Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: ТТИ ЮФУ 2009 г.'

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: ТТИ ЮФУ 2009 г. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5246
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕDUCATIONAL PROCESS / SOCIOLOGICAL RESEARCHES / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / ACTIVITIES APPROACH / COMPETENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рачипа Андрей Валерьевич, Янкина Ирина Анатольевна

Статья основана на результатах социологических исследований учебного процесса в университете, реализованных в 2008, 2009 гг. Важной частью трансформационных процессов в России является модернизация системы образования. Особую роль в этих процессах должны играть социологические исследования. Анализ показал, что учебный процесс в университете организован достаточно грамотно и рационально, т.е. к реформированию организации образовательного процесса в ТТИ ЮФУ нужно подходить с особой осторожностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PROCESS IN SOCIOLOGICAL MEASURING: TI SFU 20091

The article is based on the results of sociological researches the educational process of TI SFU in 2008, 2009. The most important component of Russian transformation processes is the transformation of educational system. Тhe most role in these processes must be for the sociological researches. The analysis demonstrated that educational process of TI SFU is organized very well. If we want to reform the educational process of TI SFU, we must be very carefully.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ: ТТИ ЮФУ 2009 г.»

рО -----

P. =i = 1,K.

1 P max

i

При оценке количественных значений целевых значений р“,P“,...,PK~ ключевых показателей эффективности P1,P2,...,PK также возможны два разных подхода:

♦ выбор в качестве P.“, i = 1,K полученных ранее значений P max , i = 1,K;

♦ определение целевых значений P.“, i = 1,K при выполнении стратегического планирования на основе прямого и обратного процессов планирования Метода анализа иерархий (МАИ).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Катан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию.

- М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 320 с.

2. Caamu Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993. - 298 с.

3. . .

основе концепции BSC // Российский экономический интернет-журнал, 2007.

- http://www.e-rej.ru/Articles/2007/Bricheeva.pdf.

Бричеева Наталья Николаевна

Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347930, г. Таганрог, ул. Кузнечная, 142.

Тел.: 88634371706; 89515281183.

Bricheeva Natalia Nikolaevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

142, Kyznechnaya street, Taganrog, 347930, Russia.

Phone: 88634371706; 89515281183.

УДК 60.05

А.В. Рачипа, И.А. Янкина

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ:

ТТИ ЮФУ - 2009 г.

Статья основана на результатах социологических исследований учебного прогресса в университете, реализованных в 2008, 2009 гг. Важной частью трансформационных процессов в России является модернизация системы образования. Особую роль в этих процессах должны играть социологические исследования. Анализ показал, что учебный процесс в университете организован достаточно грамотно и рационально, т.е. к реформированию организации образовательного прогресса в ТТИ ЮФУ нужно подходить с .

Учебный процесс; социологические исследования, новые информационные технологии; деятельностный подход, компетентностиый подход.

A.V. Rachipa, I.A. Yankina EDUCATIONAL PROCESS IN SOCIOLOGICAL MEASURING: TI SFU - 2009

The article is based on the results of sociological researches the educational process of TI SFU in 2008, 2009. The most important component of Russian transformation processes is the transformation of educational system. he most role in these processes must be for the sociological researches. The analysis demonstrated that educational process of TI SFU is organized very well. If we want to reform the educational process of TI SFU, we must be very carefully.

ducational process; sociological researches; new information technologies; activities approach; competent approach.

В условиях становления Южного федерального университета, внедрения в образовательный процесс принципов личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов, появления новых информационных техноло-, -

,

приобретают исследования в области социологии образования, характеризующие,

,

, -.

В данной связи нужно подчеркнуть, что задачей социологии является “понять , , -вия” [1]. В социологическом аспекте общественное сознание рассматривается одновременно и как продукт и как функционально значимый элемент социальной системы [2]. При этом нельзя забывать о том, что необходимость быстро ориентироваться в изменяющихся обстоятельствах наделяет здравый смысл гибкостью, пластичностью, высокой приспособляемостью к динамичной реальности [3]. Успех тех или иных реформ во-многом зависит от особенностей их восприятия людьми и от их способности сохранять позитивные традиции, сложившиеся одобряемые людьми социальные практики.

В данной связи интересными как с научной, так и с практической точки зрения представляются результаты реализации в 2008-09 гг. социологическим центром “Центр изучения общественного мнения ТТИ ЮФУ” (ЦИОМ ТТИ ЮФУ)

“ ”, 1248

.

настроения студенчества ТТИ ЮФУ.

Итак, каково же мнение студентов?

Как показывает приведённая ниже табл. 1, основным мотивом поступления в ТТИ ЮФУ у опрошенных студентов являлся интерес к специальности (46 %). Известность учебного заведения лишь второй по распространённости мотив поступления (19 %). Нужно особо подчеркнуть тот факт, что студенты в ТТИ ЮФУ реально хотят научиться выбранной специальности, поскольку просто за документом об образовании пришло в университет на очную форму обучения лишь 5 % опро-.

Как видно из табл. 2, большинство опрошенных студентов (61 %) уверены, что после окончания университета будут работать по специальности, причём 35 % уверены, что будут хорошо зарабатывать. Тем не менее, интересно отметить и тот факт, что открывать собственное дело собираются только 10 % респондентов, а

9 %.

может быть истолковано как позитивная тенденция.

Известия ЮФУ. Технические науки

Таблица 1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС

"

ВАС УЧИТЬСЯ В ТТИ ЮФУ?"

В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ ТТИ ЮФУ" количество опрошенных 1248

№ ОТВЕТЫ %

1 Интересовала специальность 46

2 Чувствовал призвание 4

3 Посоветовали родители 17

4 Посоветовали друзья 2

5 Известность учебного заведения 19

6 Нужен документ об образовании 5

7 Другого выхода не было 3

8 Другой мотив 5

Таблица 2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ТТИ ЮФУ ВЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,

:

В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ ТТИ ЮФУ"

1248

№ ОТВЕТЫ %

1 Найдёте работу по специальности и будете хорошо зарабатывать 35

2 Найдёте работу по специальности 26

3 С большим трудом найдёте работу по специальности 5

4 Не станете работать по специальности 6

5 Поступите в магистратуру или аспирантуру 9

6 Откроете собственное дело 10

7 Не знаете, что будете делать 8

Распределение ответов на вопрос

7; 8%

2: 26%

Таблица 3

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СВОЮ

" " "

1248

№ ОТВЕТЫ %

1 Нагрузка большая: невозможно выполнить всё, что требуется от студента 25

2 Нагрузка нормальная 71

3 Для пользы дела учебную нагрузку студентов можно и увеличить 4

Распределение ответов на вопрос

3: 4%

Табл. 3. показывает, что нагрузка студента в ТТИ ЮФУ вполне нормальна. В данной связи необходимо очень осторожно подходить к реформированию организации учебного процесса в ТТИ ЮФУ. Подавляющее большинство студентов одобряет сложившиеся традиции организации их учебной деятельности.

Таблица 4

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "КАКИЕ КАЧЕСТВА, СПОСОБНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫ ЦЕНИТЕ В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, СЧИТАЕТЕ ПРИОРИТЕТНЫМИ?"

В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ ТТИ ЮФУ"

1248

№ ОТВЕТЫ %

1 Способность излагать учебный материал ясно, доступно для понимания 86

2 Умение поддержать интерес аудитории к преподаваемой учебной дисциплине 75

3 Стремление побуждать учащихся к посещению занятий по преподаваемой дисциплине 29

4 Стремление побуждать учащихся к самостоятельной работе 22

5 Стремление привлекать студентов к участию в исследовательской работе 26

6 Требовательность при проведении аттестационных процедур 9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Умение демонстрировать свободное владение преподаваемым материалом 52

8 Увлечённость наукой 26

9 Общительность 66

10 Чувство юмора 71

11 Умение стильно одеваться 10

12 Симпатичность 18

ДИАГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТОВ

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100”

І86"

Ь75%

к 29%

Ь22%

|26%

19%

к2ь%

с

|71%

к 10%

8%

При этом приведённая ниже табл. 4 ещё раз подтверждает необходимость отказа от радикального реформирования организации образовательного процесса в , ,

живого общения с преподавателями в ходе аудиторных занятий и консультаций. Наиболее ценными качествами преподавателей, с точки зрения опрошенных сту-, : , -нимания (86 %); умение поддержать интерес аудитории к преподаваемым дисциплинам (75 %); чувство юмора (71 %), общительность (66 %). Табл. 4 показывает, что непродуманные реформы могут привести к тому, что университет перестанет оправдывать ожидания студентов, будет разочаровывать их.

В свою очередь приведённая ниже табл. 5. показывает, что в наибольшей степени мешают студентам учиться лень (55 %) и проблемы, связанные с личной жизнью (42 %), т.е. то, что мало имеет отношение к университету, а в большей степени связано с психологическими проблемами обучаемых.

5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "ЧТО В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ МЕШАЕТ УЧИТЬСЯ?"

В ГРУППЕ "СТУДЕНТЫ ТТИ ЮФУ"

1248

№ ОТВЕТЫ %

1 Не вижу смысла добиваться лучших результатов 4

2 Часто подводит плохое самочувствие 22

3 Учебный материал запоминаю с трудом 24

4 Взяточничество 10

5 Мешает тяжёлое материальное положение 12

6 Отсутствие необходимых учебников 19

7 Мало преподавателей, которые хорошо преподают 22

8 Лень 55

9 Отвлекают проблемы, связанные с личной жизнью 42

10 Мешает психологическая обстановка в нашей учебной группе 11

11 Неудобное расписание занятий 19

ДИАГРАММА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОТВЕТОВ

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ к 22%

>12%

І1ИІ

>22%

3 42%

І 11%

' П9%

Таким образом, результаты проведённого исследования показывают, что: основным мотивом поступления в ТТИ ЮФУ у опрошенных студентов являлся интерес к специальности; большинство опрошенных студентов уверены, что после окончания университета будут работать по специальности и нормально зарабатывать, т.е. в ТТИ ЮФУ сегодня учатся главным образом оптимисты; учебная нагрузка студента вполне нормальна; наиболее ценными качествами преподавателей, с точки зрения опрошенных студентов, являются: способность излагать учебный , ;

; , .

В данной связи можно говорить о том, что в ТТИ ЮФУ учебный процесс организован достаточно грамотно и рационально, технология обучения РИТМ в полной мере себя оправдывает, т.е. к реформированию организации образовательного процесса в ТТИ ЮФУ нужно подходить с особой осторожностью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вебер М. Основные понятия социологии // Избранные произведения. - М., 1990. - С. 564.

2. Келле В.Ж., Кавальзан М.Я. Формы общественного сознания. - М., 1959. - С. 21.

3. Асеева КА. Рациональные и иррациональные аспекты обыденного предвосхищения будущего // Философские науки. - 2004. - № 9. - С. 33.

Рачипа Андрей Валерьевич

Технологический институт Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371210.

Янкина Ирина Анатольевна

Rachipa Andrey Valerievich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: 88634371210.

Yankina Irina Anatolievna

УДК 167.001.8:3

M.A. Дедюлина, ЕЛ. Поликарпова ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Показывается, что, опираясь на концепцию SINIC-модель предсказания будущих технологий, можно определить какой будет характер высоких технологий. В ней дается компаративистский анализ места человека в плену Hi-Tech и Hi-Hume. Если на Западе человеческая среда отравлена технологиями, то на Востоке, например, в буддизме, фактически дается возможность воспринимать высокие технологии как среду обитания.

; ; Hi-Hume; ; .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.