DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_42 УДК 340.12
УЧЕНИЕ АФИНСКИХ ФИЛОСОФОВ О ГОСУДАРСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИАЛОГА ПЛАТОНА, ПОСВЯЩЕННОГО ПРОБЛЕМАМ «ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА») THE ATHENIAN PHILOSOPHERS' DOCTRINE OF THE STATE (ON THE EXAMPLE OF THE STUDY OF PLATO'S DIALOGUE, DEDICATED TO THE PROBLEMS OF THE "IDEAL STATE")
ФАСТОВИЧ Галина Геннадьевна,
старший преподаватель кафедры теории государства и права,
Юридический институт ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». 660049, Россия, Красноярский край, г. Красноярск, пр. Мира, 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru;
FASTOVICH Galina Gennadievna,
Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law, The Law Institute of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 660049, Russia, Krasnoyarsk Krai, Krasnoyarsk, Mira Ave., 90. E-mail: Fastovich-85@mail.ru
Краткая аннотация: В статье исследуется учения афинских философов, в частности учения Платона об идеальном государстве. Автор провел краткий анализ идей данного учения, в том числе, с точки зрения их актуальности современного учения о государстве, которые отображается в общей теории и права. В ходе исследования автор приходит к выводам, что учение Платона об идеальном государстве способствует укреплению правовых основ государственности современной России.
Abstract: The article examines the teachings of the Athenian philosophers, in particular Plato's teachings on the ideal state. The author conducted a brief analysis of the ideas of this doctrine, including from the point of view of their relevance to the modern doctrine of the state, which is reflected in general theory and law. In the course of the research, the author comes to the conclusion that Plato's teaching about the ideal state contributes to strengthening the legal foundations of statehood in modern Russia.
Ключевые слова: идеальное государство, учение Платона, государство, философия права, социально-политическое устройство, теория государства и права.
Keywords: ideal state, Plato's teaching, state, philosophy of law, socio-political structure, theory of state and law.
Для цитирования: Фастович Г.Г. Учение афинских философов о государстве (на примере исследования диалога Платона, посвященного проблемам «идеального государства») // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_42.
For citation: Fastovich G. G. The Athenian philosopherss doctrine of the state (on the example of the study of Plato's dialogue dedicated to the problems of the "ideal state") //Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 42-44. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_42.
Статья поступила в редакцию: 10.05.2023
На протяжении прошедшего десятилетия в современном мире наблюдаются явные кризисные явления, сопровождаемые не только финансовой и экономической нестабильностью, но и существенными социально-политическими проблемами, препятствующими какому-либо развитию большинства стран и отдельных их регионов. Одним из выдающихся представителей афинских философов, исследующих институт государства, является Платон (428-348 гг. до н.э.) - величайший древнегреческий философ, основоположник идеализма в европейской философии [1, с. 37]. Анализируя условия, в которых Платон разрабатывал свои учения общественного устройства, можно обратить внимание на то, что это происходило в острейшей идейно-теоретической борьбе с софистами и киниками во времена, когда эллинская цивилизация надломилась. Если говорить о духовной ситуации в те времена, то она представляла собой ослабление традиционных религиозных и моральных принципов, упадок нравственности, что было вызвано распространением новой системы ценностей, принесенной софистами и киниками. Именно поэтому, как думается, Платон и принял на себя задачу противостояния разрушительным тенденциям его современности. Первым делом, ему требовалось развенчать учения софистов, показать их искусственность, бессистемность и произвольность. И не только социальную и правовую, но, главное, концептуальную несостоятельность. Одновременно, для Платона было жизненно важно построить теорию, претендующую на объективную истинность и логическую безупречность. Таким образом, теория идеального государства могла послужить эффективным инструментом идейно-теоретической борьбы, дав объективные критерии для сопоставления и оценки различных форм политического устройства.
Надо отметить, что Платон действительно один из тех немногих философов древнего мира, кто был и остается эталоном мыслителя на все времена и для самых разных народов. На него ссылались и к его учениям обращались не только древние философы, но и церковные и военные деятели, правители, военные начальники, деятели культуры и искусства разных стран. Этот философ был мудрейшим для гуманистов эпохи Возрождения, и вплоть до настоящего времени без изучения Платона не обходится, как представляется, ни один порядочный учёный-мыслитель.
Думается, что сам Платон считал разработку именно политической теории одной из главных своих задач. Афинский мыслитель поставил перед собою задачу защиты и теоретического обоснования общественного устройства, которому грозил кризис, а именно полисного устройства древнегреческого общества. Необходимо отметить, что именно Платону принадлежит первая в истории человеческой мысли системная
Теоретико-исторические правовые науки
концепция социально-политического, государственного устройства. И влияние этого учения на последующее развитие социально-политической теории трудно переоценить.
В отличие от софистов, которые не признавали объективность истины, Платон эту истину утверждал. Его подходы, например, к познанию полиса были сугубо научными, а не вкусовыми, как у софистов. Основная мысль Платона заключалась в том, что совместная общественная жизнь и конкретная форма ее организации являются объективными, вытекающими из самого существа человека. Человеку невозможно жить и реализовываться вне общества. Еще более очевидно для Платона то, что в обществе должно быть распределение функций или разделение труда, в т.ч. в экономической и финансовой сферах. Философ, устанавливая причину дифференциации правового и социально-экономического положения людей в обществе, основывался на неравенстве их природных задатков и способностей.
Именно поэтому Платон был убежден, что общественное устройство не может быть в произвольных формах. В связи с этим, перед государством встает сложнейшая, и не столько экономическая, сколько социально-нравственная задача ввести это разделение труда, обеспечить распределение обязанностей между своими гражданами. Данное разделение должно соответствовать природным задаткам каждой личности, обеспечивать их потребности в рамках социума [2, с. 138-139, 146].
Своё начало учение Платона о государстве берёт в диалоге «Политик». Это ранний период размышлений Платона, которые далее послужили основанием для написания более серьезного и одного из самых известных его диалогов под названием «Государство». Эти труды и можно считать основой учения Платона об идеальном государстве [3].
Однако, Платон считал основой идеального государства такое понятие как справедливость. По мнению Платона, государство является идеальным лишь тогда, когда каждый человек действует в согласии с самим собой. Существо человека заключается в его душе. На основании данного тезиса можно считать Платона родоначальником объективного идеализма.
Человеческая душа по Платону имеет три начала, поэтому и в обществе должно быть три сословия: философы - правители, соответствующие разумному началу; воины - представители яростного или защитного начала; земледельцы и ремесленники - олицетворяющие низменное или деловое начало.
При этом, условием прочности государства Платон определяет именно сословное деление общества. Самопроизвольный переход из низшего сословия в высшее считается преступлением, потому как любой человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы - это и есть величайшая справедливость. Но справедливость - это не единственная добродетель государства. В рамках своего учения об идеальном государстве Платон говорит еще о трех добродетелях: мудрости, мужестве и рассудительности. Всё это в очередной раз подталкивает к мысли о необходимости деления общества на определенные сословия.
В следующем произведении Платона под названием «Законы» представлена уже более реалистичная модель общественного устройства. В нём Платон отступает от ряда определяющих положений, использованных им в более ранних трудах. Можно считать, что это была попытка ученого через определенные уступки приблизить свой идеал к реальности.
Если говорить о теории Платона, то можно предположить, что он не воображал, а именно изображал, рисовал мир вокруг себя, пытался его описать и усовершенствовать. Таким образом, перед философом, при написании его произведений, стояли познавательные, а не прожектёрские задачи. Именно поэтому можно считать, что Платона не интересовали возможности создания утопического государства всеобщего благоденствия и счастья. Его целью выступало объективное познание возможностей строить модель идеального государства, максимально приближаясь к ней.
В своих трудах Платон разработал, можно сказать, эталон государства и дал характеристики различных социумов, политических режимов, создал, тем самым, критерии изучения, классификации и совершенствования реально существующих политических форм и систем. Вот почему теории Платона серьезно повлияли на весь ход развития политического познания вплоть до наших дней. Один из современных немецких исследователей К. Хюбнер говорит, что «дефинитивное введение абстрактного мышления в политическую философию Платоном имело эпохальные последствия, с какими бы неправильно понятыми утопическими конструкциями оно ни связывалось» [4, с. 24].
Как уже отмечалось ранее, в истории политических и правовых учений утопия Платона является одной из самых значимых. Эта теория, с одной стороны отражает ряд реальных черт современных Платону государств, например, Египта, с другой - высказывает критику по ряду недостатков греческих полисов, рекомендуя взамен построить идеальный тип социума.
Произведения и умозаключения Платона живут уже три тысячелетия: его теории были близки и понятны многим людям из совершенно разных эпох. Идеи Платона чётко прослеживаются и в трудах Аристотеля, и в учениях неоплатоников, и в классической философии, а также в различных доктринах абсолютного идеализма теорий ХХ века.
Если говорить о недавнем прошлом нашей страны, то необходимо отметить, что для Советского Союза, вставшего в начале прошлого века на рельсы социализма, учения Платона о приоритете общей собственности были очень актуальны. И в дальнейшем, с переходом страны в 90-х годах 20 века к рыночной экономике, труды великого философа древности также были реализованы в жизни нового российского общества.
Но, после двух десятилетий реализации рыночных реформ и развития правовой жизни часть российского общества усомнилась в правильности выбранного государством пути развития России. В современной юридической литературе методологически выявляются серьезные просчеты в проводимой криминологической правовой политике, раскрываются недостатки политической системы, обосновываются проблемы правового взаимодействия государства и общества [5, с. 43-59]. Полагаем, что здесь большую роль сыграли возникшие в стране проблемы: произвол властей на местах, рост преступности, сверхдоходы одних и обнищание огромного числа других граждан - всё это не могло остаться
без внимания общественности и определенных исследователей. Сегодня молодые исследователи справедливо связывают развитие государства с его эффективностью и результатами в правовой сфере [6, с. 51-55], воздействием институтов гражданского общества на правопорядок и законность [7, с. 12-14], реализацией института общественного контроля и участия общественности в управленческой деятельности [8, с. 12-14]. На этом фоне учения Платона вновь приобретают актуальность, его идеи об идеальном государстве могут укрепить правовой фундамент реформирования правовой государственности и придать новый смысл принципам цивилизованного развития практически любого государства.
На Западе Платон был объявлен вдохновителем идей социализма и коммунизма. При этом, советской наукой такой подход категорически отрицался. В социалистическом мире идеи Платона называли коммунизмом потребления. СССР же развивался по теории научного коммунизма, то есть коммунизма производства. Вообще, в нашей стране идеи Платона можно проецировать на механизм формирования научно обоснованной правовой политики развития государства и права, всестороннего использования организационно-политического и информационно-идеологического потенциала в сфере правоприменения, правоотношений и развития демократии [9, с. 14-16].
При этом, говоря о современном мире можно отметить, что из перечисленных в трудах Платона признаков идеального государства некоторые остаются актуальными и усматриваются в политических режимах ряда государств, например, в странах Латинской Америки, Африки. Так, положения относительно наличия свободы у человека и гражданина в системе взаимодействия с государственным аппаратом активно признаются законодателем этих стран. Это касается развития системы парламентаризма, введения института референдума, публичных мероприятий и других форм участия граждан в управлении делами государства.
В других странах, в т.ч. Европы, концептуальные положения относительно свободы личности в контексте совершенствования государства наполняются через реализацию информационных технологий, телекоммуникационных сетей, политических коммуникаций и иных достижений науки и техники. Относительно правового воздействия на личность также можно отметить, что такие правовые категории как неотвратимость наказания, исправление и ресоциализация преступника лежат в основе уголовного и пенитенциарного законодательства практически всех современных государств [10, с. 12-143]. Ведь даже такие аспекты работы с правовым статусом человека, установление оптимальных правовых ограничений и коррекционных действий относительно свободы личности в состоянии позитивно влиять на эффективность и совершенствование отдельных звеньев государства.
Как видно, особый характер в исследовании сущности идеального государства занимает система прав и свобод человека и гражданина, состояние естественных начал, механизм их закрепления, гарантирования и развития. Представляется, что понимание совершенного государства и демократии, как верно подчеркивается, немыслимо без познания сущностных аспектов права и получения объективных знаний о правовых явлениях в целом. Кроме того, в вопросе развития учения о государстве важно правильно определить внутреннюю природу права, его соотношение с произволом и бесправием [11, с. 37].
В итоге можно с уверенностью говорить, что Платон стал первооткрывателем в сфере философского освещения большого комплекса политических и правовых вопросов, внес неоценимый вклад в формирование концепции идеального государства [12] и многие положения о государстве и праве, высказанные гениальным философом в его учении, остаются актуальными и современными по настоящее время.
Библиогра фия:
1. История политических и правовых учений: хрестоматия / под ред. В.П. Малахова. - М.: Академический Проект, 2000. 414 с.
2. Мартышин О.В. Философия права. Учебник для магистров. - М.: Проспект, 2017. 352 с.
3. Платон. Полное собрание сочинений в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1312 с.
4. Хюбнер К. Нация. - М.: Канон+, 2001.
5. Лунеев В.В. Россия должна исторгнуть приметы правовой системы планеты Транай // Государство и право. 2017. № 3. С. 43-66.
6. Фастович Г.Г.К вопросу о реализации принципа эффективности в деятельности механизма государства Российской Федерации: общетеоретические аспекты // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12 (72). С. 23-25.
7. Новиков Д.О. Проблемы взаимодействия общества с правоохранительными органами в современной России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 12-14.
8. Аникиенко В.Н. Общественный контроль и его взаимодействие с государственным контролем в области качества и безопасности пищевых продуктов // Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 34-37.
9. Комаров С.А., Азнагулова Г.М. Правовая политика: понятие, роль и обеспечение в правовой системе общества // Правовая политика и правовая жизнь. 2012. № 3. С. 8-16.
10. Тепляшин П.В. Уголовно-исполнительная характеристика европейских пенитенциарных систем: учебное пособие. - Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2017.
11. Лукьянова Е. Г. Право в современном мире: к вопросу обоснования понятия // Юридическая мысль. 2017. № 2. С. 35-38.
12. Фастович Г.Г. К вопросу о формировании гражданского общества в Российской Федерации // Эпоха науки. 2018. № 16. С. 75-77.
References:
1. The history of political and legal doctrines: a textbook / edited by V.P. Malakhov. - M.: Academic Project, 2000. 414 p.
2. Martyshin O.V. Philosophy of law. Textbook for masters. - M.: Prospect, 2017. 352 p.
3. Plato. The complete works in one volume. - Moscow: ALFA-BOOK Publishing House, 2017. 1312 p.
4. Hubner K. Nation. - M.: Canon+, 2001.
5. Luneev V.V. Russia must expel the signs of the legal system of the planet Tranai // State and Law. 2017. No. 3. pp. 43-66.
6. Fastovich G.G. On the implementation of the principle of efficiency in the activities of the mechanism of the state of the Russian Federation: general theoretical aspects // Law and the State: theory and practice. 2010. No. 12 (72). pp. 23-25.
7. Novikov D.O. Problems of interaction of society with law enforcement agencies in modern Russia // Civil society in Russia and abroad. 2013. No. 4. pp. 12-14.
8. Anikienko V.N. Public control and its interaction with state control in the field of quality and food safety // Civil society in Russia and abroad. 2016. No. 4. pp. 34-37.
9. Komarov S.A., Aznagulova G.M. Legal policy: concept, role and provision in the legal system of society // Legal policy and legal life. 2012. No. 3. pp. 8-16.
10. Teplyashin P.V. Penal characteristics of European penitentiary systems: textbook. - Krasnoyarsk: Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
2017.
11. Lukyanova E.G. Law in the modern world: on the issue of substantiation of the concept // Legal Thought. 2017. No. 2. pp. 35-38.
12. Fastovich G.G. On the formation of civil society in the Russian Federation // The age of science. 2018. No. 16. pp. 75-77.