Научная статья на тему 'Учебный курс криминалистики: содержание и реализация'

Учебный курс криминалистики: содержание и реализация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КУРС / КРИМИНАЛИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / THE SCHOLASTIC COURSE / CRIMINALISTICS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игошин Виктор Викторович

Рассматриваются вопросы структурирования и изучения учебного курса криминалистики на современном этапе развития науки криминалистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scholastic course of the criminalistics: contents and realization

It is сonsidered questions of the structuring and studies of the scholastic course of the criminalistics on modern stage of the development of the science of the criminalistics.

Текст научной работы на тему «Учебный курс криминалистики: содержание и реализация»

88

2010. Вып. 1

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

УДК 343.9 В.В. Игошин

УЧЕБНЫЙ КУРС КРИМИНАЛИСТИКИ: СОДЕРЖАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ

Рассматриваются вопросы структурирования и изучения учебного курса криминалистики на современном этапе развития науки криминалистики.

Ключевые слова: учебный курс, криминалистика, обучение.

В соответствии с государственными образовательными стандартами по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность», в рамках которых осуществляется профессиональная подготовка юриста, учебная дисциплина «Криминалистика» подлежит обязательному изучению независимо от выбранной юридической специализации.

Наука криминалистика, зародившись в недрах теории уголовно-процессуального права, тесно связана с такими юридическими дисциплинами, как уголовный процесс, уголовное право, криминология, юридическая психология. В то же время криминалистические средства и методы все шире находят свое применение не только в уголовном судопроизводстве, но и в гражданском и арбитражном процессах, производстве по делам об административных правонарушениях.

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм, оказание юридических услуг гражданам и организациям, укрепление законности и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества, что обусловливает необходимость получения как фундаментальной, так и специальной подготовки.

Юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять характер и взаимодействие юридических фактов, знать основные проблемы правовых дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе юридических и иных знаний. Юристу важно уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, принимать правовые решения, а также вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных, предпринимать необходимые действия к восстановлению нарушенных прав.

На развитие способности выявлять и исследовать признаки минувшего юридически значимого события для последующего установления факта его преступного либо непреступного характера направлено изучение учебного курса науки криминалистики.

Целью этого курса является обучение студента разрешать конкретные проблемные ситуации в сфере выявления и раскрытия преступлений посредством их моделирования, а также выработка способностей к самостоятельному криминалистическому мышлению.

В рамках реализации курса следует рассматривать и изучать результаты обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики, содержащейся в материалах уголовных дел, в том числе копии экспертных заключений и протоколов следственных действий. Помощь в изучении некоторых тем курса оказывают иллюстративные материалы (фотографии, плакаты, макеты) и специальные видеофильмы о работе с вещественными доказательствами, об организации следственных и розыскных мероприятий.

Курс криминалистики должен строиться на фундаментальном методологическом принципе изучения научного материала: от общего к частному, от теории к практике, от основ к особенностям.

Поскольку в науке криминалистики рассматриваются информационно-отражательные закономерности взаимодействия преступной деятельности и деятельности по выявлению и раскрытию преступлений через процессы следообразования и следовосприятия, то представляется целесообразным структуру частей учебного курса криминалистики изложить в свете положений системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход, заимствованный криминалистикой из психологии, основывается на раскрытии механизма взаимодействия людей друг с другом и материальным миром. Этот подход связан с принципом системности, содержащим требования представления познаваемых объектов в качестве систем. В общем виде системный подход определяется как «направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем: он ори-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2010. Вып. 1

ентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину» [1. С. 355].

По мнению профессора М.К. Каминского, автора большого количества работ по проблемам методологии криминалистики и развитию системно-деятельностного подхода, объектом криминалистики выступает объективно существующая система взаимодействия (взаимосвязи, взаимообусловленности) двух родов деятельности: преступной деятельности (ПД) и деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП), а предметом криминалистики являются «объективные закономерности информационно-отражательных процессов, обеспечивающих взаимодействие (взаимосвязь, взаимообусловленность) различных видов деятельности в сфере судебного исследования преступления» [3. С. 73, 77].

Объект криминалистики достаточно сложен и неоднороден. В криминалистической литературе неоднократно отмечалась заслуга профессора Р. С. Белкина в приложении философской категории отражения к криминалистике. В философии под отражением понимается «свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса...В качественно различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой), растениям и простейшим организмам (напр., раздражимость), животным и человеку (психическое отражение как свойство высокоорганизованной материи). Высшая, специфическая человеческая форма отражения — сознание» [1. С. 93]. Следовательно, отображение протекает в физической, химической, биологической, социальной (психической) формах движения материи, которые объединяются в две группы: предметную (вещественно-энергетическую) и мысленную (образную). Отражение объекта может одновременно существовать в различных формах, что объясняется множеством отражающих объектов, воспринимающих ту или иную часть информации об отражаемом.

В ходе функционирования преступной деятельности её субъект воздействует на объект и окружающую среду, оставляя в них изменения (результат отражения), содержащие информацию как о его свойствах, так и произведенных им действиях, операциях, движениях. Такие изменения именуются следами. Взаимодействие между ПД и ДВРП на индивидуально-групповом уровне происходит опосредованно, через следы. При этом взаимодействие реализуется, с одной стороны, путем оставления следов субъектом ПД, а с другой стороны, поиска и изучения следов, выявления и «прочтения» следовой информации субъектом ДВРП. Взаимодействие отражаемого и отражающего объектов осуществляется только через действие отражаемого и реакцию отражающего, что легко можно проиллюстрировать на примере образования поверхностных и объемных следов при воздействии одного и того же следообразующего объекта, например пальца руки, на различные по физической структуре следо-воспринимающие объекты. Так образуются материальные следы.

Если говорить об идеальном следе (мысленном образе) как результате отражения объекта в сознании человека1, то его формирование происходит по-иному. Из общей психологии известно, что образ содержит субъективное отражение объективной действительности и формируется посредством восприятия объекта. Воспринимая объект, человек обследует его, например обводит взглядом контур объекта при его визуальном восприятии, а значит, действует в отношении объекта [2. С. 45, 94, 95]. Сказанное справедливо как для процесса формирования образа объекта у очевидца преступления (потерпевшего, свидетеля), то есть носителя следа, так и для процесса формирования образа следа у субъекта ДВРП - носителя вторично отраженного следа.

Следовательно, информация об объекте может отражаться в структуре живой и неживой природы и в сознании человека, иными словами, в материальных и идеальных следах соответственно. Причем субъект ДВРП может получать информацию об отраженном объекте как напрямую, используя только свои органы чувств, так и с помощью технических средств, расширяющих возможности восприятия человека (например, микроскопа). После восприятия информации происходит её смысловая и логическая обработка, то есть осмысление. Деятельность и мышление - это психологические категории социокультурной сферы.

Процессы, изучаемые в науке криминалистике, принадлежат и к естественнонаучной сфере (процесс следообразования проходит со стороны онтологии по законам естественных наук), и к об-щественнонаучной области (процесс следовосприятия осуществляется в деятельности и мышлении).

1 Образ (в философии) - результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [4].

90

В. В. Игошин

2010. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В связи с этим объект криминалистики представляет собой единую систему, имеющую два начала: естественнонаучное (природа) и идеальное (человек).

Такая позиция, основанная на системно-деятельностном подходе и синтетической сущности объекта науки криминалистики, является базой для переосмысления природы криминалистики - науки, познание объекта которой невозможно без привлечения знаний различных научных отраслей: естественных, технических, общественных и иных, не входящих в традиционную классификацию наук.

Исходя из приведенных теоретических положений систему курса криминалистики можно структурировать следующим образом.

Первая основополагающая часть курса включает в себя информацию о теории и методологии криминалистики, предпосылках становления, направлениях и перспективах развития этой науки, раскрывает понятийный аппарат (термины и определения), закономерности и пределы отражения положений научной криминалистической теории в учебной дисциплине по криминалистике и рекомендациях для практической деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

Принципиально важно обязательно рассматривать основные положения методологических подходов к пониманию предмета криминалистики, подробно разбирать системно-деятельностный подход. Особое внимание следует уделить раскрытию понятия «след» с учетом философского тезиса о том, что человек имеет дело не с вещами и следами объективной действительности, а с его представлениями о них.

Необходимо также более полно отражать взаимодействие науки криминалистики с науками неюридического характера (философия, психология, логика, физика, химия, математика и др.), юридическими науками общегражданской специфики (гражданский и арбитражный процессы, теория производства по делам об административных правонарушениях) и теорией судебной экспертизы (более подробно этот вопрос целесообразно исследовать в общих положениях раздела «Криминалистическая техника»).

В основополагающей части курса представляется верным рассматривать отдельные криминалистически значимые положения теории преступной деятельности, структуру и признаки этой деятельности, вопросы ее механизма и этапов развития, возникновения информации о преступлении и ее участниках, содержащейся в следах. В рамках теоретических основ преступной деятельности подлежат изучению частная теория следообразования, свойства отдельных видов следов, образуемых в результате взаимодействия человека, предметов и веществ, учение о способе совершения и сокрытия преступлений.

Во второй части курса криминалистики, который может быть назван «Теория деятельности по выявлению и раскрытию преступлений» либо «Средства, методы и методики решения криминалистических задач в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений», рассматриваются вопросы структуры этой деятельности и рекомендации по ее оптимизации (организация, планирование, информационное обеспечение), основы процедуры выдвижения и проверки версий, особенности технико-криминалистического и тактического обеспечения этой деятельности, закономерности использования достижений науки и техники для решения криминалистических задач в свете синтетической (интегральной) природы науки криминалистики.

Технико-криминалистические средства и тактические приемы должны быть строго классифицированы по различным основаниям (источник, цель, область применения и т.д.). Подлежат самостоятельному раздельному исследованию средства и методы работы с материальными и идеальными следами, проблемные вопросы этого направления.

Заключительная часть учебного курса криминалистики традиционно посвящена методике выявления и расследования отдельных видов и групп преступлений. В этой части на основе конкретных криминалистических методик борьбы с преступлениями разрешаются вопросы реализации общетеоретических положений, рассмотренных в предыдущих частях курса, в практической деятельности правоохранительных органов по проверке информации о преступном событии и установлении криминалистических значимых элементов и признаков отдельных групп и видов преступной деятельности.

Указанные положения построения курса криминалистики реализуются в процессе аудиторной (лекции, семинарские и практические занятия) и самостоятельной работы обучающегося.

Семинарские занятия нацелены на более полное усвоение учебного материала, его осмысление, выработку практических умений и навыков. Приобретение криминалистических знаний является ре-

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

2010. Вып. 1

зультатом прохождения студентом трех основных этапов: восприятие, осознание и закрепление информации, составляющей содержание курса криминалистики.

На семинарских занятиях студенты при докладе тематических сообщений по изучаемым вопросам и участии в диалоговых беседах и дискуссиях закрепляют и оценивают информацию, полученную на лекциях и в ходе самостоятельной подготовки. Студенту необходимо быть готовым свободно высказывать свои суждения по теме семинарского занятия, по возможности приводить примеры из практики использования положений криминалистики в деятельности правоохранительных органов и суда, сведения о которой можно получить из учебных и научно-практических пособий, журнальных и газетных статей и других средств массовой информации, в том числе Интернета.

На практических занятиях студенты при выполнении лабораторных и ролевых заданий вырабатывают умения и навыки работы с определенными следами, которые могут остаться в результате совершения преступления, анализа криминалистически значимой информации для выдвижения версий, выбора тактики производства следственных действий, планирования и организации деятельности по выявлению и раскрытию преступлений отдельных видов и групп.

Указанные виды занятий ориентированы на обучение студента разрешать конкретные проблемные ситуации в сфере выявления и раскрытия преступлений. Особое внимание должно быть уделено наглядной и игровой форме подачи учебной информации, выработке способностей к самостоятельному криминалистическому мышлению. На этих занятиях преподаватель может использовать результаты обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики, передачу информации вербальным способом сопровождать демонстрацией иллюстративных материалов, в том числе видеофильмов по некоторым темам курса.

Автор настоящей статьи ни в коей мере не претендует на исчерпывающее и окончательное разрешение вопросов содержания и реализации учебного курса криминалистики. Рассмотренные вопросы требуют дальнейшей разработки и обсуждения на кафедрах учебных учреждений, тематических семинарах с участием преподавателей, научных и практических работников, а также в рамках работы со студенческой аудиторией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. М., 1991. Т.2.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: учебник для вузов. М., 1996.

3. Каминский М.К. Процедурная революция и криминалистика // Профессиональная деятельность адвоката как объект криминалистического исследования. Екатеринбург, 2002.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

Поступила в редакцию 16.12.09

V. V. Igoshin, candidate of law, associate professor Scholastic course of the criminalistics: contents and realization

It is ransidered questions of the structuring and studies of the scholastic course of the criminalistics on modern stage of the development of the science of the criminalistics.

Keywords: the scholastic course, criminalistics, education.

Игошин Виктор Викторович, кандидат юридических наук, доцент

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 4)

E-mail: sv-izh@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.