Научная статья на тему 'Ученичество как позиция в новой социальной ситуации развития: роль воображения в ее освоении'

Ученичество как позиция в новой социальной ситуации развития: роль воображения в ее освоении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ФАНТАЗИЯ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И.

Вчерашнему дошкольнику в школе открывается не только перспектива овладения новой для него учебной деятельностью. Главная проблема, которая возникает перед ним и всеми взрослыми ответственными участникам его жизни (педагогами, родителям), это проблема включения ребенка в новую социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский). Учебная деятельность лишь задает, но не исчерпывает ее своеобразие. Ведь позиция ученика, которую предстоит занять ребенку, не ограничивается операционнотехнической и даже мотивационной готовностью к овладению учебными предметами. Ученик это особая «жизненная позиция» в возникшей, складывающейся, меняющейся социальной ситуации развития. Осмыслить ее с этой позиции гораздо труднее, чем освоить азы «школьных техник». Любая новая социальная ситуация развития, по сути своей проблемная. Ребенок сам участник строительства своей новой социальной ситуации развития, которая не является чем-то готовым. Школьные знания (в основе которых лежат научные понятия о законах мира в отличие от житейских представлений о вещах, накапливаемых повседневно) и уклад школьной жизни одинаково проблемны для ребенка. Школа как «образовательная среда», как «жизненное пространство» предполагает особую систему взаимоотношений детей и взрослых. В эту систему первоклассника приходится специально вводить, ее нормы не могут быть приняты им «по умолчанию». Уже сама по себе фигура учителя не является для ребенка «самоочевидной». Показать, «как делать», может любой взрослый в любом месте: для этого не нужно школа. Научить, «как делать», только учитель, только в школе, куда и другие дети приходят именно за тем, чтобы вместе учиться, в то время, как повторять показанное можно и в «индивидуальном порядке». Переступив порог школы, взрослые и другие дети, даже знакомые, становятся в некотором смысле «другими». А главное «другим» должен стать сам ребенок. В воображении старшего дошкольника может быть увиден механизм включения ребенка в новую социальную ситуацию развития, которая характеризуют начало младшего школьного возраста. Новая социальная ситуация развития это прежде всего новые формы общения ребенка со взрослым и другими детьми внутри новой ведущей деятельности учебной, универсальной предпосылкой которой является развитое в дошкольном детстве воображение. Воображение рассматривается как условие развития общения в старшем дошкольном возраста по ряду значимых показателей сформированности социально-коммуникативных умений и коммуникативной компетенции, лежащих в основе «социального компонента» школьной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ученичество как позиция в новой социальной ситуации развития: роль воображения в ее освоении»

УЧЕНИЧЕСТВО КАК ПОЗИЦИЯ В НОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ: РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В ЕЕ ОСВОЕНИИ

В.Т. Кудрявцев, доктор психологических наук, профессор завкафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Д.И. Фаттахова,

аспирантка Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ

Вчерашнему дошкольнику в школе открывается не только перспектива овладения новой для него - учебной деятельностью. Главная проблема, которая возникает перед ним и всеми взрослыми - ответственными участникам его жизни (педагогами, родителям), -это проблема включения ребенка в новую социальную ситуацию развития (Л.С. Выготский). Учебная деятельность лишь задает, но не исчерпывает ее своеобразие. Ведь позиция ученика, которую предстоит занять ребенку, не ограничивается операционно-технической и даже мотивационной готовностью к овладению учебными предметами. Ученик - это особая «жизненная позиция» в возникшей, складывающейся, меняющейся социальной ситуации развития. Осмыслить ее с этой позиции гораздо труднее, чем освоить азы «школьных техник». Любая новая социальная ситуация развития, по сути своей - проблемная.

Ребенок - сам участник строительства своей новой социальной ситуации развития, которая не является чем-то готовым. Школьные знания (в основе которых лежат научные понятия о законах мира в отличие от житейских представлений о вещах, накапливаемых повседневно) и уклад школьной жизни - одинаково проблемны для ребенка. Школа как «образовательная среда», как «жизненное пространство» предполагает особую систему взаимоотношений детей и взрослых. В эту систему первоклассника приходится специально вводить, ее нормы не могут быть приняты им «по умолчанию». Уже сама по себе фигура учителя не является для ребенка «самоочевидной». Показать, «как делать», может любой взрослый в любом месте: для этого не нужно школа. Научить, «как делать», - только учитель, только в школе, куда и другие дети приходят именно за тем, чтобы вместе учиться, в то время, как повторять показанное можно и в «индивидуальном порядке». Переступив порог школы, взрослые и другие дети, даже знакомые, становятся в некотором смысле «другими». А главное - «другим» должен стать сам ребенок.

В воображении старшего дошкольника может быть увиден механизм включения ребенка в новую социальную ситуацию развития, которая характеризуют начало младшего школьного возраста. Новая социальная ситуация развития - это прежде всего новые формы общения ребенка со взрослым и другими детьми внутри новой ведущей деятельности - учебной, универсальной предпосылкой которой является развитое в дошкольном детстве воображение. Воображение рассматривается как условие развития общения в старшем дошкольном возраста по ряду значимых показателей -сформированности социально-коммуникативных умений и коммуникативной компетенции, лежащих в основе «социального компонента» школьной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.