Научная статья на тему 'Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников'

Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1956
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В XIX В / COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / INTELLECTUAL ABILITIES / LEARNING TASK / ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабурина Наталья Федоровна

Приоритетной целью школьного исторического образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно определять учебную проблему, формулировать пути и способы решения, отсюда главная задача учителя научить ученика учиться. Для ее решения используются учебные задачи, которые являются средством формирования познавательных, универсальных действий. Выполнение заданий требует от ученика целого комплекса интеллектуальных умений, таких как анализ, синтез; сравнение, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Именно они открывают учащимся возможность широкой ориентации как в истории, так и в различных предметных областях. Исторические задачи, представленные в статье, направлены на изучение вопросов экономического развития России в XIX в. Они имеют различные уровни сложности в зависимости от характера самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для составления задач были привлечены различные материалы, в том числе ставшие уже традиционными исторические документы, научная и художественная литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабурина Наталья Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Tasks on Russian History as a Means to Form School Students’CognitiveUniversal Actions

A priority goal of school history education becomes not the reproductive transfer of knowledge and skills from the teacher to the student, and the formation and development of the student's ability to determine the educational problem independently, to formulate ways and means of solution, hence, the main task of the teacher is to teach the student to learn. To solve it, we use educational tasks that are the means of formation of cognitive, universal actions. The assignments require the student the whole complex of intellectual skills such as analysis, synthesis, comparison, establishing causal relationships; building a logical chain of reasoning; proof. They open for pupils a possibility of broad orientation in the history, and various subjects. The historical tasks provided in the article are directed to study questions of economic development of Russia in the 19th century. They have various levels of complexity depending on nature of pupils’independent cognitive activity. Various materials including historical documents, which have alreadybecome traditional, scientific and fiction works were used to prepare tasks.

Текст научной работы на тему «Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников»

УДК 372.893

Н. Ф. Бабурина

Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников

Приоритетной целью школьного исторического образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей учащегося самостоятельно определять учебную проблему, формулировать пути и способы решения, отсюда главная задача учителя - научить ученика учиться. Для ее решения используются учебные задачи, которые являются средством формирования познавательных, универсальных действий. Выполнение заданий требует от ученика целого комплекса интеллектуальных умений, таких как анализ, синтез; сравнение, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство. Именно они открывают учащимся возможность широкой ориентации как в истории, так и в различных предметных областях.

Исторические задачи, представленные в статье, направлены на изучение вопросов экономического развития России в XIX в. Они имеют различные уровни сложности в зависимости от характера самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Для составления задач были привлечены различные материалы, в том числе ставшие уже традиционными исторические документы, научная и художественная литература.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, интеллектуальные умения, учебная задача, экономическое развитие России в XIX в.

N. F. Baburina

Educational Tasks on Russian History as a Means to Form School Students'CognitiveUniversal Actions

A priority goal of school history education becomes not the reproductive transfer of knowledge and skills from the teacher to the student, and the formation and development of the student's ability to determine the educational problem independently, to formulate ways and means of solution, hence, the main task of the teacher is to teach the student to learn. To solve it, we use educational tasks that are the means of formation of cognitive, universal actions. The assignments require the student the whole complex of intellectual skills such as analysis, synthesis, comparison, establishing causal relationships; building a logical chain of reasoning; proof. They open for pupils a possibility of broad orientation in the history, and various subjects.

The historical tasks provided in the article are directed to study questions of economic development of Russia in the 19th century. They have various levels of complexity depending on nature of pupils'independent cognitive activity. Various materials including historical documents, which have alreadybecome traditional, scientific and fiction works were used to prepare tasks.

Keywords: cognitive universal educational actions, intellectual abilities, learning task, economic development of Russia in the XIX century.

Динамично развивающемуся современному обществу требуются не просто компетентные в своей области специалисты, а креативные люди, способные нестандартно мыслить, находить подчас оригинальные решения стоящих перед ними задач. Творческий поиск, необходимый в таких случаях, связан с умением результативно мыслить, работать с различными источниками информации. ФГОС второго поколения ориентирует учителя на формирование у школьников широкого спектра познавательных универсальных учебных действий, составной частью которых являются логические учебные действия, связанные с мыслительной деятельностью. Богатейшими возможностями для их формирования обладает такой школьный предмет, как история. Работая на уро-

ках с различными источниками знаний, в том числе историческими документами, справочной, научной и художественной литературой, школьники имеют возможность овладеть такими умениями, как анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Действенным средством формирования познавательных универсальных учебных действий являются учебные задачи, решение которых должно стать неотъемлемой частью современного урока истории.

© Бабурина Н. Ф., 2016

Одним из сложных и недостаточно интересных разделов истории, по мнению многих школьников, является раздел, посвященный изучению экономического развития стран. На наш взгляд, для изучения этих вопросов можно и должно использовать познавательные задачи, которые позволят ученикам с интересом постигать особенности экономической деятельности отдельных групп людей и объяснять экономические процессы. Примером могут служить задачи, посвященные проблемам экономического развития России XIX в.

Задания составлены на основе фрагментов исторических источников, статистических данных, использовались также отрывки из научной и художественной литературы. В содержательном плане предлагаемые задачи направлены на формирование экономических понятий, отражающих развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли в России в XIX в., таких как «промышленный переворот», «отходничество», «товарно-денежные отношения», «мануфактура». Выполнение заданий дает возможность школьникам характеризовать экономическое развитие России в XIX, рассказывать о промышленном перевороте, его экономических и социальных последствиях. Задания позволяют характеризовать предпринимательскую деятельность участников рыночных отношений. Ряд заданий нацелен на формирование оценочных суждений и эмоционально-ценностного отношения к результатам деятельности человека в экономической сфере.

Учебные задачи способствуют организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в ходе которой происходит сознательное усвоение экономических знаний, развитие мыслительных умений. Сам процесс решения задач способствует развитию у школьников умения оперировать экономическими категориями, видеть связь между фактами, высказывать аргументированные оценки.

Учебные задачи носят репродуктивный и творческий характер, что позволяет осуществить дифференцированный подход к организации деятельности школьников в процессе формирования экономических знаний. Часть заданий направлена на усвоение экономических представлений и понятий, их выполнение формирует умения описывать экономические явления на основе правильного подбора фактов. В результате учащиеся смогут различать существенные признаки экономических явлений, процессов. Вторая группа заданий ориентирует учеников на применение усвоенных по-

нятий для анализа экономических явлений, процессов под руководством учителя. Выполняя задания, учащиеся под руководством учителя осуществляют мыслительные операции анализа, синтеза и производные от них - сравнение, обобщение, конкретизацию.

Для формирования творческого, самостоятельного мышления используются задания творческого характера, позволяющие делать аргументированные заключения об основных тенденциях развития экономики России XIX в.; прослеживать экономические явления в развитии. В ходе решения задач данного уровня учащиеся определяют мотивы поведения общественных групп и отдельных лиц, дают оценку экономического явления с точки зрения его прогрессивности, выявляют многообразие факторов, влияющих на экономическое развитие России XIX в., отдельных ее регионов.

Исходя из роли и функций познавательных заданий в учебном процессе, они подразделяются на проверочные, тренировочные и творческо-поисковые. Это дает возможность учителю истории систематически применять их в процессе обучения. Кроме этого, данная классификация позволяет реализовать дифференцированный подход в процессе формирования экономических знаний.

Рассмотрим примеры организации деятельности учащихся на основе следующих учебных задач.

Задача № 1. «В 1829 году на первой промышленной выставке были представлены паровые машины. Правительственный указ от 20 октября 1834 г. гласил: "Внести в форму ведомостей о фабриках, собираемых гражданами губернаторами, в графу о машинах обязательные пояснения -какими силами действуют машины: парами, ветром, водой..." В 1835 году на промышленной выставке крестьянину Николаеву было выдано 500 рублей "за оказание услуг по устройству машин для известнейших фабрик" (имеются в виду текстильные предприятия)» [4].

Что такое промышленный переворот? Каковы две его стороны? О какой стороне промышленного переворота свидетельствуют данные факты? На основе документов сделайте вывод о начале промышленного переворота в России.

При выполнении задания школьникам необходимо вспомнить определение промышленного переворота, соотнести его с предложенными фактами, на основе чего определить, что документы свидетельствуют о технической стороне промышленного переворота, сделать вывод о начале данного процесса в России.

Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников

Задача № 2. Современники, описывая город Казань в начале XIX в., отмечали, что «здесь имелось до 850 лавок, действовал Гостиный двор с 8 торговыми рядами... На трех площадях тоже проводилась торговля: на Хлебную ярмарку съезжались каждый день крестьяне для продажи хлеба, гороха... а на двух других площадях крестьяне продавали всякие съестные припасы... К 1861 году в Казани имелось: магазинов - 38, лавок, лавочек - 893, амбаров на пристанях - 73, гостиниц -33, постоялых дворов - 20...» [4]. О каких формах торговли свидетельствует описание Казани? Назовите другие крупные торговые центры.

Задание направлено на формирование знаний о разных формах внутренней торговли I половины XIX в. От учащихся требуется соотнести понятия «постоянная и периодическая формы торговли» с фактами, приведенными в описании города Казани.

Задача № 3. В приведенных отрывках из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» [3] говорится о двух явлениях экономической жизни России, назовите их:

«Пошли по лавкам странники: Любуются платочками. Ивановскими ситцами. Клеями, новой обувью -Издельем кимряков».

«В моей Сурминской волости Крестьяне все подрядчики. Бывало дома скучно им, Все на чужую сторону Отпросятся с весны».

Объясните слова поэта «бывало дома скучно им...», почему Н. А. Некрасов так говорит о крестьянах Сурминской волости?

От учеников требуется не только назвать явления экономической жизни, но и аргументированно объяснить свой ответ. Задание можно усложнить, предложив ученикам найти на исторической карте города и села, о которых идет речь в первом приведенном отрывке, объяснить, используя знания по экономической географии, с чем связаны эти занятия.

При изучении экономических явлений и процессов важно показать деятельность субъектов рыночной экономики, сформировать эмоционально-ценностное отношение к ее результатам и способам их достижений. Приводим один из примеров такого задания:

Задача № 4. Русский писатель П. И. Мельников (Андрей Печерский) так описывает русское купечество начала XIX в.: 96

«Приехал однажды Макар Тихоныч Маслянни-ков из города развеселый. Сели обедать, говорит он сыну: "Сегодня нам с тобой, Евграф, счастья бог послал - всю залежь, чтоб ее в лавке не было, с рук спустил. Что ни было старого, негодящего товара, весь сбыл, да еще за наличные. Думал убытки нести - выпал барыш, да какой!"

— Кому же, тятенька, продали? - робко спросил Евграф Макарыч.

— Послал господь олуха. Благодари создателя. Дела-то свои только что начинает, толку ни в чем не смыслит. Молоденький, легковерный такой: что ему не ври, всему верит... Уж и объегорил я его...

Дмитрий Веденеев - он кой-чему научился, видел пошире, глядел на дела пояснее, чем старые рыбники (купцы, торговавшие рыбой). Родитель его по приказу губернатора отдал его учиться в коммерческую академию... Дмитрий хоть и молод был, хоть и ученый, но не бросил родительского дела, не порвал старых торговых связей, к старым рыбникам был угодлив и почтителен, а сам вел живую переписку со школьными товарищами, что сидели в первостатейных конторах, вел широкие дела или набирался уму-разуму в заграничных поездках... Старого закала рыбники понять не могли, отчего это у Митеньки (так они звали его между собой) так все спорится, отчего это он умеет вовремя купить, вовремя продать, и хоть бы раз споткнулся на чем-нибудь» [1].

Сравните торговую деятельность русских купцов II половины XIX в.

Выскажите свое мнение о способах ведения торговли каждого из них.

Учебные задачи способствуют формированию знаний о разных типах поведения купцов, участвующих в торговых операциях. Оно носит творческий характер, предполагает анализ деятельности людей на основе их поступков; от учащихся требуется высказать оценочные суждения о действиях человека в определенной экономической ситуации.

При изучении вопросов о развитии экономики в России учащимся можно предлагает задания, направленные на развитие умения применять имеющие знания в новой ситуации, способности творчески осмысливать данные из различных источников. Примерами могут служить следующие задания:

Задача № 5. На основе анализа рекламных объявлений [2] определите характер торговли в России во второй половине XIX в. Что изменилось в сравнении с первой половиной XIX в.? Аргументируйте свой ответ.

Выполнение творческих заданий требует применения известных учащимся исторических понятий. Примером может служить следующая учебная задача: «О каком явлении в промышленном производстве России I пол. XIX в. свидетельствуют следующие факты? Какое понятие вы используете для анализа следующих данных?

— В 1835 году на промышленной выставке крестьянину Николаеву было выдано 500 руб. "за оказание услуг по устройству жаккардовых и др. машин для известнейших фабрик".

— В 1829 году на 1-й промышленной выставке были представлены паровые машины.

— Правительственный указ от 20 октября 1834 г.: "...внести в форму ведомостей о фабриках, собираемых гражданами губернаторами, в графу о машинах обязательные пояснения - какими силами действуют машины: "парами, ветром, водой или лошадьми"» [4].

Для формирования знаний о процессе социального расслоения общества школьникам предлагаются следующее задания:

«Ивановские "крестьяне-фабриканты" уплачивали оброк на "маломочного крестьянина", который трудился по найму на их предприятиях. Аналогичная картина была и в Гребневской вотчине князей Голицыных в Московской губернии, где оброк на крестьян, работавших по найму на мелко-ткацких предприятиях, платили сами

"крестьяне-фабриканты"». «Крестьяне князей Голицыных Грошевы в 30-х гг. XIX в. из 1197 десятин собственной покупной земли сдавали в аренду 190 крестьянам соседних селений...» «Крестьянин Ростовского уезда Ярославской губернии Андрей Попков сдавал в аренду петербургским купцам и мещанам 3 алебастровых „завода", построенных на его земле, 2 лесных склада, получая ежегодно дополнительно к доходу с огородов еще 9 850 рублей ассигнациями» [4]. Какие изменения происходят в социальном облике русской деревни? Свой вывод подтвердите примерами из документа.

Для составления учебных задач рекомендуется использовать отрывки из научной литературы в сочетании с историческими документами. Примером может служить следующее задание:

— Объясните выражение М. И. Туган-Барановского «фабрика идет к мужику» [5], используя статистические данные: «На Прохоров-ской мануфактуре в московском заведении действовало 370 ручных станков, а по деревням работало до 700. На крупной мануфактуре Соло-довниковых на московском предприятии работало 1,2 тыс. рабочих, а по деревням - 4,4 тыс. ткачей» [4].

При изучении истории России настоятельной необходимостью является обращение к региональному компоненту. В связи с этим учащимся может быть предложена следующая задача: «Проанализируйте следующие данные и определите, почему в 1861 году в Даниловском уезде Ярославской губернии на крестьянских полях было посеяно картофеля в 33 раза больше, чем ярового хлеба?»

— С середины 50-е гг. в Даниловском уезде развернул свою деятельность известный заводчик Н. Понизовкин. Построив паточный завод и 6 терочных заводов, он обеспечил тем самым неограниченный рынок сбыта для картофеля.

— Крестьяне произвели следующие расчеты: «Картофель сажаем по 12,5 на десятину. Родится он иногда сам-3, сам-6. Если положить, что обыкновенно придет сам-4, то за исключением семян остается 37 четвертей, а цена ему дешевая нынешний год - 40 руб. с десятины. Овес, который сеян до картофеля, давал 18 руб. с десятины».

— В 1861 году в Даниловском уезде на крестьянских полях было посеяно: озимого хлеба -565 четвертей, ярового - 140 четвертей, картофеля - 23 500 четвертей» [4].

Приведенные примеры творческих познава-

ГЛАВНЫЙ французским склад

Большая морская, N 5. Французские и испанские вина. Ликеры лучших марок. Морские рыбы. Соль, тюрбо и прочие, устрицы, омары и консервы. Гаванские сигары, французские папиросы и табак, прованское масло ОПТОМ и в РОЗНИЦУ_

МОСКОВСКИЙ ТОРГОВЫЙ ДОМ Бр. А. и Я. АЛЬШВАНГ в Киеве на Крещатике в доме Гранд-Отель Специальный магазин полотна, мужского, дамского и детского белья готового, на заказ и полное приданое собственной фабрики в Москве

Фабрика на Малой Гл. контора и оптовый Никитской дом Князя склад Никольская, дом Бра-

Урусова__тьев Третьяковых_

МАГАЗИНЫ В Харькове, Одессе, Тифлисе, Варшаве, Вильно, Севастополе и Кишиневе_

КОЖЕВЕННЫЙ ЗАВОД Б. М. ОРЕНШТЕЙН и К° Прейс-куранты и образцы высылаются по первому требованию бесплатно

Учебные задачи по истории России как средство формирования познавательных универсальных действий школьников

тельных задач по истории России XIX в. направлены на формирование у школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для решения учебных заданий; анализировать информацию с целью выделения существенных и несущественных признаков, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи. Содержание познавательных задач имеет целью научить школьников основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, исторических документов, формирует умение выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Библиографический список

1. Мельников, П. И. (Андрей Печерский). В лесах [Текст] : в 2 кн. / П. И. Мельников (Андрей Печерский). - М. : Xудожественная литература, 1986. -896 с.

2. Настольная справочная книга для купцов, фабрикантов, заводчиков, ремесленников и вообще лиц, занимающихся промышленной деятельностью [Текст]. - СПб., 1896. - 776 с.

3. Некрасов, Н. А. Стихотворения и поэмы [Текст] / Н. А. Некрасов. - М. : Xудожественная литература, 1971. - 624 с.

4. Сумароков, П. Прогулка по 12-ти губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году [Текст] / П. Сумароков. - СПб. : Тип. А. Сычева, 1839. - 331 с.

5. Туган-Барановский, М. И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке [Текст] / М. И. Туган-Барановский. - М. : Московский рабочий, 1922. -428 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Mel'nikov, P. I. (Andrej Pecherskij). V lesah [Tekst] : v 2 kn. / P. I. Mel'nikov (Andrej Pecherskij). -M. : Hudozhestvennaja literatura, 1986. - 896 s.

2. Nastol'naja spravochnaja kniga dlja kupcov, fabri-kantov, zavodchikov, remeslennikov i voobshhe lic, zanimajushhihsja promyshlennoj dejatel'nost'ju [Tekst]. -SPb., 1896. - 776 s.

3. Nekrasov, N. A. Stihotvorenija i pojemy [Tekst] / N. A. Nekrasov. - M. : Hudozhestvennaja literatura, 1971. - 624 s.

4. Sumarokov, P. Progulka po 12-ti gubernijam s is-toricheskimi i statisticheskimi zamechanijami v 1838 godu [Tekst] / P. Sumarokov. - SPb. : Tip. A. Sycheva, 1839. - 331 s.

5. Tugan-Baranovskij, M. I. Russkaja fabrika v proshlom i nastojashhem. Istoricheskoe razvitie russkoj fabriki v XIX veke [Tekst] / M. I. Tugan-Baranovskij. -M. : Moskovskij rabochij, 1922. - 428 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.