Научная статья на тему 'УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ'

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ИНТЕГРАТИВНOE ЗАДАНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизан Екатерина Александровна, Дашкина Александра Игоревна

В качестве основного критерия оценки учебного пособия по иностранному языку выделяется его способность формировать критическое мышление студентов лингвистического направления. Приводится модель формирования критического мышления, акцентируется необходимость самостоятельного приобретения знаний обучающимися. Рассматриваются принципы, которые должны учитываться при создании учебного пособия, а также функции, которые должны быть в нем реализованы. Дается определение интегративных заданий, комбинирующих различные виды речевой деятельности, и приводятся их примеры из конкретных учебников. Дается сравнительная характеристика трех учебных пособий, одного российского и двух аутентичных, с заданиями на формирование критического мышления Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors, Official Guide to the TOEFL iBT Test и Straightforward Advanced. Делается вывод о том, что Straightforward Advanced наиболее соответствует критериям учебного пособия, ориентированного на формирование критического мышления обучающихся. Наименее отвечающим требованиям учебников, формирующих критическое мышление, является Official Guide to the TOEFL iBT Test, поскольку он нацелен на формирование коммуникативной, социокультурной и языковой компетенций обучающихся для прохождения тестирования. Делается вывод о необходимости рассмотрения дидактических пособий с точки зрения предъявляемых к ним требований, а также о целесообразности учета мнений студентов при сравнении пособий для последующего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизан Екатерина Александровна, Дашкина Александра Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK AS A MEANS OF CRITICAL THINKING FORMATION WITH THE HELP OF INTEGRATIVE TASKS

The article highlights the ability to form linguistic students’ critical thinking as the main criterion for evaluating a textbook for teaching a foreign language. A model of the critical thinking formation is given, the need for self-acquisition of knowledge by students is emphasized. The principles that should be taken into account when creating a training manual, as well as the functions that should be implemented in it, are considered. The definition of integrative tasks combining various types of speech activity and their examples from specific textbooks are given. Comparative characteristics of three textbooks, one written by Russian authors and two authentic ones, with the critical thinking formation tasks are given: Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors, Official Guide to the TOEFL iBT Test and Straightforward Advanced, and it is concluded that Straightforward Advanced best meets the criteria of a textbook focused on students' critical thinking formation. The least suitable textbook forming critical thinking is the Official Guide to the TOEFL iBT Test, since it is aimed at developing the communicative, sociocultural and linguistic competencies of students for testing. It is concluded that it is necessary to consider didactic manuals in terms of the requirements for them, as well as the advisability of taking into account students` opinions when comparing manuals for further study.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ»

Научная статья

УДК 372.881.111.1

DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.04

Е. А. Лизан, А. И. Дашкина

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ

ЛИЗАН Екатерина Александровна - студентка; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Политехническая ул., 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. klatizan@gmail. com

LIZAN Ekaterina L. - Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. 29, Politechnicheskaya, St. Petersburg, 195251, Russia. klatizan@gmail. com

ДАШКИНА Александра Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Политехническая ул., 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия. SPIN-код РИНЦ: 2138-9286; ORCID: 0000-0003-0081-0604, wildroverprodigy@yandex.ru

DASHKINA Alexandra I. - Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University. 29, Politechnicheskaya, St. Petersburg, 195251, Russia. ORCID: 0000-0003-0081-0604, wildroverprodigy@yandex.ru

Аннотация. В качестве основного критерия оценки учебного пособия по иностранному языку выделяется его способность формировать критическое мышление студентов лингвистического направления. Приводится модель формирования критического мышления, акцентируется необходимость самостоятельного приобретения знаний обучающимися. Рассматриваются принципы, которые должны учитываться при создании учебного пособия, а также функции, которые должны быть в нем реализованы. Дается определение интегративных заданий, комбинирующих различные виды речевой деятельности, и приводятся их примеры из конкретных учебников. Дается сравнительная характеристика трех учебных пособий, одного российского и двух аутентичных, с заданиями на формирование критического мышления Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors, Official Guide to the TOEFL iBT Test и Straightforward Advanced. Делается вывод о том, что Straightforward Advanced наиболее соответствует критериям учебного пособия, ориентированного на формирование критического мышления обучающихся. Наименее отвечающим требованиям учебников, формирующих критическое мышление, является Official Guide to the TOEFL iBT Test, поскольку он нацелен на формирование коммуникативной, социокультурной и языковой компетенций обучающихся для прохождения тестирования. Делается вывод о необходимости рассмотрения дидактических пособий с точки зрения предъявляемых к ним требований, а также о целесообразности учета мнений студентов при сравнении пособий для последующего изучения.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023.

43

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

Ключевые слова: ОБУЧЕНИЕ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, ПО ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ, ИНТЕГРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ_

Для цитирования: Лизан Е. А., Дашкина А. И. Учебное пособие по иностранному языку как средство формирования критического мышления посредством интегративных заданий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2023. Т. 12. № 1. С. 43-60.

DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.04_

Статья открытого доступа, распространяемая по лицензии CCBY-NC 4.0 (https://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).

Original article

DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.04

FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK AS A MEANS OF CRITICAL THINKING FORMATION WITH THE HELP OF INTEGRATIVE TASKS

Abstract. The article highlights the ability to form linguistic students' critical thinking as the main criterion for evaluating a textbook for teaching a foreign language. A model of the critical thinking formation is given, the need for self-acquisition of knowledge by students is emphasized. The principles that should be taken into account when creating a training manual, as well as the functions that should be implemented in it, are considered. The definition of integrative tasks combining various types of speech activity and their examples from specific textbooks are given. Comparative characteristics of three textbooks, one written by Russian authors and two authentic ones, with the critical thinking formation tasks are given: Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors, Official Guide to the TOEFL iBT Test and Straightforward Advanced, and it is concluded that Straightforward Advanced best meets the criteria of a textbook focused on students' critical thinking formation. The least suitable textbook forming critical thinking is the Official Guide to the TOEFL iBT Test, since it is aimed at developing the communicative, sociocultural and linguistic competencies of students for testing. It is concluded that it is necessary to consider didactic manuals in terms of the requirements for them, as well as the advisability of taking into account students' opinions when comparing manuals for further study.

Keywords: EDUCATION, FOREIGN LANGUAGE, TEXTBOOK, INTEGRATED TASK, CRITICAL THINKING_

For citation: Lizan E. A., Dashkina A. I. Foreign language textbook as a means of critical thinking formation with the help of integrative tasks. Teaching Methodology in Higher

Education. 2023. Vol. 12. No 1. P. 43-60. DOI: 10.57769/2227-8591.12.1.04_

This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

© Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2023.

Введение. В настоящее время вопрос доступности и качества образования является одной из ключевых задач. Интенсивное развитие технологий, увеличение количества получаемой информации и приобретаемых знаний оказывает огромное влияние на общество, посредством изменения привычных парадигм и создания новых критериев, влияющих на нашу жизнь. Актуальная

потребность в высококвалифицированных работниках, появление большого количества ранее неизвестных профессий представляет собой комплекс проблем, решение которых является обязательным в контексте изменения образовательной системы.

Образование стоит рассматривать не только как способ передачи уже накопленных, обработанных знаний, но и как возможность найти собственные ответы на возникающие проблемы или задать новые вопросы, то есть критически мыслить. Для выполнения ключевых функций образования в современном мире большое значение отводится цифровым технологиям в учебном процессе. Они включают в себя различные учебно-методические материалы, образцы заданий и шаблонов, которые доступны в глобальной сети Интернет.

Несмотря на значительную роль цифровых технологий в образовании, нельзя не отметить важность различных учебных материалов и пособий, которые необходимы для формирования и развития компетенций, необходимых для успешного становления в обществе. Именно учебники содержат теоретическую базу знаний, которая затрагивает все сферы жизни. Это показывает, как важно постоянно совершенствовать имеющиеся дидактические материалы. Рассматриваемые учебные пособия включают задания опирающиеся на концепции совершенствования образования и нацеленные на формирование у студентов критического мышления и развития коммуникативной и социокультурной компетенций.

Изучение иностранных языков, в частности, английского языка, является одним из самых необходимых навыков в современном мире. Важная часть обучения - выбор правильного учебного пособия, которое сможет обеспечить как формирование коммуникативной и социокультурной компетенции, так и навыков критического мышления.

Цель статьи - в свете современного дидактического знания изучить особенности и функции учебного пособия с заданиями по развитию критического мышления и проанализировать его характеристики.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать научные труды, в которых рассматриваются основные характеристики современного учебного пособия;

- рассмотреть несколько учебных пособий, используемых на занятиях по иностранному языку при обучении студентов лингвистических направлений;

- выделить пособие, наиболее соответствующее требованиям формирования критического мышления;

- представить структуру учебного пособия;

- отметить и проанализировать необходимость использования интегративных заданий для развития критического мышления;

- проанализировать три учебных пособия с целью сравнения наличия в них учебных материалов по формированию критического мышления.

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

Научная новизна. В статье представлен анализ учебного пособия на основе характеристик, функций учебника и конкретных заданий. Современное учебное пособие - это средство обучения, представляющее собой комплекс информационных, методических и программных компонентов, в котором последовательно объясняется материал конкретной области знаний. Использование таких учебников способствует повышению объема изучаемой информации, возможностям использования игровых форм обучения, исследованию рассматриваемой дисциплины и ее особенностей для дальнейшей профессиональной деятельности.

Практическая значимость работы состоит в обобщении существующих представлений о современном учебнике. Данный материал будет полезен как разработчикам этих учебных средств, так и педагогам, осваивающим новые формы работы со студентами.

Характеристики современного учебного пособия

Современные учебники по иностранному языку позволяют решать такие основные педагогические задачи, как: «начальное ознакомление с предметом; освоение его базовых понятий и конструкций; базовая подготовка на разных уровнях глубины и детальности; контроль и оценивание знаний и умений; развитие способностей к определенным видам деятельности; восстановление знаний и умений» [1 : 616]»

Создание учебного пособия должно основываться на ключевых принципах, которые были подробно рассмотрены в статье Т. В. Семеновских «Технологии е-1еагт^ обучения в проектировании электронных учебников по гуманитарным дисциплинам». Они включают в себя:

• «принцип модульности», на основе которого учебник представляет собой структуру, включающую в себя систему целей, средств, форм, условий, методов, принципов, способов обучения;

• «принцип адаптации процесса обучения к личности обучаемого», подразумевающий возможность разделения учебного процесса на подпроцессы, которые имеют специфические, присущие конкретно им особенности, адаптирующиеся под когнитивные познавательные потребности обучаемого;

• «принцип потенциальной избыточности информации», предполагающий предоставление большого количества информации и создающий наиболее благоприятные условия для усвоения предлагаемых знаний;

• «принцип проблемности», подразумевающий приобретение опыта обучающимся в процессе решения намеренно созданной системы проблемных вопросов. Для их решения необходим творческий подход обучающегося на доступном ему уровне [2 : 3].

Говоря о современном учебном пособии, необходимо выделить функции, которые должны быть в нем реализованы. Первая и основополагающая -

информационная, представляющая собой пласт знаний и умений, подлежащих теоретическому усвоению на базе изученного материала [3]. Вторая функция -функция управления усвоением, подразумевающая наличие в учебнике методов, позволяющих эффективно воспринимать и усваивать программу. Третья функция - функция закрепления, контроля и самообразования, реализующаяся с помощью контролирующих мероприятий, входящих в состав пособия: входной контроль, тематический контроль, итоговый контроль.

Следующая функция - трансформационная. Она является определяющей в создании учебного пособия нового поколения и основана на обработке и структурировании теоретического материала, являющегося содержательной основой учебника, согласно учебному плану. Мотивационно-стимулирующая функция формирует и поддерживает у студентов когнитивный интерес к изучаемому предмету. Систематизирующая функция достигается путем строгой последовательности представления учебного материала. Интегрирующая функция позволяет представить материал учебника нового поколения как целостную картину всей доступной информации, относящейся к изучаемому предмету. Последняя функция, которая является одной из основополагающих при создании учебника - это воспитательно-развивающая, способствующая всестороннему развитию личности ученика посредством обучения [4]. Именно все эти компоненты и представляют собой хорошо структурированный современный учебник.

Важной характеристикой современного учебного пособия является также наличие в нем интегративных заданий, то есть таких задач, которые включают в себя две или более группы задач, обычно относящихся к разным компетенциям, требующие творческого подхода в выполнении с необозначенными явно путями решения. Интегративные задания, включающие, как правило, два или три вида речевой деятельности (например, аудирование - говорение - письмо) [5], позволяют студентам развивать и применять свои навыки и знания в различных областях таким образом, чтобы они отражали реальные жизненные ситуации [6].

Рассматривая учебные пособия по английскому языку, в качестве примера интегративных заданий можно выделить такие формулировки упражнений, как: Complete the sentences with the correct form of a verb in the box. Discuss the sentences in this exercise. How true are they for you? Такой вид упражнений сочетает выполнение грамматических заданий с дальнейшим рассуждением по представленным темам. Такой вид заданий развивает уже имеющуюся базу знаний и навыков обучающихся и позволяет им совершенствовать свои умения, используя всю накопленную информацию на практике [7].

Именно интегративные задания стимулируют развитие критического мышления. Критически мыслить - значит анализировать и оценивать информацию, рассуждения и ситуации в соответствии с существующими

стандартами с целью получения надежных новых знаний, понимания проблем, формулирования гипотез и формирования убеждений. Критическое мышление включает в себя способность субъекта обрабатывать и синтезировать информацию таким образом, чтобы эта информация позволяла ему разумно применять знания для принятия обоснованных решений и эффективного решения проблем [7].

Развитие критического мышления как важнейшего навыка в обучении XXI века не оспаривается в образовательных и профессиональных учреждениях. Вопрос заключается в том, как именно нужно формировать такой навык у студентов. Поэтому важнейшей задачей современных учебных пособий является развитие критического мышления посредством изучения того или иного специально подобранного материала.

Формирование критического мышления осуществляется по следующей модели, которую мы считаем подходящей для наших целей [8]:

Рис.1. Модель формирования критического мышления Fig.1 Critical thinking formation model

В учебнике «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя» под авторством И. В. Муштавинской описывается современная педагогическая технология развития критического мышления [9]. Автор утверждает, что самые ценные знания - те, которые студент получает самостоятельно. Технология развития критического мышления учитывает эту особенность приобретения информации. По мнению автора, важнейшим в технологии формирования критического мышления является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой

информации), reflection (рефлексия), а также соблюдение ряда условий: активность студентов, поощрение в высказывании различных идей и т. д.

Первая стадия представляет собой стадию вызова, суть которой состоит в способности заинтересовать студента, мотивировать его, а также проанализировать уже имеющиеся у него знания. Вторая стадия является стадией осмысления (реализации смысла). Именно на этой стадии осуществляется работа с материалом. На третьей стадии, стадии рефлексии, информация анализируется, комментируется, творчески осмысляется.

Автор отмечает важность заданий, помогающих систематизировать и анализировать информацию на всех этапах ее усвоения. Одним из таких заданий автор называет прием «Кластеры». Суть приема заключается в вычленении основных смысловых единиц текстового материала и оформлении их графически в определенной последовательности в виде «грозди». «Грозди» являются графическим приемом систематизации материала. Это помогает расположить мысли в определенном порядке. Для использования этого метода необходимо нарисовать модель Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники. Солнце - это основная тема, планеты вокруг нее представляют собой крупные смысловые единицы, а спутники - дополнительную информацию.

Такая система кластеров охватывает большее количество изучаемого материала, чем возможно получить при обычной письменной работе. Прием «Кластер» может быть применен на стадии, когда систематизируется уже имеющаяся у нас информация в виде вопросов или заголовков смысловых блоков еще до ознакомления с основным источником. Например, при изучении темы «Dream Job» можно попросить обучающихся предположить, что именно будет изучено. Таким образом, обучающиеся самостоятельно выходят на направления изучения темы [9].

Это задание является частью технологии формирования критического мышления, а именно первой стадии - стадии вызова. Подобные задания позволяют структурировать уже имеющиеся знания студентов по вопросу, а также помогают создать серию ассоциаций для дальнейшей работы с информацией.

Все перечисленные выше составляющие необходимы для создания современного учебного пособия. Как уже было отмечено ранее, именно благодаря интеграции таких учебников в образовательный процесс увеличивается объем изучаемой информации, обучающимся предоставляется возможность использования разнообразных игровых форм в учебном процессе. Такие учебники помогают формировать личность обучающихся, развивая их мышление, помогая осваивать новые навыки.

Сравнительная характеристика авторских пособий с заданиями на формирование критического мышления.

Для того, чтобы наглядно проиллюстрировать характеристики современного пособия, необходимо рассмотреть структуру нескольких

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

существующих учебников. Учебник под названием «Английский язык. Учебное пособие по аудированию для лингвистов. Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors» [10], авторов А. И. Дашкиной и Н. В. Поповой с точки зрения студента является подлинно современным пособием. Он помогает в формировании аудитивных, лексических и фонетических навыков. Студенты 2-3 курсов лингвистического профиля, которым необходимо изучить специфику монологической речи, используемой американцами и британцами в средствах массовой информации, являются целевой аудиторией указанного учебника по видеоаудированию. Использование в учебном пособии цифровых источников видеоаудирования позволяет нам отнести это пособие к категории учебника нового поколения [11, 12], для которого характерно наличие лингвокомпьютерных заданий. Содержащийся в пособии справочник, составленный на основе материалов, находящихся в свободном доступе в Интернете и снабженных гиперссылками, включает богатый материал о культуре, который расширяет кругозор и повышает общую эрудицию студентов.

Каждый урок пособия составлен на основе трех фаз, необходимых для успешного формирования навыка критически мыслить: фазы вызова, фазы осмысления новой информации, и фазы рефлексии. Например, урок «HOW TO LIVE TO BE ONE HUNDRED +» начинается с ознакомления с новой лексикой и заданием составить предложения с каждой новой фразой, что, в первую очередь, помогает вводить новые слова в активную речь обучающихся, но, что более важно, это задание помогает студентам определить, о чем именно будет идти речь дальше в видео.

Такие слова, как: tofu - соевый творог, confusion - путаница, longevity -долголетие, supplements - добавки, spirituality - духовность, дают более ясное понимание смысла видео, в котором рассматриваются причины долголетия. Фаза осмысления раскрывается работой с видеоматериалами учебника. При просмотре видео студентам необходимо выполнить задание на определение верных и неверных высказываний (true / false), что помогает структурировать информацию, полученную при просмотре. Второе задание - это ответы на вопросы. Студентам задаются открытые вопросы, ответы на которые нужно найти в течение просмотра видео. Вопросы затрагивают разные аспекты, например: How does the presenter debunk the following myths? Where is Okinawa situated? What is special about the people's lifestyle there? что также необходимо для анализа новой информации [10].

После первого просмотра видео обучающимся предоставляется возможность просмотреть его повторно для выполнения лексических заданий. Поиск синонимов и слов для предложенных определений помогает закрепить новую лексику. Постоянное увеличение словарного запаса очень важно для формирования критического мышления, ведь чем богаче словарный запас, тем больше возможности выражать свои мысли по определенной проблеме.

Работа завершается выполнением интегративного задания. Задача заключается в просмотре нового видео: "Why I Hope to Die at 75" by Dr. Ezekiel J.Emanuel и подготовке монолога на 2-3 минуты, сравнивая первое видео о причинах долгой жизни и второе видео, где выступающий рассказывает о том, почему надеется умереть в 75 лет. Именно творческое осмысление нового материала, рассуждение на тему, связанную с поставленной проблемой, является решающим фактором в формировании критического мышления. Умение грамотно работать с информаций, понимать ее релевантность играет важную роль в развитии навыков критического осмысления.

Учебное пособие построено на базовых принципах [1]:

1. «Принцип модульности»: каждый урок состоит из видеоматериала, различных заданий по видео, включающих в себя как выбор ответа, так и открытые вопросы, задания после просмотра видео, работу с текстами и упражнения на самостоятельную работу дома;

2. «Принцип потенциальной избыточности информации»: пособие состоит из различного рода информации по каждой теме: аудио и видеоматериалы, статьи и эссе, раскрывающие содержание занятия глубже, а также материалы для дополнительного домашнего чтения.

3. «Принцип проблемности»: большое количество открытых вопросов, а также работа с текстами, подразумевающая поиск творческого индивидуального подхода обучающегося на доступном ему уровне.

Данный учебник выполняет информационную функцию, функцию управления усвоенными знаниями - посредством выполнения заданий; систематизирующую функцию - за счет последовательного расположения материала в каждом уроке; интегрирующую функцию с использованием дополненных текстовых материалов по выбранной теме, также воспитательно-развивающую функцию. Однако в учебнике отсутствуют функции закрепления, контроля и самообразования, что может усложнить процесс проверки усвоенного материала.

Следующим учебным пособием является Official Guide to the TOEFL iBT Test, Sixth Edition 6th. Оно представляет собой официальное руководство по тесту TOEFL iBT [13]. Шестое издание Официального руководства по тестированию TOEFL iBT включает: четыре полных практических экзамена TOEFL; советы по прохождению тестов; сотни реальных тестовых вопросов TOEFL и тем эссе; ключи к ответам, руководства по самооценке. Учебник поделен на модули: чтение, аудирование, говорение и письмо. Блок чтения представляет собой текст, или несколько небольших текстов, объединенных общей темой и задания на выбор ответов. Каждое задание направлено на поиск различного рода необходимой информации: фактической информации, заданий на поиск слов или подходящих тем, описывающих прочитанное. Блок аудирования состоит из аудиоматериала и заданий на выбор правильного

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

ответа. Блоки говорения и письма нацелены на побуждение студентов выражать свою точку зрения по рассматриваемым вопросам. В разделе «говорение» учащемуся предоставляется несколько тем, например: social loafing, money, internal and external locus of control, student health services need improvement, на основе которых ему задаются вопросы и главная задача студента - составить грамматически правильное высказывание.

Следует отметить, что Official Guide to the TOEFL является учебником для подготовки к международному тесту, и его структура может быть недостаточно эффективной в плане развития критического мышления. В учебном пособии представлено большое количество информации по той или иной теме, но отсутствие комбинированных упражнений в каждом блоке учебника усложняет процесс развития критического высказывания по определенной проблеме. Учебное пособие не ставит задачи анализировать и обрабатывать полученную информацию для формулирования точки зрения. Как было указано выше, целью пособия является помощь в прохождении международного экзамена. Именно поэтому перед работой с этим учебником, необходимо сначала отработать языковой материал по учебникам, которые развивают критическое мышление.

Интегративные задания, в которых, главным образом, отрабатывается критическое мышление, и которые включены в это пособие, сочетают несколько видов речевой деятельности. Например, экзаменующемуся дается задание прослушать аудиозапись, в которой выражается мнение по определенному вопросу. После этого ему предлагается прочесть текст по той же теме, что в аудиозаписи, но при этом автор текста придерживается диаметрально противоположного мнения по этому вопросу. Экзаменующийся должен найти три пункта расхождения между мнениями, представленными в тексте и в видеозаписи. Эти задания представляют собой наиболее гибкий формат для актуализации критического мышления несмотря на то, что от экзаменующегося не требуется подвергать эти мнения критическому анализу.

Принципы [1], на которые опирается учебник по подготовке к TOEFL:

1. «Принцип модульности»: каждый модуль разделен на уроки, состоящие из заданий, нацеленных на развитие навыков, необходимых для сдачи экзамена TOEFL. Каждый модуль затрагивает конкретную тему, направлен на формирование отдельного речевого навыка: говорения, письма, чтения и аудирования. Предваряя работу с учебником, студентам предоставляется возможность ознакомиться с подробным описанием каждого модуля, объясняющего наличие тех или иных заданий, а также описывающего наиболее эффективный способ их выполнения.

2. «Принцип потенциальной избыточности информации»: учебник состоит из большого количества поясняющего материала, необходимого для успешной сдачи экзамена. Учебное пособие не только поясняет, как

разобраться с каждым из предложенных модулей, но также дает комментарии, которые объясняют, как выполнять задания по говорению и письму. Кроме того, приводятся примеры выполнения этих заданий с учетом часто допускаемых ошибок.

Основными функциями учебного пособия [4] являются:

• Информационная функция, то есть предоставление теоретического материала и примеров, на основе которых выполняются задания. Каждый модуль учебного пособия состоит из заданий разного типа. Модуль «чтение» состоит из таких тем, как: nineteenth-century politics in the United States, the expression of emotions, geology and landscape и др. Модуль говорения затрагивает темы social loafing, money, internal and external locus of control, student health services need improvement.

• Функция закрепления, контроля и самообразования, которая заключается в заданиях на самопроверку, с подробным описанием каждого упражнения и пояснения возможных ошибок. После выполнения заданий по чтению на тему nineteenth-century politics in the United States студентам предоставляется возможность проверить свои ответы. Авторы учебника не только показывают верный вариант: «The correct answer is choice C because the first sentence of the paragraph explicitly states that this was when the development of the modern presidency began», а также объясняют почему остальные варианты ответов были неверны: «Choice B is not mentioned in the paragraph: it says Jackson addressed the Senate, but not that this was the beginning of regular addresses».

• Систематизирующая функция, заключающаяся в четкой структурированности учебного пособия и выделения блоков аудирования, говорения, чтения и письма. Блок аудирования состоит из 3 аудиоматериалов на темы: Job interview, environment и science, где студентам нужно выбрать один или несколько вариантов ответов.

Последним учебным пособием нового поколения, которое необходимо проанализировать - это Straightforward 2nd edition advanced studenfs book (авторы - L. Clandfield, R. Norris, A. Jeffries) [14]. Этот учебник отличается простым и четким построением материала, разнообразными и интересными темами, поощряющими разностороннее обучение. Контент учебника соответствует современному, быстро меняющемуся миру. Темы, статьи и упражнения представлены в виде интуитивно понятной структуры, способствующей эффективному восприятию студентами. Кроме самого учебного пособия, приложение к нему включает в себя использование видеоматериалов от BBC и ITN с рабочими листами и дополнительными видеороликами, что также позволяет нам считать его пособием нового поколения дидактической литературы с регулярным использованием цифровых ресурсов.

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

Урок «The quarterlifer crises» начинается с работы в парах и задания на описание предложенных изображений, обсуждение тех решений, которые люди должны принять, и ответственности, которую они должны взять на себя, когда переходят от детства к взрослой жизни. Следующее задание заключается в прочтении небольшой выдержки из журнала и ответа на вопросы: What do you think the quarterlifer crisis consists of? What feelings might young people experience and why? Именно эти два задания позволяют студентам определить, о чем именно будет идти речь дальше при прослушивании аудиоматериалов, а также дают представление педагогу об осведомленности студентов об изучаемой проблеме. По ходу прослушивания аудиоматериалов студентам надо определить, что речь идет о кризисе четверти жизни, и решить, согласны ли они с тем, что у двадцатилетних есть веские причины жаловаться на свое положение. Кроме этого, студентам необходимо соотнести высказывание с человеком, которому оно принадлежит. Такие задания помогают усвоить и проанализировать полученную информацию.

Последний этап работы представлен в виде дискуссии в парах. Задача состоит в ответах на открытые вопросы. Do you sympathize with those who claim to be suffering a quarterlifer crisis? In what ways is live easier or more difficult for young people now compared to previous generations? Do you prefer to have your life 'all mapped out' or does uncertainty add a bit of spice to life'? Именно ответы на открытые вопросы побуждают студентов более глубоко задуматься над обсуждаемой темой и являются ключом к формированию критического мышления. Кроме обычного ответа на вопросы, студентам может быть предложено составить небольшие презентации на тему кризиса четверти жизни. Такое использование творческого подхода для осмысления нового материала, а также поиска новой информации помогает проанализировать тему намного глубже и составить свое критическое высказывание по теме «проблема кризиса четверти жизни».

Функции учебного пособия [4] Straightforward [14], позволяющие успешно формировать критическое мышление, включают в себя:

• информационную функцию: предоставление теоретического материала и примеров, на основе которых выполняются задания: тексты на разные темы, аудиоматериалы, включающие в себя как монологические, так и диалогические высказывания. Раздел «Memory» состоит из четырех уроков. Первый урок включает в себя текст «Never forget. Facts and figures», второй состоит из большого количества нового лексического материала по теме карточной игры и заданий на говорение. Третий урок также предоставляет материал для чтения по теме «The rise of the bicycle» и выполнение заданий по тексту. Четвертый урок включает в себя аудиоматериалы о различных музеях по всему миру, а также небольшую выдержу о Трафальгарской площади.

• функцию закрепления, контроля и самообразования: постоянное повторение пройденной лексики на уроках, а также обсуждение проблемы. После каждого прочитанного текста, после изучения новой лексики в учебнике предлагается ответить на вопросы открытого типа, побуждающие студентов к использованию новых выражений, а также к обсуждению уже изученного материала. В разделе «Memory» урок под названием «Memory men» посвящен карточной игре и предоставляет много новой лексики по теме. После изучения слов, относящихся к карточной игре, например: hearts, jack, clubs, queen, diamonds, king, ace, spades, joker, студентам необходимо вставить эти слова в предложенный текст, а затем выполнить задание на говорение в парах, которое заключается в игре на угадывание нужных карт, где вся лексика заново повторяется.

• функцию управления усвоенными знаниями: открытые вопросы, подразумевающие обобщение полученных знаний, а также обсуждение новых тем в группах мотивируют рассматривать различные точки зрения. Урок «A glimpse of the past» в разделе «Memory» начинается с прослушивания аудиозаписи про музеи, после которого студентам необходимо выбрать какой именно музей им понравился и объяснить свой выбор. В этом же уроке студентам необходимо разделиться на группы и подготовить собственное предложение для нового национального музея в их городе: Explain why your museum will be more successful than those of the other committees.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• систематизирующую функцию: каждый урок строится по определенной модели, повторяющейся в разных разделах. Каждый раздел состоит из четырех уроков. Первый урок включает в себя текст на определенную тему и в том числе направлен на выполнение грамматических заданий. Второй урок содержит большое количество нового лексического материала по теме и заданий на говорение. Третий урок также предоставляет материал для чтения по теме и новые задания на лексику. Четвертый урок чаще всего включает в себя аудиоматериалы, объяснение грамматической темы и задания на говорение.

• воспитательно-развивающую функцию: проблемы, затрагиваемые в учебном пособии, помогают в развитии личности посредством обучения [15]: каждый текст, представленный в учебном пособии, связан с важными социальными проблемами - загрязнение окружающей среды, общество потребления, возрастные кризисы и т. д. Именно их обсуждение помогает в развитии таких личностных качеств как гуманность, любовь к природе, гражданственность, ответственность, а также формирование интеллектуальных свойств личности (обобщение, систематизация, анализ).

Результаты исследования. Для более полного исследования лингводидактического аппарата трех выбранных нами пособий по иностранному языку, необходимо сравнить исследуемые пособия по степени нацеленности на формирование критического мышления обучающихся и их структурированности.

ASJC Scopus: Education 3304 OECD: 05.03.00 Educational sciences

Ниже приведена таблица 1, в которой сравнивается, насколько каждое из рассматриваемых учебных пособий способствует формированию критического мышления.

Таблица 1

Сравнение параметров формирования критического мышления

в современных пособиях

Table 1

Comparison of parameters for critical thinking formation in modern manuals

№ Учебник Формируемые параметры критического мышления

1. Учебное пособие по аудированию для лингвистов • Определение значимости информации • Определение значимости информации • Анализ и сортировка информации. • Применение логики для решения поставленных вопросов. • Обоснование своих аргументов • Оценивание вариантов

2. Official Guide to the TOEFL • Определение значимости информации • Определение чужих мотивов и рассуждений

3. Straightforward Advanced • Выявление пробелов в знаниях. • Определение значимости информации. • Анализ и сортировка информации. • Применение логики для решения поставленных вопросов. • Определение чужих мотивов и рассуждений. • Обоснование своих аргументов. • Определение критериев принятия решения. • Оценивание вариантов

Как видно из Таблицы 1, учебник Straightforward Advanced в наибольшей степени соответствует модели формирования критического мышления, поскольку в нем интегрируются все ее элементы. В пособии по аудированию они представлены не полностью, поскольку оно не способствует выявлению пробелов в знаниях и не помогает определять чужие мотивы и критерии принятия решения. В учебнике Official Guide to the TOEFL отсутствуют задание на критическую оценку, поскольку основная суть содержащихся в нем интегративных заданий состоит в сравнении чужих мнений.

В Таблице 2 проиллюстрировано, насколько рассматриваемые учебники соответствуют принципам построения и основных функций современных пособий.

Ни учебное пособие по аудированию для лингвистов, ни Official Guide to the TOEFL не следуют принципу процесса обучения к личности обучаемого, тогда как Straightforward в полной мере следует всем четырем принципам построения современного учебного пособия. Кроме того, Straightforward

выполняет большее число функций, чем учебное пособие по аудированию для лингвистов и Official Guide to the TOEFL.

Таблица 2.

Сравнение принципов построения и основных функций современных пособий

Table 2

Comparison of construction principles and main functions of modern manuals

№ Учебник Принципы построения Основные функции

1. Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors • Принцип модульности • Принцип потенциальной избыточности информации • Принцип проблемности • Информационная • Функция управления усвоением • Интегрирующая • Систематизирующая • Воспитательно-развивающая

2. Official Guide to the TOEFL • Принцип модульности • Принцип потенциальной избыточности информации • Принцип проблемности • Информационная • Функция закрепления, контроля и самообразования • Систематизирующая

3. Straightforward Advanced • Принцип модульности • Принцип адаптации процесса обучения к личности обучаемого • Принцип потенциальной избыточности информации • Принцип проблемности • Информационная функция • Функция управления усвоением • Функция закрепления, контроля и самообразования • Систематизирующая • Интегрирующая функция • Воспитательно-развивающая

Выводы. В результате анализа рассмотренных учебных пособий, был сделан вывод, что наименее отвечающим требованиям учебников, формирующих критическое мышление, является Official Guide to the TOEFL iBT Test. Он представляет собой учебное пособие, помогающее формировать коммуникативную, социокультурную и языковую компетенции, но, в первую очередь, он нацелен на успешное прохождение экзамена TOEFL. Именно из-за этого учебник нельзя назвать оптимальным для развития критического мышления, что является приоритетным критерием для данного исследования. В этом учебнике отсутствуют задания на анализ информации, упор делается на формирование навыков, необходимых для выполнения теста.

Учебное пособие «Английский язык. Учебное пособие по аудированию для лингвистов. Listening Comprehension tasks for Linguistic Majors», А. И. Дашкиной и Н. В. Поповой является хорошо систематизированным учебным пособием, фокусирующим свое внимание на формировании аудитивных навыков, в котором используются различные интегративные задания. Именно эти задания помогают формировать навыки критического мышления. Таким образом, это пособие можно отнести к учебным пособиям, формирующим критическое мышление.

Пособие Straightforward 2nd édition advanced studenfs book является наиболее оптимальным примером учебного пособия нового поколения, так как совмещает в себе полный набор интегративных заданий, необходимых для обеспечения развития личности в учебном процессе. Вариативность заданий, нацеленных на развитие критического мышления, социокультурной и коммуникативной компетенций, делает этот учебник приоритетным в формировании критического мышления обучающихся.

При выборе дидактических материалов по любому предмету, в частности, по иностранному языку, необходимо руководствоваться целями, для которых они используются. Однако, помимо этого, следует принимать во внимание, до какой степени тот или иной ресурс соответствует характеристикам современного дидактического пособия, помогает ли он реализовать цели обучения и воспитания, а также формирует ли он навык критического осмысления. В процессе оценивания учебного пособия должны принимать участие как преподаватели, так и студенты, поскольку именно они, в конечном счете, будут пользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными в результате его прохождения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. - М.: «Филинъ», 2003. - ISBN 5-9216-0044-Х.

2. Семеновских Т.В. Технологии E-Learning обучения в проектировании электронных учебников по гуманитарным дисциплинам // Вестник евразийской науки. 2014. № 6(25). С. 1-14. DOI: 10.15862/01PVN614 - EDN TTHIVF.

3. Зайцева Л.В., Попко В.Н. Разработка и использование электронных учебников // Образовательные технологии и общество. 2006. Т. 9. № 1. С. 411-421. eISSN: 1436-4522-EDN HSOOIX.

4. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе: монография. - М. : Просвещение, 2011. - ISBN 978-5-09-022055-2. - EDN QYFBCL.

5. Гаврилова А.В., Попова Н.В. Модернизация содержания элективного курса программы обучения магистров-лингвистов "Методика преподавания в формате международных экзаменов"// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25. № 188. С. 53-70. - DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-53-70 - EDN KPGUDF.

6. Integrated Tasks by Goal Path - Ontario Ministry of Training, Colleges and Universities [Электронный ресурс] - URL: https://www.tcu.gov.on.ca/eng/eopg/publications/OALCF_integrated_tasks_Mar_11.pdf (дата обращения 27.11.22).

7. Heard J., Scoular, C., Duckworth, D., Ramalingam, D., & Teo, I. Critical thinking: Definition and structure. Australian Council for Educational Research [Электронный ресурс]// ReserchGate, 2020.

8. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернет: дис. канд. пед. наук. - 13.00.02. - Москва, 2002.

9. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя : учебное пособие. - СПб. : КАРО, 2009. - 144 с. - ISBN 978-59925-0346-3. - EDN RYRZZV.

10. Дашкина А.И. Попова Н.В. Английский язык. Учебное пособие по аудированию для лингвистов. - СПб. : Изд-во Политехнического университета Петра Великого, 2016. - 138 с. - ISBN 978-5- 7422-5245-0.

11. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения : междисциплинарный подход. - СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2011. - 246 с. - ISBN 978-5-7422-3226-1. - EDN QWTZUH.

12. Дашкина А.И., Попова Н.В. Парное выполнение заданий по профессионально-ориентированному аудированию для формирования аудитивной и социально-коммуникативной компетенций студентов // Психолого-методические аспекты обучения студентов иностранным языкам для специальных целей : Сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18-20 марта 2015 г. / сост. : М.В. Харламова, К.Л. Кабахидзе, Д.К. Бартош. -М.: Московский городской педагогический университет, 2015. - С.228-234.- EDN TUOFZL.

13. McGraw Hill. Official Guide to the TOEFL iBT Test, Sixth Edition 6th. -Instructional Testing Service "ETS", 2020. -706 p.

14. Clandfield, L., Norris, R., Jeffries, A. Straightforward Advanced SB Second Edition. - Oxford: Macmillan Education, 2013. - 176 p.

15. Чернышов С.В. Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2021. № 9. С. 41-48. ISSN: 01306073- EDN JKZZPX.

REFERENCES

1. Bashmakov A.I., Bashmakov I.A. Razrabotka kompyuternykh uchebnikov i obuchayushchikh sistem. - M.: «Filin», 2003. - ISBN 5-9216-0044-X.

2. Semenovskikh T.V. Tekhnologii E-Learning obucheniya v proyektirovanii elektronnykh uchebnikov po gumanitarnym distsiplinam // Vestnik yevraziyskoy nauki. 2014. No 6(25). P. 1-14. DOI: 10.15862/01PVN614 - EDN TTHIVF.

3. Zaytseva L.V., Popko V.N. Razrabotka i ispolzovaniye elektronnykh uchebnikov // Obrazovatelnyye tekhnologii i obshchestvo. 2006. Vol. 9. No 1. P. 411-421. eISSN: 14364522- EDN HSOOIX.

4. Ivanova Ye.O., Osmolovskaya I.M. Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve: monografiya. - M. : Prosveshcheniye, 2011. - ISBN 978-5-09-022055-2. - EDN QYFBCL.

5. Gavrilova A.V., Popova N.V. Modernizatsiya soderzhaniya elektivnogo kursa programmy obucheniya magistrov-lingvistov "Metodika prepodavaniya v formate mezhdunarodnykh ekzamenov"// Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2020. Vol. 25. No 188. P. 53-70. - DOI 10.20310/1810-0201-2020-25-188-53-70 - EDN KPGUDF.

6. Integrated Tasks by Goal Path - Ontario Ministry of Training, Colleges and Universities [Electronic resource] - URL: https://www.tcu.gov.on.ca/eng/eopg/publications/OALCF_integrated_tasks_Mar_11.pdf (access data 27.11.22).

7. Heard J., Scoular, C., Duckworth, D., Ramalingam, D., & Teo, I. Critical thinking: Definition and structure. Australian Council for Educational Research [Electronic resource]// ReserchGate, 2020.

8. Yakushina Ye.V. Metodika obucheniya rabote s informatsionnymi resursami na osnove deystvuyushchey modeli Internet: dis. kand. ped. nauk. - 13.00.02. - Moskva, 2002.

9. Mushtavinskaya I.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na uroke i v sisteme podgotovki uchitelya : uchebnoye posobiye. - SPb. : KARO, 2009. - 144 p. - ISBN 978-5-9925-0346-3. - EDN RYRZZV.

10. Dashkina A.I. Popova N.V. Angliyskiy yazyk. Uchebnoye posobiye po audirovaniyu dlya lingvistov. - SPb. : Izd-vo Politekhnicheskogo universiteta Petra Velikogo, 2016. - 138 p.

- ISBN 978-5- 7422-5245-0.

11. Popova N.V. Professionalno-oriyentirovannyy uchebnik po inostrannomu yazyku novogo pokoleniya : mezhdistsiplinarnyy podkhod. - SPb. : Izd-vo Politekhnicheskogo un-ta, 2011. - 246 p. - ISBN 978-5-7422-3226-1. - EDN QWTZUH.

12. Dashkina A.I., Popova N.V. Parnoye vypolneniye zadaniy po professionalno-oriyentirovannomu audirovaniyu dlya formirovaniya auditivnoy i sotsialno-kommunikativnoy kompetentsiy studentov // Psikhologo-metodicheskiye aspekty obucheniya studentov inostrannym yazykam dlya spetsialnykh tseley : Sb. nauch. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moskva, 18-20 marta 2015 g. / sost. : M.V. Kharlamova, K.L. Kabakhidze, D.K. Bartosh. - M.: Moskovskiy gorodskoy pedagogicheskiy universitet, 2015. - P.228-234.- EDN TUOFZL.

13. McGraw Hill. Official Guide to the TOEFL iBT Test, Sixth Edition 6th. -Instructional Testing Service "ETS", 2020. -706 p.

14. Clandfield, L., Norris, R., Jeffries, A. Straightforward Advanced SB Second Edition.

- Oxford: Macmillan Education, 2013. - 176 p.

15. Chernyshov S.V. Tekhnologiya razvitiya kriticheskogo myshleniya na urokakh inostrannogo yazyka // Inostrannyye yazyki v shkole. 2021. No 9. P. 41-48. ISSN: 0130-6073-EDN JKZZPX.

Статья поступила в редакцию 07.01.2023. Одобрена 21.03.2023. Принята 28.03.2023.

Received 07.01.2023. Approved 21.03.2023. Accepted 28.03.2023.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.