УДК 373
Л.А. ХОДЯКОВА
доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета E-mail: [email protected] И.К. ГЕРО
аспирант кафедры методики преподавания русского языка Московского государственного педагогического университета
UDC373 L.A. HODYAKOVA
doctor of pedagogical sciences, professor of the chair "Methods of teaching of Russian", Moscow state
pedagogical university E-mail: [email protected] I.K. GERO
graduate student, the chair "Methods of teaching of Russian", Moscow state pedagogical university
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЖИВОПИСИ И МУЗЫКИ
EDUCATIONAL PROJECT AS METHOD OF ACTIVIZATION OF TYPES THE SPEECH ACTIVITY OF PUPILS BY MEANS OF PAINTING AND MUSIC
В статье рассматривается учебный проект как метод активизации видов речевой деятельности на материале живописи и музыки по учебнику «Русский язык» для 7 класса под ред. С.И. Львовой, подчеркиваются предметные и метапредметные функции русского языка, показываются способы и средства активизации видов речевой деятельности на примере урока-проекта по созданию Школьной мини-энциклопедии музыкальных инструментов.
Ключевые слова: метод проектов, учебный проект, структура речевой деятельности, средства изобразительной наглядности, музыка, живопись, активизация видов речевой деятельности, метапредметные функции русского языка, УУД (универсальные учебные действия), личностные достижения.
In article the educational project as a method of activization of types of speech activity on a painting and music material according to the textbook «Russian» for the 7th class under the editorship of S.I.Lvova is considered, subject and metasubject functions of Russian are emphasized, ways and means of activization of types of speech activity on the example of a lesson project of creation of the School mini-encyclopedia of musical instruments are shown.
Keywords: method of projects, educational project, structure of speech activity, means of graphic presentation, music, painting, activization of types of speech activity, metasubject functions of Russian, UEA (universal educational actions), personal achievements.
В современном обществе востребован человек, самостоятельно, творчески мыслящий, способный к самореализации, разносторонне развитый, умеющий решать возникающие проблемы в различных жизненных ситуациях, духовно богатый и культурный. Школьное образование призвано соответствовать общественным запросам, кардинально обновляя не только содержание, но и методы, формы обучения. Одним из путей реализации творческого потенциала личности в условиях модернизации российского образования, направленного на развитие познавательных и созидательных способностей учащихся, на воспитание у них духовности, культуры, инициативности и самостоятельности, является метод проектов.
Метод проектов - это не только способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, но и способ взаимодействия и сотрудничества учащихся между собой. Он предусматривает организацию целевых актов, когда школьники в процессе учебной деятельности ставят и решают конкретные практические цели и задачи для достижения определенных конечных результатов и
на этой основе теоретически осмысливают изучаемый материал, опираясь на свой жизненный опыт, собственный путь искания, преодоления неудач и трудностей. Метод проектов позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, обеспечивающее личностную самореализацию учащихся, личностные смыслы образования путем постановки целей (целеполагания) предстоящей работы, отбора ее индивидуального содержания, технологий и форм, а также рефлексии и оценки конечного продукта деятельности ученика.
Метод проектов, как и любой другой метод обучения, имеет свои приемы: поиск проблемы исследования, формулирование цели и задач, определение и обоснование темы проекта, планирование предстоящей деятельности, распределение ролей и заданий между участниками проекта, сбор информации, ее структурное моделирование, анализ собранного материала; анализ и оценка деятельности своего товарища, консультирование ученика учителем (научным руководителем), самоанализ, самокоррекция, самооценка. В конкретной работе могут использоваться не все из указанных приемов.
© Л.А. Ходякова, И.К. Геро © L.A. Hodyakova, I.K. Gero
В школьной практике последних лет на уроках русского языка получает распространение учебный проект, позволяющий создать более благоприятные условия для личной заинтересованности учащегося не только в конечном продукте, но и в самом процессе его деятельности, которая становится личностно значимой для школьника. Учебный проект, как правило связанный с программным материалом, решает конкретные учебные задачи, формирует УУД (универсальные учебные действия): развивает мышление (способность логически мыслить на заданную тему, анализировать, сопоставлять), воспитывает волевую сферу, обучает самостоятельному целеполаганию; вырабатывает умение корректировать свои действия в процессе доведения работы до намеченного в планировании результата.
Специфика учебного проекта состоит в его творческом характере, в повышении творческой составляющей деятельности учащегося, которая проявляется прежде всего в процессе мышления и речи, поскольку, как отмечал С.Л. Рубинштейн, «Речь не просто внешняя одежда мысли, в речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием» [1,458]. Речь является способом реализации речевой деятельности, или психофизиологическим процессом порождения и восприятия речевых высказываний, поводом для которых становится окружающая человека действительность. Поэтому между речевой деятельностью и неречевой существует органическая связь, обусловленная потребностями и целями жизни человека и человеческого общества в целом. Речь не только обслуживает другие формы деятельности человека, но и обладает самоценностью. По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность «в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности. Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого» [2, 33].
По определению психологов, структура речевой деятельности состоит из мотивационной, целевой и исполнительской сторон. Речь, устная или письменная, не возникает из пустоты, а имеет скрытый этап планирования, когда, «мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде «образов-мыслей» [3, 96]. Далее она реализуется в языковом коде, находит выражение в видах речевой деятельности, одним из способов активизации которых являются средства изобразительной наглядности. К средствам изобразительной наглядности относятся не только схемы, таблицы, учебные картинки, но прежде всего живописные полотна, тесно связанные с воображением ребенка и рождающие яркие, эмоциональные зрительные образы в его сознании. Кроме того, картина «выполняет роль стимула, поскольку она, непосредственно воздействуя на органы чувств
своими яркими изобразительными средствами, стимулирует коммуникативно-познавательные потребности учащихся, создает мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины» [3,96].
Средством изобразительной наглядности может быть и музыка. Композитор тоже рисует картины - рисует звуками, передает эмоциональное состояние людей через музыкальные образы, создает особый - звучащий
- мир. Правильно организованное слушание музыки способствует развитию такого сложного для современного школьника вида речевой деятельности, как аудирование. Для этого важно, чтобы дети не только подмечали эмоции или зрительные образы, возникающие у них при звучании пьесы, но и вслушивались в мелодические линии, сочетания аккордов, динамику силы звука, разницу темпов в разных частях пьесы, выходя на знаковый и значимый уровень - на уровень замысла композитора. Тогда-то и развивается слушание, то есть не фантазирование по поводу услышанного, а приближенное к адекватному восприятие произведения. Внимательное и целенаправленное слушание музыки (метатекста) развивает и слушание речи (текста), которое традиционно определяется как вид речевой деятельности.
Музыка «пробуждает фантазию детей, помогает им осознать свое место в этом мире и вызывает желание выразить музыкальные впечатления в форме высказывания, поделиться своими чувствами и мыслями»,
- пишет Г.Б. Вершинина [4, 3]. Следовательно, налицо мотивация к развитию говорения и письма, ибо необходимость сказать и написать так, чтобы быть понятым, найти отклик, пережить радость разделенного эмоционального состояния, стимулирует школьника к совершенствованию своей устной и письменной речи, формирует коммуникативную компетенцию.
Живопись и музыка по-разному изображают мир в его пространственной и временной ипостасях: картина передает прежде всего бытийное пространство, а музыка - его разворачивание во времени. Однако, несмотря на внешние различия, живопись и музыка имеют те же психо-физиологические механизмы воздействия на зрителя или слушателя: произведения искусства затрагивают эмоциональную, образную, творческую стороны личности человека. Таким образом, обращение к произведениям и живописи, и музыки на одном уроке не только возможно, но и необходимо, поскольку создает новую, особую ситуацию, в которой ребенок одновременно видит, слышит, переживет и думает. Значение таких уроков подчеркивал В.А. Сухомлинский: «Благодаря одновременности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью» [5, 473]. Другими словами, комплексное воздействие образов из разных сфер жизни создает целостную систему внешнего мира во внутреннем восприятии ребенка, что является первоочередной задачей современного образования.
Живопись и музыка воздействуют на эмоционально-ценностную сферу зрителя и слушателя с помощью си-
стемы изобразительно-выразительных средств, сходных с речевыми. Важно использовать живопись и музыку именно на уроках русского языка, соединяя постижение различных видов искусства и языковые темы,так как на подобных уроках происходит не просто разговор о прекрасном или изучение явлений художественной действительности, а подбор лексики, адекватно выражающей мысли и чувства, вызванные произведением искусства. Работа учащегося над составлением собственного текста развивает и мыслительные, и речевые способности ребенка, так как ставит перед необходимостью перевести ощущения в мысли, а мысли в слова, выстроить их в строгой логической последовательности, соблюдая композицию, что и является в итоге возможностью научиться выражать собственное мнение, активизировать развитие видов речевой деятельности.
Таким образом, одним из эффективных способов активизации видов речевой деятельности являются произведения искусства (живописи, музыки, архитектуры), а также сочетание разных видов искусства, объединенных одной темой, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся, стимулирует их речевую деятельность, создавая двойную мотивацию. Приведем пример подобного урока на основе упражнения 44 учебника для 7 класса С.И. Львовой. С целью повышения интереса к познавательной деятельности и самостоятельности учащихся урок проведен в форме учебного проекта, направленного на получение практического результата -создания виртуальной «Школьной мини-энциклопедии музыкальных инструментов», в которой можно одновременно увидеть, как выглядит музыкальный инструмент, услышать, как он звучит, прочитать стихотворение, образно выражающее отношение к музыке, к самому инструменту, познакомиться с информационной заметкой, содержащей сведения по этимологии названия инструмента, его истории, использующей материал раздела «Словообразование» из учебника русского языка. В дальнейшем эту энциклопедию можно использовать в школьной медиатеке, на сайте школы и класса, дополнять, расширяя свой кругозор и развивая себя как языковую личность.
Метод учебного проекта предполагает активность ученика в учебной работе, тесное сотрудничество как ученика и учителя, так и учащихся между собой, что позволяет снять сложность взятого для работы объемного материала, разделить его по частям между группами, на которые поделен класс, а внутри группы дети сами распределяютего между собой, помогая друг другу. С одной стороны, каждый реализует свою творческую задачу, с другой стороны, вовлекаются в процесс все обучающиеся класса, таким образом, повышается активизация их мыслительной и, следовательно, речевой деятельности, так как мыслительная и речевая деятельность неразделимы.
Работа над учебным проектом проходит в несколько этапов: подготовительный этап, на котором «формируются идеи, цели», подбирается материал, создаются микрогруппы, распределяются задания между членами группы, осуществляется поисковая деятельность; вто-
рой этап - мастерская - практическая деятельность в рамках проекта, являющаяся основной по анализу и синтезу информации; третий этап - завершающий -создание и презентация готового продукта, рефлексия и его оценка.На каждом этапе используются соответствующие приемы (см. выше).
Учебный проект, имеющий целью создание сложного продукта - речевого высказывания на основе сопоставления произведений искусства и использования разнообразного лингвистического материала, - требует значительной подготовки и от учителя, и от учеников. Прежде всего подбираем музыкальные произведения, в которых ведущую роль играет тот инструмент, который изображен на рисунке в учебнике. Их семь: арфа, баян, гитара, пианино, саксофон, скрипка, труба, -поэтому на семь групп делится класс.Чтобы усилить воздействие музыки на учащихся, находим картины, на которых изображаются музыкальные инструменты. Полотна художников не только знакомят учеников с шедеврами живописи, но и показывают отношение к музыке людей разных эпох, представляют размышления человека о музыке. Подбор произведений живописи, в которых есть изображения перечисленных музыкальных инструментов, должен быть доверен ученикам. Роль учителя при этом направляющая и организующая: предлагаем сайт (http://www.liveinternet. ги/шеге/2010239/гиЪпс/852610/) и на этапе подготовки принимаем все, что найдут дети.В условиях внеурочной деятельности учащиеся отбирают картины, наиболее точно отражающие характер музыкального инструмента,подготавливают справочный материал, включающий этимологию названия музыкального инструмента, его историю, краткую информацию о композиторе, о художнике, то есть работают с Музыкальной энциклопедией, Энциклопедией русских художников, «Толковым словарем иноязычных слов» Л.П. Крысина.
Тема урока -учебного проекта: «Энциклопедическая статья».
Ход урока Оборудование урока
Столы поставлены заранее по два полукругом по отношению к доске и экрану. На слайдах презентации представлены картины с изображением музыкальных инструментов, звучат записи музыкальных отрывков. У каждой группы на столе лежат репродукции, учебник русского языка для 7 класса С.И. Львовой с упражнением 44, «Этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П. Крысина, карточки-выписки из Музыкальной энциклопедии, из Энциклопедии русских художников, цветные репродукции картин, распечатанные из Интернета. На доске написан эпиграф («Музыка побуждает нас красноречиво мыслить».Р. У Эмерсон).
I. Подготовительный этап.
Подготовка к восприятию. Слово учителя.
Настраиваем учащихся на встречу с шедеврами искусства. Для этого начинаем со слушания торжественного, взволнованного звучания Первого концерта для
фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского на фоне презентации с репродукцией романтической картины современной русской художницы Марии Щербининой «Интерьер», изображающей зал с роялем, что настраивает чувства детей на эмоционально приподнятое восприятие материалов урока. Учитель ориентирует на самостоятельное целеполагание, используя на данном этапе урока диалоговую технологию обучения русскому языку:
- Ребята, дома вы знакомились с заданиями к упражнению 44, готовили обширный словарный материал, повторяли теорию по теме «Словообразование», к рисункам подбирали картины, собирали сведения о художниках и композиторах. Как вы думаете, каков конечный продукт нашей деятельности? Какую цель мы поставим перед собой на предстоящем уроке? (Результатом нашего урока должно стать написание силами представителей каждой группы статьи для задуманной «Школьной мини-энциклопедии музыкальных инструментов» и создание электронного продукта.)
- Понятие «энциклопедия» в Современной энциклопедии определяется как «научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированную информацию по различным областям знаний и практической деятельности» [6]. Область знаний- это музыкальные инструменты в культурном и лингвистическом контексте. Система, по которой располагается информация в энциклопедии, обычно алфавитная. Обозначим цель создания нашей энциклопедии - она просветительская, потому что мы хотим поделиться теми знаниями, которые приобретем в процессе создания проекта, с другими учениками через школьную медиатеку и со всеми интересующимися искусством и русским языком через сайт нашей школы.
В определении слова «энциклопедия» есть указание на стиль - научный или научно-популярный. Вспомним определения стилей, какой стиль выберем мы? (Научный стиль предполагает использование терминологии, строгость в композиции письменного высказывания, сдержанность в применении художественных языковых средств, поэтому мы изберем научно-популярный стиль изложения, позволяющий более свободно излагать достоверную научную информацию, выражать свои эмоции и впечатления.)
- Произведение какого жанра будем мы создавать? Для научно-популярного стиля характерны очерк и статья. Мы уже знакомы с одним из публицистических жанров - заметкой, которую «Современный толковый словарь русского языка» определяет как «небольшую статью, краткое сообщение в печати» [7]. Энциклопедическая статья должна иметь строгий план, чтобы логично передать на письме отобранную информацию:
1. Вступление: название инструмента с этимологическим комментарием.
2. Описание внешнего вида инструмента.
3. Описание картины с изображением этого инструмента.
4. Описание музыкального фрагмента.
5. Вывод: свои впечатления от музыки и партии музыкального инструмента.
- Пусть ответственные из каждой группы напишут слово, называющее музыканта, играющего на данном инструменте; определят способ словообразования. (Скрипка - скрипач - скрипачка; флейта - флейтист - флейтистка. Суффиксальный способ, в русском языке могут быть разные суффиксы, образующие название исполнителя, а вот суффикс, называющий исполнительницу, - общий - к.)
- В учебнике нарисованы музыкальные инструменты. Мы постоянно слушаем музыку, у каждого человека есть любимые произведения, мелодии, песни или композиции. Но часто ли мы задумываемся, какой инструмент исполняет ту или иную партию, почему в какой-то момент нам стало весело, в какой-то грустно, а порой и страшно? Композиторы знают особенности звучания и выразительные возможности разных музыкальных инструментов и виртуозно их используют.
- Дома вы, ребята, подбирали картины, на которых художники изобразили скрипку, флейту, фортепиано, баян... Сколько вы нашли картин, легко ли вам было выбирать? (,Картин очень много, причем самых разных времен и народов, потому что музыка является очень важной частью окружающего нас мира.)
- Почему мы не ограничились рисунками в учебнике, почему обратились к живописи? (Рисунок не передает отношения автора, он просто констатирует факт, что такой-то музыкальный инструмент выглядит так-то. А на картине инструмент живет и если не звучит, то вызывает воспоминание о музыке, вступает во взаимоотношение со зрителем, ведь «живопись и музыка - сёстры».)
II. Мастерская
На втором этапе группы представляют подготовленный материал для проекта: выписки из этимологического словаря и Музыкальной энциклопедии, проводится аналитическая беседа.
- Прочитайте выписки об арфе из словарей.
«Арфа - (нем.Иайе) - струнный щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы». [8]
«Арфа - (итал. агра, франц. harpe, нем.Иайе) - тип многострунного щипкового инструмента. Состоит из резонансного корпуса и шейки, между которыми натянуты струны (вертикально). [9]
«Арфа - стоячие гусли; музыкальное струнное орудие треугольником, с ножкою на долгом углу; объем арфы в шесть октав, для полутонов есть подножки; струны (металлические и кишечные) перебирают пальцами». [10]
Аналитическая работа по сопоставлению картины и музыки
Арфа
Звучит «Интродукция и аллегро для арфы, флейты, кларнета и струнного квартета». Мориса Равеля, французского композитора конца XIX-начала XX века.
- Что напоминают вам звуки арфы? (Плеск волны, игру лунного света)
- Как соотносится музыка Равеля с картиной современной английской художницы Жозефины Уолл? (Картина как будто рисует волшебство звуков арфы. Внешний вид инструмента соответствует тому образу, который он наиболее полно воспроизводит, - волны, устремленность вдаль.)
- А теперь обратимся к гуслям, изображенным Виктором Михайловичем Васнецовым на жанровой картине «Баян». Расскажите, что вы видите, опишите сюжет. (На картине изображен курган, на нем сидят воины и среди них юноша, почти мальчик. Седовласый старец вдохновенно поет, аккомпанируя себе на гуслях.)
- О чем поёт старец? Почему воины сидят на кургане, кому он посвящён? (У Александра Сергеевича Пушкина есть подсказка в «Песни о вещем Олеге», которую мы изучали в 6 классе: «...Бойцы поминают минувшие дни / И битвы, где вместе рубились они»[11, 145].)В 9 классе вы будете изучать «Слово о полку Игореве», в котором древний автор говорит о гуслях:«Боян же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вос-кладаше; они же сами князем славу рокотаху»[12, 87].)
- Кто этот отрок в белой рубашке, почему он так внимательно и скорбно слушает песнь Баяна, почему взор его устремлен куда-то вдаль? (Возможно, он узнаёт о подвигах отца, в душе принимает решение быть достойным его памяти, продолжить его дело.)
- На что он реагирует? (На песнь Баяна - на музыку и слова.)
- Сделайте вывод самостоятельно: каково воздействие музыки на человека? (Музыка способна вдохновить на подвиг. )
- Послушаем отрывок из симфонии для арфы с оркестром «Фрески Святой Софии», созданной Валерием Киктой, современным русским композитором. Что мы слышим в музыке? (Слышим широкие мелодии, как будто передающие речь человека, арфа в оркестре рисует звучание древних гуслей, слышен колокольный звон.)
- Что мы представляем, слушая музыку? (Произведение необыкновенно изобразительно: взволнованные интонации рисуют богатырский поскок конницы, показывают мужество воинов на поле брани.)
- Музыка не может рассказать словами о событиях, но может воссоздать атмосферу времени, используя эпические торжественные музыкальные интонации. А что может передать арфа? (Она напоминает звучание древних гуслей Баяна. Оказывается, арфа может передавать и течение времени, создавать исторический колорит.)
- Для чего художник и композитор обратились к теме музыки в ее историческом преломлении - вспомнили гусли? (Это еще одно значение музыки - соединять поколения, напоминать о лучшем, об идеале.)
Перед составлением сначала устного, а потом письменного высказывания по картине и музыке повторяем типы речи, выясняем, какие из них понадобятся в большей степени: при сопоставлении разных произведений целесообразно использовать рассуждение, при передаче впечатлений от звучания инструмента, от его
изображения на полотне художника - описание. Важно напомнить, что, высказывая мысль, необходимо подкреплять ее доказательствами, которыми могут быть описания деталей произведений искусства, дополненные эмоциональными и оценочными словами.
- А теперь, ребята, составьте устное сочинение об арфе на основе живописи и музыки, используя разные типы речи.
На уроке каждая группа защищает свою часть исследовательской работы, остальные учащиеся слушают, делятся впечатлениями, дают советы.
Флейта
- В следующем музыкальном произведении будет звучать флейта. Прочитайте выписки об этом инструменте из «Толкового словаря иноязычных слов» и Музыкальной энциклопедии.
«Флейта - (нем. Flote - от старофранцузского flaute). Деревянный духовой музыкальный инструмент высокого тона в виде прямой трубки с отверстиями и клапанами». [8]
«Флейта - (нем. Flote; итал. flaute, франц. flûte)
- деревянный духовой инструмент. Изготовлялась из дерева, ныне из металла. Звук извлекается с помощью вдувания струи воздуха по касательной к дульцу». [9]
- Прочитайте фрагмент учебника «Музыкальная литература зарубежных стран» о «Мелодии»К.В. Глюка из оперы «Орфей и Эвридика»: «Мелодии и гармонии [картины второго действия - в полях Элизиума] отличаются удивительной чистотой и ясностью, подобно античной скульптуре. Проникновенно сказал об этой сцене Г. Берлиоз: «А как чудесна музыка Елисейских полей!
- это словно улетающие в небеса гармонии, эти мелодии, меланхоличные, как счастье, эта инструментовка, нежная и прозрачная, так хорошо передающая ощущение бесконечного покоя!» [14]Наиболее популярным эпизодом в балете блаженных теней является знаменитое, введенное Глюком... соло флейты, известное под названием «Мелодия». На фоне колышущегося сопровождения льется вдохновенная мелодия флейты» [13]
Музыка взята из оперы на сюжет знаменитого древнегреческого мифа, поэтому уместно начать работу группы с актуализации знаний по литературе и истории.
- Опера называется «Орфей и Эвридика». Вспомните миф, сюжет которого лежит в основе произведения Глюка. (Музыкант Орфей воздействием своего искусства смягчил даже каменное сердце владыки Аида
- и тот отпустил любимую жену Орфея Эвридику из бездн смерти с условием не смотреть на нее по дороге, но Орфей оглянулся и потерял Эвридику навсегда.)
- Этот миф вдохновлял и древних авторов, и современных, о чём свидетельствует картина французского символиста ХХ века Мориса Дени. Давайте рассмотрим картину, вы уже знаете, как называются картины, изображающие событие, сюжет - жанровые. Что вы видите? (Елисейские поля, где обрели покой светлые души.)
- Как это нам помогает понять колорит картины, цвета одежды персонажей? (Светло-зеленый цвет символизирует жизнь, а пастельный, неяркий колорит напоминает о том, что это не настоящая жизнь, полная
эмоций, а, скорее, воспоминание о жизни.Белые одежды персонажей символизируют чистую жизнь, доброту душ.)
- Как мы отличаем Орфея и Эвридику от других героев картины? (Только они одни совершают энергичные движения, о которых мы догадываемся по позам персонажей.)
- Как флейта передает магическое искусство Орфея? (Волшебная, нежная и печальная мелодия завораживает, навевает мечты, передает светлые воспоминания героев, их чувства, любовь.Действительно, можно поверить, что, слушая подобную музыку, животные становились кроткими и послушными музыканту, как о том повествует миф.)
- Как в живописи показана древность и современность флейты? (Изображения флейты сохранились на античных вазах, найденных в археологических раскопках, на флейтах играют ангелы европейских мастеров средневековья и Возрождения, флейта создает фантастический мир картин современной английской художницы Жозефины Уолл и русского художника Юрия Дубинина.)
- Как показала художница творящую, волшебную силу флейты? (Девочка едва касается губами флейты, мы видим, как дыхание вырывается из трубочки космическими мирами планет, эльфов, цветов и сказок.И все эти чудеса - часть мира, прячущегося в глубоком, сосредоточенном взгляде героини картины - в душе человека.)
III. Завершающий этап.
Учащиеся подводят итоги своей поисковой и аналитической деятельности по созданию мини-энциклопедии музыкальных инструментов, проводят рефлексию полученных в процессе исследовательской деятельности знаний и умений, составляют текст статьи. Затем группы обмениваются между собой созданным продуктом, анализируют, корректируют и оценивают его.
Арфа (Кузнецова Ксения, Князев Даниэль, Жигарев Максим)
Арфа - струнный щипковый инструмент в виде треугольной рамы. Это очень древний инструмент: изображения арфы встречаются даже на античных греческих вазах.
Арфа поистине волшебный инструмент. Всё в ней, даже внешний вид, завораживает и уводит из реальности. Волнообразный изгиб деки, как волна, плещущая в самое небо. Обычно нежные женские ручки перебирают струны арфы, уводя слушателя в невидимый сказочный мир музыки. Инструмент заставляет задуматься в первую очередь о себе и своей жизни: а похожа ли она на тот идеал, к которому стремится человек...
Художница Жозефина Уолл изобразила свою фантазию в образе прекрасной девы, сидящей в лодке и играющей на арфе. Лодка плывёт по реке, вода в ней играет всеми цветами радуги. Картину дополняют свечи, создающие обстановку умиротворенности. Лунный свет завораживает, он как будто светит из таинственного мира.
Арфистка исполняет «Интродукцию» Морис Равель, передавая своим инструментом журчание волн и плеск лунного света. И действительно, без человека, вкладывающего душу в своё произведение, ни один инструмент не заговорит, не запоёт. Именно человек учит инструмент очаровывать слушателя.
Нежные переливы звуков, издаваемых арфой, переносят нас в идеальный, ни на что не похожий мир фантазии и загадок.
Флейта (Комарова Кристина, Савватеев Даниил, Павлов Илья)
Флейта - один из самых древних инструментов. Родилась флейта в Древней Греции, но название заимствовано из французского языка - flûte. Флейта состоит из трубочки с отверстиями и клапанами. Родственницей флейты являются наша русская дудочка и рожок.
Звук из флейты появляется с помощью дыхания флейтиста. Без любви и уважения к инструменту не будет хорошей музыки. Флейтист оживляет инструмент, он управляет флейтой, учит её, передаёт своё настроение, чувства. Музыка идёт от души, из сердца.
Художники часто хотели передать музыку на своих беззвучных полотнах, поэтому изображали музыкальные инструменты. Ведь музыка идет из души и проникает прямо в сердце. Художница Жозефина Уолл нарисовала картину «Зачарованный мир». В ней она изобразила мир музыки, фантазии. Французский символист Морис Дени вспомнил миф об Орфее и Эвридике, возможно, ему напомнила об этом музыка К. Глюка.
Кристоф Виллибальд Глюк, композитор XVIII века, сделал именно флейту главным инструментом в номере «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Флейта звучит в момент, когда Орфей проходит через Елисейские поля и встречает любимую Эвридику. Музыка выражает нежность и печаль. Она так прекрасна, что даже спасает душу из Аида.
Слушая флейту, поющую эту чудесную песню без слов, мы чувствуем блаженство.
Учитель демонстрирует, каким должен быть титульный слайд электронной энциклопедии, содержащий название, выходные данные, год;напоминает о культуре ссылок на источники, дополнительную литературу. Правка материалов, набор и включение их в электронный документ происходит во внеурочной деятельности.
Учебный проект дает возможность решить обширные образовательные задачи, добиться метапредмет-ных результатов. Среди них - умение управлять своей деятельностью и работой товарищей. При этом формируются инициативность и самостоятельность, коммуникативная компетенция - речевая деятельность, навыки сотрудничества. В познавательном плане школьники учатся работать с информацией, выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации; устанавливать аналогии. Работа над проектом имеет личностные мировоззренческие результаты: способствует формированию российской идентичности, личному самоопределению, обретению смысла жизни (с помощью произведений искусства).
В процессе исследования культуроведческого материала и написания энциклопедической статьи приобретаются метапредметные умения, которые неразрывно
связаны с развитием творческого потенциала ребенка. Эти умения развиваются в процессе активизации видов речевой деятельности средствами живописи и музыки.
Библиографический список
1. Рубинштейн С.Л.: Основы общей психологии. М.: 1989, с. 458.
2. ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение,1969, с. 33.
3. Ходякова Л.А. Использование репродукций в свете теории речевой деятельности. //Учим и учимся. Эффективные приемы работы на занятиях по методике преподавания русского языка. Учебно-методическое пособие. М: Прометей, 1994, с.93-100.
4. Вершинина Г.Б. Вольна о музыке глаголить. Музыка на уроках развития речи. М: Новая школа, 1996. 191 с.
5. Сухомлинский В.А. Наглядность - тропинка познания и свет, озаряющий эту тропинку.//100 советов учителю.//Собрание сочинений в 5 т. Киев: 1979, 2 т., С. 473.
6. Современная энциклопедия. 2000. http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/
7. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. 2000.http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova
8. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 1998. 848 с. (Библиотека словарей рус.яз.)
9. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1990.
10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт.: А З. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
11. Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге. // Собрание сочинений, М.: Художественная литература, 1974, с. 145.
12. Слово о полку Игореве. / Памятники литературы Древней Руси. 2 выпуск. М.: Художественная литература, 1980, с. 87. Или: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4941
13. ЛевикБ.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.2. М.: Издательство «Музыка», 1975. 302 с.
14. Ходякова Л. А. Использование технологии проектов в рамках культуроориентированного элективного курса для студентов-филологов./Сб. научных трудов МШ У, серия «Гуманитарные науки». М., Прометей, 2006, с. 33-36.
References
1. Rubenstein S. L. Bases of the general psychology. M: 1989, page 458.
2. LeontyevA.A. Language, speech, speech activity. M: Prosveschenie, 1969, page 33.
3. Hodyakova L.A. Use of reproductions in the light of the theory of speech activity. // We learn and study. Effective working methods on classes in a technique of teaching of Russian. Educational and methodical grant. М: Prometheus, 1994, page 93-100.
4. Vershinina G. B. It is free to speak about music. Music at lessons of development of speech. М: New school, 1996.191 pages.
5. Sukhomlinsky V.A. Naglyadnost - a footpath of knowledge and light which is lighting up these тропинку.//100 councils учите-люУ/Collected works in 5 t. Kiev: 1979, 2 t. page 473.
6. Modern encyclopedia. 2000 . http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc1p/
7. Efremova T. F. Modern explanatory dictionary of Russian. 2000.http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova
8. Krysin L.P. Explanatory dictionary of foreign-language words. M: Russian language, 1998. 848 pages (Library of dictionaries of a Russian language)
9. Musical encyclopedic dictionary. M: «The Soviet encyclopedia», 1990.
10. Distance of Century. And. Explanatory dictionary of living great Russian language. In 4 vol.: And - Z. M: OLMA-PRESS, 2002.
11. Pushkin A.S. Song about prophetic Oleg. // Collected works, M: Khudozhestvennaya literature , 1974, page 145.
12. Tale of Igor's Campaign. / Monuments of literature of Ancient Russia. 2nd release. M: Fiction, 1980, page 87. Or: http://lib. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4941
13. LevikB. V. Musical literature of foreign countries. Вып.2. M: Muzyka publishing house, 1975. 302 pages.
14. Hodyakova L.A. Use of technology of projects within a kulturooriyentirovanny elective course for students-filologov./Sb. scientific works of MPGU, Humanities series. M, Prometheus, 2006, Pp. 33-36.