УДК 37.015.324
О. Г. Селиванова
Учебные технологии как фактор становления субъектности школьника
В статье раскрывается понятие учебной технологии как системы действий ученика по достижению им личностно и социально значимых целей в учении. Авторская позиция заключается в том, что использование учебной технологии определяется желанием самого школьника и отражает уровень становления его субъектности. В статье дается характеристика таких учебных технологий, как «Я хочу учиться», «Я могу учиться», «Я умею учиться»: раскрываются цель, содержание, алгоритм взаимодействия педагога и школьника, ожидаемый результат. Учебная технология «Я хочу учиться» предназначена для учащихся с низкой мотивацией учения, испытывающих недовольство школой. Она предполагает выполнение школьником системы индивидуальных заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей. Технология «Я могу учиться» разработана для учащихся с ситуативным проявлением позитивного отношения к учению и означает поддержку учителем деятельности школьника на всех этапах: постановки целей, усвоения учебного материала, выбора способов и рефлексии. Технология «Я умею учиться» рассчитана на детей с осознанными образовательными потребностями и сформированными учебными умениями. Роль педагога заключается в сопровождении школьника в достижении им целей учения.
Ключевые слова: учебная технология, субъектность школьника, уровни становления субъектности школьника O. G. Selivanova
Educational Technologies as a Factor of Formation of Pupil's Subjectivity
The article deals with the concept of the educational technology as a system of pupil's actions to achieve personally and socially meaningful goals in studies by himself. The author's position is that the use of the educational technology is determined by the desire of the pupil, and it reflects the level of his subjectivity formation. The article describes such an educational technology as «I want to learn», «I can learn», «I am able to learn»: the goal, the content, the algorithm of interaction of the teacher and the pupil and the result are revealed.
The educational technology «I want to learn» is designed for pupils with low motivation, experiencing dissatisfaction of school. It includes a number of individual tasks, developing his intellectual abilities. The technology «I can learn» is designed for pupils with a situational manifestation of the positive attitude towards learning and it means that a teacher supports his activities at all stages: setting goals, learning material, selection of methods and reflection. The technology «I am able to learn» is designed for pupils with the informed-governmental educational needs and formed educational skills. The role of the teacher is to support the pupil in achieving his goals in study.
Keywords: a learning technology, pupil's subjectivity, levels of the formation of the pupil's subjectivity.
В настоящее время все чаще центральной фигурой образования признается учащийся, «понимаемый не абстрактно, не как класс, группа или весь контингент учебного заведения, а рассматриваемый на уровне каждого отдельного человека, во всем богатстве и многообразии его личностных интересов, потребностей, устремлений» [2, с. 12]. Как показал анализ образовательной практики, признание школьника субъектом учения еще не влечет за собой существенных изменений в организации образовательного процесса.
Определяя цели, содержание, методы и организационные формы обучения, учитель руководствуется, прежде всего, собственными представлениями о предстоящей деятельности, не заботясь о том, насколько это востребовано конкретным школьником. Именно он выбирает педаго-
гическую технологию, которая выступает как «система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи» [3, с. 180].
Такой подход приводит к тому, что для значительной части школьников учение утратило смысл, знания оказываются внешними по отношению к его реальной жизни. Одной из основных проблем современной школы является отчуждение ребенка от задаваемого ему образования, что ведет к снижению мотивации учения, гиперболизации формальных ценностей образования (получение отметки, сдачи экзаменов, поступления в вуз).
С нашей точки зрения, углубление и расширение понимания субъектности школьника имеет большой педагогический смысл, поскольку от-
© Селиванова О. Г., 2015
крывает новые возможности повышения качества образования. Проведенный нами анализ понятийного поля позволил сформулировать собственное понимание этого феномена. Мы рассматриваем становление субъектности школьника как процесс осознания им своих потребностей в познании и преобразовании себя и окружающего мира в ходе постановки и достижения личностно и социально значимых целей учения.
В настоящее время активно разрабатываются инновационные способы включения школьника в образовательный процесс, такие как индивидуальная образовательная траектория ученика, индивидуальный образовательный маршрут учащегося, индивидуальная образовательная программа школьника. Однако эти возможности могут быть не использованы учеником в силу его неготовности учиться инициативно, самостоятельно и ответственно.
Мы исходим из того, что важным фактором становления субъектности школьника являются учебные технологии - способ осуществления школьником образовательной деятельности с учетом его образовательных потребностей и познавательных возможностей. Учебную технологию мы рассматриваем как систему действий ученика по достижению им личностно и социально значимых целей в учении.
В основу разработки учебных технологий нами положен уровень становления субъектности школьника, который определяет тип взаимодействия педагога и учащегося, цель, содержание и результат. Наш подход напрямую соотносится с классификацией технологий по характеру взаимодействия педагога и ребенка (технология воздействия, технология взаимодействия, технология сопровождения), разработанной ярославскими учеными [5, с. 23].
А. М. Новиков справедливо отмечал, что если «по проблемам педагогических технологий на сегодня мы имеем тысячи публикаций, то, к сожалению, проблема учебных технологий вообще никак не исследовалась» [2, с. 130]. В данной статье мы стремимся в определенной степени восполнить пробелы и раскрываем разработанные и апробированные нами учебные технологии.
Учебная технология «Я хочу учиться»
Уровень потенциальной субъектности школьника: школьником не осознаются его познавательные особенности. Образовательные потребности развиты слабо. Активность в учении проявляет редко, часто она имеет внеситуативную, не свя-
занную с учением, направленность. Неудовлетворенность педагогами, школой, образованием.
Тип взаимодействия: педагог-инициатор -школьник-исполнитель.
Цель: обеспечить осознание школьником причин затруднений в учении на основе усвоения учебного материала в объеме требований государственных образовательных стандартов.
Содержание: на основе психолого-педагогической диагностики разработка и реализация системы индивидуальных заданий, направленных на повышение мотивации учения, на интеллектуальное развитие, на построение образовательной деятельности. Эта учебная технология позволяет разрешить следующее противоречие: для повышения мотивации учения школьнику необходим учебный материал, не требующий серьезных умственных усилий, в то же время для развития интеллекта, напротив, требуется учебный материал, усвоение которого вызывает затруднения. Известно, что одинаково выраженные трудности в учении у некоторых школьников имеют разную психологическую природу в зависимости от того, в какую структуру личности они включены, назначение педагогической диагностики заключается в том, чтобы выявить особенности мо-тивационно-потребностной сферы школьника и способность к обучению - обучаемость. На основе результатов диагностики для ученика (на учебный год) разрабатывается система индивидуальных заданий, направленных на интеллектуальное развитие, и креативные задания - на повышение мотивации учения. Технология включает следующие этапы:
1-й этап - обучение школьника самооценке, то есть умению соотносить результат выполнения каждого индивидуального задания с эталоном - образцом полного и правильного ответа;
2-й этап - обучение школьника самоконтролю, то есть умению определять степень трудности задания, свою готовность ее преодолеть, время, необходимое для выполнения задания, и необходимость помощи учителя;
3-й этап - обучение школьника выбору уровня, объема, типа и формы выполнения задания;
4-й этап - обучение школьника субъектному целеполаганию, то есть постановке собственной цели в учении.
Результат: осознание школьником своих познавательных возможностей и
образовательных потребностей, улучшение отношения к учению и педагогам.
Учебная технология «Я могу учиться»
Уровень модусного проявления субъектности: осознает взаимосвязь результата учения и своих усилий, но активность проявляет только на основе внешнего принуждения или стимула. Испытывает положительные эмоции от конкретных успехов. Проявляет неуверенность и пассивность в учебных ситуациях.
Тип взаимодействия: педагог-эксперт -школьник-организатор.
Цель: обеспечить включенность школьника в управление качеством собственного образования.
Содержание: педагогическая поддержка школьника в субъектном целеполагании, в усвоении обязательного учебного материала и выборе форм учебной работы, развитие рефлексии. Постановка индивидуальных целей осуществляется следующим образом. Педагог, охарактеризовав требования к результату изучения учебной темы и раскрыв возможности выбора учащихся, пред-
Тема:_
Моя цель ее изучения:_
Как нам представляется, обучение самостоятельному учению должно осуществляться посредством создания ситуации выбора на уроке, которую можно рассматривать как «спроектированный учителем элемент (этап) урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать свое предпочтение одному из вариантов учебных задач и способов их решения для проявления своей активности, самостоятельности и индивидуального стиля познания» [6, с. 199]. Таким образом, предметом выбора ученика могут выступать не только цели обучения, но и содержание учебного материала (за пределами государственного образовательного стандарта); уровень задания, его вид или характер; форма его выполнения - письменно или устно; индивидуальное и коллективное выполнение; темп изучения учебного материала и выполнения задания; право на собственную оценку результатов своей деятельности.
Заключительный этап посвящен не только отчету школьника о проделанной работе, но и поиску ответов на вопросы: какие цели я ставил перед собой при изучении темы (или учебного курса)? Что принципиально важного для себя лично я узнал при изучении темы? Чему я научился? Ка-
лагает им поставить свою индивидуальную цель в ее изучении. В случае затруднений учащихся мы рекомендуем педагогу оказать поддержку, предложив закончить одну из следующих фраз:
— Мне интересно узнать_
— При изучении темы я хотел бы выяснить (научиться, понять)_
— У меня никогда не получалось _,
поэтому я попробую_
— До меня никто не делал (не решил, не пытался), поэтому я_
— Для того чтобы получить отметку (зачет по теме), я_
На данном этапе важно также помочь ученику определить объем, характер и сроки самостоятельной работы как на уроках, так и в домашних условиях.
Мы рекомендуем педагогам организовать деятельность школьника с помощью таблицы:
ковы были мои главные затруднения? Как я их преодолевал? Добился ли я ожидаемого результата? Что я изменил бы в своей деятельности, имея такую возможность? Что я понял о себе, других людях, окружающем меня мире?
Результат: развитие образовательных потребностей школьника, формирование универсальных учебных действий, рефлексии.
Учебная технология «Я умею учиться»
Уровень атрибутивного проявления субъектности: ставит личностно значимые цели в учении, выходящие за пределы нормативно заданной деятельности, проявляет интеллектуальную инициативу и надситуативную активность. Обладает навыками продуктивной самостоятельности. Осознанно управляет качеством собственного образования.
Тип взаимодействия: педагог-консультант -школьник-инициатор.
Цель: предоставить школьнику возможность для удовлетворения образовательных
потребностей, построения своей
образовательной деятельности.
Содержание: педагогическое сопровождение
Дата (когда?) Цель (зачем?) Содержание (что?) Форма (как?) Результат (к чему должен прийти?)
Требования ФГОС
Мои дополнения
школьника при проектировании им индивидуальной образовательной программы по предмету (при определении цели, отборе содержания учебного материала (углубление, расширение, систематизация), определении сроков его изучения, форм контроля и самоконтроля. Индивидуальная образовательная программа может охватывать разные учебные периоды - урок, день, неделю, учебную четверть, учебный год. Логика анализа изменений самого ученика в ходе учебной деятельности столкнула исследователей с проблемой индивидуальных различий. В условиях управляемого обучения индивидуальные различия не сглаживаются, а напротив, становятся более выраженными. В. В. Давыдов и А. К. Маркова ставят вопрос «о возможности целенаправленного формирования особенностей учебной деятельности школьника, а не только учета их как предпосылок обучения» [1, с. 22].
1-й этап - диагностика учителем уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области
Диагностика может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования. Для этого необходимо разъяснить учащимся, что они имеют право на постановку собственных целей изучения предмета. Например, образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Необходимо также обеспечить знание учеником инвариантных составляющих процесса обучения (знания, умения и навыки, которые должны быть усвоены с учетом требований государственного образовательного стандарта, планируемые контрольные работы, сроки), а также показать возможности выбора (какой материал может быть изучен дополнительно, какие формы работы могут быть использованы - доклады, выступления, проекты, наблюдения, в какой форме представлен результат - зачет, выступление).
2-й этап - постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.
Как показывает опыт, школьники могут поставить цели конкретно и четко, так, чтобы они были проверяемы. Поставленная цель определяет и подход к отбору содержания учебного материала. Исследователи предлагают разные стратегии отбора содержания учебного материала. Так, А. И. Савенков [4] выделяет следующие:
— стратегия ускорения предполагает увеличение темпов изучения учебного материала, то есть более высокую скорость, по сравнению со сверстниками;
— стратегия обогащения означает обогащение учебного материала как сторону его углубления, то есть переход на более высокий уровень сложности, так и в сторону расширения, то есть увеличение объема изучаемого учебного материала;
— стратегия интенсификации (является во многом альтернативой стратегии ускорения) направлена на повышение интенсивности обучения и рассчитана на школьников, опережающих ровесников в умственном развитии.
Принципиально важно, чтобы содержание индивидуальной образовательной программы включало учебный материал в объеме государственного образовательного стандарта.
3-й этап - экспертиза ИОП ученика, ее презентация автором
Этот этап необходим в том случае, если у учащихся и педагогов еще недостаточно опыта для проектирования индивидуальных образовательных программ. Процедура экспертизы программы другими педагогами позволит учителю, курирующему индивидуальную работу ученика, чувствовать себя увереннее. В то же время ученик, обосновывающий свою предстоящую деятельность, получает возможность либо утвердиться в своих намерениях, либо усомниться в них.
4-й этап - реализация индивидуальной образовательной программы и подведение итогов работы
Результатом реализации индивидуальной образовательной программы может быть доклад, выступление, реферат, исследование, эксперимент, проект, наблюдение и так далее.
Результат: достижение школьником личностно и социально значимого результата учения.
Таким образом, организация деятельности школьников на основе учебных технологий позволяет развивать субъектные качества, адекватные
современному этапу развития российского общества и информационной цивилизации.
Библиографический список
1. Давыдов, В. В. Концепция учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, А. К. Маркова // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 13-26.
2. Новиков, А. М. О предмете педагогики [Текст] / А. М. Новиков // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 8-14.
3. Новиков, А. М. Основания педагогики [Текст] / А. М. Новиков. - М. : Эгвес, 2010. - 208 с.
4. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст] / А. И. Савенков. - М. : Сентябрь, 2001. - 208 с.
5. Чернявская, А. П. Технологии педагогической деятельности [Текст] / А. П. Чернявская, Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова // Ч. 1. Образовательные технологии: учебное пособие/ под общей редакцией А. П. Чернавской, Л. В. Байбородовой. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2012. - 311 с.
6. Яковлева, З. Л. Создание ситуации выбора на уроке [Текст] / З. Л. Яковлева, Т. И. Немцева, Е. Н. Степанов // Школьные технологии. - 2004. -№ 1. - С. 198-200.
Bibliograficheskij spisok
1. Davydov, V V. Koncepcija uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / V. V. Davydov, A. K. Markova // Voprosy psihologii. - 1981. - № 6. - S. 13-26.
2. Novikov, A. M. O predmete pedagogiki [Tekst] / A. M. Novikov // Pedagogika. - 2010. - № 6. - S. 8-14.
3. Novikov, A. M. Osnovanija pedagogiki [Tekst] / A. M. Novikov. - M. : Jegves, 2010. - 208 s.
4. Savenkov, A. I. Odarennyj rebenok v massovoj shkole [Tekst] / A. I. Savenkov. - M. : Sentjabr', 2001. -208 s.
5. Chernjavskaja, A. P. Tehnologii pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / A. P. Chernjavskaja, L. V Bajborodova, I. G. Harisova // Ch. 1. Obra-zovatel'nye tehnologii: uchebnoe posobie / pod obshhej redakciej A. P. Chernavskoj, L. V. Bajborodovoj. - Jaro-slavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 311 s.
6. Jakovleva, Z. L. Sozdanie situacii vybora na uroke [Tekst] / Z. L. Jakovleva, T. I. Nemceva, E. N. Stepanov // Shkol'nye tehnologii. - 2004. - № 1. - S. 198-200.