Научная статья на тему 'УЧЕБНОЕ УПОРСТВО И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ У СТУДЕНТОВ'

УЧЕБНОЕ УПОРСТВО И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSISTENCE / HARDINESS / PERSISTENT EDUCATIONAL ACTION / EDUCATIONAL ACTIVITY / УПОРСТВО / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / УПОРНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галата Оксана Станиславовна

В статье представлен корреляционный анализ упорства и жизнестойкости для группы студентов с высокой учебной успеваемостью, и для студентов с низкой учебной успеваемостью. Доказано, что жизнестойкость на высоком уровне значимости связана с упорством и их взаимосвязь может положительно влиять на учебную деятельность, помогая студенту справиться со стрессами, внешними дистракторами и эффективно управлять своими действиями для достижения учебной цели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галата Оксана Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL PERSISTENCE AND HARDINESS OF UNIVERSITY STUDENTS

The article presents a correlation analysis between persistence and hardiness for a group of students with high academic progress, and for students with low academic progress. Hardiness at the high significant level is related to persistence and their correlation can positively affect on educational activity, helping the student to cope with stresses, external distractors and effectively manage his actions to achieve the educational goal.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНОЕ УПОРСТВО И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ У СТУДЕНТОВ»

Section 8. Psychology

https://doi.org/10.29013/EJEAP-20-1-35-39

Halata Oksana Stanislavivna, a graduate student of Department of Psychology H. S. Skovoroda Kharkiv National Pedagogical University,

Kharkiv, Ukraine E-mail: halataoksana@gmail.com

EDUCATIONAL PERSISTENCE AND HARDINESS OF UNIVERSITY STUDENTS

Abstract. The article presents a correlation analysis between persistence and hardiness for a group of students with high academic progress, and for students with low academic progress. Hardiness at the high significant level is related to persistence and their correlation can positively affect on educational activity, helping the student to cope with stresses, external distractors and effectively manage his actions to achieve the educational goal.

Keywords: persistence, hardiness, persistent educational action, educational activity.

Галата Оксана Станиславовна, аспирантка кафедры психологии Харьковский национальный педагогический университет имени Г. С. Сковороды, г. Харьков, Украина E-mail: halataoksana@gmail.com

УЧЕБНОЕ УПОРСТВО И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлен корреляционный анализ упорства и жизнестойкости для группы студентов с высокой учебной успеваемостью, и для студентов с низкой учебной успеваемостью. Доказано, что жизнестойкость на высоком уровне значимости связана с упорством и их взаимосвязь может положительно влиять на учебную деятельность, помогая студенту справиться со стрессами, внешними дистракторами и эффективно управлять своими действиями для достижения учебной цели.

Ключевые слова: упорство, жизнестойкость, упорное учебное действие, учебная деятельность.

За последние годы появилось множество обходимость лучшего понимания конструк-исследований, которые демонстрировали не- тов, которые являются интегральной частью

прогнозирования человеческой деятельности, в особенности учебной. Академическое давление, выгорание и отчуждение от учебы, сверхсложные задачи могут стать причиной стресса и неуспеваемости для многих студентов. Одним из предикторов академического успеха является упорство.

Упорство определяется, как сохранение намерения действовать и добиваться учебной цели в условиях появления конкурирующих тенденций, или внешних искушений, соблазнов, препятствий, внешнего авторитетного давления и т.п. Важнейшая особенность упорного учебного действия - продолжение действия вопреки дискомфорту. То есть упорство является некой регуляторной системой учебной деятельности, что может прогнозировать успеваемость студента. Мы предполагаем, что упорство может также определить поведение студента, что повлияет на результат его учебных действий.

Цель исследования - определить взаимосвязь учебного упорства и жизнестойкости в учебной деятельности студентов.

Изучение взаимосвязи учебного упорства и жизнестойкости необходимо, так как эти конструкты являются защитными и регулятор-ными факторами психического здоровья и благополучия людей. Предыдущие исследования показали, что жизнестойкость и упорство создают целый ряд защитных механизмов, которые защищают людей от стрессовых и неблагоприятных ситуаций [9]. Также было доказано, что жизнестойкость предсказывает физическую работоспособность и упорство среди военнослужащих [5]; существует положительная корреляция между упорством и его компонентами с жизнестойкостью личности, и эти переменные могут в значительной степени предсказать изменения, связанные с психологическим благополучием [7]; жизнестойкость оказывает положительный эффект на развитие упорства и успеваемость кадетов военных академий [9].

Вышеупомянутые исследования только начали отражать отношения между этими конструктами. Существует необходимость выявить потенциальные отношения между этими конструктами.

С помощью процедуры корреляционного анализа исследовалась роль жизнестойкости и ее влияния на упорное учебное действия и развитие упорства у студентов. Для достижения этой цели мы использовали следующие методики:

1. Опросник учебного упорства М. А. Кузнецова, О. С. Галаты [1];

2. Краткую версию теста жизнестойкости в адаптации В. А. Олефира, М. А. Кузнецова и А. В. Павловой [3].

Выборку испытуемых составили 223 человека (151 женщина и 72 мужчины, средний возраст которых составляет 19 лет). Одной из задач было проанализировать специфику взаимоотношений упорного учебного действия и жизнестойкости у студентов с различными уровнями учебной успеваемости, поэтому корреляционный анализ применялся 1) для всей выборки испытуемых, 2) для студентов с высокой учебной успеваемостью, и 3) для студентов с низкой учебной успеваемостью. Академическая успеваемость вычислялась как среднеарифметические значения текущей успеваемости студентов по основным, профилирующим дисциплинам.

Практически все показатели методики учебного упорства на статистически значительном уровне положительно коррелируют с показателями теста жизнестойкости. Чем выше у студентов уровень жизнестойкости, умение противостоять учебным стрессам, тяжелым жизненным обстоятельствам и сохранять при этом успешность учебной деятельности, тем выше у них уровень упорства.

Рассмотрим положительные взаимосвязи между показателями опросника учебного упорства и краткой версии теста жизнестойкости для студентов с высокой успеваемостью (Таблица 1).

Таблица 1. - Взаимосвязь учебного упорства и жизнестойкости студентов с высокой успеваемостью

' ' ——^^^Жизнесгойкосгь Учебное упорство ———^^ Вовлеченность Контроль Принятия риска

Целеустремленность 0,41 0,28 0,24

Усилия 0,34 0,22 0,19

Самоконтроль 0,27 0,23 0,21

Доведение начатого дела до конца 0,28 0,20* 0,16*

Общий показатель упорства 0,41 0,29 0,25

Примечание: * - значимые корреляционные связи не были выявлены

На высоком уровне выражены тесные взаимосвязи между целеустремленностью, как одним из структурных компонентов упорства, так и вовлеченностью, как показателя жизнестойкости (0,41, р < 0,001). Вовлеченные личности характеризуется верой в свои силы, смысл жизни, удовлетворенностью от происходящего и высокой целеустремленностью. То есть успешные студенты с высоким уровнем упорства, в частности целеустремленности, могут сосредоточивать свое внимание и интерес на дальних целях, доводя их до конца, даже при возникновении трудностей, на их пути [9].

Также вовлеченность на значительном уровне коррелирует с усилиями (0,34, р < 0,001), которые упорный успешный студент прилага-

ет в обучении. По этому, вовлеченность в учебе является характеристикой для выносливых, упорных людей, что есть критически важным для достижения успеха в учебной деятельности [8]. Такой показатель опросника учебного упорства, как умение доводить начатое дело до конца положительно коррелирует с показателем вовлеченности (0,21, р < 0,05). Вовлеченные студенты способны брать ответственность за выполнение своей учебной деятельности, а не поддаваться на эмоциональные изменения поведения, быть преданными учебному делу и учебным задачам. Значимых положительных корреляционных связей между умением доводить дело до конца и другими показателями жизнестойкости не выявлены.

Таблица 2.- Взаимосвязь учебного упорства и жизнестойкости студентов с низкой успеваемостью (р < 0,001)

——-^^^^Жизнестойкость Учебное упорство " "—— Вовлеченность Контроль Принятия риска

Целеустремленность 0,39 0,49 0,34

Усилия 0,46 0,45 0,41

Самоконтроль 0,41 0,49 0,32

Доведение начатого дела до конца 0,40 0,41 0,32

Общий показатель упорства 0,49 0,55 0,41

Самоконтроль личности на статистически значимом уровне коррелирует с вовлеченностью (0,27, р < 0,05), контролем (0,23, р < 0,05) и принятием риска (0,21, р < 0,05). Эти результаты представляют степень, в которой человек считает,

что он или она способен контролировать события, которые происходят в его жизни. Связь самоконтроля по методике упорства и контроля по методике жизнестойкости позволяет студентам чувствовать, что они могут безопасно управлять

своей средой и могут предвидеть будущие угрозы их благополучию, контролировать свою учебную деятельность. То есть контроль выступает как интегральное качество регуляции учебной деятельности и поведения. Действительно, отсутствие учебного контроля часто рассматривается как источник стресса у студентов [2].

Рассмотрим результаты корреляционного анализа между показателями опросника учебного упорства и короткой версии теста жизнестойкости для группы студентов с низкой успеваемостью (Таблица 2).

Общий корреляционный анализ показал, что в группе студентов с высокой успеваемостью корреляционные связи между опросником учебного упорства и краткой версией тесту жизнестойкости слабее, и практически все выражены уровне значимости р < 0,05. Тогда, как в группе студентов с низкой успеваемостью корреляционные связи статистически значимы на уровне р < 0,001. По-видимому, жизнестойкость является паттерном отношений и навыков, которые обеспечивают экзистенциальную форму смелости и мотивации, необходимые для обучения в стрессовых ситуациях, особенно для студентов с низкой успеваемостью. Можно также видеть, что именно будет способствовать наиболее эффективному выполнению упорных учебных действий. Для студентов с низкой успеваемостью, жизнестойкость служит предиктором упорства в учебе, фактором достижения высокого уровня противостояния стрессам, средством решения сложных учебных задач. Она явно способствует развитию упорства, так как помогает им прикладывать еще больше усилий для достижения учебных целей.

Рассмотрим некоторые корреляционные связи на группе студентов с низкой успеваемостью. Показатель контроля по краткому тесту жизнестойкости положительно коррелирует со шкалами целеустремленности (0,49, р < 0,001) и самоконтроля (0,49, р < 0,001) по методике учебного упорства. Такие студенты, несмотря на учебные

стрессы, поддерживают на высоком уровне чувство приверженности учебной деятельности в целом, оставаясь энергично вовлеченным и целенаправленными [5]. Они также обладают высоким чувством контроля, который заставляет их пытаться влиять на события и результаты, тем самым контролировать личную учебную деятельность. Усилие на значимом статистическом уровне коррелирует с принятием риска (0,41,р < 0,001). Это значит, что упорные студенты оценивают трудные и сложные учебные ситуации как вызов для роста и развития, следовательно, работают вдвойне над задачами, имеют большую открытость к опыту, разнообразию и изменениям как возможности развиваться. Показатель доведения начатого дела до конца, положительно связан со всеми показателями теста жизнестойкости (вовлеченность (0,40, р < 0,001), контроль (0,41, р < 0,001), принятие риска (0,32,р < 0,001)), что отличается от группы студентов с высокой успеваемостью. Следовательно, успешным студентам не требуется высокой жизнестойкости или упорства, чтобы завершить начатое дело (учебную задачу, домашнее задание, курсовой проект), в то время как неуспешным студентам высокая жизнестойкость помогает справиться со стрессами, отрицательными эмоциями, которые возникают в процессе длительной работы и является поведенческим регулятором учебной деятельности. Это в свою очередь, ведет к повышению уровня упорства у студентов [6].

Выводы. Таким образом, учебное упорство и жизнестойкость имеют положительные корреляционные связи. Успешные студенты менее зависимы от влияния жизнестойкости и могут двигаться по направлению к цели, несмотря на академическое давление и учебные стрессы, тогда как для менее успешных студентов важна именно взаимосвязь данных показателей. Упорство отличается от жизнестойкости уровнем настойчивости и увлеченности, прикладываемых усилий на достижение цели, независимо от трудностей,- но

в жизнестойкости нет достижения цели. Значение их учебной деятельности, способности адаптиро-

взаимосвязи, упорства и жизнестойкости необхо- ваться и действовать в стрессовых условиях [4]. димо, так как они могут предсказать успешность В дальнейшем данное исследование планиру-

учебной деятельности. Также эти психологиче- ется расширить, привлечь больше переменных

ские конструкты являются неотъемлемыми факто- для анализа поведенческих предикторов упор-

рами в регуляции поведения студентов, контроля ства.

Список литературы:

1. Галата О. С. Психодiагностика завзятосп в навчальнш дiяльностi школярiв та студенпв. Теорiя i практика сучасно'1 психологи. 2019.- № 5.- Т. 2.- С. 33-40.

2. Кузнецов М. А., Зотова Л. Н. Жизнестойкость и образ здоровья у студентов.- Х.: Изд-во «Диса плюс», 2017.- 398 с.

3. Олефiр В. О., Кузнецов М. А., Павлова А. В. Коротка верая тесту життестшкосп. Вкник Харюв-ського нацюнального педагопчного ушверситету iменi Г. С. Сковороди. Психолопя. 2013. Вип. 45,- Ч. II.- С. 158-165.

4. Agaibi C. E., & Wilson J. P. Trauma, PTSD, and resilience: A review of the literature. Trauma, Violence, & Abuse. 2005. 6(3),- P. 195-216.

5. Bue S. L., Kintaert S., Taverniers J., Mylle J., Delahaij R.& Euwema M. Hardiness differentiates military trainees on behavioural persistence and physical performance. International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2016.

6. De Vera M.J., Gavino Jr., J. C., & Portugal E. J. Grit and superior work performance in an Asian context. Paper presented at the Proceedings of 11th International Business and Social Science Research Conference, Crowne Plaza Hotel, Dubai. 2015.

7. Georgoulas-Sherry V., Kelly D. R. Resilience, grit, and hardiness: determining the relationships amongst these constructs through structural equation modeling. Techniques Journal of Positive Psychology & Wellbeing 2019.- Vol. 3.- No. 2.- P. 165-178.

8. Maddi S. R., Khoshaba D. M., Harvey R. H., Fazel M., & Resurreccion N. The personality construct of hardiness, V: Relationships with the construction of existential meaning in life. Journal of Humanistic Psychology. 2010. 51,- P. 369-388.

9. Maddi S. R., Matthews M. D., Kelly D. R., Villarreal B., & White M. The role of hardiness and grit in predicting performance 591 and retention of USMA cadets. Military Psychology. 2012. 24(1),- P. 19-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.