выводы. Ориентация обучения правописанию суффиксов на их грамматико-семантическую обусловленность способствует формированию прочных орфографических навыков. Использование семантического анализа в орфографических целях дает положительные результаты в обучении правописанию суффиксов, а также в становлении навыков орфографии в целом.
Осознание соотнесенности графического образа суффикса с грамматическим значением слова создает предпосылки для правильного написания суффиксов, в частности суффиксов с Н или НН. Навыки правописания суффиксов успешно формируются при условии такой направленности упражнений, которая обеспечивает семантико-грамматический способ действия учащегося при определении им написания это морфемы.
Усвоение орфографии серьёзно нуждается в языковых знаниях как теоретической основе. Опыт показывает, что орфограммы, не обслуживаемые правилами, усваиваются медленнее и труднее [4].
Список литературы:
1. Алексеенкова Н.В., Разуван Е.И. Формирование речевой готовности у студентов факультета логопедии к осуществлению профессиональной деятельности / Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 2. -С. 130-136.
2. Войнова А.В. Суффиксы НН и Н в причастиях и отглагольных прилагательных. - М.: Просвещение, 2004.
3. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 2009. - 175 с.
4. Исследования по общей теории грамматики. - М.: Наука, 2007.
УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1 2 © Арасланова А.А. , Березина Г.А.
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье рассмотрены возможности формирования УУД младших школьников через выполнение учебных проектов по предмету «Окружающий мир». Анализ этапов работы над учебным проектом позволил авторам выявить возможности формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий на каждом этапе. Определены виды УУД, являющиеся значимыми при вы-
1 Доцент кафедры «Теории и методики дошкольного и начального обучения», кандидат педагогических наук, доцент.
2 Студент, учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6».
полнении проекта определенного вида. Представлена примерная тематика проектных работ по учебному предмету «Окружающий мир».
Ключевые слова: универсальные учебные действия, учебный проект, методика преподавания учебного предмета «Окружающий мир», младший школьник.
Формирование у младших школьников универсальных учебных (УУД) обеспечивает развитие умения учиться и способности к саморазвитию. Одним из значимых этапов реализации методологии и технологии формирования УУД в начальной школе сегодня является «нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действий, определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин» [2, с. 146]. Учебный предмет «Окружающий мир» имеет богатый потенциал, для развития познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД как в урочной так и во внеурочной деятельности.
В условиях, когда в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач эффективным средством формирования УУД может выступать именно проектная деятельность. Проектирование - «это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт» [3, с. 9].
Учащиеся, выполняя постепенно усложняющиеся задания-проекты, часто «подсказанные» реальной жизнью, включаются в творческую деятельность, в ходе которой не только приобретают новые знания, но и учатся планировать свою работу, реализовывать замысел на практике, осуществлять контроль, оценку и презентовать окружающим полученные результаты. Соглашаясь с М.И. Скомороховой отметим, что учебный проект как способ управления самостоятельной деятельностью младших школьников «является продуктивным способом формирования метапредметных универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных)» [4, с. 170]. В отличии от исследовательской работы учебный проект, понимаемый прежде всего как реализация определенного замысла в практическом плане, всегда в итоге имеет конкретный продукт, оригинальный результат, направленный на решение определенных жизненных задач.
Работа над учебным проектом ведется поэтапно, каждый этап работы помимо задачи, связанной с созданием продукта деятельности имеет дидактическую задачу, связанную с формированием УУД.
Таблица 1
Взаимообусловленность этапов работы над учебным проектом с формируемыми УУД
Этапы проекта Формируемые УУД
Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. Регулятивные действия - целеполагание. Познавательные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование деятельности по решению задач проекта. Регулятивные действия - планирование и прогнозирование. Познавательные действия - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиск
Осуществление проектной деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование. Коммуникативные действия - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Презентация результатов. Познавательные действия - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные действия - владение монологической и диалогической формами речи.
На разных этапах реализации проекта изменяется роль учителя и роль ученика. Учитель на этапе, связанном с замыслом проекта выступает в роли организатора, позже становится консультантом и при презентации проекта берет на себя роль координатора. Роли ученика: участник замысливания, творец актер.
Изучение учебного предмета «Окружающий мир» делает возможным включение младших школьников в различные по содержанию и характеру деятельности учебные проекты: творческие, информационные, коллективные, проекты культурно-исторической тематики. Деятельность по реализации каждого вида проекта предполагает развитие разнообразных УУД, но вместе с тем каждый вид учебного проекта может выступать значимым для формирования конкретных определенных УУД.
- Творческие проекты ^ Регулятивные УУД:
- определение целей деятельности;
- составление плана действий по достижению результата творческого характера;
- работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;
- понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации;
- Информационные проекты ^ Познавательные УУД:
- отбор необходимой информации
- работа со словарями, энциклопедией, справочниками, интернет-ресурсами, цифровыми носителями.
- Коллективные проекты ^ Коммуникативные УУД:
- развитие умения организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
- развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
- развитие умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать.
- Проекты культурно-исторической тематики ^ Личностные УУД:
- формирование самоопределения школьников как граждан России.
Возможность заниматься проектной деятельностью заложена во всех
рекомендованных авторских программах. Так, в основу УМК «Начальная школа 21 века» положены условия, способствующие развитию ребёнка: совместная работа его ума, сердца и рук. Опираясь на идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, концепцию перспективной начальной школы А.М. Пышкало, Л.Е. Журовой, Н.Ф. Виноградовой коллектив авторов УМК уделяет особое внимание формированию способности детей творчески решать различные учебные задачи, используя для этого воображение. В методике обучения преобладают поисковая и творческая деятельность: дети ставятся в условия, когда могут применять самостоятельно добытые знания в нестандартных ситуациях. Авторы УМК рассматривают проект как специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Доля самостоятельной работы ребёнка над проектом последовательно увеличивается от 1 класса к 4. УМК предусматривает поэтапное вхождение школьников в проектную деятельность. При изучения курса, выполняя учебные проекты, обучающиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитываются возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. В 1 и 2 классах в при выполнении учебных проектов дети учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные признаки и по ним объединять предметы в группы, осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Раз-
вивается их интуитивное, ассоциативное, эмоционально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства. Ребята через демонстрацию выполненных проектов и их анализ учатся оценивать оценивать поступки человека с позиций добра и зла. К 4 классу учащиеся самостоятельно выполняют проекты в соответствии с содержание учебного предмета. Как показывает опыт, целенаправленная работа над формированием УУД через проектную деятельность позволяет в 4 классе реализовывать самые разнообразные по форме и содержанию проекты.
Таблица 2
Тематика проектных работ по учебному предмету «Окружающий мир» (4 класс)
Тема урока Возможные проектные работы
Человек - живое существо «Организм человека»
Твое здоровье «Органы чувств», «Эмоции человека», «Здоровый образ жизни»
Человек - часть природы «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди»
Человек среди людей «Моя родословная», «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».
Родная страна от края до края «Природные зоны России», «Степи и пустыни», «Леса России»
Человек - творец культурных ценностей «Учебные заведения нашего края», «Портрет образованного человека 21 века», «Я - экскурсовод» (по родному городу, по Москве и др.), «Московский Кремль»
Человек - Защитник Отечества «Знаменитые полководцы России», «Знаменитые сражения»
Гражданство и государство «Права и обязанности граждан», «Символы государства»
Учебный проект с одной стороны выступает эффективным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, а с другой стороны формирует УУД.
Список литературы:
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-2 классы. Методика обучения ФГОС. - Вентана-Граф, 2015. - 368 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолова, Г.В. Бур-менская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
4. Скоморохова М.И. К проблеме организации учебных проектов в начальной школе на уроках Окружающего мира // Развитие начального образования в период институциональных и социокультурных трансформаций: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. - Иркутск: ПИ ИГУ 2015. - 236 с. - С. 169-177.