Научная статья на тему 'Учебное словесное моделирование действительности как основа междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе'

Учебное словесное моделирование действительности как основа междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОСТАНОВКЕ И РЕШЕНИИ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Каримов М.Ф., Бадртдинова Э.Ф.

Установлена фундаментальная роль словесного моделирования действительности в постановке и решении естественно математических и социально гуманитарных задач в средней общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное словесное моделирование действительности как основа междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе»

- С. 152 -156.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

4. Каримов М.Ф., Каримова Л.М. Особенности моделирования социально-педагогической действительности и их освоение в высшей школе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 3014. - № 5. - С. 95 - 102.

© Каримов М.Ф., Ардисламова И.Р., 2019

УДК 373

М.Ф. Каримов

к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,

Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Э.Ф. Бадртдинова

учитель русского языка и литературы гимназии с. Чекмагуш

с. Чекмагуш, Российская Федерация

УЧЕБНОЕ СЛОВЕСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Установлена фундаментальная роль словесного моделирования действительности в постановке и решении естественно - математических и социально - гуманитарных задач в средней общеобразовательной школе.

Ключевые слова

Словесное моделирование в постановке и решении учебных задач.

Со времен античности до современности люди ставят и решают актуальные практические и теоретические задачи с помощью информационного моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].

Для будущих творцов и строителей нашего материального и духовного мира необходимо четко выделить такие разновидности информационного моделирования действительности как словесное[2], графическое и математическое [3] моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.

В начальном школьном курсе большинства учебных дисциплин словесное моделирование действительности на русском языке обеспечивает успешность обучения учащихся по следующим направлениям: 1) постановка задачи через правильное умение читать и работать с текстом математической, физической, химической, биологической, языковой, литературной или исторической задачи; 2) построение модели решения учебной естественно - математической, общетехнической или социально - гуманитарной задачи посредством правильного написания и понимания смысла научно - технических и социально -гуманитарных терминов, достоверного применения логических приемов сравнения, анализа, синтеза,

абстрагирования и обобщения при выделении словесной модели соответствующего фрагмента природной, технической или социальной действительности; 3) однозначный и верный переход от словесной модели объекта, процесса или явления реальности к соответствующей графической или математической модели природы, технологий или общества.

Велика роль словесного алгоритма решения учебных задач при разработке учащимися средней общеобразовательной школы порядка решения задачи, обладающего такими свойствами, как дискретность, понятность, точность, результативность и массовость.

Учителя русского языка, естественно - математических, общетехнических и социально -гуманитарных дисциплин на собственных занятиях четко выделяют перед учащимися нижеследующее.

Дискретность алгоритма решения задачи означает, что он состоит из отдельных указаний и выполнение алгоритма разбивается на последовательность законченных действий - команд.

Точность алгоритма решения задачи указывает на то, что каждая команда алгоритма определена без допуска произвола и исполнитель алгоритма (человек, компьютер, робот или рабочее животное) должен точно знать, какая команда и как выполняется следующей.

Понятность алгоритма решения задачи означает, что его исполнитель в состоянии выполнить любую команду алгоритма согласно её назначению.

Результативность алгоритма решения задачи требует, чтобы за конечный промежуток времени конечное число действий по исполнению алгоритма привело к решению задачи или фиксировало отсутствие её решения.

Массовость алгоритма решения задачи указывает на то, что один и тот же алгоритм может быть применен многократно для решения однотипных учебных и научных задач.

Словесный алгоритм решения задачи, представляющий собой самый распространенный способ решения большинства задач школьного курса естествознания и обществознания, основанный на знаниях учащихся русского языка с тщательным отбором слов и фраз, не допускающих лишних слов, двусмысленностей и повторений, дополненный математическими обозначениями и рядом специальных соглашений, служит эффективным средством установления и развития междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе.

Формулировка выводов по результатам решения математической, физической, химической, биологической, языковой, литературной или исторической задачи старшеклассниками средних общеобразовательных школ Российской Федерации осуществляется на русском языке, что придает ему дополнительное государственное и междисциплинарное значение.

Вывод, следующий из изложенного выше, состоит в том, что дидактический опыт проектирования и реализации учебного словесного моделирования действительности как основы междисциплинарных связей в средней общеобразовательной школе показывает его эффективность в повышении качества образования подрастающего поколения нашей страны.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 3. - С. 67 - 70.

3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.

© Каримов М.Ф., Бадртдинова Э.Ф., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.