-----♦---♦---♦----♦---♦
♦----♦---♦---♦--------
♦----♦---♦---♦--------♦
2 4 6 8 10 12
Результаты ЕГЭ
Рис. 3. Зависимость между вступительными баллами ЕГЭ и баллами, полученными в первую (зимнюю) зачетную и экзаменационную сессию 2006/07 учебного года по предмету теоретические
основы химии
Помимо вышеперечисленных факторов особое внимание следует уделить тому, что для исследования были взяты результаты самого первого семестра обучения в университете. Студенты еще не в достаточной мере привыкли к обучению в ВУЗе, к существующей рейтинговой системе оценки результатов обучения.
УДК 378.16
М.П. Паркина, Н.Н. Барботина, Е.П. Баберкина, Д.В. Щербаков, А.В. Кириллов, А.А. Фирер Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
УЧЕБНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И АБИТУРИЕНТОВ
Разработана и размещена в сети Интернет система компьютерного тестирования для школьников и абитуриентов. Подготовлены и распространены среди школьников и абитуриентов РХТУ им. Д.И. Менделеева электронные учебные и информационные материалы.
Качество обучения в вузе определяется в первую очередь уровнем подготовки абитуриентов. Эффективно повысить этот уровень возможно с использованием информационных педагогических технологий. В РХТУ им. Д.И. Менделеева разработаны обучающие и контролирующие компьютерные программы с обширным банком тестовых заданий по химии для школьников и абитуриентов. На его основе составлены и размещены в открытом доступе на сайте РХТУ http://onx.distant.ru/test-school/ контролирующие тесты по химии для учеников 8, 9, 10 и 11 классов.
На этом сайте учащийся самостоятельно выбирает число заданий в одном тесте, рис. 1.
В зависимости от числа заданий ограничивается и время тестирования: на выполнение 20 заданий отводится 10 минут, 40 заданий - 20 минут и 60 заданий - 30 минут. На рис.
2 приведено тестовое задание по неорганической химии. Система компьютерного интернет-тестирования позволяет при необходимости пропускать тестовое задание. Пропущенное задание предъявляется программой после прохождения всего списка тестов. После окончания тестирования система показывает его результаты и позволяет также просмотреть правильные ответы на задания, в которых были допущены ошибки. Дан-
В химии, и химической технологии. Том XXI. 2007. №11 (79) 79
Л 6
X
ф *
5 5
я
” 4
° X
3 Р 3
Р
А
т
¡Г
0
ные тесты вызвали большой интерес у школьников - в 2006/2007 учебном году на сайте было проведено около 20000 сеансов тестирования.
(Д Ждя! - мм. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Лаборатория научно-методических исследований по проблемам высшего образования \Л1»^ '
КОНТРОЛЬНОЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ, ПО ХИМИИ
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева предлагает школьникам и абитуриентам проверить свои знания по химии, с помощью тестов,. разработанных в Лаборатории научно-методических исследований по п[>обл€мам высшего образования РХТУ. Проведение сеансов тестирования возможно, если Ваш компьютер подключен к сети Интернет. Будем признательны за присланные в наш адрес ОаЬшпісЙіти ctr.ru) замечания н предложения по структуре, содержанию и представлению тестовых материалов.
3 КЛАСС. Неорганическая химия Темы, включенные в тест Выбираем число задвний в одном тесте 20 тестовых заданий 40 тестовых заданий 60 тестовых заданий
9 КЛАСС. Неорганическая химия Темы, включенные в тест Выбираем число заданий в одном тесте 20 те&т-авьш. заданий 40 тестовых заданий во тестовых заданий
Ю КЛАСС. Органическая химия Темы, включенные в тест Выбираем число заданий в одном тесте 20 тестовых заданий 40 тестовых заданий 60 ТРГТПВЫУ -члллний
11 КЛАСС. Базовый уровень Выбираем число заданий в одном тесте 20 тестовых заданий 40 тестовых заданий 60 тестовых заданий
11 КЛАСС, Профильный уровень Выбираем число заданий в одном тесте | 20 тестовых заданий | 40 тестовых заданий 60 тестовых Э^А^нмй
Рис. 1. WEB-страница выбора уровня тестирования и числа заданий
Рис. 2. Тестовое задание по неорганической химии для абитуриентов В химии и химической технологии. Том XXI. 2 007. №11 (7
9) 80
В 2007 году Лабораторией научно-методических исследований по проблемам высшего образования РХТУ для школьников и абитуриентов подготовлены и записаны на диск учебные и информационные материалы. Содержание диска показано на рис. 3.
РОССИИСКИИ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Отдел дистанционного обучения
Лаборатория научно-методических исследований по проблемам высшего образования Рекламно-информационный центр
г. Москва www.muctr.ru
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И АБИТУРИЕНТОВ
^ Обращение ректора к школьникам и абитуриентам
0 РХТУ им. Д.И. Менделеева - ведущий вуз России в области химии и химической технологии. Институты, факультеты и колледжи, специальности и направления подготовки бакалавров, специалистов и магистров (формат файла - .р<15.
ф Учебно-методические материалы по химии и математике Программы по химии и математике для поступающих в вузы. Задания химико-математической олимпиады и билеты вступительных испытаний, компьютерное тестирование по химии.
^ Студенческая жизнь: учеба, спорт И ОТДЫХ (учебная и научная работа студентов, спорт в РХТУ, наши культурные мероприятия).
^ Условия приёма в наш университет (полезная информация для абитуриентов)
Рис. 3. Перечень учебных и информационных материалов для школьников и абитуриентов
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Тестовые 1ЯДЯИВЯ для самоконтроля Азат
I. Электронная конфигурация внешнего слоя атомов элементов подгруппы азота в
ОСНОВНОМ СОСТОЯНИИ
Г! П5^
п |Щ2Пр1
г пзлпрл
& ГЙ^Гф'
г пАч*4
т~ пя2пр5
п
2. Степени окислення, которые проявляет азот в соединениях
Г -5 V? -3 Р О & 4-1 & 4-2
Г7 4-3 4-4 *№ : Г" 4-е Г~ 4-7
3. Геометрическая форма молекулы аммняка
Г” тетраэдрическая Г~ треугольная Л.
Г" гитоскгая «і—^^ Р тщммндтная
Рис. 4. Обучающий компьютерный тест по неорганической химии УС^ПЕХИ В химии, и химической технологии. Том XXI. 2007. №11 (79) 81
В разделе «РХТУ им. Д.И. Менделеева - ведущий вуз России в области химии и химической технологии» представлена богато иллюстрированная подробная информация о кафедрах, колледжах, факультетах и институтах нашего университета. Также нашла свое отражение интересная и богатая различными событиями студенческая жизнь. Более 50 цветных фотографий и комментарии к ним рассказывают об учебе, научной работе, спортивных достижениях студентов в РХТУ.Кафедры общей и неорганической химии и органической химии университета подготовили для школьников и абитуриентов обучающие компьютерные тесты. На рис. 4 в качестве примера приведен компьютерный тест по неорганической химии.
Каждый обучающий тест содержит 10 тестовых заданий, причем в тесте используются не только задания с выбором правильных ответов, но также открытые тестовые задания, задания на соответствие и на установление правильной последовательности. Использование различных форм тестовых заданий позволяет проверить не только знания школьников, но также их умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач, рис. 5. Отличительной чертой рассматриваемых тестов по химии является возможность исправления допущенных ошибок, что позволяет в итоге добиться стопроцентного положительного результата в процессе тестирования.
8. Расгвор концентрированной азотной кислоты при комнатной температуре не взаимодействует с
г Мз Г А1 г Си
Р Ре Г АЙ Г ЫН,
9. 'Установить соответствие между химическими формулами соединений и степенью окисления атоыа азота в этих со единениях.
ПТКПКНК гжттелкниет ХИМИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА
ИЯ кго
ИЯ тг
И Я ЬШ4С1
А)рчГ03)3
10.67,2 литра аммиака (ну.) растворили в 249 мл воды- Рассчитайте массовую долю ( в %) аммиака в полученном растворе.
Введите ответ целым числом.
Оценка: 4,
Правильные ответе составили 90 % . 2 неправильных ответа: Б« 6, Постарайтесь исправить ошибки!
Рис. 5. Демонстрация результатов компьютерного тестирования В химии, и химической технологии. Том XXI. 2007. №11 (79) 82
На Дне открытых дверей 25 марта 2007 года в РХТУ им. Д.И. Менделеева школьники и абитуриенты получили диск с информационными материалами. Размещенная на этом диске обширная информация о нашем университете, его кафедрах, факультетах и колледжах поможет будущим абитуриентам выбрать для себя специальность. А представленные на диске обучающие и контролирующие тесты позволят лучше подготовиться к вступительным испытаниям по химии.
УДК 378.16
B.М. Аристов, Н.Н. Барботина, Т.Н. Гартман, В.А. Головина, Г.С. Жукова, Н.А. Захарова, Ю.И. Капустин, В.М. Кузнецов, Т.И. Кузнецова, Н.Н. Лясникова, М.П. Паркина,
C.Н. Соловьев, Э.А. Шакина, Д.В. Щербаков
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия
ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА РХТУ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Разработаны и распространены на I курсе РХТУ им. Д.И. Менделеева в электронном виде учебно-методические материалы по истории Отечества, высшей математике, неорганической химии, физике, начертательной геометрии, инженерной графике, прикладной механике, физической культуре и иностранным языкам. Помимо программ читаемых курсов, описания используемых рейтингововых систем контроля знаний, тематики лекций, семинаров и лабораторных работ, на диске для первокурсников размещены также электронные учебники и учебные пособия, методические рекомендации по выполнению практических работ, перечень теоретических и практических вопросов, которые выносятся на зачеты и на экзамены, а также варианты экзаменационных билетов.
Интернет и современные компьютерные технологии широко используются в настоящее время не только для хранения и доставки информационных ресурсов, но и активно внедряются в систему образования. Ведущие университеты страны разрабатывают электронные учебники и учебные пособия, создают компьютерные обучающие и контролирующие программы, которые используются не только в системе заочного и дистанционного обучения, но и начинают применяться в очной форме образования.
Студенты уже на начальных стадиях обучения должны учиться использовать информационные учебные ресурсы. Это повышает мотивацию к приобретению новых знаний, способствует выработке стремления к более эффективному использованию учебной информации. Электронное обучение предполагает формирование соответствующего учебного и учебно-методического материала (контента) - мультимедийных курсов лекций, материалов для практических и лабораторных работ, методических указаний, компьютерных тестирующих систем - основных составляющих информационной образовательной среды. Эти материалы должны быть доступными для студентов и стать основой для непрерывного в течение всего периода учебы взаимодействия студентов с электронной образовательной средой.
В 2006/2007 учебном году ведущие занятия на первом курсе кафедры университета подготовили для первокурсников в электронном варианте учебно-методические материалы, которые используются при изучении всех учебных дисциплин. В разделе «Памятка студенту» на диске представлены положения о рейтинговой системе оценки знаний и стипендиальном обеспечении студентов. Здесь же приведены правила учебного распорядка и пользования информационно-библиотечным центром.
УС^ПЕХИ В химии и химической технологии,. Том XXI. 2007. №11 (79) 83