваются взгляды немецкого философа на развитие общества, государства, права, соотношение морали, нравственности и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching about state and law by I. Kant

This article takes about opinions of German scientist on evolution of society, family, state, law, state power.

Текст научной работы на тему «Учение о государстве и праве И. Канта»

Научное наследие

Г.Ю. Курскова

УЧЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ И. КАНТА

В статье рассматриваются взгляды немецкого философа на развитие общества, государства, права, соотношение морали, нравственности и права.

Ключевые слова: общество, государство, власть, право, закон, категорический императив.

Специфика развития германской политико-правовой мысли объясняется экономическим и политическим развитием Германии. Оставаясь раздробленной и на рубеже веков, Германия не претендовала на роль европейского лидера; в то же время чувство национальной гордости, вызванное отторжением части немецких территорий в пользу Франции в результате Наполеоновских войн, привело к росту национального сознания и осознанию необходимости создания единого германского государства.

Слабость немецкой буржуазии во многом определила вектор политического развития Германии; в то же время свежи были воспоминания о революции во Франции, теоретически подготовленной и воплощенной в реальную действительность народными массами. Поэтому радикальное направление политико-правовой мысли могло стать «мертворожденным ребенком».

Вопрос о едином государстве тесно увязывался с вопросом о силе, способной взять на себя «историческую миссию». Этой силой должна была стать сильная королевская власть, способная обеспечить эволюционное развитие страны и государства.

Такая постановка вопроса требовала теоретического обоснования реформирования государства, отразившего политические реалии того времени.

© Курскова Г.Ю., 2014

Политико-правовая теория немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) - логическое завершение теоретических исследований в области государства и права эпохи Просвещения1.

Подвергнув критике теорию естественного права, И. Кант сформулировал новую философскую парадигму в анализе государства и права, положив начало немецкой классической философии. Его взгляды были изложены в произведениях: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «К вечному миру», «Метафизика нравов».

Сам Кант утверждал, что с помощью его философии можно в корне подрезать материализм, фатализм, атеизм, неверие, свободомыслие, мечтательность и суеверие. Главной его задачей было подвергнуть критике учение французского материализма за его боевой атеизм и революционные выводы в области политики. Он пытался с помощью «критики чистого разума» расчистить путь для нового обоснования идеалистической этики и идеалистического учения о государстве и праве.

Сущность философии Канта состоит в отрицании возможности познания независимого от познающего субъекта объективного мира («вещи в себе»). Знание о мире он объясняет как процесс объединения наших ощущений так называемыми чистыми формами, присущими человеческой познавательной способности, а именно формами пространства и времени, категориями рассудка (куда входит и причинность) и идеями разума, которые дают высшее обобщение нашему знанию. Это знание объективно лишь постольку, поскольку является общеобязательным для человеческого рода. Но оно не может претендовать на познание вещей в себе.

На противопоставлении мира явлений миру «вещей в себе» строится этика Канта. Человек, по учению мыслителя, принадлежит двум мирам. Как существо эмпирическое он находится в мире явлений, следовательно, подчинен закону причинности и поэтому несвободен. Но в то же время он является «вещью в себе». В этом отношении он свободен, и его действия подчиняются закону свободы.

По учению Канта, нравственность не зависит от каких-либо внешних причин, чувств и авторитета. Нравственный закон представляет собой веление долга ради самого долга, и поскольку этот закон не зависит от указанных выше условий, он безусловен, а нравственная воля автономна.

Веление нравственного закона выражается в так называемом категорическом императиве. Это безусловное и общеобязательное требование воли, независимой от внешних влияний; такую волю он называет «чистой».

Философ пытается доказать безусловность «категорического императива» тем, что каждый человек, совершая какой-нибудь поступок, должен руководствоваться следующим правилом, составляющим первую формулу категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Поэтому нельзя лгать, надо уважать собственность, нельзя в отчаянии и нужде кончать жизнь самоубийством, так как надо представить себе последствия таких поступков, если они станут правилами всеобщего поведения.

Основанием категорического императива Кант считает абсолютную цель. Если относительные цели служат чему-нибудь и, таким образом, являются средством для осуществления других целей, то абсолютная цель имеет значение сама по себе. Человек, его личность по своей природе не может быть только средством для осуществления каких-либо относительных целей, а сам по себе является абсолютной целью. Поэтому вторая формула категорического императива выражает следующее требование: «Поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого другого служило тебе не только средством, а вместе и целью».

В учении о морали он пытается установить вечные правила морали, общие для всех времен и народов. Учение Канта о морали основано на противопоставлении необходимости и свободы. Сам он пытается разрешить это противоречие признанием неосуществимости нравственных задач в земной жизни и допускает веру в загробную жизнь, где эти задачи будут разрешены.

На фундаменте своей философии и этики мыслитель строит учение о развитии общества, государства и права.

Развитие человеческого общества, по Канту, не может быть постигнуто без понятия цели человеческого рода.

Согласно философу, всемирная история - развитие человеческой свободы. Он утверждает, что целью человечества являются развитие и осуществление свободы и справедливости в международных отношениях, но такое сообразное с разумом международное устройство может быть осуществлено не путем насильственного переворота, а закономерным ходом постепенного развития. Не революция, а эволюция - путь развития, сообразный разуму.

Создание государства, по Канту, есть результат соглашения, в силу которого все и каждый отрекаются от естественной свободы, чтобы пользоваться свободой в качестве членов государства. Это соглашение он называет первоначальным договором. Философ видит в этом договоре не исторический факт, а только априорную

идею, позволяющую, с его точки зрения, объяснить то, что недоступно исторической науке.

Мыслитель определяет государство как соединение большего или меньшего числа лиц под действием права, изображая, таким образом, государство как чисто правовую организацию. Цель государства - торжество идеи права. Создание государства - требование категорического императива.

Философ соглашается с утверждением Руссо, что суверенитет принадлежит только народу. Однако он предлагает дать политические права не всем гражданам, а только «активным». К «пассивным» гражданам он относит рабочих, ремесленных подмастерьев, женщин, прислугу и др.

В основу классификации форм правления государства он кладет два признака: число законодательствующих лиц и наличие или отсутствие в государстве разделения властей. По первому признаку формы правления разделяются на автократические (абсолютная монархия), аристократические и демократические. По второму признаку Кант делит формы правления на республиканские (где проводится разделение властей) и деспотические (без разделения властей).

Характерно, что он считает автократию (абсолютную монархию) лучшей формой, так как она является простейшей с его точки зрения, а демократию худшей - как наиболее сложную, хотя абсолютная монархия имеет тенденцию вырождаться в деспотизм, но король с «высокой душой» может, как уверяет Кант, «обуздывать себя справедливостью» и управлять страной на основе права, строго придерживаясь начал законности. Образцом такой монархии, воплощением начал справедливости Кант считает Пруссию при Фридрихе II.

Мыслитель допускает переход от абсолютной монархии к конституционной. Он считает, что допустима только октроированная («дарованная» монархом) конституция. Изменение государственной формы революционным путем недопустимо, так как государственный строй и законы святы и неприкосновенны: «Народ не имеет права сопротивляться высшей законодательной власти».

Право, по Канту, представляет, с объективной стороны, «совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему закону свободы»2. С субъективной стороны, в основе права лежит принцип, выраженный в формуле: «Действуй внешним образом так, чтобы свободное проявление твоего произвола было согласовано со свободой каждого по общему закону». Основа обязательности этого принципа лежит в категорическом императиве.

Характерным для учения Канта о праве является противопоставление легального и морального. Легальным поступок будет тогда, когда поведение человека внешне согласовано с юридической нормой независимо от мотивов поступка. Моральное же поведение требует исполнения закона ради внутреннего сознания долга. Поэтому право мыслится Кантом как регулятор поведения людей, для которого безразлична субъективная сторона поступка, его побудительные мотивы. Для права характерно принуждение, и оно не может применяться в области нравственности, законы которой основаны на свободном внутреннем сознании долга.

Кант различает право естественное и положительное.

Право он разделяет на публичное и частное, причем в основе последнего лежит естественное право. Мыслитель имеет при этом в виду более «солидное» обоснование частной собственности, так как сферой частного права является «мое и твое», т. е. частная собственность.

Вещное право определяется им как результат первоначального приобретения, которое дает абсолютное право на вещь, т. е. право собственника требовать свою вещь у всякого, кто незаконно владеет ею. Вместе с тем он считает, что объектом частного права может быть не только вещь или действие лица, но и само лицо. Так Кант объясняет отношения между мужем и женой в браке и отношения родителей и детей, причем он требует полного подчинения женщины мужчине.

Он утверждает, что всякая собственность в государстве должна быть частной собственностью, потому что только в этом случае каждому предоставляется возможность ее законного приобретения.

И. Кант не допускает возможности привилегий, соединенных с обладанием собственностью, и поэтому считает противоречащим праву существование собственности рыцарских и духовных орденов. Он утверждает, что государство имеет право секуляризации церковных имений и поместий, но со справедливым вознаграждением лиц, которые потерпят от этого ущерб.

В области уголовного права Кант является выразителем идей классической школы. Преступление - нарушение справедливости, которая должна быть восстановлена, - в этом цель наказания. Когда нарушается справедливость, заявляет он, то не стоит людям жить на земле. Уголовный закон - категорический императив, и его требования безусловны. Если бы, например, какой-нибудь народ, живущий на острове, решил его покинуть и рассеяться, то убийца, содержащийся в тюрьме, должен был бы быть предан смерти раньше, чем будет расторгнут государственный договор, дабы никто не

избежал наказания за свое преступление, хотя бы наказание и не вызывалось целесообразностью. Соответственно этому и принцип наказания должен выражаться в равенстве наказания и преступления, т. е. по праву талиона - «око за око, зуб за зуб». Следовательно, за убийство преступник должен подвергнуться смертной казни.

В области международного права И. Кант утверждает, что правомерны только оборонительные войны, так как в них народы отстаивают свою независимость. Он считает необходимым запретить противные праву коварные и низкие средства (шпионаж, тайное убийство, грабеж имущества частных лиц и т. п.). Народ имеет право оставаться в состоянии мира, если не видит необходимости вести войну. Из этого права мира вытекает право нейтралитета, право гарантий, право коалиций. Война не может быть сама по себе целью, утверждает он. Она может быть только средством для восстановления мира народов. Цель человечества - вечный мир.

В статье «К вечному миру» Кант выдвинул проект обеспечения вечного мира между народами путем заключения государствами сначала соглашения, устраняющего основные препятствия мирному состоянию, а затем окончательного соглашения, предусматривающего заключение союза государств и определяющего государственную форму членов этого союза.

Мыслитель предлагал организовать федерацию государств, причем государственный строй каждой страны, входящей в состав федерации, должен быть республиканским. Под республиканским Кант понимал такой строй, в котором осуществлено разделение властей. Он мотивировал это условие теми соображениями, что в республиканском строе для объявления войны или заключения мира нужно по крайней мере согласие парламента.

Федеративное объединение необходимо, по мысли Канта, потому, что нельзя допустить полного слияния государств и подчинения их воле одного государства. Это представляло бы противоречие основным началам права, требующим уважения индивидуальной свободы и самостоятельности народов.

Кант заложил основы теории правового государства. Рассматривая государство как правовую общность, он исследует его идеальное состояние в «соответствии с чистыми принципами права». Счастье, как неправовая категория, не может лечь в основу государственного права. Сущность государственного права, по Канту, определяется не счастьем граждан, но их правом. По мнению Канта, только правовое государство позволяет индивидам объединиться и гарантировать каждому гражданскую свободу и обязывает граждан к соблюдению лишь всеобщих правовых норм: «Итак, всеобщий

правовой закон гласит: поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом...»3.

Государство у Канта - отнюдь не патерналистское, поэтому его функции ограничены сферой правовой защиты интересов граждан. Он формулирует следующие правовые принципы, определяющие правопорядок в государстве и гарантирующие гражданскую свободу:

1) принцип общественного договора;

2) принцип народного суверенитета;

3) принцип верховенства права;

4) принцип разделения властей.

Идея разделения властей у Канта не была сопряжена с их равновесием. Законодательная власть доминирует над исполнительной властью и ею назначается; то же самое происходит и с судебной властью. Законодательная власть - выражение всеобщей воли, исполнительная осуществляет частные цели и задачи, среди которых одна из главных - обеспечение благосостояния.

Учение Канта о праве стало основой для идеалистического направления в юридической науке - нормативизма (чистой теории права), придающего нормам права характер абсолютно независимых от законов развития общественной жизни.

В России взгляды Канта известны с конца XVIII в. В 1794 г. Кант был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Учение Канта о праве оказало влияние на проекты М.М. Сперанского; видными представителями неокантианских взглядов на право и государство были Б.А. Кистяковский и П.И. Новгородцев.

Примечания

Родился в Кёнигсберге в семье ремесленника. Получив образование в университете, становится преподавателем Кёнигсбергского университета. Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994. С. 95. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.