Научная статья на тему 'УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О "ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ"'

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О "ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3378
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ / МАТЕРИЯ / ФОРМА / ПРИЧИНА ДВИЖЕНИЯ / ЦЕЛЬ / BEING / FOUR CAUSES / MATTER / FORM / CAUSE OF MOVEMENT / GOAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Садовникова К.А.

В статье рассматривается учение о «четырех причинах» Аристотеля, с позиций идеалистического философского направления раскрывается трактовка бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О "ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ"»

УДК 101.1

Садовникова К.А. студент 2 курса Энергетический факультет

УлГТУ Россия, г. Ульяновск УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О «ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ»

Аннотация

В статье рассматривается учение о «четырех причинах» Аристотеля, с позиций идеалистического философского направления раскрывается трактовка бытия.

Ключевые слова: бытие, четыре причины, материя, форма, причина движения, цель.

Finished: Sadovnikova K.

student

2 year, Faculty "Energy " Ulyanovsk State Technical University (UlSTU)

Russia, Ulyanovsk THE DOCTRINE OF ARISTOTLE ON THE «FOUR CAUSES»

Annotation

The article examines the doctrine of the "four reasons" of Aristotle, from the point of view of the idealistic philosophical direction, the treatment of being

Key words: being, four causes, matter, form, cause of movement, goal.

УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О «ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ»

В своих работах Аристотель учитывает весь опыт, накопленный другими известными философами о бытии и мире. Философ считал, что существуют четыре основных начала или первопричины всего, к этому он пришел из анализа идей философов разных времен о первопричинах бытия. Так, Аристотель выдвигает следующие четыре первопричины: материя — то в чем реализуется понятие; форма — сущность которой в понятии или понятиях, которые придают смысл материи; в-третьих, причина движения и заключительная составляющая — это цель, то есть то ради чего происходит какое-либо действие. Для наглядности приведем пример: когда художник рисует картину, «материей» будут краски, холст; «формой» в данном процессе будет сама картина; причиной движения является деятельность художника; цель — назначение картины, то есть какое-то эстетическое удовольствие.

Эти четыре причины были впервые рассмотрены Аристотелем в некоторых главах «Метафизики». «Причина в одном смысле, — говорит Аристотель, — обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает, — каковы, например, медь для статуи и серебро для чаши, а также их более общие роды. В другом смысле так называется форма и образец,

Экономика и социум" №5(48) 2018

www.iupr.ru

1043

иначе говоря — понятие сути бытия и более общие роды этого понятия (например, для октавы — отношение двух к одному и вообще число), а также части, входящие в состав такого понятия. Далее, причина, — это источник, откуда берет первое свое начало изменение или успокоение: так, например, человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет — причина того, что изменяется. Кроме того, о причине говорится в смысле цели; а цель, это — то, ради чего, — например, цель гулянья — здоровье. В самом деле, почему человек гуляет, говорим мы. Чтобы быть здоровым. И сказавши так, мы считаем, что указали причину»192.

Когда существует 4 первопричины, закономерно возникает вопрос о том, какие из них являются основополагающими, а какие могут быть сведены к другим. Поэтому Аристотель приступает к ответу на данный вопрос. Для него основными являются всего две, а две оставшиеся сводятся к основным. Первой основной причиной является «форма», а сводимой к ней — «цель». Так же возможно сведение целевой причины и к «форме». Все объекты обладают сами по себе, объективно целью, а не присвоенную им извне. Состоит она в реализации, или в осуществлении «формы» — понятия, таящегося в них самих. Но это и значит, что «цель» сводима к «форме» — к действительности того, что дано как возможность в «материи» предметов.

Не исключено сведение причины движения к «форме». Например, художник может быть действующей причиной картины. В работах Аристотеля четко прослеживается разделение «формы» и «материи».

Тогда остается материя. Она не может быть первопричиной, так как она является бесформенной, пассивной. Из чего можно сделать вывод, что материя представляет лишь материал для оформления чего-либо. Саму по себе вещь, которая включает в себя некую форму и материю, также нельзя назвать первопричиной, потому что она слишком сложна из-за включения в себя нескольких составляющих. Остается принять, что первична форма — она и есть сущность и суть бытия в собственном смысле. А значит, стремясь преодолеть теорию идей Платона, Аристотель приходит лишь к иной разновидности того же идеализма: первична форма как понятие, «смысл» вещи.

Если рассматриваются уже не отдельные предметы природы, а вся природа в целом или весь мир в целом, то для объяснения его необходимо допустить существование, во-первых, «материи» мира и, во-вторых, «формы» мира, пребывающей, однако, вне самого мира.

Использованные источники:

1. Асмус В.Ф. Античная философия: учебник. 3-е изд. М.: Высш. шк., 2003.

2. Аристотель. Метафизика. Пер. А. В. Кубицкого. М. — Л., Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

192

Аристотель. Метафизика. Пер. А. В. Кубицкого. М. — Л., Государственное социально-экономическое издательство, 1934, с. 79.

Экономика и социум" №5(48) 2018

www.iupr.ru

1044

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.