Научная статья на тему 'Учебное пособие «Экономика» (рецензия)'

Учебное пособие «Экономика» (рецензия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1471
45
Поделиться

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Топровер И.В.

За последние годы на прилавках российских магазинов появилась гигантская масса учебников по экономике и экономической теории, определяемых в качестве «базовых», «продвинутых»… Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, почему на страницах журнала выходит рецензия именно на эту книгу: Соколов Б.И. Экономика: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. 560 с. Преимуществами рецензируемой книги является отсутствие разделения экономической теории на политическую экономию и экономикс, философско-исторический анализ экономики с позиций всеобщего и особенного. Автором подчеркивается важность, с одной стороны, изучения общих закономерностей экономики и, с другой, обосновывается необходимость приспособления глобальных идей к национальным. Все это позволяет составить целостное представление о системе экономических знаний. Интересна и нова структура учебного пособия. Первый раздел знакомит с принципами экономической теории, историей экономической науки, раскрывает специфику экономических законов. Второй раздел описывает эволюцию рыночной экономики. Третий раздел посвящен вопросам структуры и организации национальной экономики. Четвертый описывает механизмы функционирования рыночной экономики. В состав пособия входит словарь, содержащий современные экономические термины.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Учебное пособие «Экономика» (рецензия)»

5 (245) - 2007

На книжную полку

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «ЭКОНОМИКА»

(рецензия)

и.В. ТОПРОВЕР, кандидат экономических наук, вице-президент, управляющий Санкт-Петербургским филиалом «ТРАНСКАПиТАЛБАНК» (ЗАО)

За последние годы на прилавках российских магазинов появилась гигантская масса учебников по экономике и экономической теории, определяемых в качестве «базовых», «продвинутых»... Поэтому прежде всего хотелось бы объяснить, почему на страницах журнала выходит рецензия именно на эту книгу:

Соколов Б. И. Экономика: учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2006. — 560 с.

Выбор определили несколько обстоятельств.

Во-первых, в целом назрела острая необходимость в добротном учебнике по экономике для гуманитарных вузов. Вопрос не праздный, поскольку концепции микро- и макроэкономики, нашпигованные математическими формулами, в отсутствие обстоятельного качественного анализа просто перестали восприниматься студентами (особенно гуманитариями) на фоне сегодняшней динамичной хозяйственной ситуации в России; такие курсы не в состоянии полноценно объяснить имеющееся многообразие реальной жизни, а молодые люди ищут ответы на животрепещущие вопросы и российской, и международной действительности.

Во-вторых, авторская концепция современного учебника по экономике состоит в том, что он должен базироваться на обширных научных исследованиях и представлять собой прежде всего научное издание. Монографические учебники — это объективное современное направление интегрированного развития науки и высшего образования. Каждый действительно новый учебник должен быть новым словом и в науке, и в преподавании.

В-третьих, многие учебные пособия являются или непосредственными переводами, или скрытыми пересказами (фактически — плагиатами) американских учебников, в которых изложение материала опирается на американский опыт и американское законодательство и имеет соответс-

твующую пропагандистскую направленность. Рецензируемое учебное пособие полностью лишено данного недостатка. В нем наряду с фундаментальными истинами дается оригинальное исследование современных российских экономических отношений, необходимое для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных и национальной, и мировой экономикой.

Преимуществами рецензируемой книги является отсутствие разделения экономической теории на политическую экономию и экономикс, философско-исторический анализ экономики с позиций всеобщего и особенного. Автором подчеркивается важность, с одной стороны, изучения общих закономерностей экономики и, с другой, — обосновывается необходимость приспособления глобальных идей к национальным. Все это позволяет составить целостное представление о системе экономических знаний.

Автор отказался от традиционных приемов в плане освещения экономического наследия классиков. Суть в том, что приоритет не отдается ни одной из теоретических систем (классических или неоклассических). Позитивное изложение и предвзятая критика заменены теоретическим анализом и сравнительным изложением материала. В результате удается найти место всем, казалось бы, несовместимым и представляемым антагонистическим концепциям. Усвоение данного образовательного приема, несомненно, положительно скажется на подготовке специалистов.

Ведь как обычно происходит обучение? Преподаватель читает положительный курс и требует от фактически не подготовленных студентов с чистым сознанием усвоения именно тех теоретических установок, в истинности которых он сам лично не всегда убежден. И лишь прослушав курс, сдав экзамен, а то и после получения диплома, столкнувшись с практи-

На книжную полку

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5 (245) - 2007

ческими экономическими вопросами, выпускники начинают понимать, что их учили догматически, предвзято, навязывая конъюнктурную точку зрения. Они лишаются главного — умения оперативно и творчески принимать экономические решения в быстро меняющемся мире.

Излагая материал, автор не настаивает на собственной позиции, не давит авторитетом произвольно избранных классиков, тем самым давая читателю (прежде всего студенту) простор для творческого анализа многообразия теорий, фактов, ситуаций, и на данной основе самостоятельных выводов и оценок.

Интересна и нова структура учебного пособия.

Первый раздел знакомит с принципами экономической теории, историей экономической науки, раскрывает специфику экономических законов. Второй раздел описывает эволюцию рыночной экономики. Третий раздел посвящен вопросам структуры и организации национальной экономики. четвертый — описывает механизмы функционирования рыночной экономики. В состав пособия входит словарь, содержащий современные экономические термины.

Новаторство подхода в части метода исследования и изложения, во-первых, кроется в том, что автор не приемлет широко внедряемого «клипового» мышления («кривая Филипса», «кривая Лаффера», «формула Фишера», «закон Грешема» и пр.). По его мнению, научные открытия являются результатом коллективных исторически длительных исследований. Во-вторых, не замалчиваются те моменты, которые являются идеологически «трудными», например теория накопления капитала и ее социальные последствия.

Многие положения книги заслуживают отдельного специального изучения и обсуждения. Хо-

телось бы выделить только одно из них — концепцию исторического развития цены.

Автор исходит из того, что каждому этапу эволюции национальной экономики соответствует своего рода генетическая модель структуры стоимости общественного богатства. На практике переход от одного этапа к другому не произволен. Он связан с появлением в стоимости нового элемента. В этом плане напрашивается аналогия с таблицей Менделеева. Каждый элемент ее структуры имеет иной атомный вес, что порождает различие свойств.

При всем новаторстве учебное пособие написано в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по гуманитарным специальностям. В пособии излагаются все фундаментальные проблемы экономической теории, разъясняется система экономических понятий на примерах реалий хозяйственной сферы, общественной жизни.

Автору удалось добиться того, что предлагаемые знания не только достаточно легко могут быть усвоены, они увлекают читателя.

Резюмируя, отметим, что создана открытая система, которую можно развивать и дополнять.

Рецензируемый монографический учебник написан по результатам исследований автора, проводимых им совместно с коллегами по кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета; он является составным элементом блока научной и учебной литературы по проблемам экономики, финансов, денежного обращения, кредита, банковского дела.

Достаточно полную информацию о научных и образовательных разработках кафедры можно найти на сайте <www. tcfm. га>.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб.(в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621 -69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@financepress.ru