ИСКУССТВО ВЕДЕНИЕ
© О.Ю. Амелина
О.Ю. АМЕЛИНА, учебный мастер кафедры дизайна, скульптуры и теории искусства, аспирант кафедры декоративно-прикладного
искусства и технической графики Орловского государственного университета Тел.: (4862) 42-80-72, 8-905-856-59-35; [email protected]
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ АНСАМБЛЯ ИНТЕРЬЕРА
Приведённые в статье вопросы не исчерпывают весь перечень проблем, связанных с обучением дизайнера текстиля, но именно они составляют ядро знаний и умений, которые необходимы профессионалу для формирования главной цели его работы - создания ансамбля интерьера изделиями текстильного дизайна. И одну из главных ролей в достижении этой цели играет учебное проектирование.
Ключевые понятия: профессиональная подготовка, учебный процесс, учебное проектирование, дизайн текстиля, ансамбль предметно-пространственной среды.
В современном мире всё активнее выступают на первый план вопросы создания художественно полноценной окружающей человека среды. Термином «среда» обозначается обстановка, в которой протекает деятельность человека. Существует оче -видное разнообразие видов нашего окружения, среди которых интерьеры занимают особое место, так как могут существовать и оцениваться сами по себе, вне учёта протекающей в них жизни. В связи с этим актуально обучение специалистов, которые смогли бы профессионально решать различные вопросы организации и эстетизации различных интерьеров.
Дизайнер текстиля - специалист особого профиля, занимающийся проектированием изделий из текстиля для непосредственного их использования в интерьере.
Следует учитывать, что одним их важнейших условий полноценной реализации деятельности дизайнера текстиля является наличие эффективно действующей высшей школы, занятой подготовкой специалистов данного профиля.
Поэтому появление новых образовательных структур, специализирующихся в сфере профессиональной подготовки дизайнеров текстиля, связывается прежде всего с разработкой весьма чёткой организации учебного процесса.
«Учебный процесс - это большая сложная система, выражаемая бесконечным разнообразием состояний, поведения, отношений, связей составляющих её компонентов. Чтобы эта система была оптимальной и действительно развивалась, она должна быть рациональной, иметь необходимое научно-теоретическое обоснование и научную организацию» [1, с. 3].
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
Таким образом, образование должно быть ориентировано не на освоение какой-то конкретной дисциплины, а на создание условий для формирования специалиста, подготовленного к профессиональной деятельности по созданию ансамбля современного интерьера, и средством достижения этой цели является грамотно построенное учебное проектирование.
Учебное проектирование призвано научить студентов решать профессиональные задачи, дать знания о принципах текстильного дизайна, привить навыки реального проектирования наиболее характерных изделий текстиля. Учебное проектирование несёт большую ответственность, поскольку оно закладывает основание, на котором должен наращиваться весь дальнейший арсенал профессиональных знаний и умений, необходимый каждому практикующему дизайнеру.
Участие дизайнеров текстиля в процессе разработки внутреннего пространства интерьера «... заставляет их выходить за рамки узкоцехового текстильного мышления и создавать художе -ственный текстиль, имеющий функции очень широкого диапазона» [3, с. 87]. Под художественным текстилем следует понимать все многообразие натуральных, искусственных и синтетических тканей, а также различных изделий на текстильной основе, которые предназначены для благоустройства и украшения интерьера.
Проблема формирования специалистов заключается в качественной профессиональной подготовке, осуществляемой в вузах. При этом сами программы дизайнерского образования непрерывно обновляются, совершенствуются. Но не стоит забывать практический и теоретический опыт исторически сложившейся профессиональной школы текстильного дизайна.
Высшая профессиональная текстильная школа создавалась в России не одно столетие (начало становления в XVII веке), и за эти годы сформировались особые требования к учебному проектированию.
Основы профессиональной подготовки дизайнеров текстиля по созданию ансамбля интерьера нашли отражение в практике ведущих старейших художественных учебных заведений России:
• МВХПУ (б. Строгановское)
• ЛВХПУ им. В. И. Мухиной
• Московский текстильный институт
• Институт им. Косыгина
• ХПУ им. М. И. Калинина
Изучение исторического опыта организации учебного проектирования текстильных изделий позволяет нам сделать вывод о том, что целью учебного проектирования является обеспечение профессиональной подготовки, которая заключается в том, чтобы дать студенту представление о дизайне текстиля как самостоятельной профессии, способной внутреннее наполнение интерьера объединять в целостность по законам художе -ственного единства.
Необходимость создания художественного единства интерьера различными видами искусства преследовалась давно. Но особо остро данный вопрос стал в XX веке, который создал новую пространственную концепцию и поставил задачу организации комплексной предметной среды и ансамблевого решения интерьера как основную задачу обучающего процесса.
Не случайно в 60-е годы XX века начинают появляться диссертации, занимающиеся исследованием различных вопросов эстетизации внутреннего пространства: применение в интерьере глиняных изделий, металлических изделий, изделий из стекла, текстильных изделий и т. д. Главная цель, которую преследовали эти диссертации, - не просто необходимость индивидуализировать типовые помещения, а стремление создавать предметно-пространственные ансамбли.
Для решения интерьерного пространства чаще всего в процессе учебного проектирования указывались лишь отдельные способы достижения гармоничности: учёт законов композиции, учёт законов колористики, методы формообразования и т. д. Но действительно универсальным инструментом решения этих задач является принцип комп -лексного подхода к процессу организации предметно-пространственной среды, иными словами - создание ансамбля интерьера.
Дизайн художественного текстиля за время своего развития обогатился различными идеями, творческими концепциями, методами и приёмами работы, которые, продолжая развиваться до сегодняшнего дня, имеют большие потенциальные возможности в процессе подготовки дизайнера текстиля во многих современных учебных заведениях в разных городах страны.
Современные высшие художественные учебные заведения, а также и ХГФ вузов стараются решать конкретные проблемы подготовки современных специалистов, соблюдая принцип много-
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Ейсш
уровневого дизайнерского образования. На первом этапе обучения необходимо ввести студента в круг основных творческих проблем в области текстильного дизайна. На втором уровне обучения необходимо стимулировать студента на постоянный творческий поиск новых решений и подходов к работе. На третьем уровне обучения необходимо способствовать выявлению и развитию наклонностей студента в определённой области текстильного дизайна.
Учебное проектирование дизайнеров текстиля должно строиться как комплексная система, где проектно-художественное решение пространства дополняется и корректируется художественным решением текстильного наполнения.
В результате такого подхода к процессу учебного проектирования студент готовится к широте профессиональной деятельности, приобретая профессионально ценный опыт решения не только объектов текстильного дизайна, но и непосредственно самого интерьера.
Понимание специфики процесса создания текстильных изделий дает возможность студентам пройти все шаги от идеи до воплощения в жизнь объекта замысла.
Постоянная работа с тканями, способными приобретать самые разные структурные и визуальные характеристики; непосредственный контакт с текстильными объектами организации внутренних пространств формируют у дизайнера текстиля мир тактильных, зрительных, пластических ощущений.
Квалификационная характеристика дизайнера текстиля - это тот опыт, которым должен овладеть в ходе обучения учащийся. В ней даётся описание того, что учащийся «должен знать» и что «должен уметь» в итоге обучения.
Дизайнеры данного профиля подготовки для организации процесса проектирования должны:
1) знать основы проектирования текстильного наполнения интерьера;
2) освоить разнообразные виды техник художе -ственного оформления текстильных изделий;
3) знать особенности изготовления текстильных компонентов как ручным, так и промышленным способами:
4) уметь непосредственно выполнять задуманный проект в материале.
В постепенном овладении этими знаниями и навыками состоит смысл обучения дизайнера текстиля. Эти знания и умения, по существу, обуслов-
ливают необходимость организации целостного, гармоничного, адекватного человеку предметнопространственного окружения - ансамбля. Другими словами, дизайнер текстиля должен обладать профессионально-художественными навыками, включающими владение разнообразными техниками художественного оформления ткани, а также ориентироваться в вопросах организации пространства.
Таким образом, учебное проектирование способствуют развитию специфических профессиональных навыков: умения анализировать особенности интерьера и использовать закономерности тканевого оформления для ансамблевого проектирования интерьера.
Особенностью учебного проектирования является постепенное внедрение в проектный процесс различных методов оформления тканей. В результате у студента складывается комплексное синтетическое отношение к дизайну текстиля, базирующееся на умении применять полученные навыки на практике. Поэтому набор и содержание задач учебного проектирования изменяются от курса к курсу, что обеспечивает закрепление полученных при обучении знаний и навыков.
Процесс формирования профессиональных навыков, умений и знаний должен быть основан на чётком видении образа современного специалиста и его профессиональной направленности. «Для формирования профессиональной направленности и готовности будущих специалистов необходимо соблюдать определённые требования. Прежде всего это соответствие содержания учебных материалов задачам профессиональной подготовки. с использованием уже приобретённого опыта» [2, с. 214].
Одним из принципов дизайн-проектирования при создании ансамбля интерьера является обязательный учёт конкретных условий окружающей среды. В каждом конкретном случае эта среда различна, что будет сказываться на решении находящихся в ней предметов.
Многие ошибки в проектировании текстильных изделий происходят от того, что эти изделия создаются вне интерьера. Это ещё раз говорит о настоятельной необходимости комплексного проектирования - создания ансамбля предметно-пространственной среды. Такое проектирование даст возможность правильнее и быстрее решить задачу взаимосвязи отдельных предметов современ-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ного интерьера, поможет сэкономить художественные и материальные средства.
Принятая в результате предпроектного анализа направленность проектирования предопределяет в дальнейшем характер компоновки, выбор материалов, способы их обработки, стилистические и художественные приёмы организации пространства.
«Накопление опыта профессиональной деятельности требует соблюдения следующих условий: насыщенности активной профессиональной деятельностью каждого периода обучения (семестра, месяца, недели); комплексности аудиторной и внеаудиторной подготовки, их взаимосвязи, допол-
няемости и компенсированности; систематического наращивания сложности профессиональной деятельности, увеличения темпа накопления опыта в ней» [2, с. 213].
Важнейшим психологическим моментом, определяющим успех профессионального образования, является готовность к той или иной деятельности. Насколько осознанно обучающийся понимает роль и значение своей будущей деятельности, настолько ответственно он будет относиться к своему образованию. «Современный процесс обучения ... представляет собой организацию усвоения при сознательной, интенсивной активности самих учащихся» [2, с. 217].
Библиографический список
1. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе [Текст] / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
2. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе [Текст] / Б.А. Бенедиктов, С.Б. Бенедиктов. - Мн.: Вышэйшая школа, 1983. - 224 с.
3. Бесчастнов Н.П. Графика текстильного орнамента (Печатный рисунок). Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.П. Бесчастнов. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2004. - 431 с.
4. Бесчастнов Н.П., Журавлёва Т.А. Художественное проектирование текстильного печатного рисунка: Учебное пособие. [Текст] / Н.П. Бесчастнов, Т.А. Журавлёва. - М.: МГТУ, 2003. - 294 с.
5. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала [Текст] / А. А. Деркач. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. - 752 с.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании». Образование в документах и комментариях. - М.: Астрель, 2011. - 77 с.
7. Захаржевская Р.В. Декоративные ткани в квартире [Текст] / Р.В. Захаржевская. - Л.: Художник РСФСР, 1960. - 31 с.
8. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В. А. Сластёнин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
9. Шимко В.Т., Гаврилина А.А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: Учеб. пособие [Текст] / В. Т. Шимко, А. А. Гаврилина. - М.: Архитектура. - 2004. - 104 с.
О. AMELINA
INSTRUCTIONAL ENGINEERING IN PREPARATION FOR THE PROFESSIONAL DESIGNER’S WORK TO CREATE AN ENSEMBLE OF INTERIOR
The questions mentioned in this article don’t cover the whole list of problems connected with teaching a textile designer. But only these questions form the core of knowledge and skills which are very important for the professional in achieving the main aim of his work - creating an ensemble of interior by textile design products. And instructional engineering plays an important role in realizing this aim.
Key words: professional teaching, educational process, instructional engineering, textile design, ensemble of object-spatial environment.