Научная статья на тему 'Учебные задачи открытого типа'

Учебные задачи открытого типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1050
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PROBLEMS OF OPEN TYPE / CREATIVE PROBLEMS / CREATIVITY DEVELOPMENT / CREATIVE POSSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утемов Вячеслав Викторович

В статье рассматривается понятие учебной творческой задачи. Автором описываются творческие задачи задачи открытого типа. Приводиться соотношение между различными типами задач и дается сравнительная характеристика тренировочных и творческих задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development model creativity on the basis of system of problems of open type

In article the concept an educational creative task is considered. The author describes creative tasks problems of open type. To be brought the relation between types of tasks, and also the comparative characteristic of training and creative tasks is given.

Текст научной работы на тему «Учебные задачи открытого типа»

Утемов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1257 УДК 37.036.5

Утёмов Вячеслав Викторович,

преподаватель кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров lider [email protected]

Учебные задачи открытого типа

Аннотация. В статье рассматривается понятие учебной творческой задачи. Автором описываются творческие задачи - задачи открытого типа. Приводиться соотношение между различными типами задач и дается сравнительная характеристика тренировочных и творческих задач.

Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.

Проанализируем трактовку понятия «учебная задача».

В психолого-педагогических исследованиях распространена трактовка задачи как совокупности цели субъекта и условий, в которых она должна быть достигнута. Описывая предмет задачи, исследователь вправе включить в него все, что он считает существенным из «условий, в которых задана цель» [1].

Задача в самом общем виде - это система, обязательными компонентами которой являются: а) предмет задачи, находящийся в исходном состоянии (или, как мы будем говорить в дальнейшем, исходный предмет задачи); б) модель требуемого состояния предмета задачи (эту модель мы отождествляем с требованием задачи).

В. Ф. Спиридонов [2] выделят три основных традиции понимания термина «задача». В соответствии с одной из трактовок, задача понимается как словесная формулировка определенной проблемной ситуации [3]. Во втором значении «задача» есть синоним «цели», стоящей перед человеком. Иными словами, любая поставленная перед человеком цель уже является задачей, которую можно решать тем или иным способом. Когда речь идет о способе решения, то «задача» описывается с третьей точки зрения. В рамках этой традиции задача определяется не просто как цель, а как цель, данная в определенных условиях. В этом случае направление действий человека вновь определяется целью, но условия, в которых дана цель, уже определяют тот способ, которым эта цель может быть достигнута.

Здесь при описании развития креативности будем понимать задачу с позиции первой из представленных трактовок.

Важнейшим элементом структуры учебной деятельности является учебная задача, решая которую, учащийся выполняет определенные учебные действия и операции. Под учебной деятельностью понимают всякую деятельность, основная функция которой состоит в овладении средствами других деятельностей. Мотивы учебной деятельности могут быть разными, но основным мотивом, специфическим для нее, является познавательный интерес.

В педагогике издавна принято понимать под учебной задачей специфический вид задания, даваемого учащимся. Это чаще всего такое задание, которое требует от них более или менее развернутых мыслительных действий (продуктивных или репродуктивных). В соответствии с этим учебная деятельность, как и любая другая, имеет заданную структуру, т. е. осуществляется как решение специфических для нее учебных задач [4].

f\j ■Л f\j

Утемов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1257 УДК 37.036.5

Осуществление учебной деятельности представляет собой последовательно выполняемые учащимся учебные действия или операции по решению учебной задачи, движимые определенным мотивом. Цель этой деятельности - усвоение теоретического знания.

Таким образом, определение задачи как цели, данной в условиях, вводит два основных структурных элемента задачи - цель и условия. Кроме этих элементов обычно еще выделяют способ решения и само решение - ответ.

В дальнейшем мы будем ориентироваться на определение учебной задачи как задачи, требующей от учащегося открытия и освоения в учебной деятельности общего способа (принципа) решения относительно широкого круга частных практических задач.

Большую роль для всестороннего и гармоничного развития личности среди учебных играют творческие задачи, для выполнения которых требуется изменение изученных правил или самостоятельное составление новых правил, в результате решения которых создаются субъективно или объективно новые системы - информация, конструкции, вещества, явления, произведения искусства.

Охарактеризуем творческие задачи, используемые в учебном процессе.

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить как выполнение определенных заданий. В исследовании мы придерживаемся взглядов И. Э. Унт [5], отмечающей такие характеристики творческих заданий, как требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое.

Творческие задачи, которые возникают в процессе жизнедеятельности человека, к сожалению, имеют мало общего с теми, которые традиционно решаются учащимися в школе [6]. Это так называемые «тренировочные» задачи. Учебный процесс в школе построен так, что учащимся выдаются «готовые» знания, факты (фактологическое обучение). Затем эти знания используются для решения задач в стандартных ситуациях. Кроме того, в таких задачах все необходимое для решения уже дано; что требуется также известно, и даже известен ответ (обычно в конце задачника). Достоверность исходных данных у учащегося не вызывает тени сомнения.

Творческие же задачи отличаются от тренировочных тем, что собственно задачи как таковой поначалу нет. Ее еще предстоит выявить из проблемной ситуации, которая возникает перед человеком. При этом исходные данные противоречивы и недостоверны. Их надо критически осмыслить и оценить. Как правило, возникает необходимость дополнить их и найти способ разрешения противоречия. Уже с этого момента учащийся включается в творческий процесс, начинает активно думать. В этой, поставленной им самостоятельно, задаче еще не известно что необходимо искать, ответ также непредсказуем.

Для сравнения тренировочных и творческих задач составим таблицу их основных характеристик (табл. 1) [7].

Таблица 1

Сравнительные характеристики тренировочных и творческих задач

Тренировочные задачи Творческие задачи

Содержат исчерпывающие сведения для решения Данных для решения недостаточно или их избыток

Данные достоверны и непротиворечивы Данные противоречивы или недостоверны

Решение детерминированное и единственное Дается ситуация, а задачу еще надо поставить

Решение предсказуемо Решение вероятностное и множественное; ответ непредсказуем

r\j r\j

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 12S? УДК 37.036.S

Утемов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

Учебный процесс, использующий творческие задачи, меняет доминанту с репродуктивной схемы (главной для традиционной школы): готовые знания - усвоение знаний - контроль прочности усвоение знаний - на схему поисковой познавательной деятельности: проблема - многовариантный поиск решения - выбор оптимального решения.

Это не значит, что надо полностью отказаться от репродуктивного обучения: его доля в обучении должна быть уменьшена.

По мнению М. М. Зиновкиной и И. В. Страхова, переход на новую схему осложнен, для этого необходимо в содержание обучения ввести общеразвивающий цикл курса по методологии творчества - науки о методах и приемах решения творческих задач [8].

Таким образом, для развития творческой составляющей личности учащихся необходимы творческие задачи, но не сами по себе, а только если учащиеся будут осваивать методы решения творческих задач и самостоятельно создавать их модификации.

Использование в учебном процессе задач, направленных на развитие креативности, достаточно проблемно из-за сложности определения самого «творчества» и трудности работы с ним.

Близка к классификации творческих задач классификация задач на закрытые и открытые [9]. В рамках нашего исследования для развития креативности мы используем задачи открытого типа.

Рассмотрим отдельно задачи закрытого и открытого типа. Для этого сначала выделим характеристики основных параметров задач закрытого типа.

Задачи данного типа предусматривают четкую и однозначную трактовку условия проблемы, из которого, зачастую, единственный способ решения напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно верное решение. Такие задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать креативность (рис. 1).

Условие

Условие содержит все необходимые данные в явном виде

Решение

Метод решения известен и представляет собой цепочку формальных операций

Ответ

Правильный ответ определен однозначно

Рис. 1. Структурная схема задач закрытого типа Задача 1. Выделите части слова «мухоловка»?

Вспоминаем основные морфемы. Перечисляем их. Находим соответствующие части слова. Проверяем, и ответ получен. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен и задан в самой задаче. Ответ единственный. Это задача закрытого типа (рис. 2).

Условие

Решение

Ответ

Условие содержит все необходимые данные в явном виде

Метод решения известен и представляет собой цепочку формальных операций

Правильный ответ определен однозначно

Рис. 2. Структурная схема задачи 1

(V Q ли

Утемов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. -Гос. рег. Эл № фС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1257 УДК 37.036.5

Задания такого типа дидактически ценны при отработке какого-либо конкретного приема решения или при изучении нового материала. Эти задачи основаны на готовых фактах и знаниях и решаются при полной информации о способе решения, условиях и, иногда, ответе, достоверность которого не вызывает сомнения. Закрытые задачи являются основой традиционной парадигмы образования, зачастую создавая ситуацию игнорирования креативности ребенка.

Теперь рассмотрим задачи открытого типа. Для этого выделим характеристики их основных параметров (рис. 3).

Условие

О

О

0^0

оо°<

Решение

Методы решения разнообразные

Ответ

о ~ - о

Условие «размытое», О есть степень q неопределенности

о

оОо

° о °

о

О

Рис. 3. Структурная схема задач открытого типа

Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, которые не являются прямолинейными; двигаясь по ним, попутно приходится преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет.

Задача 2. Как на ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что Земля шарообразная?

Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. Контрольное решение заключается в использовании знаний из дисциплин естественнонаучного цикла и также своей наблюдательности, находчивости (рис. 4).

Условие

О ° О

Решение

На базе любого факта строиться обоснование

Ответ

О

О

О

°0© Информации О недостаточно

О

О

оОо

О о °

о

о

обоснованный факт

Рис. 4. Структурная схема решения задачи 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

yj IV

Утемов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1257 УДК 37.036.5

Рассмотрим возможные пути исследования данной задачи. Для решения необходимо привести известный факт и его обоснование. Например, невидимости нижних частей предметов на горизонте; одинаковый кругообразный вид горизонта во всех местах на Земле.

Если ученики уже знакомы с элементарными основами механики, то, рассмотрев следующие факты, также могут обосновать шарообразность:

1) все тяжелые тела падают на Землю под равными углами;

2) затмения Луны не имели бы такой формы, если бы Земля была плоская; определяющая линия во время лунных затмений всегда дугообразна;

3) некоторые из звезд видны в Египте и на Кипре, а в местах, расположенных севернее, не видны.

Задачи открытого типа предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение, фантазию и, главное, способствовать развитию креативности.

Таким образом, все задачи можно разделить на учебные и внеучебные, среди них выделяются творческие задачи, которые формулируются в учебном и внеучеб-ном процессе. Среди творческих задач выделим задачи открытого типа, которые также могут быть сформулированы как для учебного, так и для внеучебного процесса. Наглядно отношения между типами задач представлены на рис. 5.

Рис. 5. Отношения между типами задач

Деление задач на задачи закрытого и открытого типа имеет размытые границы, не всегда можно точно отнести рассматриваемую задачу к тому или иному типу, но для развития личности учащихся необходимы не отдельные творческие задачи - задачи открытого типа, а системы творческих задач, занимающие должное место в учебной деятельности по каждой теме, в каждом школьном предмете.

Ссылки на источники

1. Балл Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогический аспект. - М.: Педагогика, 1990. -184 с.

2. Спиридонов В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем: учебное пособие. - М.: Генезис, - 2006. - 319 с.

3. Фридман Л. М. Основы проблемологии. - М: Синтег, 2001. - 228 с.

4. Костюк Г. С., Балл Г. А., Машбиц Е. И. О задачном подходе к исследованию учебной деятельности // Вторая Пражская конференция «Психология человеческого учения и решение проблем». -Прага: Резюме, 1973. - 70 с.

5. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

Утемов В. В. Учебные задачи открытого типа // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1257. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1257.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1257 УДК 37.036.5

6. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 177 с.

7. Утёмов В. В. Технология формирования креативности на основе задач открытого типа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - Сургут: Изд-во СургГПУ, 2011. -№3 (14) - С. 51-57.

8. Зиновкина М. М. Инженерное мышление: Теория и инновационные педагогические технологии. -М.: МГИУ, 1996. - 283 с.

9. Утёмов В. В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - URL: www.science-education.ru/99-4805.

Utyomov Vyacheslav,

teacher of the chair natural sciences and technical disciplines Kirov-ray branch Moscow State Industrial universities, Kirov lider [email protected]

Development model creativity on the basis of system of problems of open type Abstract. In article the concept an educational creative task is considered. The author describes creative tasks - problems of open type. To be brought the relation between types of tasks, and also the comparative characteristic of training and creative tasks is given.

Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»

КОНТ ТКГГТ

научно-методический электронный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.