«шушдщш-^ютмак^щш^ж / art_107
УДК 232
Рязанова Т.А. выпускница Богословских курсов Хабаровской духовной семинарии DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10388 УЧЕНИЕ О ДОБРОВОЛЬНОМ УНИЧИЖЕНИИ СЫНА БОЖИЯ (КЕНОЗИС) ПРЕПОДОБНОГО
РОМАНА СЛАДКОПЕВЦА
Ryazanova T.A.
Graduate of Theological Courses Khabarovsk Theological Seminary
THE DOCTRINE OF THE VOLUNTARY HUMILIATION OF THE SON OF GOD (KENOSIS) OF
SAINT ROMANOS THE MELODIST
Аннотация
В статье автор рассматривает учение о добровольном уничижении Сына Божия, содержавшееся в духовных поучительных песнопениях святого преподобного Романа Сладкопевца. Анализируется суть учения о добровольном самоуничижении Бога: принятие в Себя всей полноты человеческой природы, кроме греха.
Abstract
The author examines the doctrine of the voluntary humiliation of the Son of God, contained in the spiritual instructive chants of Saint Romanos The Melodist. The essence of the doctrine of the voluntary self-abasement of God is analyzed: the acceptance into Himself of all the fullness of human nature, except for sin.
Ключевые слова: Сын Божий, кенозис, преподобный Роман, учение, смирение.
Key words: Son of God, kenosis, Saint Romanos The Melodist, teaching, humility.
Боговоплощение стало самым поворотным событием в судьбе всего человечества. Сын Божий приходит в мир добровольно, не по принуждению, а по Своей бесконечной любви к человечеству, дабы посредством Своих страданий спасти род человеческий от греха и смерти. В послании апостола Павла к Филлипийцам есть такие слова: «Он будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Еф. 2:68).
Великий учитель Церкви, святитель Григорий Богослов, говоря о Боговоплощении, пользуется терминологией «обнищания» и «уничижения» (греч. кенозис): «Богатящий обнищавает — обни-щавает до плоти моей, чтобы мне обогатиться Его Божеством; Исполненный истощается — истощается ненадолго, к славе Своей; чтобы мне быть причастником полноты Его» [1; с.447]. В отношении человеческой природы Господа уничижение заключалось в том, что будучи по плоти совершенным, непорочным, непричастным первородному греху и смерти, Христос уничижается до состояния человека тленного и смертного [4; с.188].
Подобные суждения проходят красной нитью через святоотеческие творения. Непостижимый, бестелесный, всемогущий Бог уничижает Себя Самого до принятия в Себя человеческой природы и даже до смерти крестной. Господь берет на себя всю полноту человеческой природы, кроме греха. Святитель Григорий Богослов так пишет об этом: «Само Божие Слово, превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начал, свет от света, источник жизни и бессмертия, отпечаток первообразной Красоты, печать непереносимая, образ неизменяемый, определение и Слово Отца, при-
ходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха» [1; с.447]. Мы унаследовали греховное состояние природы от наших прародителей, а Сын Божий, имея плоть от Святого Духа и Марии Девы, чистую от первородного греха, воспринял все немощи, свойственные падшему человечеству, добровольно.
В богословии песнопений преподобного Романа Сладкопевца мы так же находим учение о добровольном уничижении Сына Божия, и о восприятии Господом всей полноты природы человеческой, кроме греха. Преподобный Роман называет это страшным таинством для всех на земле «ибо Сокрывший безтелесное (Божественное естество Свое) от небесных сил воплотился; является Бог во-человечившийся, а как Он происшел, скрыв (сие) от всех» [8; с.185].
Чуть ниже, в следующей стихире, преподобный Роман словно вторит святителю Григорию Богослову говоря, что «Бог рождается на земле, по благоутробию (Своему) облекшись в рабский образ, дабы исхитить от рабства чуждаго вопиющих к Нему с теплою верою» [8; с.190]. И далее: «Возвеличим, мы верные, Бога по великому милосердию (Своему) воплотившегося, и Своею бедностию и нищетою обогатившаго всех, жалким образом обнищавших» [8; с.190]. Господь уничижил себя до принятия рабского образа. Это уничижение относится к обеим природам Иисуса Христа, как к Божественной природе, так и к человеческой.
Далее святой Роман так пишет о Боге, который стал «беспомощным», зависящим от своей Матери, Младенцем: «потечем вместе с волхвами, пойдем с пастырями, да узрим Бога в пеленах и Деву, млеком Его питающую» [8; с.191]. Преподобный Роман создает удивительный образ умаления Всемогущего
Господа до Младенца в пеленах питаемого молоком Своей Матери. Господь не воспринимает человеческую природу на каком-либо возрастном этапе, хотя мы знаем, что для Бога нет ничего невозможного. Но Христос проходит путь человека с самого начала, от зачатия и младенчества. Как человек порабощен дьяволу от самого рождения, и печать первородного греха ложиться на любую душу с момента зачатия, то и Господь прошел через всякий возраст, чтобы на каждом этапе развития человека дьявол был побежден [3; с.31].
Еще ниже преподобный Роман пишет о том, как непостижимы и непонятны до конца для человеческого ума дела Божии, и насколько, на первый взгляд, несовместимо и противоположно Всемогущество Бога и «беззащитность» Младенца: «каким образом Сидящий месте со Отцем в вышних, родившись, полагается в яслях безсловесных (животных)? Как Неприкосновенный (существом) — с (сих) пеленах, Вездесущий — в (этой) убогой пещере?» [8; с.191].
Целью воплощения Господа и добровольного восприятия на себя человеческой природы является спасение рода человеческого, уничтожение греха, духовное обновление и возвращение человека к его первозданному образу: «Иисусе, — Ты, восхотев умилостивиться над (родом) человеческим, благоволил воплотиться от Пречистыя Девы, и принял на Себя несказанную бедность, Долготерпеливе, желая и обогатить и обожить и избавить от нищеты верных... Дабы избавить от губительного (греховного) ада и возсоздать мой первозданный образ, Ты воплощаешься и сеешь млеко, — и повиваешься пеленами» [8; с.193].
Но уничижительное состояние было воспринято Господом не только для уничтожения греха и обоживания человека, но и для того, чтобы стать доступным в общении с немощным человеческим родом: «Ты явился на земле и общался с человеками; вместе с Своими рабами Ты записан был (в переписи народной) по законам Кесаря; Ты соде-лался тварию, (хотя в тоже время) не изменился: вполне неизменно пребыл Ты всецело Богом, хотя и воплотился. Слава Твоему Домостроительству...» [8; с.195]. В вероопределении IV Вселенского Собора (451) описывается, как именно соединились две природы во Христе: неслитно, т.е. не слились между собой так, чтобы образовалась новая природа; неизменно, т.е. в результате соединения, ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преложилась в Божескую, но остались целыми в Лице Христа; нераздельно, т.е. две природы во Христе пребывают совершенно целыми, тем не менее, не существуют отдельно, не образуют два лица, а соединены в единой Ипостаси Бога Слова; неразлучно т.е. с момента зачатия, соединившись в единую Ипостась, два естества никогда не разлучались и не разлучатся [2; с.378].
В песнопениях «В Неделю Ваий» святой Роман очень образно описывает вход Господень в Иерусалим: «Вот Царь наш, кроткий и молчаливый, сидяй на жребяти, тщательно поспешает на страдание и умерщвление страстей, Слово — на безсло-весном, желая спасти словесных. (Тот), Который
ART / <<ШУ1©ЗДиМ"^©иГМа1>>#«37)),2<0]9 (на небеси в то же время возседает) на престоле херувимском, (Тот), Кто вознес некогда (на небо). (и вот Он), бедный по произволению, но богатый по естеству (Своему), и по виду немощный, но имеющий подать силу (и крепость)» [9; с.80]. Сын Божий смиряя себя воплощается в образ раба при этом полностью сохраняя Свою Божественную природу, и его умаление является умалением добровольным. Владимир Лосский пишет о том, что пребывая Богом, Сын Божий соглашается стать смертным, т. к. единственный способ победить смерть это позволить ей проникнуть в Самого Бога, в Котором она не может найти себе места [5; с.180]. Богослов называет Христа бедным, немощным, уточняя, что таковым Он стал по своему собственному произволению. «И по беспредельному уважению к свободе человека, показывая людям только скорбно братское Лицо раба и скорбно братскую плоть Распятого, Он пробуждает в человеке веру как ответную любовь, потому что только глаза верующего узнают образ Божий под образом раба и, распознавая в лице человеческом присутствие Лица божественного, научаются во всяком лице открывать тайну личности, созданной по образу Божию» [5; с.180].
Сын Божий смиряет Себя по Божеству и человечеству, дабы показать всем нам, что это возможно даже в искаженном грехом мире: «Самое от Бога Бог Слово, неизреченно истощив Себя, и снис-шед с высоты (Своей) в человеческую худость, и соединив ее неразрывно с Собой, и смирившись, и обнищав по нашему образу, сущее долу соделал горним; лучше же сказать — свел и то и другое воедино: Божество сочетав с человеческим естеством; и таким образом всем показал путь, ведущий к горнему, и этот путь — смирение: Самого Себя предложив днесь в пример людям и святым Ангелам» [7; с.107].
Христос, будучи Богом и человеком, добровольно подвергает Себя всем последствиям человеческого греха. Как говорит пророк Исаия: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни и мы отвращали от Него лицо свое... Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Он изъявлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Ис. 53:3-6).
Земная жизнь Христа была постоянным уничижением. Его человеческая воля, непрестанно отказывалась от того, что Ему было свойственно по природе, и принимала то, что противоречило нетленному и обоженному человечеству: голод, жажду, усталость, скорбь, страдания и, наконец, крестную смерть [4; с.188]. Известный богослов ХХ века Иоанн Мейендорф так пишет об этом: «Бог Слово, став Эммануилом, сделал человеческую природу с ее телом Своей собственной. Поэтому можно сказать, что Сам Бог родился, возрастал, голодал и жаждал, страдал и умер. Плоть Иисуса воистину была телом Бога, Его рука — рукой Бога» [6; с.307].
До такой степени возлюбил Господь свое творение. Безмерную любовь Христа к падшему человечеству мы можем лицезреть на кресте. Взглянув
«ЭД1Шадта-^©УГМ&1»#]Щ!7)),20]]9 / ART на распятие Господа, мы можем понять, до какой меры Он возлюбил каждого из нас — до унижения и позорной смерти через распятие, ради спасения всего человечества.
Изучив более подробно учение преподобного Романа о добровольном умалении Сына Божия можно сделать следующие выводы:
1) Божественная и человеческая природы во Христе, по вероопределению святых Отцов IV Хал-кидонского собора, соединяются неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
2) По человечеству Христос во всем подобен нам, кроме греха. Божественная же Его природа во всем подобна Богу Отцу.
3) Сын Божий добровольно уничижает Самого Себя по Божеству, воспринимая на Себя всю полноту человеческой природы, оставаясь при этом всецело Богом.
4) Человеческой природе Христа присуще только неукоризненные страсти, как то голод, жажда, потребность в отдыхе и т.д.
5) Тленность и смертность человеческой природы Христа так же являются добровольными. Это есть не необходимость греховного мира, но необходимость Его Божественной любви. Причина смерти Господа во плоти — Его добровольное желание через собственную смерть освободить человечество от рабства сатаны и разрушить закон смерти.
6) Все страдания Христос претерпевал реально, не призрачно, в той мере, насколько это имело место в жизни людей после грехопадения.
7) Христос был святым, непреклонным к личному греху, но претерпел оскорбления и бесчестия от людей как самый страшный преступник.
8) уничижительное состояние было воспринято Господом не только для уничтожения греха и духовного обновления мира, но и для того, чтобы стать доступным в общении с немощным человеческим родом.
Когда мы говорим о добровольном уничижении Сына Божия, мы делаем акцент на домостроительстве нашего спасения: уничижение и смерть
Христа потому и спасительны, потому что приняты не по необходимости грешного естества, а по произволению, по любви Божией к своему творению, не ради Себя, но ради нас. Безусловно, Божество Христа могло дать бессмертие телу Христову, избавить его от неукоризненных немощей (естественные страсти: голод, жажда, потребность в отдыхе и т.д.), но в том то и снисхождение, умаление, кено-зис Сына Божия, что не имея нужды или необходимости для Самого Себя, Бог Слово произвольно помещает Себя в условия жизни падшего человечества, смертного и немощного и проходит земной путь как человек, являясь при этом Богом.
Список использованной литературы:
1. Богослов Григорий. Свт. Творения. Слово 38. На Богоявление или на Рождество Спасителя. Сибирская Благозвонницы. Москва. 2010. С. 447.
2. Давыденков. О. Прот. Догматическое богословие. ПСТГУ, М, 2014. С. 378.
3. Иларион (Алфеев), митр. Христос: Бог и Человек. Эксмо. М. 2014. С. 31.
4. Леонов В., прот. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015, С. 188.
5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. - М. Парадигма, 2015, С. 180.
6. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 307.
7. Палама Григорий. Свт. Гомилии 7(58). На спасительное Рождество во плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Саратов. 2017. С. 107.
8. Сладкопевец Роман, прп. Предпраздн-ственныя, на Рождество Христово. Стихиры // Кондаки и икосы святого Романа Сладкопевца / Пер. диак. Сергий Цветков. М, 1881, С.185.
9. Сладкопевец Роман, прп. В неделю Ваий. // Кондаки и икосы святого Романа Сладкопевца / Пер. диак. Сергий Цветков. М, 1881, С. 80.