Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 373.5
УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК ДИДАКТИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Ю.М. Орехова
Аннотация. Автор обосновывает важность внедрения современных информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения иностранным языкам в средней школе. В статье дается подробное описание существующих на сегодняшний день учебных Интернет-ресурсов, обозначены критерии отбора материала для создания учебных Интернет-материалов. Автор раскрывает дидактический потенциал Интернет-ресурсов для формирования социокультурной компетенции и универсальных учебных действий у обучающихся 7-9 классов средней школы.
Ключевые слова: современные ИКТ, сеть Интернет, учебные Интернет-ресурсы, социокультурная компетенция, урок иностранного языка, ФГОС.
EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES AS DIDACTIC MEANS OF
MODELLING THE STUDENTS’ SOCIOCULTURAL COMPETENCE
AT THE SECONDARY SCHOOL (7-9 GRADES)
Yu. Orekhova
Abstract. The author proves the importance of introducing of modern communicatory technologies in the process of teaching foreign languages at the secondary school. The description of Internet resources and criteria of material selection for creation of educational materials are given in this article. The author describes the didactic potential of educational Internet resources for the forming of students’ sociocultural competence and universal educational actions at the secondary school.
Keywords: modern communicatory technologies, the Internet, educational Internet resources, sociocultural competence, lesson of foreign language, FGOS.
Использование иностранного языка как средства общения возможно при наличии у обучающихся средней школы сформированной коммуникативной и социокультурной компетенций.
Анализ работ ведущих отечественных ученых (И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев и др.) позволяет трактовать социокультурную компетенцию как
неотъемлемый структурный компонент коммуникативной компетенции, отвечающий за желание и способность использовать иностранный язык в качестве инструмента общения в соответствии с принятыми в том или ином языке нормами вербального и невербального общения, что достигается за счет формирования положительного отношения к предмету иностранный язык и развития таких качеств личности как толерантность, что в результате способствует становлению вторичной языковой личности, способной преодолеть как языковой, так и культурный барьер.
Следует отметить, что социокультурная компетенция имеет многокомпонентный состав. Анализ существующих на сегодняшний день моделей социокультурной компетенции
позволил выделить в ее составе пять структурных компонентов: лингвистический,
культурологический, социолингвистический, социально-психологический и психологический компоненты.
Информатизация языкового образования включает в себя целый комплекс мер, направленный на создание благоприятных условий для обучения и овладения иностранным языком посредством ИКТ. Исследователь П.В. Сысоев выделяет восемь основных направлений применительно к языковому образованию[3; 4], одним из которых является использование ресурсов сети Интернет в учебных целях для формирования ключевых компетенций и универсальных учебных действий.
Однако текстовая информация,
представленная на Интернет-сайтах не всегда надежна. В связи с этим при отборе материала сети Интернет для его дальнейшего использования на уроках иностранного языка следует придерживаться следующих критериев [3; 4; 5; 6]: а) языковая сложность материала; б) культурологическая наполняемость материала; в) культуросообразность материала; г) информативность материала; д) надежность
86
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
информации; е) актуальность информации; ж) объективность информации; з)
иллюстративность материала.
После отбора материала по обозначенным критериям можно приступать к разработке учебных Интернет-ресурсов, под которыми понимают текстовые, аудио- и визуальные материалы по различной тематике, направленные на формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие коммуникативно-когнитивных умений
обучающихся осуществлять поиск, отбор, классификацию, анализ и обобщение информации [5]. В англоязычной литературе выделяются пять видов учебных Интернетресурсов. Дадим характеристику каждому из существующих на сегодняшний день учебных Интернет-ресурсов [1; 2; 5].
1) Hotlist (Хотлист) представляет собой аннотированные ссылки по изучаемой теме, которые содержать только текстовый материал.
2) Multimedia scrapbook (Мультимедиа скрэпбук) имеет своей целью создание коллекции мультимедийных ресурсов, выглядит как аннотированный список мультимедийных ссылок.
3) Treasure hunt (Трежа Хант) по своему виду напоминает хотлист, так как содержит
аннотированный список ссылок и вопросов, составленных по содержанию используемых сайтов, и финальный вопрос проблемного характера.
4) Subject sampler (Сабджект сэмпла) содержит список ссылок на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет и вопросов, составленных по содержанию используемых сайтов, которые требуют выражения своей точки зрения при ответе на конкретный вопрос.
5) Webquest (Вебквест) содержит список ссылок, вопросы по каждому разделу, требующие аргументации и вопрос дискуссионного характера. Предполагает проведение проекта с учащимися, работающими в группах.
Учебные Интернет-ресурсы, создаваемые с целью формирования социокультурной компетенции обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы, позволяют развивать все составляющие данной компетенции и способствуют формированию универсальных учебных действий, что является неотъемлемым требованием новых ФГОС ООО.
Таблица 1.- Использование учебных Интернет-ресурсов для формирования социокультурной компетенции и универсальных учебных действий
Учебный Интернет-ресурс Компетенция Универсальные учебные действия
Hotlist лингвистическая, культурологическая психологическая Регулятивные: целеполагание Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Multimedia scrapbook лингвистическая культурологическая психологическая Регулятивные: целеполагание Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Treasure hunt лингвистическая культурологическая социально- психологическая психологическая Регулятивные: целеполагание Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных жанров; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Subject sampler лингвистическая культурологическая социально- психологическая психологическая Регулятивные: целеполагание Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных жанров; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Webquest лингвистическая культурологическая социолингвистическая социально- психологическая психологическая Личностные: действие смыслообразования Регулятивные: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных жанров; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; самостоятельное создание способов решения
87
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Проанализировав умения, входящие в структурные компоненты социокультурной компетенции, и дидактический потенциал учебных Интернет-ресурсов, мы определили номенклатуру социокультурных умений учащихся 7-9 классов средней
общеобразовательной школы, развиваемых посредством учебных Интернет-ресурсов:
- выявлять и анализировать
культурологическую информацию;
- находить общее и различное в культуре своей страны и страны/стран изучаемого языка;
- строить высказывание об истории, культуре, социальном развитии, географическом положении родной страны и стран/страны изучаемого языка;
- распознавать употребительные
национальные реалии и единицы афористического уровня страны/стран изучаемого языка;
Литература:
1. Драгунова А.А. Формирование иноязычной
коммуникативной компетенции у студентов факультета иностранных языков через
использование учебных интернет-ресурсов на основе технологий Веб 2.0: дис. ... канд. пед. наук. -Ярославль, 2014. - 331 с.
2. Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 7. - С. 38-39.
3. Сысоев П.В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2013. - № 4. - С. 83-95.
4. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2009. - № 2. - С. 8-16.
5. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н.
Использование новых учебных интернет-технологий в обучении иностранному языку (на материале культуроведения США) // Вестник Тамбовского университета. Гуманитарные науки. - 2008. - № 2. -
С. 363-371.
6. Титова С.В. Ресурсы и службы Интернета в
преподавании иностранных языков. - М.:
- использовать употребительные
национальные реалии и единицы афористического уровня страны/стран изучаемого языка;
- владеть языковыми средствами в соответствии с нормами, установленными в конкретном лингвокультурном сообществе.
Таким образом, рассмотренные нами пять видов учебных Интернет-ресурсов,
разрабатываемые с целью развития всех компонентов социокультурной компетенции, создают уникальные условия для знакомства с культурологическими особенностями стран изучаемого языка, могут быть признаны дидактическими средствами,
обуславливающими постепенное формирование социокультурной компетенции и развитие универсальных учебных действий у учащихся 79 классов средней общеобразовательной школы.
Издательство Московского университета, 2003. - 267 с.
References:
1. Dragunova A.A. Formirovanie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii u studentov fakul'teta inostrannyh jazykov cherez ispol'zovanie uchebnyh internet-resursov na osnove tehnologij Veb 2.0: dis. ... kand. ped. nauk. - Jaroslavl', 2014. - 331 s.
2. Ivenin F.V. Internet kak interaktivnoe sredstvo obuchenija inostrannomu jazyku // Srednee professional'noe obrazovanie. - 2014. - № 7. - S. 38-39.
3. Sysoev P.V. Napravlenija i perspektivy informatizacii jazykovogo obrazovanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Filologicheskie nauki. - 2013. - № 4. - S. 83-95.
4. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Razrabotka avtorskih uchebnyh Internet-resursov po inostrannomu jazyku // Inostrannye jazyki v shkole. - 2009. - № 2. - S. 8-16.
5. Sysoev P.V., Evstigneev M.N. Ispol'zovanie novyh uchebnyh internet-tehnologij v obuchenii inostrannomu jazyku (na materiale kul'turovedenija SShA) // Vestnik Tambovskogo universiteta. Gumanitarnye nauki. - 2008. - № 2. - S. 363-371.
6. Titova S.V. Resursy i sluzhby Interneta v prepodavanii inostrannyh jazykov. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2003. - 267 s.
Сведения об авторе:
Орехова Юлия Михайловна (г. Ярославль, Россия), аспирант Ярославского государственного педагогического университета, e-mail: [email protected]
Data about the author:
Yu. Orekhova (Yaroslavl, Russia), postgraduate student, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. Ushinsky, e-mail: [email protected]
88