СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
УДК 373
Мухтаруллина Э.Т.
учитель русского языка Чекмагушевской гимназии
с. Чекмагуш, РБ Каримов М. Ф. канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected]
УЧЕБНОЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены особенности учебного орфографического моделирования действительности на занятиях русского языка учащимися средней общеобразовательной школы.
Ключевые слова Информационное моделирование, орфография, правила правописания.
Учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1] подразделяется на словесную, графическую и математическую основные составляющие.
Орфографическое моделирование фрагментов действительности занимает положение между словесным и графическим моделированием объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности и играет важную роль в учебном познании младшими и старшими школьниками окружающего нас мира [2].
Учитель, начиная со второй половины обучения детей в начальной школе, в пропедевтическом плане своим ученикам объясняет, что слово «орфография» состоит из двух греческих корней orthos и grafo, соответствующих русским словам «правильный» и «пишу». В этой связи большинство выпускников начальной школы имеют представление о том, что орфография - это правописание или общепринятая система правил написания слов.
Элементарная орфографическая модель или орфограмма - это написание, соответствующее определенному орфографическому правилу или алгоритму и требующее его применения.
Из более ста мелких орфограмм, изучаемых учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по русскому языку, для младших школьников обязательными для прочного освоения являются следующие укрупненные типы орфограмм:
1. Различение гласных и согласных звуков и правильное написание соответствующих слов по их произношению;
2. Употребление ь, ё, ю, я для обозначения мягких согласных, применение разделительных ь и ъ и алгоритм переноса по слогам;
3. Различение ударных и безударных гласных звуков в слове, правописание безударных гласных корня, приставок, суффиксов, безударных гласных корня, приставок, суффиксов, безударных окончаний имени существительных, прилагательных, глаголов;
4. Табличное моделирование различения парных звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков для их правильного написания;
5. Словесное моделирование объектов, процессов и явлений для различения приставок и предлогов;
6. Установление связи между словами в предложении посредством постановки вопросов от слова к
слову;
-( )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.
7. Изучение самостоятельных частей речи или классов в русском языке, по которым распределяются слова в соответствии с их грамматическими свойствами: имя существительное, имя прилагательное, числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие,
8. Выделение и правописание основных грамматических категорий существительного и прилагательного: род, число, падеж,
9. Различение и правописание главных и второстепенных членов предложения: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение.
Дидактический опыт проектирования и реализации учебного орфографического моделирования учащимися средней общеобразовательной школы показывает нижеследующее.
1. Осуществление организованного изучения исторически сложившейся системы единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется российское общество.
2. Систематическое и регулярное школьное изучение правил, обеспечивающих единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания слов, предложений или текстов.
3. Самостоятельное или принудительное соблюдение принятых написаний, частных и подчиняющихся определенным правилам, приводящее школьников к успешному словесному моделированию объектов, процессов и явлений действительности.
4. Первоначальное знакомство учащихся средних общеобразовательных школ с частью науки о языке, изучающая написание и устанавливающая их единообразие в общении и изложении результатов познания.
5. Достижение школьниками хороших результатов в написании диктантов, изложений и сочинений о материальной или духовной действительности.
Вывод, следующий из изложенного выше, состоит в необходимости систематического и регулярного учебного орфографического моделирования учащимися средних общеобразовательных школ для повышения качества обучения подрастающего поколения нашей страны.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Мухтаруллина Э.Т., Каримов М.Ф., 2018
УДК 37
В.В. Неволина
к.психол.н., доцент ОрГМУ г. Оренбург, РФ [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье проанализированы особенности современной образовательной среды медицинского вуза и выявлены ее профессиональные контексты. В результате выявлены условия эффективного педагогического сопровождения профессионального саморазвития студента в среде медицинского вуза.
Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, профессиональное саморазвитие, студент медицинского вуза.