Научная статья на тему 'Учение Н. О. Лосского о красоте как об абсолютной ценности'

Учение Н. О. Лосского о красоте как об абсолютной ценности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
768
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ / ФИЛОСОФИЯ / ЦЕННОСТЬ / КРАСОТА / ИДЕАЛ КРАСОТЫ / «УЩЕРБИТЕЛЬНАЯ» КРАСОТА / БОГ / ПОЛНОТА БЫТИЯ / МЕТАФИЗИКА / ЛИЧНОСТЬ / СОБОРНОСТЬ / СОЗИДАТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / HISTORY OF RUSSIAN PHILOSOPHY / PHILOSOPHY / VALUE / BEAUTY / IDEAL OF BEAUTY / "FLAWED" BEAUTY / GOD / COMPLETENESS OF BEING / METAPHYSICS / PERSONALITY / CONCILIARITY / IMAGINATIVE CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валеева Г. В., Слобожанин А. В.

В статье рассматривается учение Н. О. Лосского о красоте как абсолютной ценности, которое представлено как органическая система, в которой переплетены эстетика, этика, отология и гносеология, образующие основу метафизики. Авторы отмечают, что красота как абсолютная ценность необходимый аспект в достижении Божественной полноты бытия, являющейся основой аксиологии мыслителя. Идеал красоты осуществляется в идеальном мире Царства Божиего. В реальном, психо-материальном мире существует «ущербительная» красота. Достичь совершенной красоты может личность, сполна реализовавшая свою индивидуальность через положительные стороны своей жизни. Красота как абсолютная ценность заключает в себе гармоничное сочетание всех абсолютных ценностей, принятие и осуществление которых, преображает личность духовно, способствует созидательному творчеству на пути к полноте бытии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. O. Lossky's teaching on beauty as absolute value

The article deals with the doctrine of N. O. Lossky about beauty as an absolute value, which is presented as an organic system in which aesthetics, ethics, otology and epistemology are intertwined, forming the basis of metaphysics. The authors note that beauty as an absolute value is a necessary aspect in achieving the divine fullness of being, which is the basis of the axiology of the thinker. The ideal of beauty is realized in the ideal world of the Kingdom of God. In the real, psycho-material world there is a "defective" beauty. To achieve perfect beauty can be a person who has fully realized his individuality through the positive aspects of his life. Beauty as an absolute value comprises a harmonious combination of all absolute values, the adoption and implementation of which, transforms the person spiritually, promotes imaginative creativity on the way to the fullness of being.

Текст научной работы на тему «Учение Н. О. Лосского о красоте как об абсолютной ценности»

Г. В. Валеева

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого А. В. Слобожанин

Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого

УЧЕНИЕ Н. О. ЛОССКОГО О КРАСОТЕ КАК АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТИ

В статье рассматривается учение Н. О. Лосского о красоте как абсолютной ценности, которое представлено как органическая система, в которой переплетены эстетика, этика, отология и гносеология, образующие основу метафизики. Авторы отмечают, что красота как абсолютная ценность - необходимый аспект в достижении Божественной полноты бытия, являющейся основой аксиологии мыслителя. Идеал красоты осуществляется в идеальном мире Царства Божиего. В реальном, психо-материальном мире существует «ущербительная» красота. Достичь совершенной красоты может личность, сполна реализовавшая свою индивидуальность через положительные стороны своей жизни. Красота как абсолютная ценность заключает в себе гармоничное сочетание всех абсолютных ценностей, принятие и осуществление которых, преображает личность духовно, способствует созидательному творчеству на пути к полноте бытии.

Ключевые слова: история русской философии, философия, ценность, красота, идеал красоты, «ущербительная» красота, Бог, полнота бытия, метафизика, личность, соборность, созидательное творчество.

G. V. Valeeva

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia) A. V.Slobozhanin Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia)

N. O. LOSSKY'S TEACHING ON BEAUTY AS ABSOLUTE VALUE

The article deals with the doctrine of N. O. Lossky about beauty as an absolute value, which is presented as an organic system in which aesthetics, ethics, otology and epistemology are intertwined, forming the basis of metaphysics. The authors note that beauty as an absolute value is a necessary aspect in achieving the divine fullness of being, which is the basis of the axiology of the thinker. The ideal of beauty is realized in the ideal world of the Kingdom of God. In the real, psycho-material world there is a "defective" beauty. To achieve perfect beauty can be a person who has fully realized his individuality through the positive aspects of his life. Beauty as an absolute value comprises a harmonious combination of all absolute values, the adoption and implementation of which, transforms the person spiritually, promotes imaginative creativity on the way to the fullness of being.

Keywords: history of Russian philosophy, philosophy, value, beauty, ideal of beauty, "flawed" beauty, God, completeness of being, metaphysics, personality, conciliarity, imaginative creativity.

DOI 10.22405/2304-4772-2019-1 -3-167-173

Проблема ценностей является характерной чертой в истории русской философии конца XIX - начала XX вв. и отражает самосознание и самобытность национального менталитета. Особенность развития аксиологической мысли в данный период заключается в оригинальности синтеза ряда идей и создании своеобразных концепций. Осмысление аксиологической традиции русской философской мысли является весьма актуальной, так как способствует осознанию исторической роли русской духовной культуры в реалиях современного общества.

Концепт ценности, по мнению Н. О. Лосского, построившего «систему философии в самом точном смысле слова» [1, с. 205] - определяет значение личности и мира в целом. В его учении аксиология представлена как оригинальная система, вершину которой занимает абсолютная ценность -«безусловно оправданная (самоценность), имеющая характер добра в любом отношении и любого субъекта; не только сама по себе она всегда есть добро, но и следствия, необходимо вытекающие из нее, никогда не содержат в себе зла» [4, с. 82]. Абсолютной самоценностью Лосский называет Божественную полноту бытия. Также в своей системе он выделяет:

• всеобъемлющая абсолютная первичная ценность - Бог, как «... Добро ... сама Истина, сама Красота, Нравственное Добро, Жизнь» [4, с. 89];

• всеобъемлющая абсолютная тварная ценность - личность, обладающая свободной волей и возможностью приобщения к «Божественной полноте бытия вследствие избранного ею пути добра» [4, с. 89];

• частичные абсолютные ценности - красота, истина, любовь, свобода - не существующие без целого и являющиеся аспектами полноты бытия Бога как «бытие для себя и для всех» [4, с. 93];

• относительные ценности - «в каком-либо отношении суть добро, а в другом зло, по крайней мере, потому что необходимо связаны со злом» [4, с. 93], поэтому мыслитель выделяет ценности объективные (положительные ценности с точки зрения всех) и субъективные (с точки зрения отдельной личности). А так же, служебные ценности как средства достижения положительных ценностей;

• отрицательные ценности - зло в разнообразных формах проявления (физическое, нравственное, социальное и т.д.), как препятствие на пути к достижению абсолютной полноты бытия.

Следовательно, ценность у Н. О. Лосского концентрирует в себе смысл бытия: «ценность есть органическое единство, включающее в себя, как элементы, бытие и значение, но, опираясь на эти элементы, она представляет собою новый аспект мира, отличный от своих элементов» [4, с. 79].

Основой аксиологии Н. О. Лосского является всеобъемлющая Божественная полнота бытия (абсолютная ценность). Одним из необходимых аспектов в достижении полноты бытия является красота - как абсолютная самоценность, одна из сторон целого. Необходимо отметить, что мыслитель не ограничивается лишь эстетическим аспектом в рассмотрении данной категории. Все его учение представляет собой органическую систему, в которой тесно

переплетены этика, эстетика, онтология и гносеология, образующие основное содержание метафизики. Метафизика же представляется им как учение «о мировом бытии как целом» [2, с. 15]. Лосский стремится показать, что «всякая философская проблема решается не иначе, как в связи с мировым целым» [2, с. 15], т.е. исходя из Божественной полноты бытия, раскрываемой, так же и в абсолютной красоте.

Красота понимается Лосским достаточно широко: «. и трагическое, и комическое, и возвышенное и т.п. можно обозначить этим термином: например, и в комическом есть своеобразный аспект красоты» [2, с. 184]. Он выделяет несколько видов красоты:

• красота, совершенная (идеал красоты) - осуществляется в Царстве

Божием;

• прекрасное - красота в более узком значении, осуществляемая в психо-материальном мире (материнская любовь, диалоги Сократа с учениками, христианские мученики, поэзия, архитектура, театр, кинематограф и т.д);

• красота, содержащая гармонию и положительность, но лишенная духовной значимости (миловидность, грациозность и т.д.);

• возвышенное - чувственно воплощенная мощь (природные стихии, воля, чувства и т.д.). Лосский отмечает, что и трагическое может быть возвышенным, поскольку столкновение между идеальным и реальным миром, может привести к телесной и духовной гибели (судьба великих поэтов, правителей и т.д.). Подобное столкновение может иметь комический характер: зло обнаруживает свое ничтожество, вызывая не сострадание, а смех, которому «соответствует чувственно воплощенная преодолимость несовершенного бытия, что и составляет аспект красоты, заключающийся в сложном составе комического и сосуществующий в нем с безобразием» [2, с. 195].

В своей аксиологической системе Лосский возводит красоту, которая имеет положительное значение равное для всех личностей, способных ее воспринимать и воплощается в жизнь чувствами, в ранг абсолютных ценностей. Она относится к той сфере, которую возможно постичь лишь интуитивно. Лосский говорит о трех видах интуиции (мистической, интеллектуальной и чувственной), способствующих созерцатьподлинное бытие. Мыслитель относит красоту к духовному бытию, неразрывно связанному с «телесной жизнью», считая, что «каждая ситуация, проживаемая человеком, даже в бедности и безобразии, скрывает положительный смысл в своей глубине и, следовательно, содержит в себе аспект красоты» [7]. Следовательно, данная ценность является непосредственным аспектом жизни человека.

Лосский размышляет об идеале красоты, который осуществляется в Божественной полноте бытия (Царство Божие). Совершенная красота выступает здесь как само бытие, заключающее в себе совокупность всех абсолютных ценностей. Важно отметить, что мыслитель не отождествляет красоту с другими ценностями, а наоборот, наделяет ее свойством их чувственного выражения. Идеал красоты он соотносит с чувственно воплощенной духовностью, которую понимает как «непространственную

сторону бытия, имеющую абсолютную ценность» [2, с. 73]. Сюда относятся: святость, добро, свобода, художественное творчество, олицетворение прекрасного, возвышенные чувства. Также Лосский отмечает, что область духа заключает идеи, служащие условием осуществления подобных деятельностей, а к области душевного - «вся та непространственная сторона бытия, которая связана с себялюбием и имеет лишь относительную ценность» [2, с. 73]. Все духовное, являясь воплощенным, имеет ценность красоты. Идеал красоты, таким образом, есть духовность, воплощенная в пространственных и временных формах, характерных как для материального мира (материальная телесность), так и нематериального (преображенная телесность). Поэтому красота как абсолютная ценность является завершением остальных абсолютных ценностей (истина, нравственное добро, жизнь и т.д.) достигающих реального выражения вовне.

Лосский дает еще одно определение идеалу красоты - это «красота личности, как существа, реализовавшего сполна свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигшего абсолютной полноты жизни в Царстве Божием» [2, с. 105]. Однако, в психо-материальном царстве, состоящем из субстанцильных деятелей (действительных и потенциальных), стремящихся к полноте жизни, но предпочитающих себя другим личностям, красота может быть далека от того идеала, который осуществляется в Царстве Божием. В реальной жизни человек сталкивается не с абсолютными, а с относительными ценностями, к которым в данном случае относится и красота. В сравнении с идеалом красоты все ее проявления, хотя и принадлежат к разряду ценностей, относятся к красоте несовершенной.

Мыслитель вводит понятие «ущербленная красота» или несовершенная, присущая материальному миру, в котором наравне с красотой существует так же безобразие. Вследствие эгоистических устремлений личности не сполна осуществляют свою индивидуальность. Их деятельность представляет собой скорее душевность, имеющую относительную ценность (поскольку заключает в себе несовершенство), чем духовность, имеющую ценность красоты. Все чувственно воспринимаемые личностью проявления в природе, искусстве и человеке относятся к ущербленной красоте.

В связи с этим Лосский раскрывает «пропасть» между идеальным миром Царства Божиего и реальным, психо-материальным миром. Для этого он разрабатывает иерархию ступеней красоты. Высшая ступень представлена личностью, осуществляющей сполна «свою индивидуальность в творении абсолютных ценностей, поскольку она и ее творения чувственно воплощены» [2, с. 78]. Для реального мира высшая красота заключается в индивидуальном личном бытии, чувственно воплощенном каждой действительной личностью. Красота существует там, где реализовано чувственное воплощение положительных сторон душевной жизни. Лишь любовь, по мнению Лосского, открывает «глаза на подлинную индивидуальность личности» [2, с. 159]. Однако, замечает, что созерцание высшей красоты доступно лишь Божественному всеведению, тогда как личности воспринимают ее лишь в

отношении к немногим: «в семейной жизни у членов семьи, любящих друг друга. открываются глаза на эту сторону мира, чтобы иметь значительное эстетическое восприятие индивидуального прекрасного своеобразия личности» [2, с. 265].

Совершенная красота в реальном мире, как замечает мыслитель, достигается путем соборного творчества. Органическая целостность, представленная в произведениях соборного творчества (художественные, музыкальные, поэтические, религиозные, нравственные «или совместные воздействия на грешное царство бытия» [2, с. 85]), выступает «существенным моментом красоты». Следовательно, «красота бесконечно превосходит все, что нам случается наблюдать в земной жизни» [2, с. 85]. Именно в процессе соборного творчества личность способна приблизиться к полноте бытия. В особенности, Лосский подчеркивает значение красоты религиозной для русского народа: «Любовь к красоте в природе и в человеческой жизни, особенно в области религиозного культа, естественно, ведет к тому, что русский человек дорожит конкретным целым культа, а не теми только сторонами его, которые выразимы в отвлеченных понятиях и догматах» [3, с. 335].

Вторая ступень представлена в чувственном воплощении жизни потенциальных личностей (животные, растения и т.д.). Более низкая ступень -воплощение красоты в продуктах, произведенных всеми субстанциальными деятелями в процессе их жизнедеятельности. Низшая ступень - воплощение красоты в вещах, основой которых является отвлеченная идея: «. красива воплощенная в них разумность, целесообразность, сила машины, ловкость и легкость действий ее и т.п.» [2, с. 164].

Вместе с тем, существует реальный критерий красоты, который потенциально присущ на уровне интуитивного ощущения. Лосский утверждает, что каждая личность «связана с Царством Божиим и с идеально совершенно будущим, своим собственным и всех других существ» [2, с. 110], в чем и заключается подлинная и безошибочная мера красоты. Абсолютная ценность красоты - объективна для восприятия каждого, поскольку заключается в самом бытии. Тем самым мыслитель указывает на то, что идеал красоты является своеобразным критерием оценки личностью своих деяний и процессов в результате их сопоставления с образцом. Отметим, что с одной стороны, человек как творенье Бога реализует в своих деяниях божественную природу и волю. С другой стороны, человек обладает свободной волей и способен направить ее на избрание любой ценности. Однако Лосский утверждает: «абсолютная самоценность Бога и царства Божия есть основное необходимое условие и всех относительных ценностей и даже самой бытийственности вообще» [4, с. 88]. Мыслитель убежден, что все личности рано или поздно ступят на путь Божественной полноты бытия, самой Истины, Красоты и Добра. «Без сомнения, каждый из нас в меру своей любви к добру или нужды в его откровении более или менее приобщается к видению отблесков этого Царства, например, в том возвышенном восприятии красот природы или красоты

человека, которое наполняет душу несокрушимою уверенностью в бытии Бога и Царства Его» [5, с. 279].

Таким образом, учение Н. О. Лосского о красоте как абсолютной ценности представлено как органическая система, как синкретизм эстетики, этики, онтологии и гносеологии, составляющие основу метафизики. Это явилось следствием методологической установки мыслителя. В. Н. Назаров отмечает, что «... с самого начала своего исследования провозглашает этики и онтологии, блага и бытия» [6, с. 227]. Ценность в понимании Лосскогоопределяет смысл каждой личности и мира в целом. Основой его аксиологии является Божественная полнота бытия (Царство Божие). Красота -это абсолютная ценность, воплощенная чувственно и необходимый аспект в достижении полноты бытия. Данную категорию Лосский рассматривает достаточно широко (совершенная красота, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое) и относит к сфере духовного бытия, постичь которое возможно лишь интуитивно. Идеал красоты осуществляется в идеальном мире Царства Божиего. Совершенная красота предстает здесь как бытие, заключающее в себе все абсолютные ценности (истина, нравственное добро, святость и т.д.). В реальном, психо-материальном мире возможна лишь «ущербительная» красота. Все чувственно воспринимаемые проявления в природе, искусстве и человеке есть красота несовершенная. Достичь совершенной красоты может личность, сполна реализовавшая свою индивидуальность через положительные стороны своей жизни (т.е. в творении абсолютных ценностей). Это возможно, по мнению Лосского, путем соборного творчества, которое является существенным моментом проявления красоты. Критерием красоты выступает Бог как всеобъемлющая полнота бытия, сама Истина, Красота и Добро.

Красота как абсолютная ценность заключает в себе гармоничное сочетание всех абсолютных ценностей, принятие и осуществление которых, преображает личность духовно, способствует созидательному творчеству на пути к полноте бытия.

Литература

1. Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т., в 4 кн. / сост. А. В. Поляков ; худ. Г. В. Смирнов. Т. 2. Ч. 1. Л. : Эго, 1991. 256 с.

2. Лосский Н. О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М. : Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.

3. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. Основы этики. Характер русского народа / вступ. ст. А. И. Титаренко. М. : Политиздат, 1991. 368 с.

4. Лосский Н. О. Ценность и бытие. Бог и царство божие как основа ценностей. Париж: YMCA-PRESS, 1931. 136 с.

5. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М. : Терра-Книжный клуб ; Республика, 1999. 399 с.

6. Назаров В. Н. История русской этики : учеб. пособие по направлению подготовки «Прикладная этика - 032200». М. : Гардарики, 2006. 319 с.

7. Сладек К. Философско-богословские размышления о красоте в работах Николая Лосского // Богословие красоты / под ред. А. Бодрова, М. Толстолуженко. М., 2013. С. 53-55.

References

1. Zen'kovskiy V. V. Istoriya russkoy filosofii [History of Russian philosophy]. In 2 vols., in 4 books / comp. by A. V. Polyakov; artist G. V. Smirnov. Vol. 2. Part 1. Leningrad: Ego, 1991. 256 p.

2. Lossky N. O. Mir kak osushchestvleniye krasoty. Osnovy estetiki [The World as the Realization of Beauty]. Moscow: Progress-Traditsyia, 1998. 416 p.

3. Lossky N. O. Usloviya absolyutnogo dobra: Osnovy etiki; Kharakter russkogo naroda [Absolute Good: Fundamentals of Ethics. The Character of the Russian people] / introd. art. by A. I. Titarenko. Moscow: Politizdat, 1991. 368 p.

4. Lossky N. O. Tsennost' i bytiye. Bog i tsarstvo bozhiye kak osnova tsennostey [Value and Existence. God and the kingdom of God as the basis of values]. Paris: YMCA-PRESS, 1931. 136 p.

5. Lossky N. O. Chuvstvennaya, intellektual'naya i misticheskaya intuitsiya [Sensuous, intellectual and mystical intuition]. Moscow: Terra-Knizhnyy klub; Respublika publ, 1999. 399 p.

6. Nazarov V. N. Istoriya russkoy etiki: ucheb. posobiye po napravleniyu podgotovki «Prikladnaya etika - 032200» [History of Russian ethics: manual in the direction of training "Applied ethics-032200"]. Moscow: Gardariki, 2006. 319 p.

7. Sladek K. Filosofsko-bogoslovskiye razmyshleniya o krasote v rabotakh Nikolaya Losskogo [Philosophical and theological reflections on beauty in the works of Nikolay Lossky] // Bogosloviye krasoty [Theology of beauty] / ed. by A. Bodrov, M. Tolstoluzhenko. Moscow, 2013. Pp. 53-55.

Статья поступила в редакцию 30.07.2019 Статья допущена к публикации 30.09.2019

The article was received by the editorial staff30.07.2019 The article is approved for publication30.09.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.