ногу лоббируют лишь внутренние интересы общины, то мусульмане Германии (в основном, турки), пользуясь чересчур лояльным лоббистским законодательством и находясь под влиянием страны происхождения, лоббируют не только интересы общины, но и Турции, что не может не противоречить национальным интересам Германии и всего Европейского союза. Участие мусульманского населения в политической жизни европейских стран является залогом их успешной интеграции в принимающее сообщество. В современной демократической системе мусульманам необходима возможность политического лоббирования, которая дает им реальный шанс добиться принятия жизненно важных законов, не прибегая к насильственным действиям. Однако система лоббирования должна быть такой, чтобы другие государства не могли через нее воздействовать на политику страны. Для этого, в частности, необходимо уменьшить зависимость мусульманского населения от стран происхождения. Соблюдение этих норм позволит значительно облегчить интеграцию мусульман в общины европейских государств и снизить вероятность возникновения между ними конфликтных ситуаций.
«Вестник Санкт-Петербургского университета», СПб., 2008 г. сер. 6, с. 145-154.
Л. Баширов,
кандидат философских наук УЧЕНИЕ ИСЛАМА О ВОЙНЕ И МИРЕ
Стереотип воинствующего мусульманина-фанатика, закрепившийся в Европе XIX в., жив и по сей день, разве только образ кровожадного турка с кривой саблей, готового зарезать «неверного» за отказ перейти в ислам, сменился образом мусульманского террориста с зеленой повязкой на голове, вооруженного современным автоматом и готового убивать и взрывать иноверцев. При конфликтах мусульман с немусульманами, пытаясь отвлечь внимание общества от истинной (социально-политической) сущности противостояния, часто используют исламское понятие «джихад», облекая происходящее в религиозную форму. Что же на самом деле представляет собой понятие «джихад» в догматике и на практике, кто и в каких случаях объявляет его? Слово «джихад» переводится с арабского как «усилие», «усердие», «рвение» и первоначально не
166
имело прямого отношения к «войне за веру», «борьбе на пути Аллаха», т.е. этимология этого слова связана с преодолением трудностей, препятствий, не относящихся к религии. Но в словарях, не свободных от идеологических пристрастий, слово «джихад» трактуется однозначно как «борьба за веру».
Одна из ранних радикальных сект - хариджиты - пыталась превратить джихад в шестой из столпов ислама, но эти попытки не получили поддержки. Три мазхаба (религиозно-правовые школы) -ханафитский, шафиитский, маликитский (за исключением ханба-литского) - считали джихад чем-то обязательным лишь в случае, если выполняются определенные условия; среди них условие, что военные действия начинают неверные и что есть обоснованная надежда на успех. Джихад не входит в число пяти «столпов» ислама, которыми являются шахада (произнесение формулы исповедания веры), намаз (молитва), хадж (паломничество), ураза (пост), закят (обязательный налог, очистительный налог на движимое и недвижимое имущество, доход). Как отмечает переводчик Корана с арабского на английский язык и автор обширных комментариев к стихам (аятам) Маулан Мухаммад Али, теме войны мусульман посвящены шесть сур Корана (с 191 по 195, но эта тема затрагивается и в других сурах). В них «сражение на пути Аллаха» понимается как самооборона. «Мусульманам предписывалось сражаться «на пути Аллаха», но лишь против тех, кто сам на них нападал». И далее: «Такое же ограничение введено, вероятно, и в самом первом откровении, позволяющем вести войну: "Позволяется воевать тем, на кого идут войной, ибо они угнетены" (22:39)». Вывод автора: «Отсюда совершенно ясно следует, что мусульманам дозволено браться за меч только для самообороны». Маулан Мухаммад Али утверждает: «Именно война с целью самозащиты называется "сражением на пути Аллаха". Война с целью распространения своей веры в Коране не упоминается». Если это так, то как назвать войны, которые арабы-мусульмане вели за пределами Аравии? Об этом автор умалчивает.
Джихад рассматривается как обязанность государства, а не личности, хотя предпринимались и продолжают предприниматься попытки радикально настроенными мусульманскими лидерами объявить его обязанностью каждого мусульманина. Другое дело, когда джихад понимается как необходимость духовно-нравственного совершенствования, в этом случае каждый мусульманин обязан бороться с собственными недостатками. Поскольку в исламе
167
отсутствует четкое разделение религии и политики, то политические цели всегда воспринимаются как религиозные, а любая война мусульман против немусульман как война религиозная. Мусульманские правоведы различают шесть типов джихада в зависимости от того, против кого его следует вести. Во-первых, джихад можно вести против «врагов Аллаха», т. е. против тех, кто угрожает существованию мусульманской общины, кто преследует мусульман, а также против язычников; во-вторых, против тех, кто покушается на неприкосновенность границ, т.е. против внешней агрессии; в-третьих, против «притеснителя» (ал-баги - притеснитель, властитель-тиран); в-пятых, против разбойников, преступников; в-шестых, против монотеистов-немусульман, отказывающихся платить подать. Выбор между мечом (смертью) и обращением в ислам предлагался только аравийским язычникам, которые угрожали самому существованию мусульманской общины (уммы). Монотеистические религии считались родственными исламу, хотя и растерявшими «чистоту веры». К их представителям (иудеям, христианам и др.) отношение было иным - более терпимым и доброжелательным. В странах за пределами Аравии, куда арабы вторгались впервые, большинство населения принималось ими за монотеистов, поэтому целью джихада было не обращение его в исламопод-чинение мусульманским порядкам при статусе «покровительствуемых». Все немусульманское население образовывало ахль-аль-зимма, куда входили отдельные зимми (араб. - люди, находящиеся под покровительством). Такой группе предоставлялась внутренняя автономия под руководством патриарха или раввина. С каждого члена группы мусульманскому наместнику выплачивались подушная подать (джизья) и прочие налоги в соответствии с договоренностью.
Мусульманское государство брало на себя защиту населения. Положение покровительствуемых людей было вполне сносным, хотя для них и существовали некоторые ограничения: запрет на ношение оружия, запрет на заключение брака с мусульманкой, запрет на ответственные государственные должности. Желание зимми стать полноценными гражданами стимулировало непрекращавшийся на протяжении веков переход христиан в мусульманство. Таким образом, исламский мир уже на ранних стадиях своего формирования нашел решение проблемы совместного проживания множества различных религиозных общин, положив в его основу уважение к религиозной индивидуальности людей «Писания»
168
(иудеев, христиан), а затем и зороастрийцев. Джихад был направлен против всех «неверных», за исключением тех, кто находился под покровительством ислама - зимми, и тех, кто заключил с мусульманами перемирие.
Основополагающие принципы правовой системы ислама, касающиеся вооруженных конфликтов, как межгосударственных, так и внутренних, сводятся к следующим: 1) воспрещение крайних мер, эксцессов, вероломства и несправедливости в какой бы то ни было форме; 2) воспрещение причинения противнику дополнительного зла, будь то убийство, жестокое обращение или наказание; 3) запрет на ничем не оправданный ущерб - особенно уничтожение посевов; 4) запрет на использование отравленного оружия и на учинение массового и ничем не ограниченного разрушения; 5) необходимость проводить различие между участвующими в войне людьми (в мусульманских войсках им полагалось иметь отличительные знаки) и гражданскими лицами, не вовлеченными в военные действия; 6) воспрещение чинить насилие над выбывшими из строя (раненые, военнопленные и т.д.); 7) необходимость гуманного обращения с плененными, которые подлежат обмену или одностороннему освобождению по окончании войны, если в руках противника не останется ни одного мусульманина; 8) долг защищать мирное гражданское население, уважение к его религии и священникам, незаконность убийства заложников и насилия над женщинами; 9) утверждение личного характера ответственности -воспрещение наказывать людей за преступления, которых они сами не совершали; 10) незаконность обоюдного причинения зла и репрессий, которые противоречили бы основным гуманным принципам; 11) сотрудничество с противником в осуществлении гуманных мероприятий; 12) осуждение всех действий, противоречащих заключенным мусульманами договорам.
Противники и сторонники джихада ссылаются на одни и те же стихи Корана, но интерпретируют их по-разному: одни - как призыв к насилию, другие - как вынужденную меру, защиту. Идеолог исламского фундаментализма Абуль аль-Аля аль-Маудуди пишет: «Хотя защита Ислама и не является основным принципом, важность ее и необходимость неоднократно подчеркиваются в Коране и в Хадисах. Это своего рода тест на преданность Исламу». То есть из этого вытекает, что джихад не является одним из «столпов» ислама, хотя и играет существенную роль в исламской концепции защиты веры: «Джихад представляет собой часть всеобщей защиты
169
Ислама и означает борьбу до последней капли крови. Человек, который осуществляет свои физические и духовные усилия или свое богатство по пути Аллаха, является вовлеченным в джихад. Но на языке Шариата это слово (джихад. - Л. Б.) употребляется для войны, которая ведется во имя Аллаха против тех, кто является врагом Ислама». И далее: «Наивысшее пожертвование жизнью распространяется на всех мусульман». Вместе с тем, если часть мусульман участвует в джихаде, то другая часть освобождается от участия в нем, но если никто не хочет участвовать в джихаде, «то каждый член общины виноват». И наконец, автор прямо заявляет: «Джихад является такой же обязанностью мусульманина, как и ежедневная молитва и пост. Тот, кто уклоняется от этого, является грешником». Маудуди проявляет непоследовательность и противоречивость в оценке роли джихада в жизни мусульманина: с одной стороны, он считает, что джихад не является обязанностью мусульманина, а с другой - джихад приравнивается к молитве и посту, т.е. к «столпам» ислама.
Современные улемы в Саудовской Аравии в своих фетвах (решениях) расширительно интерпретируют понятие «джихад», опираясь на Коран и хадисы. Так, шейх Абд аль-Азиз ибн Абдул-лах ибн База, отвечая на вопросы мусульманина, который хочет принять участие в джихаде, но не получает благословения матери, пишет: «Великим джихадом станет для тебя забота о твоей матери. Не покидай ее и оказывай ей благодеяния, однако, если принять участие в джихаде велит тебе правитель, тогда поспеши, поскольку Пророк... сказал: "...но если вас призовут, то поспешите"». Как поясняет далее шейх, если правитель не велит мусульманину участвовать в джихаде, тогда он должен оказывать благодеяние своей матери, жалеть ее, а «...проявление почтительности к ней является великим джихадом, который Пророк... поставил выше джихада на пути Аллаха», т.е. войны за веру. Таким образом, среди мусульманских богословов и светских ученых понятие «джихад» получило неоднозначное толкование. Радикальные исламские фундаменталисты и так называемые ваххабиты трактуют его однозначно как вооруженную борьбу с целью распространения и утверждения ислама во всем мире, установления исламского государства; реформаторы-модернисты рассматривают джихад как усилие, направленное на нравственное совершенствование общества, достижение социально-экономических успехов.
170
Обобщая позицию ислама по вопросам войны и мира, смысл и содержание исламской концепции джихада, можно отметить следующее: 1. Джихад может быть использован как мобилизующая сила, как лозунг борьбы с немусульманами, независимо от характера и причин военно-политического конфликта; любое кровопролитие, совершенное на территории традиционно исламского народа, против мусульман, изгнание мусульман из их домов, уничтожение мусульманских жилищ, попрание мусульманского образа жизни и чести мусульманских женщин - все это достаточные основания для джихада не только со стороны пострадавших от конфликта, но и со стороны представителей всей исламской уммы, т.е. других мусульманских государств. У мусульман исламского мира считается благом оказание любой помощи своим собратьям, ведущим джихад. 2. Внутрироссийская политика, демонстрирующая приоритет православия, противопоставляющая православие и ислам, ставящая эти религии в неравноправное положение, косвенно поощряющая исламофобию и избирательную (по политическим соображениям) этнофобию, ведет к нарастанию в стране сепаратистских настроений, этноконфессиональным конфликтам и расколу общества. 3. Провокации военно-политического характера (например, угрозы бомбардировок чужих территорий), однозначная поддержка агрессии другого государства, какими бы мотивами эта агрессия ни оправдывалась, могут втянуть Россию в конфликт с исламским миром, значимость которого (экономическая, политическая, духовная) объективно возрастает и который способен стянуть к границам Российской Федерации мощные силы исламского радикализма. Позитивные перспективы России могут быть обеспечены только при условии мира с исламскими государствами. Таким образом, проблема джихада в условиях современной России перестала быть чисто богословской и приобрела ярко выраженный политический характер.
С точки зрения теории джихада весь мир разделяется на «область ислама» (дар ад-ислам), иначе «область веры» (дар ад-дин), и «область войны» (дар ал-харб). «Область ислама» - это всякая страна, находящаяся под властью мусульманского правительства и управляемая на основании права (хотя бы большинство населения здесь и не было мусульманским). Первоначально «область ислама» совпадала с границами халифата, позднее так именовали все мусульманские государства. «Область войны» - это все страны, населенные немусульманами («неверными») или хотя бы и мусульма-
171
нами, но находящимися под властью «неверных правителей». Некоторые мазхабы признают еще третью категорию земель - «область мира» (дар ал-сульх). Это - немусульманские страны, управляемые немусульманскими правителями, признавшими себя вассалами и данниками мусульманского государства. В теории считается, что с немусульманскими государствами («область войны») мусульмане находятся в состоянии постоянной войны; допускается лишь заключение временного перемирия на срок до десяти лет, который может быть продлен путем возобновления договора о перемирии. Разные школы мусульманского законоведения спорили о том, следует ли понимать под «войной за веру» всякую войну с «неверными» (ханафитская школа) или только войну оборонительную, когда сами «неверные» нападают на мусульман (как полагали остальные суннитские школы и как, по-видимому, думал сам Му-хаммад). Поскольку большинство мусульман-суннитов в мире являются последователями ханафитской школы, то под «войной за веру» обычно понимается всякая война с немусульманами - «неверными». Так как мусульмане в России в основном являются последователями ханафитской школы (мазхаба), то они также могут рассматривать всякую войну мусульман с немусульманами как «войну за веру» - джихад. Следовательно, остается возможность любой вооруженный конфликт между мусульманами и немусульманами с точки зрения теории джихада (ханафитской школы) рассматривать как «войну за веру».
«Власть», М., 2008 г., № 10, с. 102-105.
О КНИГЕ В. АХМЕДОВА «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В АРАБСКИХ СТРАНАХ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX - НАЧАЛО XXI В.)»
В основу книги положены материалы, собранные автором в период работы и командировок на Ближний Восток в 19902007 гг., записи личных бесед с представителями различных профессиональных и общественно-политических групп населения Сирии, Египта, Саудовской Аравии, Ливана, других стран региона. Немалую роль сыграла в этой работе и преподавательская деятельность автора в ведущих вузах Москвы. Словом, перед нами - результат многолетних наблюдений и размышлений, что обеспечило широкий охват автором важнейших проблем Ближневосточного
172