Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОГРАММЕ «БИОКОМ»'

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОГРАММЕ «БИОКОМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
АгроЭкоИнженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
учебный центр / биоэкономика / энергосбережение / возобновляемые источники энергии / ученики / competence centre / bioeconomics / energy saving / renewable energy sources / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Размук, А.Ф. Эрк, Е.В. Тимофеев, Л.Ю. Смирнова, А.Н. Ефимова

Двухгодичный проект «БиоКом», разработанный в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014 – 2020», стартовал в мае 2019 г. Основной результат реализации проекта – создание российско-финского центра компетенций в сфере биоэкономики, способного обеспечить гармонизацию образовательных, исследовательских и технических подходов в сельском хозяйстве. Для организации учебного процесса разработаны проекты учебных программ: «Биоэкономика», «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» и «Возобновляемые источники энергии». Теоретическую часть дисциплины предполагается преподавать в виде лекционного материала. Практические занятия проводить на имеющемся в центре оборудовании. Ряд занятий будут проводится с привлечением преподавателей из ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга и Финляндии. Учебные дисциплины в полном объеме предназначены для специалистов – энергетиков и руководителей предприятий. Однако по разделам их можно использовать для слушателей разного уровня: школьников, студентов и людей пожилого возраста. На базе учебного центра 10 и 12 февраля 2021г. проводились информационно-ознакомительные занятия с учениками восьмых и десятых классов средней школы № 530 города Пушкина. В рамках выполнения проекта «БиоКом» планируется проведение занятий с учащимися школ области, студентами, специалистами энергетиками и фермерами. Экспонаты и оборудование, представленные в помещениях центра вызывают большой интерес у посетителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE CENTRE AS A PART OF BIOCOM PROJECT

The two-year BioCom project within the framework of the Russia South-East Finland Cross-Border Cooperation Program 2014-2020 was launched in May 2019. The main project output is the Russian-Finnish Competence Centre on bioeconomics designed to harmonise educational, research and technical approaches in agriculture. The draft training programs “Bioeconomics”, “Energy saving and energy efficiency” and “Renewable energy sources” were elaborated. The theoretical part of the disciplines will be presented at lectures. Practical training will make use of the equipment available in the Centre. The lecturers from the leading higher educational institutions in Saint Petersburg and Finland will be invited to give some classes. The full scope of subjects is intended for specialists – power engineers and farm managers. However, some parts of the training material may be used for different level attendees: schoolchildren, students and elderly people. On 10 and 12 February, 2021 informational and introductory classes were held in the Centre attending pupils of the eighth and tenth forms of the secondary school No. 530 in Pushkin town. The classes for schoolchildren of the regional schools, students, energy specialists and farmers are scheduled as a part of the BioCom project. Exhibits and equipment presented on the premises of the Centre were of great interest among visitors.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОГРАММЕ «БИОКОМ»»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УДК 631.9

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПО ПРОГРАММЕ «БИОКОМ»

11 1 2 В.А. Размук ; А.Ф. Эрк , канд. техн. наук; Е.В. Тимофеев , канд. техн. наук; Л.Ю. Смирнова

1 3

;А.Н.Ефимова ; Т. Ранта-Корхонен, магистр .

1 Институт агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства (ИАЭП) - филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Санкт-Петербург, Россия.

2 Государственное казенное учреждение Ленинградской области «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области».

Университет Прикладных наук Юго-Восточной Финляндии — Хамк

Двухгодичный проект «БиоКом», разработанный в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия - Юго-Восточная Финляндия 2014 - 2020», стартовал в мае 2019 г. Основной результат реализации проекта - создание российско-финского центра компетенций в сфере биоэкономики, способного обеспечить гармонизацию образовательных, исследовательских и технических подходов в сельском хозяйстве. Для организации учебного процесса разработаны проекты учебных программ: «Биоэкономика», «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» и «Возобновляемые источники энергии».

Теоретическую часть дисциплины предполагается преподавать в виде лекционного материала. Практические занятия проводить на имеющемся в центре оборудовании. Ряд занятий будут проводится с привлечением преподавателей из ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга и Финляндии. Учебные дисциплины в полном объеме предназначены для специалистов - энергетиков и руководителей предприятий. Однако по разделам их можно использовать для слушателей разного уровня: школьников, студентов и людей пожилого возраста. На базе учебного центра 10 и 12 февраля 2021г. проводились информационно-ознакомительные занятия с учениками восьмых и десятых классов средней школы № 530 города Пушкина. В рамках выполнения проекта «БиоКом» планируется проведение занятий с учащимися школ области, студентами, специалистами энергетиками и фермерами. Экспонаты и оборудование, представленные в помещениях центра вызывают большой интерес у посетителей.

Ключевые слова: учебный центр, биоэкономика, энергосбережение, возобновляемые источники энергии, ученики.

Для цитирования: Размук В.А., Эрк А.Ф., Тимофеев Е.В., Смирнова Л.Ю., Ефимова А Н., Ранта-Корхонен Т. Учебный центр по программе «БИОКОМ» // АгроЭкоИнженерия. 2021. №1(106). С.127-134

COMPETENCE CENTRE AS A PART OF BIOCOM PROJECT

V.A. Razmuk1 , A.F. Erk1, Cand. Sc. (Engineering), E.V. Timofeev1, Cand. Sc. (Engineering); L.Yu.

2 1 3

Smirnova A. N. Efimova , Tuija Ranta-Korhonen MSc

1 Institute for Engineering and Environmental Problems in Agricultural Production (IEEP) - branch of FSAC VIM, Saint Petersburg, Russia

9

Government Agency of the Leningrad Region "Centre for energy saving and energy efficiency of the Leningrad Region"

3

South-Eastern Finland University of Applied Sciences (Xamk)

The two-year BioCom project within the framework of the Russia - South-East Finland Cross-Border Cooperation Program 2014-2020 was launched in May 2019. The main project output is the Russian-Finnish Competence Centre on bioeconomics designed to harmonise educational, research and technical approaches in agriculture. The draft training programs "Bioeconomics", "Energy saving and energy efficiency" and "Renewable energy sources" were elaborated. The theoretical part of the disciplines will be presented at lectures. Practical training will make use of the equipment available in the Centre. The lecturers from the leading higher educational institutions in Saint Petersburg and Finland will be invited to give some classes. The full scope of subjects is intended for specialists - power engineers and farm managers. However, some parts of the training material may be used for different level attendees: schoolchildren, students and elderly people. On 10 and 12 February, 2021 informational and introductory classes were held in the Centre attending pupils of the eighth and tenth forms of the secondary school No. 530 in Pushkin town. The classes for schoolchildren of the regional schools, students, energy specialists and farmers are scheduled as a part of the BioCom project. Exhibits and equipment presented on the premises of the Centre were of great interest among visitors.

Key words: competence centre, bioeconomics, energy saving, renewable energy sources, students

For citation: Razmuk V.A., Erk A.F., Timofeev E.V., Smirnova L.Yu., Efimova A. N., Ranta-Korhonen T. Competence centre as a part of BioCom project. AgroEkoInzheneriya. 2021. No. 1(106): 127-134. (In Russian)

Введение

Главные инструменты продвижения биотехнологий на российских территориях, это государственные целевые программы, бизнес-инвестиции, национальные и международные проекты. Один из таких инструментов - двухгодичный проект «БиоКом», разработанный в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия - Юго-Восточная Финляндия 2014 -2020» и стартовавший в мае 2019 г. [1]. Основной результат реализации проекта -создание российско-финского центра

компетенций в сфере биоэкономики, способного обеспечить гармонизацию образовательных, исследовательских и технических подходов в сельском хозяйстве. Задачей проекта является ознакомить специалистов с концепцией и подходами биоэкономики для сельскохозяйственной отрасли и обеспечить ее продвижение на приграничных территориях России и Финляндии путем реализации комплекса соответствующих образовательных

мероприятий и практических пилотных действий для местных представителей агробизнеса.

Материалы и методы

Для организации учебного процесса разработаны проекты учебных программ: «Биоэкономика», «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» и «Возобновляемые источники энергии».

Теоретическую часть дисциплины предполагается преподавать в виде лекционного материала. Практические занятия проводить на имеющемся в центре оборудовании. Ряд занятий будут проводится с привлечением преподавателей из ведущих ВУЗов Санкт-Петербурга и Финляндии. Учебные дисциплины в полном объеме предназначены для специалистов -энергетиков и руководителей предприятий. Однако по разделам их можно использовать для слушателей разного уровня: школьников, студентов и людей пожилого возраста. В этом случае программы можно использовать как обзорные. По окончании курса слушателям выдается именной сертификат. Людям пожилого возраста полезно изучить весь курс и получить удостоверения установленного образца о повышении квалификации, это поможет при работе в качестве «Ответственного за энергосбережение и повышение

энергоэффективности предприятия». В процессе изучения дисциплины «Биоэкономика» слушатели познакомятся с классификацией направлений в

биоэкономикеи определения в ней места возобновляемым источникам энергии [2]. Специализированная часть программы направлена на изучение материалов по биоэкономике, определению доли и места ВИЭ в биоэкономике Северо-Западном регионе РФ. Расширенные занятия проводятся по изучению солнечной энергетики, биомассе, биоэнергии. Слушатели ознакомятся с различными видами топлив: пеллетами, древеснымии растительными гранулами, гранулами из торфа и куриного помета, жидкими топливами и биогазом. В практической части обучения ознакомятся с различными

видами котлов для сжигания твердых топлив, биогазовой установкой.

Содержание учебной дисциплины «Биоэкономика» имеет связь с другими учебными дисциплинами, такими как «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» и

«Возобновляемые источники энергии».

Обучение по теме «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» проводится по программе, разработанной на основе базовой учебной программы, предложенной Министерством энергетики России (Приложение № 2 к приказу Минэнерго России № 148 от 07.04.2010г.). Обучающая программа позволяет учитывать особенности проведения работ по энергосбережению и повышению энергоэффективности на разных по виду и характеру деятельности объектах. В учебном процессе большое внимание уделяется подготовке слушателей к практической деятельности. В рамках курса предусмотрены лабораторно-практические занятия. После окончания изучения всех разделов программы слушатель проходит тестирование. Цель программы: Формирование необходимого уровня профессиональных знаний для планирования и реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности производства.

Программа предназначена для

руководителей и инженерно-технического персонала предприятий АПК. Документ, выдаваемый по окончании: Удостоверения установленного образца о повышении квалификации. Форма обучения: очная, очно-дистанционная [3].

Нормативная база: Федеральный закон №261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2014 года)»

Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике (с изменениями на 29 декабря 2014года)» Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 466-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях функционирования

электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законно-дательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об

электроэнергетике" и отдельные

законодательные акты Российской Федерации»

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р.

Курс «Энергосбережение и повышение энергоэффективности

сельскохозяйственного предприятия»

включает в себя изучение: нормативно-правововой базы, ходреализация

государственной политики в области энергосбережения, методы и методика энергетических обследований, структуру и содержание энергопаспорта,условия его регистрация в СРО и Минэнерго, проведения тепловизионногообследования сельскохозяйственного предприятия, методы оценка качества электрической энергии.

Важной частью программы является изучение мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности [4]. Слушатели знакомятся с организационно-экономическими мероприятиями:

планированием и реализацией

организационно-экономических мероприятий, расчетами эффективности от их внедрения, методикой заполнение раздела программ по энергосбережению от внедрения организационно - экономических мероприятий. С техническими и технологическими мероприятиями: новым энергосберегающим оборудованием и

технологиями, автоматизированными

системами управления технологическими процессами, проводится обучение пользованием программами расчета освещенности и выбора оптимальных светильников с энергосберегающими лампами, управлением электроприводами электродвигателями при помощи частотных регуляторов, методикой выбора типа частотного регулирования. Практическая часть - демонстрация современного энергоэкономичного оборудования, средств автоматизации. Знакомство с новыми технологическими разработками института ИАЭП в растениеводстве и животноводстве. Разработки в области спутникового мониторинга. Слушатели знакомятся с структурно - энергетическими

мероприятиями: возобновляемыми

источниками энергии, новыми

энергосберегающими технологиями,

использованием возобновляемых источников энергии в сельском хозяйстве, солнечными фотоэлектрическими станциями,

ветроэнергетикой.

Для специалистов в области энергетики интерес представляет Энергосервис. Слушатели знакомятся с нормативной базой, Энергосервисом, как инструментом финансирования мероприятий по

энергосбережению, моделями

энергосервисной деятельности,

энергосервисными договорами. Знакомство с информационно - аналитическое обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности производства

включает в себя: мониторинг мероприятий, показателей и индикаторов; современные средства контроля расхода энергоносителей; прогноз энергопотребления.

Учебная дисциплина «Возобновляемые источники энергии» включает в себя изучение видов использования

нетрадиционных источников:

гидроэнергетику, ветроэнергетику,

солнечную энергетику, биомассу,

геотермальную энергию. Слушателям

предлагается ознакомится с долей и местом ВИЭ в энергетике региона и России, потенциалом использования ВИЭ в СевероЗападном регионе РФ, подходами и методами оценки ресурсов ВИЭ, эколого-географический потенциал использования ВИЭ на региональном уровне.

В практическую часть занятий входит изучение технических средства для использования солнечной радиации, средства преобразования солнечной энергии в тепловую энергию, воздушные коллекторы, водяные коллекторы, устройства для обогрева зданий, преобразование солнечной энергии в электрическую и использование

фотоэлектрических установок. Технические средства для использования энергии ветра: энергоснабжение, механические

ветроустановки. Устройств для

использование геотермальных и вторичных энергетических ресурсов: геотермальная энергетика, схемы и оборудование геотермальных систем теплоснабжения, вторичные энергетические ресурсы, тепловые насосы, микро и малые ГЭС, устройства для получения энергии из биомассы, биогаз, пиролиз.

Результаты и обсуждение

На базе учебного центра 10 и 12 февраля 2021г. проводились

информационно-ознакомительные занятия с учениками восьмых и десятых классов средней школы № 530 города Пушкина. На занятиях шла речь о развитии российской энергетики, о важнейших трендах биоэкономики и что ждёт людей, бизнес и науку в ближайшие годы. Что такое биоэкономика - это экономика, основанная на применении биотехнологий,

использующих возобновляемое

биологическое сырьё. Развитие отраслей биоэкономики предпологает в том числе повышение энергоэффективности,

эффективное использование отходов, развитие возобновляемой энергетики на основе биомассы, экологизацию

промышленного сектора, повышение устойчивости сельского хозяйства, производство новых продуктов питания, развитие медицинских технологий. Энергия и энергетика как отрасль, это основа (фундамент) успешного дальнейшего развития любой цивилизации.

Рис.1. Занятия с учениками.

Самым распространенным способом получения энергии является сжигание биомассы, поэтому более 50 процентов производимой энергии приходится на ТЭЦ (тепловые энергоцентрали) на них

производится как электрическая, так и тепловая энергия. Также получили широкое применение производства электроэнергии гидроэлектростанции, атомные, приливные, геотермальные, ветряные и солнечные станции. Слушатели узнали о конструкции

перечисленных стаций, о преимуществах и недостатках, а также о вредных воздействиях оказываемых на окружающую среду в результате их строительства и эксплуатации.

Особый интерес ученики проявили к солнечным электростанциям и на примере имеющегося действующего макета узнали о конструктивных особенностях и принципе действия электростанции.

Рис.2. Учебная солнечная электростанция.

В России в городе Чебоксары в 2014 году построен завод и налажен выпуск современных конкурентно способных на мировом рынке солнечных панелей Хевел. Используя многолетний опыт работы по созданию солнечных панелей, российским ученым удалось изменить технологию производства на основе тонкопленочных технологий и получить новый гетероструктурный модуль Хевел

мощностью 320 Вт. Производство солнечных панелей в России дало толчок строительству солнечных электростанций в нашей стране и стало новой вехой развития российской энергетики.

После прослушивания лекции учащиеся задали массу вопросов по теме развития энергетики, живой интерес вызвали вопросы энергоэффективности и энергосбережения, прозвучали вопросы о перспективах выбора профессий напрямую связанных с энергетикой.

В заключении обучения руководство института вручило всем участникам именные сертификаты о прослушивании ознакомительного курса и рекламные буклеты по биоэкономике и

энергосбережению.

Рис.3. Вручение учащимся сертификатов

Заключение

В рамках выполнения проекта «БиоКом» планируется проведение занятий с учащимися школ области, студентами, специалистами энергетиками и фермерами. Проведение занятий проводится на

добровольной основе. Что способствует повышенному интересу к биоэкономике. Экспонаты, представленные в помещениях центра вызывают большй интерес у посетителей.

Поддержка исследований.

Проект KS 1675 BioCom

ппс 2014-2020 Россия - Юго-Восточная Финляндия

Финансируется из средств Европейского союза, Российской Федерации и финляндской Республ;

sZ^« вю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследования, результаты которых представлены в данной статье, проводились при финансовой поддержке проекта ^1675 ВЮСОМПрограммы ПС «Россия - ЮгоВосточная Финляндия 2014-2020» и в рамках выполнения НИР 0581-2019-0026.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Эрк А.Ф., Тимофеев Е.В., Смирнова Л.Ю., Субботин И.А., Размук В.А., Ранта-Корхонен Т. Анализ предпосылок развития биоэкономики в сельском хозяйстве // Технологии и технические средства

механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. 2019. № 3 (100). С. 203-211.

2.Эрк А.Ф., Судаченко В.Н., Размук В.А., Тимофеев Е.В. Использование биотоплива

как вариант устойчивого развития биоэкономики сельских территорий // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. 2018. №3 (96). С.13-20.

З.Эрк А.Ф., Дуленков Е.И.,Судаченко В.Н. Методика обучения энергосбережению в АПК // Технологии и технические средства механизированного производства продукции

растениеводства и животноводства. 2016. № 89. С.5-12.

4. Судаченко В.Н. Эрк А.Ф. Тимофеев Е.В. Методы энергосбережения и повышения энергоэффективности предприятий

животноводческого направления в условиях Северо-Запада РФ // Технологии и технические средства механизированного производства продукции растениеводства и животноводства. 2017. № 91. С.5-14.

REFERENCES

1.Erk A.F., Timofeev E.V., Smirnova L.Yu., Subbotin I.A., Razmuk V.A., Ranta-Korkhonen T. Analiz predposylok razvitiya bioekonomiki v sel'skom khozyaistve [The background for development of bioeconomics in agriculture]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva. 2019. No. 3 (100): 203- 211. (In Russian).

2.Erk A.F., Sudachenko V.N., Razmuk V.A., Timofeev E.V. Ispol'zovanie biotopliva kak variant ustoichivogo razvitiya bioekonomiki sel'skikh territorii [Use of biofuels as an option for sustainable development of bioeconomy in rural areas]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva. 2018. No. 3 (96): 13-20. (In Russian)

3.Erk A.F., Dulenkov E.I.,Sudachenko V.N. Metodika obucheniya energosberezheniyu v APK [Methods of teaching energy saving in agriculture]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva.

2016. No. 89: 5-12. (In Russian)

4. Sudachenko V.N. Erk A.F. Timofeev E.V.Metody energosberezheniya i povysheniya energoeffektivnosti predpriyatii zhivotnovodcheskogo napravleniya v usloviyakh Severo-Zapada RF [Methods of energy saving and energy efficiency improvement for livestock farms in the NorthWest of Russia]. Tekhnologii i tekhnicheskie sredstva mekhanizirovannogo proizvodstva produktsii rastenievodstva i zhivotnovodstva .

2017. No. 91: 5-14. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.