ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)
УДК 33:378
Асалиев Асали Магомедалиевич
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики труда и управления персоналом Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова,
член-корреспондент Академии естественных наук
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ В ПОМОЩЬ МАГИСТРАНТАМ
Аннотация:
Статья посвящена комплекту учебных пособий «Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в магистратуре» (авторы Г.Г. Вуко-вич, И.В. Шевченко) и «Основы документационного обеспечения управления» (авторы Г.Г. Вукович, И.И. Миронова, И.В. Шевченко). Рецензируемые учебные пособия содержат информацию по методике учебной и научной работы, содержанию и проведению различных видов практики магистрантов, а также организации и обеспечению документооборота.
Ключевые слова:
организационно-методическое обеспечение, учебный процесс, магистратура, бакалавриат, доку-ментационное обеспечение управления (ДОУ).
Asaliev Asaly Magomedalievich
D.Phil. in Economics, Professor, Labour Economics and HR Management Department, Plekhanov Russian University of Economics, Corresponding Member of Russian Academy of
Natural Sciences
THE TRAINING MODULE AS ASSISTANCE TO MASTER'S DEGREE STUDENTS
Summary:
The article reviews the training books "Organizational and methodological support of educational process in the Master's degree program" (by G.G. Vukovich, I.V. Shevchenko) and "Fundamentals of document support of management" (by G.G. Vukovich, I.I. Mironov, I.V. Shevchenko). The peer-reviewed textbooks contain information on the methodology of learning and research activities, content and execution of different types of practices for Master's degree students, as well as organization and support of document management.
Keywords:
organizational and methodological support, training process, Master's degree course, Bachelor's degree course, document support of management.
В рецензируемом комплекте учебных пособий [1] освещены вопросы организационно-методического обеспечения учебного процесса в магистратуре, даны рекомендации по оформлению и защите магистерской диссертации, подготовке курсовых работ, отчетов по производственной и научно-исследовательской практике.
Коллектив авторов осветил наиболее важные вопросы подготовки магистрантов в российских вузах. Подробно исследованы многие аспекты эффективизации функционирования двухуровневой системы высшего профессионального образования, даны методики учебной и научной работы магистрантов.
В первом учебном пособии «Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в магистратуре» Г.Г. Вукович, И.В. Шевченко использованы собственные научные разработки авторского коллектива, касающиеся возможностей расширения профессиональной подготовки путем перехода с профиля бакалавриата одного направления на магистерские программы другого направления, а также занятия научно-исследовательской и научно-педагогической деятельностью, в том числе и для преподавания в высшей школе. В пособии освещены этапы прохождения организационно-управленческой, научно-исследовательской, производственной и педагогической практики магистрантов, детально исследован компетентностный подход к подготовке магистров в системе высшего образования. Авторы считают, что один из недостатков вузовской подготовки - отрыв от реалий социально-экономической жизни. И сами эти реалии таковы, что они не воспринимаются образовательной системой. В постижении этих процессов имеется ряд существенных трудностей, преодолеть которые пока не удается.
По мнению авторов, введенные образовательные стандарты позволяют в соответствии с реальными запросами более гибко формировать программы подготовки выпускников высших учебных заведений. В результате создается возможность у обучающихся, и в первую очередь у магистрантов, самостоятельно определять индивидуальную образовательную траекторию, учитывая, с одной стороны, запросы рынка труда, конкретных работодателей, с другой - научно-образовательную специфику вуза.
Во втором учебном пособии «Основы документационного обеспечения управления» Г.Г. Вукович, И.И. Мироновой, И.В. Шевченко разработаны и освещены вопросы, касающиеся технологий и процедур изучения основных норм делопроизводства в вузах, готовящих руководителей и специалистов-исполнителей. Поэтому ключевой компетенцией в таких учебных заведениях выступают глубокие знания и навыки в области документоведения независимо от избранной специальности [2; 3].
РЕЦЕНЗИИ
Авторы отмечают, что оформленный должным образом документ не только обеспечивает оперативность работы, но и создает репутацию серьезного делового партнера. С внедрением в делопроизводство новых технологий актуализируются знания об организации делопроизводства без бумажных носителей.
Коллектив авторов подчеркивает, что современное производство и бизнес диктуют жесткие требования в области документационного обеспечения управления (ДОУ). Сегодня все докумен-топотоки в организации рассредоточиваются по структурным подразделениям для их обязательного исполнения, поэтому знание специфики ДОУ необходимо каждому профессионалу. Молодой специалист кроме знаний и навыков составления документов должен иметь представление об особенностях взаимодействия и движения документов на предприятии. Руководителям, которые, как правило, не являются конкретными исполнителями при оформлении документов, нужно не только знать структуру документа, но и четко представлять, посредством издания какого документа и каким способом можно разрешить конкретную административную ситуацию.
Авторы отмечают, что на сегодняшний день все служащие выступают участниками единого делопроизводственного процесса. Специалист должен уметь создавать документы в соответствии с законами РФ, нормами делопроизводства, государственными стандартами, методическими рекомендациям Росархива, различных министерств, ведомств и организаций. Важно также помнить, что создание и исполнение документа предполагает выполнение работником конкретного производственного задания, а содержащаяся в документе информация зачастую предопределяет развитие производственного или управленческого процесса. Оформленный должным образом документ не только обеспечивает оперативность работы, но и создает репутацию серьезного делового партнера. С внедрением в делопроизводство новых технологий актуализируются знания об организации делопроизводства без бумажных носителей. При этом необходимы современные технические средства, дополнительные знания о создании, использовании, хранении документов на машинных носителях. По мнению авторов, приоритетными становятся выработка инновационных подходов к организации документоведения, повышение всеобщей культуры и соблюдение этических норм работы в информационном пространстве. Кроме того, необходимо трансформировать психологию отношения к документу и документообороту, четко детерминировать критерии ценности документа, сформулировать новые правила работы с документами и научиться следовать им. Приобрести программный продукт и объединить в общую сеть персональные компьютеры предприятия недостаточно. Всем участникам делопроизводственного процесса следует усвоить единые правила, порядок и нормы, которые во многом предстоит еще создать и внедрить [4].
Авторы считают, что сегодня рынок книжной продукции заполнен учебной и справочной литературой по делопроизводству, однако представленная в них информация не всегда актуальна и достоверна. Некоторые издания содержат сведения и примеры, противоречащие государственным стандартам РФ, инструкциям Росархива и нарушают традиции отечественного делопроизводства. Подобная ситуация создает трудности для самостоятельного изучения учебных пособий. Рациональные формы и методы создания обработки документов, оправдавшие себя на практике, могут быть доведены до уровня общей нормы лишь при условии, что все участники процесса будут строго соблюдать в своей деятельности единые правила и нормы документационного обеспечения управленческой деятельности.
Рецензируемые учебные пособия включают широкий спектр приложений, отвечая на актуальные вопросы, которые возникают на этапе реализации магистерских программ в вузах, а также терминологический словарь и глоссарий в помощь студентам магистратуры, обучающимся по направлению подготовки 080100 «Экономика».
Комплект учебных пособий написан информационным и понятным языком, выступает ценным информационным источником, содержит интересные теоретические, методические разработки и практические рекомендации.
Ссылки:
1. Вукович Г.Г., Шевченко И.В. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса в магистратуре. Краснодар, 2012 ; Вукович Г.Г., Миронова И.И., Шевченко И.В. Основы документационного обеспечения управления. Краснодар, 2013.
2. Bogoviz A.V., Vukovich G.G., Stroiteleva T.G. Motivation of staff in the corporate sector industry // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 25. № 10. P. 1423-1428.
3. Вукович Г.Г., Гостяева И.Н. Повышение мотивации к труду на основе управления трудовым поведением работников // Человек и труд. 2009. № 12. С. 62.
4. Там же.