Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ О ДВИЖЕНИИ, "СУЩЕМ" И "НЕ-СУЩЕМ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕНОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ'

УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ О ДВИЖЕНИИ, "СУЩЕМ" И "НЕ-СУЩЕМ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕНОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / АНАЛИЗ / НАУКА / ЗНАНИЯ / АЛХИМИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Науменко О, Бозаров Д.М.

В этой статье описываются философские взгляды Ибн Сины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING IBN SINA ABOUT MOVEMENT, "ESSENTIAL" AND "NOT-ESSENTIAL" AND ITS IMPORTANCE FOR MODERN PHILOSOPHY OF SCIENCE

This article describes the philosophical views of Ibn Sina

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ О ДВИЖЕНИИ, "СУЩЕМ" И "НЕ-СУЩЕМ" И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕНОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»

УДК 54(091)

Науменко О., кфилос.н.

доцент

БозаровД.М., кфилос.н.

доцент

Национальный Университет Узбекистана

Узбекистан, г. Ташкент УЧЕНИЕ ИБН СИНЫ О ДВИЖЕНИИ, «СУЩЕМ» И «НЕ-СУЩЕМ» И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕНОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Аннотация: В этой статье описываются философские взгляды Ибн

Сины

Ключевые слова: философия, анализ, наука, знания, алхимия.

Naumenko О.

Candidate of Philosophy, Associate Professor National University of Uzbekistan Uzbekistan, Tashkent City Bozarov D.M.

Candidate of Philosophy, Associate Professor National University of Uzbekistan Uzbekistan, Tashkent City TEACHING IBN SINA ABOUT MOVEMENT, "ESSENTIAL" AND "NOT-ESSENTIAL" AND ITS IMPORTANCE FOR MODERN PHILOSOPHY OF SCIENCE

Abstract: This article describes the philosophical views of Ibn Sina

Keywords: philosophy, analysis, science, knowledge, alchemy,

Современная философия науки представляет собой достаточно чёткую картину анализа развития научного знания в странах Западной Европы и США и всё ещё не достаточно большое внимание уделяется научной философии Востока, в частности трактатам центральноазиатских мыслителей. Одним из виднейших представителей научной философии в Центральной Азии является Абу Али Ибн Сина. Абу Али ибн Сина (9801037) жил в ту эпоху, когда алхимия на Востоке достигла наивысшей точки своего развития. К этому времени были хорошо известны труды знаменитых мусульманских алхимиков Джабира ибн Хаййана (722-815) и Абу Бакра ар-Рази (865-925). Ученый-энциклопедист Ибн Сина наряду с другими естественными науками, интересовался и занимался алхимией. Но среди историков науки долгое время преобладало мнение о том, что Ибн Сина непосредственно алхимией никогда не занимался, более того, он отрицательно относился к этой древнейшей науке. По свидетельству ал-Байхаки Ибн Сина изобрел новый инструмент для наблюдения за небесными

телами78. Ибн Сина был скромным, в конце своей жизни он писал: От преисподней до колец Сатурна Все тайны жизни я постиг недурно. Лишь одного узла не смог я развязать И этот узел - траурная урна.79

Как известно, среди основных течений, направлений и школ классической арабо-мусульманской философии, натурфилософских и естественно научных концепций особо выделяются представители реляционной (до релятивистской) концепции - Машшаиййун и представители субстанциональной (до релятивистской эпохи) концепции -Табиййун, по проблемам онтологии - учения о бытии. Как философ Ибн Сина принадлежал к направлению «фалсафы», восточного перипатетизма. Много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, Ибн Сина уделял в своих трудах значительное внимание логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, принципах организации мысли и знания.

Философия рассматривается как символ истинной науки. Основной же характеристикой науки становится доказательность ее положений, способность их выдержать испытание логикой. Этим истинная наука отличается от подобия науки. «Всякое знание, - писал Ибн Сина, - которое не взвешено на весах разума, не является достоверным и, следовательно, не является истинным знанием. Поэтому необходимо изучать логику»80. «...Специфические способности человека, в отличии от животных -усвоение абстрактных понятий, познание умопостигаемых универсалий и разумное поведение. Разум - высшая сила человеческой души. Разум - это способность души к абстрактному мышлению и познанию общего, а интеллект - это сила души посредством которой приобретается знание.». Однако Ибн Сина отдавал дань своему времени, утверждая, что познание -это соединение души с деятельностью разума, в котором запечатлены образы всех явлений мира. В трудах Ибн Сины проводится анализ таких важных гносеологических проблем, как непосредственное и опосредованное знание, истинность знания, роль интуиции в познании. Много внимания уделил философ разработке проблем логики. Он определяет логику как науку о законах и формах мысли, которые извлечены из природы самой мысли безразлично к ее конкретному содержанию. Логика - наука об истине, которая изучает формы суждения и процесс доказательства81.

Значительный интерес для современной философии науки могут представлять его работы, посвящённые рассмотрению вопросов о

78 Ал-Байхаки « Китоб татимма сиван ал-хикма // Багирова С.Г. Сочинение» Татимма сивам ал-хикма ал-Байхаки как образец среднивекового энцеклопидического справочника Т.: «Фан», 1987.-С. 52

79 Брагинский И.С. Очерки из истории таджикской литературы. - Сталинабад, 1956. - С. 153.

80 Ибн Сина. Книга знания// Избранные философские произведения. -М.,1980. -С.62.

81 Ибн Сина, Избранные философские произведения. М., 1980.

соотношении движения, «сущего» и «не-сущего». Основой взглядов Ибн Сины на данную проблему является учение о материи и форме, которое выступает продолжением учения Аристотеля. Материя и форма -внутренние причины существования вещей. К внешним причинам относятся действующая и целевая, причем последняя толкуется как причина, в силу которой «природа не делает ничего напрасно». Целевая причина проявляет себя, например, в том, что из ячменного зерна прорастает именно ячменный, а не пшеничный колос.

Что касается движения, то Ибн Сина толкует его, подобно Аристотелю, в самом широком смысле - как изменение любого вида. Это состояние должно претерпевать уменьшение и увеличение, так как то, из чего оно постепенно выходит, имея направленность к какому-то нечто, остается до тех пор, пока выхождение из него не завершится полностью, - в противном случае выхождение из него было бы мгновенным. Поэтому говорится: движение есть действие и первое завершение вещи, находящейся в потенциальном состоянии, в отношении того, что она имеет потенциально»82. Так, тело, находящееся в каком-то одном месте актуально, а в каком-то другом -потенциально, в потенции является движущимся и в потенции же достигающим постольку, поскольку оно покоится в первом месте; когда же оно приходит в движение, в нем образуется первое завершение, или энтелехия, и действие, благодаря которому оно получает второе завершение и дей -ствие, заключающееся в достижении второго места. Таким образом, движение, будучи первым завершением потенциального как такового, длится во времени, отделяющем чистую потенциальность от чистой актуальности. Этим своим свойством движение отличается от возникновения и уничтоже -ния, которые осуществляются мгновенно - так как субстанции не свойственно быть в движении, в каком-то отношении увеличиваться или уменьшаться. Все эти изменения происходят не в ней самой, а в ее акциденциях.

Ибн Сина подробно разбирает формы движения по каждой из девяти категорий акциденции. Движение по отношению к количеству - это рост и уменьшение, разрежение и сгущение. Движение по отношению к качеству выражается в ослаблении или усилении чего-то, например, в потемнении или посветлении. Для категории отношения самой по себе нельзя найти никакой формы движения, ибо движение происходит не в самом отношении, а в соотносящихся друг с другом предметах. Движение по отношению к «где» наиболее очевидное, это пространственное движение, или перемещение. Что касается «когда», то, поскольку существование его само опосредствуется движением, последнее в нем происходить не может. Движение в отношении положения - это перемена положения, но не места; поэтому оно не тождественно перемещению ни в широком смысле (движение по отношению к «где»), ни в узком (перемена места). Движение в отношении обладания

82 См.: Материалы по истории прогрессивной философской и общественно-политической жизни в Узбекистане. - Т.: Фан, 1976

носит акцидентальиый характер, так как первичным образом перемена состояния в нем происходит по отношению к «где». В действии движение происходит лишь акцидентальным, но не сущностным образом. Таким образом, сущностно движение происходит только в отношении количества, качества, «где» и положения. Покой же есть небытие данной формы в том, в чем ей свойственно быть. Подобно небытию, предваряющему возникновение субстанции, это небытие обладает определенным существованием.

Вместе с рассуждением о небытии как лишенности, предваряющей возникновение, приведенная трактовка покоя дает наиболее общую характеристику существования как предиката в суждениях, субъекты которых могут представлять и нечто актуальное, и нечто потенциальное. Существовать -значит быть конкретным, объективно, «вне ума» данным нам единичным предметом либо быть понятием в уме. В последнем случае возникает вопрос об истинности понятия, который решается с помощью выше упоминавшегося уже тезиса о том, что существование есть акциденция, дополнительная к сущности. Понятие не истинно, если существование не дополняет сущность вещи, существующей и возможной только в нашем уме. Напротив, оно истинно, если существование дополняет ее сущность. В случае, когда существование не дополняет сущность, суждение превращается в пустую тавтологию. В случае же когда существование дополняет сущность, суждение становится информативным, утверждая, что понятие в уме имеет свой коррелят в объективной действительности, то есть представлено в ней конкретизированным нечто, будь это нечто актуальным предметом или отсутствием предмета, «конкретизированного некоторым конкретным состоянием, каковым и является его пребывание в потенции». Доказательство существования небытия как лишенности в указанном отношении важно нам вот почему. Когда истинность понятия подтверждается указанием на наличие в объективной реальности представляющих его единичных предметов, которые находятся в актуальном состоянии, их актуализированность означает соединение формы с материей. В отношении подлунного мира это описывается как результат вмешательства «дарителя форм», то есть деятельного разума. Когда говорят, о «принятии» или «соединении» формы с материей, или о том, что материя «получает» их от какого-то «дарителя», у нас невольно возникает представление, будто формы суть самодостаточные в своем бытии реальности, что между сущностью и существованием имеется реальное, а не логическое только различие. Утверждение существования небытия как лишенности тоже подразумевает соотнесение понятия с конкретным индивидуальным предметом, но этот предмет не имеет актуального бытия, а потому представление о нем не связано с обманчивыми терминами типа «принятие». Однако Ибн Сина отдавал дань своему времени, утверждая, что познание -это соединение души с деятельностью разума, в котором запечатлены

образы всех явлений мира. 83

«Возможно-сущее» - у Ибн Сина - это природа, материальный мир во всей его изменчивости и многообразии. Между «необходимо-сущим» и «возможно-сущим» имеется постоянная связь: это связь духа и природы. Раз дух вечен, а он неразрывно связан с природой, то и природа вечна. Таким образом, философия Ибн Сины является объективно-идеалистической. Однако у Ибн Сины «необходимо-сущее» не творит мир, а изживает (эмалирует)84 его. Согласно Аристотелю, естественное движение совершается благодаря заключенному в движущемся теле стремлению к своему естественному месту: тяжелое тело, если оно не встречает на своем пути препятствия, движется к центру земли до тех пор, пока не достигает ее поверхности, а легкое - к периферии подлунного мира. Источник же насильственного движения находится вне приводимого в движение тела; действие этого источника на тело прекращается тотчас же, как данное тело перестает с ним соприкасаться, и дальнейшее его движение имеет своей причиной то движение, в которое тело привело среду (например, воздух и воду). Вслед за Аристотелем Ибн Сина отрицал как существование пустоты, так и возможность в ней - если бы она существовала - движения. Движение в пустоте, писал он, невозможно потому, что оно должно было бы иметь или бесконечную, или конечную скорость, но в первом случае оно вообще не было бы осуществимым, а во втором его скорость выражалась бы какой-то положительной величиной и в принципе не отличалась бы от скорости движения в заполненном пространстве, что абсурдно. Согласен Ибн Сина со Стагиритом и в отношении деления пространственного движения, не обусловленного волей, на естественное и насильственное. Собственная теория Ибн Сины основана на представлении о «насильственном стремлении». Согласно этой теории, брошенное тело продолжает движение благодаря «стремлению», «полученному» им от того, кто его бросил. Это «стремление» оказывает сопротивление как собственному, естественному движению тела, так и другому, насильственному движению. «Насильственное стремление» рассматривается Ибн Синой как один из трех видов «стремления» - наряду с «психическим» и «естественным». «Стремление» есть нечто дополнительное к природе и проявляющее себя при движении тела к своему естественному месту. Все, бытие чего связано с движением, пребывает во времени. Только сущее, мыслимое нами по ту сторону движущихся предметов, отвлеченно от них, пребывает вне времени, а именно в «объемлющей» время вечности.

Итак, толкование движения и энтелехии в духе перипатетизма с ярко выраженными оригинальными существенными доводами и аргументами, сделанными Ибн Синой, дополняют онтологическую картину современной науки, что в свою очередь позволяет заглянуть за границу зримого образа

83 Шидфар Б.Я. Ибн Сина. М., 1981 - 89-90

84 ешаиаИо - лат. истечение

Вселенной и открыть новые ориентиры для философии науки XXI столетия. Философия формирует мировоззрение человека, поэтому только хорошими поступками, делами можно изменить человека и окружающий его мир, вооружив его всеми общечеловеческими ценностями.

Использованные источники:

1. Возникновение и развитие научной мысли на азиатском континенте. Сообщение vi. Химические знания в странах древнего Востока 2006 / Рахманкулов Д. Л., Кимсанова Ф. Б., Юсупов З. Н., Курбанов Б. Р.

2. Учение о пульсе Авиценны: взгляд из настоящего 2012 / Глянцев Сергей П., Магомедова Суйканат М.

УДК 338.244.44

Плохих Е.А.

аспирант 38.06.01. Экономика, доцент кафедра « Международных отношений и государственного управления» Юго-Западный государственный университет

Россия, г. Курск КЛАСТЕРЫ И КЛАСТЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ В РАЗВИТИИ

ЭКОНОМИКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация. В статье рассматривается роль и значение кластера в обеспечении устойчивого роста и активного развития региональной экономики. Анализируются основные проблемы создания и функционирования региональных кластеров. Делается вывод о необходимости применения системного подхода к управлению кластером и экономикой в целом, что предполагает учет всех факторов, воздействующих прямо и косвенно на интеграционные процессы, что способствует повышению качества менеджмента, минимизации экономических рисков, устойчивому экономическому росту.

Ключевые слова: кластер, кластерный франчайзинг региональная экономика, стратегия кластеризации, экономический рост.

Plohih E.A.

Graduate student 38.06.01. Economics, Associate Professor of the Department of International Relations and Public Administration

Southwestern State University Russia, Kursk CLUSTERS AND CLUSTER STRATEGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE KURSK REGION Abstract. The article examines the role and importance of the cluster in ensuring sustainable growth and active development of the regional economy. The main problems of creation and functioning of regional clusters are analyzed. The conclusion is made about the need to apply a systematic approach to cluster management and the economy as a whole, which involves the consideration of all

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.