Научная статья на тему 'Учебное языковое пространство в условиях институционального обучения'

Учебное языковое пространство в условиях институционального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО ПОТОКОВ / СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОМПЬЮТЕРИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / ЛОКАЛЬНОСТЬ / КОНТИНУАЛЬНОСТЬ / GLOBALIZATION / EDUCATIONAL SPACE / SPACE OF STREAMS / STRUCTURAL SPACE / COMPUTERISED LEARNING ENVIRONMENT / LOCATION / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майорова О. А., Майоров А. П.

Введение понятия «учебное языковое пространство» (УЯП) диктуется формированием образовательной парадигмы (в том числе и системы обучения иностранным языкам) на основе внедрения инновационных технологий в условиях глобализационных процессов. Аргументируется необходимость перехода от традиционного понятия «пространство мест» к концепту «пространство потоков», учитывающему раздвижение локальных информационных границ в рамках глобальных информационных сетей. УЯП представляет собой фрагмент структурированного и адаптированного к конкретным целям обучения социального пространства обучения и презентации учебной информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING SPACE (LS)

The introduction of the interactive learning space concept is related to the implementation of an education paradigm (including the system of learening of foreign languages) on the basis of bringing in innovative technologies under globalization. The necessity of transition of the traditional space of places concept to that of space of streams is being argued. It takes into account the expansion of local information borders within the limits of global information nets. LS is part of the structural and adaptive social space of learning and presentation of learning information.

Текст научной работы на тему «Учебное языковое пространство в условиях институционального обучения»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ

УДК 81

© О.А. Майорова, А.П. Майоров, 2008

О.А. Майорова, А.П. Майоров УЧЕБНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ПРОСТРАНСТВО В УСЛОВИЯХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ГОУ ВПО«Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Введение понятия «учебное языковое пространство» (УЯП) диктуется формированием образовательной парадигмы (в том числе и системы обучения иностранным языкам) на основе внедрения инновационных технологий в условиях глобализационных процессов. Аргументируется необходимость перехода от традиционного понятия «пространство мест» к концепту «пространство потоков», учитывающему раздвижение локальных информационных границ в рамках глобальных информационных сетей. УЯП представляет собой фрагмент структурированного и адаптированного к конкретным целям обучения социального пространства обучения и презентации учебной информации.

Ключевые слова: глобализация, образовательное пространство, пространство потоков, структурированное пространство, компьютеризированная учебная среда, локальность, континуальность.

O.A. Majorova, A.P. Majorov LEARNING SPACE (LS)

The introduction of the interactive learning space concept is related to the implementation of an education paradigm (including the system of learening of foreign languages) on the basis of bringing in innovative technologies under globalization.

The necessity of transition of the traditional space of places concept to that of space of streams is being argued. It takes into account the expansion of local information borders within the limits of global information nets. LS is part of the structural and adaptive social space of learning and presentation of learning information.

Key words: globalization, educational space, space of streams, structural space, computerised learning environment, location, continuity.

Изменение подходов к научному познанию мира неизбежно приводит к пересмотру сложившихся форм и средств обучения, значительная часть которых вошла в противоречие с содержанием и требованиями меняющейся парадигмы образования. Во многих работах справедливой критике подвергается так называемая «массовая модель» обучения, основными параметрами которой являются классно-урочная система, книжнофронтальный подход, жесткая регламентация учебного процесса, игнорирование индивидуальных способностей, творческих потенций и личностных интересов обучаемых.

С целью учета инновационных тенденций нами предлагается концепт «учебное языковое пространство» в условиях институционального обучения. Содержание пространства не ограничивается признаком локальности, а дополняется параметром континуальности. Впервые на это обратил внимание испанский социолог М. Кастельс, который ввел понятие «пространство потоков» [4]. Приведенный тезис имеет важное методологическое значение, поскольку он позволяет сформулировать гипотезу о континуальности (открытости и непрерывности) любого образовательного пространства, которое в условиях «информационного взрыва» приобретает черты хаотичности, а потому нуждается в

упорядочении (структурировании). В особенности это касается специализированных учебных пространств, в которых осуществляется профессионально ориентированное обучение.

Представление о линейном, однонаправленном формировании специально выделенных умений и навыков в области языка и речевой деятельности, осуществляемое в логике определенной методической программы, начинает уступать место идее объемности учебного пространства, проникает в сферу институционального образовательного пространства (например, обучение языкам в государственных учреждениях - школах, вузах и т. д. - подводится под понятие «институци-альное обучение» [7]). Акцент делается при этом на необходимости учета совокупности закрепленных на государственном уровне условий обучения. Сам по себе факт институализации преподавания иностранных языков в принципе следует рассматривать как прогрессивное явление последних лет. Институализация происходит всегда в случае, если общество стремиться гарантировать определенные функции иностранного языка на длительное время. Подчеркнем, однако, что рассматриваемый подход не объединен сквозной методологической идеей, а является, скорее, попыткой более строгого учета традиционных параметров на фоне развития альтернативных

технологий обучения. Понимаемая весьма широко идея институализации вряд ли может считаться адекватной для объединения столь разнородных факторов. В то же время институализация, если ее понимать как объективацию социальных паттернов и механизмов устойчивого воспроизводства определенных практик, диспозиций и социальных ситуаций, приближает нас к трактовке социального образовательного пространства как концепта.

Пространство как условие обучения рассматривается в работах отечественных и зарубежных авторов. Эта идея начинает активно разрабатываться в педагогике и методике преподавания. Так, Р. И. Тихонова считает обязательным, чтобы содержание учебных пособий по преподаванию языков не было абстрактным, а осознавалось бы «как общественное явление, локализованное в пространстве и времени» (выделено нами. - А. М.) [5].

Социокультурные и образовательные структуры, куда на правах самостоятельного компонента входит и язык, осмысливаются как пространство, которое позволяет сохранять, воспроизводить и развивать, в частности, языковую (полилингвальную) идентификацию.

Важное значение придается для достижения нового качества профессионального образования компьютерным технологиям в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [1], одобрен-

ной правительством РФ. Как подчеркивают специалисты, по мере совершенствования коммуникационной методики преподавания языков компьютеры приобретают все большее значение для создания и обеспечения интерактивного обучения, моделирования специальной обучающей среды, стимулируют изучение иностранного языка в контексте диалога культур [2, 6, 7].

В обучении иностранным языкам внимание должно концентрироваться не на очередном усовершенствовании содержания и приемов преподавания, а на замене традиционных принципов отбора и представления программного материала системой адекватного структурирования учебного пространства, ориентированного на формирование основ «(квази)научно-теоретического мышления».

Формирование Учебного пространства осуществляется не столько за счет трансляции определенных знаний от учителя к ученику (традиционный подход), сколько за счет структурирования информации в пространстве и времени. Оно включает в себя методы развития навыков сотрудничества и интерактивного общения в коллективе, сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, внедрение исследовательских и поисковых приемов, создание обучаемыми конечного продукта их собственной творческой деятельности (т. н. «распаковывание знаний»).

Принята к печати 24.12.2008

ЛИТЕРАТУРА

1. Глобальное образование: педагогический поиск, находки, перспективы. Тезисы материалов международной научно-практической конференции. - СПб., 1999.

2. Городецкий Б. Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике: Вып. ХХ1У. Компьютерная лингвистика: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. - С. 5-31.

3. Иващенко Р. А. Компьютеризированный урок в образовательном пространстве педагогического колледжа. Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Краснодар, 2002.

4. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под ред. проф. О. И. Шкаратана. - М.: ГУВШЭ, 2000. - 608 с.

5. Тихонова Р. И. Научно-методические основы изучения исторических лингвистических дисциплин в вузе. Автореф. дис. ... д-ра. пед. наук. - Уфа, 2002. - 45 с.

6. Шевченко Г. И. Использование возможностей Tool-book для организации интерактивного диалога // Информационные технологии в обучении и в научных исследованиях: Материалы ХL1У научно-методической конференции «Университетская наука - региону». - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - С. 15-18.

7. Ashton S., Levy Ph. Networked learner support in higher education: initiatives in professional development // Journal of the american society for information science, Wash., 1998. - Vol. 49. - N. 9. -P. 850-853.

8. Timm J.-P. Das institutionelle Lernumfeld “Schule”: Teufel oder Belzebub eines handlungsorientierten Fremdsprachenunterrichts // Der Fremdsprachenunterricht und seine institutionellen Bedingungen. Arbeitspapiere der 9. Fruhjahrskonferenz des Fremdsprachenunterrichts. - Tubingen: Narr. 1989. - S. 122-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.