Научная статья на тему 'Учебный курс «Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании» в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений'

Учебный курс «Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании» в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснова Г. А., Филиппов В. М., Гриншкун В. В.

В статье описывается разработанный авторами учебный курс «Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании». Внимание акцентируется на основных его положениях, суть которых должна быть доведена до слушателей системы повышения квалификации сотрудников вузов, работающих в сфере трансграничного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training course «Tendencies and forms of use of information and communicational technologies in transnational education» in the system of improvement of professional skill of the teaching staff of educational institutions

The article describes the course «Tendencies and forms of use of information and communication technologies in transnational education». The attention is focused on the basic positions of its content which is to be brought to attention of the listeners of the system of professional skill improvement of the higher education institutions teaching staff who work in the field of transnational education.

Текст научной работы на тему «Учебный курс «Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании» в системе повышения квалификации работников образовательных учреждений»

РАЗВИТИЕ СЕТИ ОТКРЫТОГО ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНЫЙ КУРС «ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСГРАНИЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ» В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Г.А. Краснова, В.М. Филиппов

Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, 117198

В.В. Гриншкун

Московский городской педагогический университет (МГПУ)

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226

В статье описывается разработанный авторами учебный курс «Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании». Внимание акцентируется на основных его положениях, суть которых должна быть доведена до слушателей системы повышения квалификации сотрудников вузов, работающих в сфере трансграничного образования.

Развитие систем образования направлено не только на повышение качества подготовки специалистов, но и на расширение круга людей, получающих возможность обучаться. Во многом этому способствует повсеместное распространение и проникновение в систему образования современных информационных и коммуникационных технологий. Благодаря их использованию многие люди приобрели возможность получать образование не только в вузах своей страны, но и в вузах других стран — современное образование становится межгосударственным, межнациональным, трансграничным.

Под трансграничным, или транснациональным, образованием понимается любая образовательная или обучающая деятельность, в процессе которой студент и учебное заведение, предоставляющее ему образование, находятся в разных

странах. Образование «пересекает» государственные границы при помощи сети Интернет, электронной почты, радио, телевидения и т.д.

Процессы глобализации и интеграции национальных экономик в мировую систему хозяйственной деятельности, наиболее полно отражающие общемировые тенденции развития экономики, обусловили появление и активное развитие новой формы международных экономических отношений в форме экспорта-импорта образовательных услуг.

Среди факторов, определяющих развитие систем высшего образования в мире, значительное место занимают процессы глобализации, либерализации и интернационализации.

Глобализация понимается как непрерывный исторический процесс; как универсализация и гомогенизация мира; как открытость национальных границ.

Глобализация и становление трансграничного образования не обходит стороной и Россию. В условиях глобализации мировой экономики, мощной конкуренции на международных рынках товаров и услуг экономика нашей страны не может устойчиво расти без развития ряда направлений внешнеэкономической деятельности. Одним из важнейших, но пока еще неэффективно использующихся факторов развития российского экспорта научной и технической продукции, является подготовка зарубежных специалистов в российских учебных заведениях и в зарубежных филиалах российских вузов. Это обстоятельство обуславливает необходимость выработки в России государственной политики в отношении экспорта национальных образовательных услуг.

Международный рынок и новые технологии содействуют глобализации образования. Современные работодатели привлекают профессиональные кадры со всего мира. Отделы по работе с персоналом многонациональных компаний сталкиваются с всевозрастающей необходимостью оценки степеней, полученных в других странах.

Повышение квалификации, высшее образование и обучение более не ограничиваются границами государств. Сегодня становится все более актуальным трансграничное образование в разных формах, включая обучение, проводимое с использованием сети Интернет, а также традиционное обучение на месте с помощью обучающих программ, доступное как через образовательные учреждения, так и через предпринимательские структуры.

Становление и развитие трансграничного образования невозможно без использования информационных и коммуникационных технологий, которые с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов в разных странах мира. В большинстве случаев использование средств

информатизации реально оказывает положительное влияние на интенсификацию труда педагогов, а также на эффективность подготовки обучаемых в различных системах образования.

С появлением компьютерных сетей обучаемые и педагоги приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.). В самом популярном ресурсе сети Интернет — всемирной паутине WWW — опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.

С помощью коммуникационных средств становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий в реальном режиме времени.

Благодаря современным информационным и коммуникационным технологиям, таким как электронная почта, телеконференции или ICQ общение между участниками образовательного процесса может быть распределено в пространстве и во времени. Это делает возможным обмен информацией (вопросами, советами, дополнительным материалом, контрольными заданиями), что позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения и отвечать на них в любое удобное время.

В связи с этим встает задача подготовки и переподготовки специалистов, работающих в высших учебных заведениях и имеющих отношение к трансграничному образованию. Авторами статьи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» создан учебный курс «Тенденции и формы использования информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании» и соответствующий ему учебник, ориентированные на ознакомление слушателей системы повышения квалификации работников образовательных учреждений с особенностями и преимуществами трансграничного образования и со спецификой использования современных средств информатизации образования. Разработанный учебник служит основой для проведения лекционных и практических учебных занятий в рамках одноименного учебного курса, читаемого сотрудникам международных служб высших учебных заведений.

Курс предусматривает обучение в объеме 72 часов. Режим занятий: 24 часа — лекции, 24 часа — практические занятия, 24 часа — самостоятельная работа.

Целью подготовки слушателей в рамках описываемого учебного курса является знакомство с категориальным аппаратом, позволяющим описать информационные и коммуникационные технологии и глобализацию образования; ознакомление с различными формами и тенденциями развития трансграничного образования; формирование представления о современном использовании средств информационных и коммуникационных технологий в образовании,

об основных формах использования таких технологий в трансграничном образовании, основных проблемах при организации обучения с использованием средств информатизации образования.

Основными задачами курса являются следующие: формирование у слушателей системы основных понятий, применяемых в информационных и коммуникационных технологиях образования, в трансграничном образовании; демонстрация возможностей различных форм трансграничного образования — франчайзинга, валидации, совместных программ; демонстрация опыта ведущих университетов в освоении новых образовательных рынков с использованием информационных и коммуникационных технологий; формирование предпосылок для будущей деятельности в области трансграничного образования с использованием средств информатизации образования.

Содержание разработанного учебника соответствует содержанию учебного курса и направлено на то, чтобы сформировать знания основных понятий глобализации и трансграничного образования, основных мировых тенденций развития трансграничного образования, умения позиционировать различные формы трансграничного образования и использовать знания при организации совместных программ, образовательного франчайзинга и валидации.

Учебный курс и учебник предназначены для системы дополнительного образования в области международной деятельности и могут являться основой при реализации курса по выбору для направлений или специализаций: «Международные отношения», «Международная экономика», «Менеджмент организаций».

Предполагается, что лекционные занятия будут проводиться с демонстрацией слайдов и другого иллюстративного материала. Семинары проводятся в форме обсуждения ранее прочитанных по заданию преподавателя хрестоматийных источников-текстов или в форме прослушивания и обсуждения индивидуальных докладов слушателей по темам, предложенным преподавателем.

В рамках курса предусмотрена одна письменная работа в жанре эссе на основе пройденного материала. Аттестация по курсу осуществляется при условии посещения лекций и практических занятий (семинаров) с учетом качества письменного эссе, разрабатываемого каждым слушателем на основе пройденного материала.

Число параграфов в учебнике совпадает с числом предусмотренных лекционных занятий. Учебный курс и учебник включают в себя следующие темы, описывающие содержание обучения.

Тема 1. Глобализация образования. Глобализация образования и интернационализация образования. Новый обучающийся — взрослый человек. Компетенции. Непрерывное образование.

Тема 2. Трансграничное образование. Основные термины и понятия в области трансграничного образования. Причины появления. Принципы функционирования трансграничного образования.

Тема 3. Основные модели международных партнерств в трансграничном образовании. Образовательный франчайзинг, валидация и совместные про-

граммы. Понятие, организационные, содержательные, нормативно-правовые и финансово-экономические основы международных партнерств.

Тема 4. Основные информационные и коммуникационные технологии, используемые в трансграничном образовании. Характеристика информационных и коммуникационных технологий. Проблемы внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

Тема 5. Ведущие поставщики трансграничного образования. Ведущие учебные заведения, работающие в сфере трансграничного образования. Количественные характеристики, образовательные потребности, востребованные специальности, технологии обучения, нормативно-правовая база. Мегауниверситеты. Характеристика учебного процесса с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Тема б. Качество обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий в трансграничном образовании. Основные проблемы. Требования к ведущим поставщикам трансграничного образования. Недоверие со стороны академической общественности и студентов: причины, их устранение. Международные организации, работающие в сфере трансграничного образования: цели, задачи, программные документы. Высшее образование и WTO.

При формировании содержания курса и учебника основное внимание уделялось сразу нескольким приоритетным содержательным направлениям. Далее в статье будут отмечены некоторые особенности функционирования и информатизации трансграничного образования, которые должны стать предметом рассмотрения в ходе повышения квалификации работников образовательных учреждений.

Основной предпосылкой становления и развития трансграничного образования является интернационализация услуг в сфере образования, которая, в свою очередь, является следствием интернационализации и глобализации бизнеса и экономики. Проявляющаяся в последнее десятилетие активизация деятельности институтов трансграничного образования является показателем сдвига от предложения к спросу, наметившегося в процессе интернационализации.

Глобализация является одной из существенных характеристик и тенденций развития современной системы образования. Это обусловлено многими предпосылками. В первую очередь следует учесть глобализацию мировой экономики, ставшую возможной также и благодаря совершенствованию телекоммуникационных и информационных систем, включая развитие глобальной сети Интернет. Глобализация приводит к существенным изменениям в организации труда, производстве товаров и услуг, включая образовательные услуги, в отношениях между странами, затрагивая даже культуру отдельных народов.

Глобализация образования тесно связана с процессами интернационализации систем образования разных стран мира. Интернационализация лежит в основе глобализации образования.

Наряду с глобализацией в сфере образования отмечаются и тенденции к регионализации. В качестве примера в предлагаемом учебнике приводится созда-

ние общеевропейского образовательного пространства, объединенного Болонским процессом, конкурирующего с Североамериканским образовательным пространством; формирование систем образования Австралии и Новой Зеландии, приобретающих все большую популярность, а также создание набирающих потенциал систем образования стран Юго-Восточной Азии.

Следует отметить, что страны, не рассматривавшие ранее интернационализацию образования как часть своей стратегии развития, в условиях глобализации в настоящий момент вынуждены пересмотреть свою позицию и занять определенное место в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Однако, несмотря на объективность и очевидную необратимость процесса глобализации образования, он далеко не во всех странах приводит к активному и эффективному межгосударственному сотрудничеству с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования. Многие страны до сих пор не выработали собственную стратегию интернационализации образования. Чаще всего это объясняется существующим межгосударственным разрывом в уровне образования и качестве механизмов управления им.

Рассматриваемое в описываемом учебном курсе трансграничное образование представляет собой конкуренцию большинству национальных систем обеспечения качества образования. Преподавателям и другим сотрудникам вузов необходимо напоминать, что образование является фактором глобального развития и важнейшим фактором национальной идентичности. В связи с этим рассмотренные в разработанном учебнике вопросы, касающиеся трансграничного образования, для всех без исключения стран являются чрезвычайно важными и актуальными.

Трансграничное образование постоянно расширяется. Если еще два десятилетия назад количество студентов, обучающихся за рубежом, было статистически незначительным, то в 2010 году оно будет составлять более трех миллионов человек, приближаясь к 3% общего 100-миллионного корпуса студентов всего мира.

По мере внедрения информационных технологий и стирания границ между участниками образовательного процесса системы образования все большего числа стран ориентируются на «международный формат образования», который призван способствовать национальному развитию в направлении общества, основанного на знаниях, в русле модели, основанной на экспорте образования.

Ориентация на международный рынок становится жизненно необходимой. Поэтому интернационализация образования представляет собой результат государственной политики стран, успешно реализующих программы информатизации образования, вошедших в международный рынок образовательных услуг и воспользовавшихся преимуществами участия в нем. Немаловажно, что рынок трансграничного образования имеет тенденцию к постоянному росту, что делает его весьма выгодным для вложения инвестиций. Интернационализация образования и участие систем образования в международных интеграционных процессах повышают национальный образовательный потенциал, а значит, и конкурентоспособность государств на данном рынке.

При обучении в рамках предлагаемого учебного курса слушатели получают представление о том, что трансграничное образование не может не опираться на различные объединения учебных заведений, находящихся в разных странах и предоставляющих образовательные услуги гражданам разных государств. В описываемом курсе рассматриваются так называемые образовательные партнерства, изучение основ взаимодействия и функционирования которых позволяет узнать больше о механизмах и особенностях деятельности формирующейся системы трансграничного образования. В процессе интернационализации образования такие партнерства занимают особое место, являясь приоритетным направлением европейской политики в области образования. Так, все страны — участницы Болонского соглашения указали, что развитие межвузовских программ имеет непосредственное отношение к большинству целей, отмеченных в Болонской декларации.

Современное трансграничное образование с его потребностью в оперативном и актуальном обмене учебной и иной информацией невозможно представить без использования средств информационных и коммуникационных технологий. Не случайно внедрение таких технологий и средств послужило одним из основных толчков к существенному развитию трансграничного образования.

Слушатели системы повышения квалификации работников образования должны понимать, что развитие трансграничного образования напрямую связано с интенсивностью процессов внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование. Сейчас уже можно уверенно говорить о перспективах формирования информационного образовательного пространства системы образования отдельных стран. Нельзя не отметить необходимость его интеграции с формируемым в настоящее время мировым информационным образовательным пространством. Подобное пространство в мире действительно формируется. Об этом свидетельствует все большее количество появляющихся информационных образовательных ресурсов, предназначенных для использования не только в стенах организаций-разработчиков, но и вне таких организаций. Примерами подобных ресурсов можно считать свободно распространяемые информационные образовательные системы, доступные всему миру, благодаря их публикации в средствах глобальных компьютерных телекоммуникаций.

Прогресс в области создания и внедрения в систему образования средств информационных и коммуникационных технологий является основным толчком для развития и интенсификации открытого образования, идеи и специфика которого продолжают оказывать влияние на развитие концепции дистанционного образования. Благодаря внедрению новых информационных и коммуникационных технологий расширяется доступ к образованию людям, живущим в разных странах мира, а расширение образовательного использования средств информационных и коммуникационных технологий облегчает взаимодействие между различными типами образовательных учреждений, а также между различными источниками учебных материалов.

Дистанционное обучение является важнейшей формой трансграничного образовательного процесса, появившейся благодаря внедрению в вузы современных средств электронных коммуникаций.

Число людей из разных стран мира, желающих получить качественное и доступное образование, постоянно увеличивается. Кроме этого, в условиях рыночных отношений возрастает спрос на образовательные услуги различных уровней со стороны всех слоев населения. Дистанционное обучение позволяет получать основное или дополнительное образование параллельно с основной деятельностью человека или же дает возможность получить профессию лицам, которые по состоянию здоровья или из-за удаленности места проживания от учебного заведения не могут обучаться по дневной очной системе. Такие формы обучения стирают границы между учебными заведениями и участниками образовательного процесса, способствуют развитию трансграничного образования.

В свою очередь, становление и совершенствование дистанционного образования влечет за собой появление новых подходов к разработке учебнометодических материалов и комплексов средств обучения, таких как учебники, практикумы, сборники заданий и тестов. Все они должны быть ориентированы на обучаемого, а потому в большей степени являться информативными, энциклопедичными. Основной упор должен быть сделан на разработку различных тренажеров и самоучителей, а с развитием телекоммуникационных технологий важнейшими педагогическими средствами, используемыми в рамках трансграничного образования, становятся образовательные ресурсы сети Интернет.

У обучаемых в рамках описываемого курса не должно сложиться впечатление, что использование средств информационных и коммуникационных технологий всегда оправдано в условиях реализации трансграничного образования. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем информатизация трансграничного образования обладает и некоторыми недостатками. Позитивные и негативные факторы информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому педагогу и сотруднику вуза.

Становление образования, основанного на использовании информационных и коммуникационных технологий, выдвигает задачу организации и управления услугами с соответствующими качественными показателями, поскольку качество образовательной услуги будет определяться не только работой техники и технических специалистов, но и работой профессионалов-преподавателей, способных эффективно обучать с использованием таких технологий.

Процессы информатизации трансграничного образования и внедрения новых высокоэффективных методов и средств обучения ставят на первый план ценность индивидуальности личности и утверждают приоритет ее активности на протяжении всего процесса обучения, открывают возможность наиболее эффективного использования всей полноты функций средств информатизации образования как посредников становления открытых способов познавательной деятельности.

В рамках трансграничного образования создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве нескольких стран, его развитие через обучение, а также постоянный образовательный и профессиональный консалтинг.

Уже сейчас при создании системы трансграничного образования государства в полной мере используют накопленные в разных странах научно-методический, кадровый и производственный потенциал, учебно-методические и информационные ресурсы и технологии, опыт проведения дистанционного обучения, существующая телекоммуникационная сеть и организационные структуры высшей школы.

Сегодня именно высшее образование формирует международный рынок образовательных услуг, на котором, несмотря на большое количество участников, экспортерами являются в основном развитые страны, в которых сформировалась национальная школа высшего образования.

Интернационализация и информатизация системы высшего образования способствуют повышению качества национальных систем образования. Поэтому в последние десятилетия количество различных международных образовательных программ резко выросло под влиянием отдельных государств и международных организаций, а также самих студентов, желающих учиться за рубежом.

В заключение следует подчеркнуть, что система трансграничного образования, основанная на повсеместном использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, должна стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставить человеку разнообразные образовательные услуги, позволяющие учиться непрерывно и обеспечивающие возможность приобретения современных профессиональных компетенций. Подобная система должна дать возможность каждому обучаемому независимо от того, в каком государстве он живет, выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Авторы убеждены, что учебные курсы, подобные описанному в статье, и соответствующие учебно-методические материалы будут способствовать становлению и развитию трансграничного образования в России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-порталы: содержание и технологии. Вып. 2. ГНИИ ИТТ «Информика». — М.: Просвещение, 2004. — С. 56—84.

[2] Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств. 2-е издание. — М.: Издательство МГИУ, 2002.

[3] Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы / Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. — Курск: КГУ — Москва: МГПУ, 2006.

[4] Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 1999. — № 2.

[5] Globalization and the market in higher education : Quality, accreditation a. qualifications / Intern. assoc. of univ. Intern. univ. bureau. — Paris; London [etc.]: UNESCO; Economica, Cop. 2002. — VI.

[6] Globalization and education: Crit. perspectives / Ed. by Nicholas C. Burbules, Carlos Alberto Torres. — M.: PrE, 2003.

TRAINING COURSE «TENDENCIES AND FORMS OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRANSBOUNDARY EDUCATION» IN THE SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF THE TEACHING STAFF OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

G.A. Krasnova, V.M. Filippov

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

V.V. Grinshkun

Moscow City Pedagogical University

2ndSelskohozyistvennyi str., 4, Moscow, Russia, 129226

The article describes the course «Tendencies and forms of use of information and communication technologies in transnational education». The attention is focused on the basic positions of its content which is to be brought to attention of the listeners of the system of professional skill improvement of the higher education institutions teaching staff who work in the field of transnational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.