Научная статья на тему 'Учебный модуль "использование интернет-ресурсов в процессе преподавания экономики в средней общеобразовательной школе" (для дисциплины опд. Ф. Оз "Теория и методики обучения экономике")'

Учебный модуль "использование интернет-ресурсов в процессе преподавания экономики в средней общеобразовательной школе" (для дисциплины опд. Ф. Оз "Теория и методики обучения экономике") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИКТ ГРАМОТНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИКЕ / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вальнева Л. В., Селезнева С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебный модуль "использование интернет-ресурсов в процессе преподавания экономики в средней общеобразовательной школе" (для дисциплины опд. Ф. Оз "Теория и методики обучения экономике")»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ

Л В. Вальнева, С. М. Селезнева

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ" (для дисциплины ОПД.Ф.ОЗ "Теория и методики обучения экономике")

Общие положения

В условиях информационного общества одним из важнейших качеств, определяющих специалиста, становится информационная культура - грамотность и компетентность. Ее формирование предполагает выработку навыков и умений поиска, обработки и хранения информации. Это предполагает адекватное изменение целей и содержания образования. Возможность такого изменения обусловлена соответствующими подходами в подготовке педагогических кадров. Педагог должен не только сам обладать информационной культурой, но и владеть навыками и умениями по ее формированию у учащихся. Важную роль в этом играет развитие у педагогов базовых знаний, умений и навыков использования информационных технологий в процессе обучения. Наряду с ИКТ - грамотностью педагогам необходим начальный опыт инновационной

деятельности по творческому использованию ИКТ в организации учебного процесса, в том числе и по курсу экономики.

Учебный модуль (УМ) 12 направлен на формирование информационно-коммуникационной составляющей профессиональной компетентности будущих бакалавров социально-экономического образования, позволяющей обеспечить качественно новый уровень преподавания экономики в общеобразовательной школе.

I. Цели учебного модуля:

- содействие становлению специальной профессиональной компетентности учителя в применении икт, в том числе интернет-технологий, необходимой для повышения

качества и обеспечения современного уровня преподавания экономики (обществознания) в средней школе;

- формирование у будущих бакалавров по направлению "социально-экономическое образование" (профиль "экономика") умения использовать икт для поиска, обработки и хранения информации, необходимой для повышения качества и обеспечения современного уровня преподавания экономики (обществознания) в средней школе.

2. Задачи учебного модуля:

- ознакомить студентов с возможностями Интернета по получению информации, необходимой для более глубокого изучения экономики и совершенствования ее преподавания средней общеобразовательной школе;

- выработать у студентов навыки поиска в Интернете информации, необходимой для проведения экономического исследования при написании эссе, рефератов, курсовых, ВКР;

- ознакомить студентов с особенностями работы с сетевыми ресурсами;

- обучить студентов способам и формам обработки и хранения экономической информации с использованием ИКТ.

- сформировать у студентов умения и навыки использования сетевых ресурсов (в т.ч. и англоязычных) в процессе самостоятельной профессиональной деятельности по преподаванию экономики (обществознания) в средней школе;

3. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике компетентност-ного подхода)

© Вальнева Л.В., Селезнева С.М., 2008

В результате изучения модуля студент должен:

A) решать задачи, соответствующие ключевой профессиональной компетентности:

- уметь пользоваться традиционными и цифровыми (локальными и сетевыми) источниками информации, работать с поисковыми системами, отбирать и структурировать информацию, уметь использовать интернет - ресурсы;

- уметь пользоваться стандартными офисными программами для обработки и хранения информации;

Б) решать задачи, соответствующие базовой профессиональной компетентности:

- формулировать цели обучения и определять в соответствии с ними содержание и форму учебных занятий; отбирать рациональные методы и приемы обучения, выбирать или самостоятельно проектировать необходимые для учебного процессе средства обучения, используя интернет-ресурсы;

- владеть методикой организации самостоятельной работы школьников, в том числе методикой организации их самостоятельной исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием интернет-ресурсов;

- строить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей школьников (интересов, способностей, темперамента и пр.);

B) решать задачи, соответствующие специальной профессиональной компетентности:

- осуществлять поиск, анализ и отбор ЦОР и интернет-ресурсов, которые могут быть использованы для организации уроков и домашней самостоятельной работы школьников при изучении экономики в общеобразовательной школе, составлять на основе полученной информации экономические задачи, строить графики и модели, характеризующие экономические процессы;

- владеть методикой обучения школьников

умению использовать Интернет при изучении экономики.

4. Ожидаемые результаты освоения учебного модуля (в логике традиционного, действующего для нынешнего поколения ГОС ВПО, подхода)

В результате изучения модуля студент должен

ЗНАТЬ:

- основные понятия, формируемые в рамках модуля: информация; ИКТ; ЦОР; поиск, обобщение, анализ и хранение информации; интернет-ресурсы, сайты, российские официальные органы, российские аналитические организации, виртуальные библиотеки, специализированные порталы, англоязычные ресурсы;

- возможности ИКТ и непосредственно Интернета для получения информации, необходимой в преподавании экономики (обществознания) в средней школе;

- основные понятия (дидактические единицы), формируемые в рамках учебного курса "Теория и методика обучения экономике": отбор фактов, понятий, идей; современные технологии обучения;

УМЕТЬ:

- осуществлять поиск с помощью средств ИКТ экономической информации, необходимой для преподавания экономики в средней школе;

- обобщать и анализировать экономическую информацию интернет - ресурсов;

- проводить собственные исследования, создавая электронные таблицы, электронные графики, электронные диаграммы, задачи на основе интернет -ресурсов;

ВЛАДЕТЬ:

- технологией формирования у учащихся умений поиска экономической информации в интернете;

- методикой проектирования уроков экономики с использованием ЦОР и инструментов учебной деятельности;

- новыми инструментами учебной деятельности при подготовке и проведении занятий по экономике;

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

- о видах и содержании ЦОР, которые

могут использоваться для преподавания экономики в общеобразовательной школе;

- о структуре и содержании информационно-образовательной среды современного школьника.

5. Инновационность комплекта учебнометодического комплекта

По целям обучения:

- определение целей в логике ком-петентностного подхода;

- выстраивание иерархии профессиональных задач по уровням, опираясь на концепцию таксономии учебных целей;

- формирование профессиональной компетентности будущих бакалавров в разработке уроков экономики с использованием интернет-ресурсов.

По содержанию обучения:

- формирование у студентов системы знаний, умений и навыков по методике и технологии использования интернет-ресурсов в процессе преподавания экономики в общеобразовательной школе.

По методам обучения:

- применение на лекции новых методов обучения, связанных с использованием

возможностей виртуальной информационной среды (ЦОР, презентация РРот!);

- использование на практических занятиях групповых методов работы ("мозговой штурм", метод проектов);

- использование дифференцированного подхода при проведении практических занятий (разработка групповых презентаций по темам курса, выбор заданий разного уровня сложности).

По формам обучения:

- использование разнообразных форм учебной работы при проведении практических занятий (индивидуальные формы работы, групповые формы работы, коллективные формы работы, самостоятельная работа);

- создание условий для широкого использования современных ИКТ, прежде всего интернет-ресурсов, поддерживающих самостоятельную работу студентов.

По средствам обучения:

- в использование ЦОР (на СЭ и в Интернете), авторских цифровых ресурсов (мультимедиа презентаций).

Рабочая программа

1. Требования к обязательному объему учебных часов на изучение учебного модуля

Распределение часов учебного модуля по видам учебной деятельности в соответствии с учебным планом (таблица).

Вид учебной деятельности Всего часов Распределение часов по формам обучения

Очная Очно- заочная Заочная

Семестр Неделя

Лекции 2 2

Практические занятия 4 4

Самостоятельная работа 6 6

2. Требования к обязательному уровню и объему подготовки по модулю 2.1. Лекционные занятия

№ п/п Тема лекции Объем в часах по формам обучения

Очная Очно-заочная Заочная

Использование интернет-ресурсов и ЦОР при обучении экономике в старших классах средней общеобразовательной школы. 2

Всего 2

2.2. Практические занятия, семинары

№ п/п 1 2 Наименование занятия Информационные технологии в экономическом образовании Методика использования интернет-ресурсов и ЦОР при изучении экономики в средней общеобразовательной школе Номер темы лекции 1 1 Объем в часах по формам обучения

Очная 2 2 Очно- заочная Заочная

Всего 4

2.3. Самостоятельная работа

№ п/п Наименование расчетно-графической работы (РГР), расчетно-графического задания (РГЗ), курсового проекта (работы) Номера тем лекций (только для РГР и РГЗ) Неделя семестра, в которую выдается задание

Подготовить один творческий проект по одной из указанных тем: 1. Методика использования ЦОР при проведении уроков экономики в 10-11 кл. СОШ (тема урока по выбору студента). 2. Использование интернет-ресурсов при составлении экономических задач по темам для 10-11 кл. СОШ (тема урока по выбору студента). 3. Методика обработки экономической информации, полученной с использованием интернет-ресурсов, для организации уроков экономики в 10-11 кл. СОШ. 4. Сбор и обработка статистической информации с использованием интернет-ресурсов для проведения уроков экономики в 10-11 кл. СОШ. 5. Методика организации самостоятельной работы школьников при изучении экономики в 10 - 11 кл. СОШ. Подготовить презентацию к урокам по одног1 из тем: - Способы подсчета ВВП. - Типы экономического роста. - Функции денег. 4

Примечание: для самостоятельной работы студент после лекции получает два задания, конкретные темы которых он выбирает сам. В перспективе по результатам самостоятельной работы могут быть подготовлены курсовая и выпускная квалификационные работы.

Требования к представлению самостоятельной работы

Работа представляется преподавателю в установленные сроки.

1. Требования к оформлению творческого проекта

Структура работы:

- титульный лист (оформляется с соответствии с требованиями к курсовой работе - макет 10.1);

- план (содержание): введение, основная часть, заключение, библиографический список;

- работа оформляется на белой нелинованной бумаге формата А4 (210 х 297 мм), объемом 70-90 страниц печатного текста. Текст набран на компьютере и отпечатан на принтере на одной стороне листа. Параметры страницы: поле верхнее -20 мм, поле нижнее - 20 мм, поле левое - 30 мм, поле правое - 10 мм. Выравнивание по тексту производится по ширине, шрифт Times New Roman. Нумерация сквозная, арабскими цифрами. Титульный лист и “Содержание” включаются в общую нумерацию, но номера на этих страницах не ставят.

2. Презентация демонстрируется в установленные кафедрой сроки (до зачета).

Примерные темы курсовых работ

1. Методика использования ЦОР при проведении уроков экономики по теме (указывается одна из тем) в 10-11 кл. СОШ.

2. Использование интернет-ресурсов при составлении экономических задач по теме (указывается одна из тем) для 10-11 кл. СОШ.

3. Методика обработки экономической информации, полученной с использованием интернет-ресурсов для организации уроков экономики в 10-11 кл. СОШ.

4. Сбор и обработка статистической информации с использованием интернет-ресурсов для проведения уроков экономики в 10-11 кл. СОШ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Методика организации самостоятельной работы школьников с использованием интернет-ресурсов при изучении экономики в 10-11 кл. СОШ.

б.Теоретические и методологические аспекты использования информационнокоммуникационных технологий при изучении курса "Экономика семьи".

Примерные темы выпускных квалификационных работ

1. Методика обучения учеников 10-11 классов СОШ использованию интернет -ресурсов для сбора и обработки экономической информации.

2. Использование интернет-ресурсов в преподавании экономики в старших классах СОШ.

3. Использование интернет-ресурсов при разработке экономических задач для преподавания экономики в СОШ.

4. Использование информационнокоммуникационных технологий при изучении курса "Экономика семьи".

3. Требования к обязательному минимуму содержания программы

Современные технологии обучения экономике. Инструментальная компьютерная среда (ИКС) для студентов педагогических вузов. Информационные технологии в экономическом образовании. Виды информационных технологий в педагогическом процессе. Методика использования интернет-ресурсов и ЦОР при изучении экономики в средней общеобразовательной школе.

Познавателъные возможности учащихся. Приемы активизации познавательной деятельности старшеклассников с использованием ЦОР и интернет-ресурсов. Специфика самостоятельной работы, ее влияние на формирование и развитие умений учащихся. Использование ЦОР и интернет-ресурсов при самостоятельном изучении экономики.

4. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

6.1. Выполнение заданий текущего контроля

Практическое занятие I

1. Вопросы для самопроверки

- Что такое ЦОР и интернет - ресурсы?

- С какими интернет-ресурсами Вы работали? Дайте их краткую характеристику.

- Какие интернет - ресурсы вы использовали в ПГПУ? Какие задачи решались в процессе их использования?

2. Экономическая задача: используя интернет - ресурс www.gks.ru:

- найти уровень безработицы в 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг.;

- рассчитать динамику безработицы за данный период по годам;

- дать графическую интерпретацию данных.

Практическое занятие 2

Разработать домашние задания для школьников, требующие для выполнения использования интернет-ресурсов.

6.2. Итоговый тест

Проводиться в конце занятия за 10 мин по основным понятиям курса

6.3. Зачет

Перечень вопросов к зачету

1. Формы использования интернет-ресурсов в процессе преподавания экономики в школе.

2. Основные сайты для получения экономической информации, их характеристика.

3. Возможности использования Интернет

- ресурсов для проектирования уроков по разделу "Макроэкономика".

Перечень заданий к зачету

1. Подобрать в Интернете статистические данные, характеризующие динамику экономического роста в РФ за последние 5 лет. Сделать графики

2. Подобрать в Интернете статистические данные, характеризующие динамику инфляции и безработицы в российской экономике за последние 5 лет. Сделать графики.

3. Подобрать в Интернете информацию о банковской системе в России.

Сделать презентацию, используя программу РРоМ

4. Найти в Интернете статью по теме "Проблемы и перспективы экономического роста в России". Адаптировать ее в соответствии с задачами, формой и содержанием урока.

5. Найти в Интернете проблемную статью по теме " Результаты экономической деятельности в России за последние 5 лет". Адаптировать ее в соответствии с задачами, формой и содержанием урока.

6. Используя предложенные ЦОР, подготовить презентацию на тему "Дж. М. Кейнс - основоположник современной макроэкономики".

7. Рекомендации по использованию информационных технологий и инновационных методов в образовательном процессе

Лекция

Изложение основных вопросов лекции "Использование Интернет-ресурсов и ЦОР в обучении экономике в старших классах средней общеобразовательной школы" сопровождается использованием интернет-ресурсов и ЦОР, иллюстрирующих дидактические возможности средств ИКТ в обучении учащихся экономике и в преподавании экономики для учителя. В содержание лекции помимо основного учебного материала должны быть включены:

1) информация о содержании заданий для самостоятельной работы студентов;

2) требования к их выполнению и указания о форме представления результатов работы;

3) образцы выполнения данных заданий (в том числе примеры аналогичной работы студентов предыдущих лет обучения), так как после лекции выдаются 2 задания для самостоятельной работы на выбор студентам (задания и требования по их выполнению представлены на сайте кафедры экономики-http//www.pgpu.ru/fak_ecоnоm.ru).

Практические занятия

В рамках модуля проводятся два практических занятия по темам:

1. Информационные технологии в экономическом образовании.

2. Методика использования интернет-ресурсов и ЦОР при изучении экономики в средней общеобразовательной школе.

На занятиях обсуждаются роль и место средств ИКТ по решению задач в области экономического образования; они выстраиваются в соответствии с иерархией профессиональных задач по уровням (в аспекте таксономии учебных целей), проводятся в компьютерном классе с использованием индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, включают разработку студентами методических материалов для преподавания курса "Экономика" с использованием ЦОР, интернет-ресурсов, предполагают использование дифференцированного подхода при проведении практических занятий (разработка групповых презентаций по темам курса, выбор заданий разного уровня сложности).

При подготовке к практическому занятию студенты повторяют соответствующую тему курса "Теория и методики обучения экономики". Далее повторяется лекционный материал модуля. Студенты знакомятся с методикой поиска информации в Интернете,

используя работу С.В. Сусловой: Использование интернет-ресурсов в процессе изучения экономики: метод. рекомендации для студентов направления 050400 "Социально-экономическое образование" профиль "Экономика". Пермь, 2004 (представлена на сайте кафедры экономики -http//www.pgpu.ru/fak_econom.ru.).

Каждый студент должен подготовиться к ответу в соответствии с планом практических занятий и принять участие в обсуждении его основных вопросов. Обсуждение части вопросов практических занятий строится на материале предварительного выполнения заданий для самостоятельной работы (№ 1-

2). Задания предполагают групповую форму подготовки. Каждая группа студентов (3-4 человека) выполняет одно задание. Для представления результатов работы студенты в обязательном порядке создают сопровождающую устный ответ цифровую презентацию. На практических занятиях необходимо обсудить содержание всех двух заданий. Для этого следует заранее определить, какие студенты будут представлять каждый из проектов. Завершать работу над заданиями № 1-2 студенты будут уже самостоятельно.

Статья подготовлена в рамках проекта "Информатизация системы образования", реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект финансируется из средств Международного банка реконструкции и развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.