Научная статья на тему 'Учебное экспериментальное исследование как средство формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики'

Учебное экспериментальное исследование как средство формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
УЧЕБНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / EDUCATIONAL EXPERIMENTAL RESEARCH / МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH METHODOLOGY / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INVESTIGATIVE COMPETENCE / ПОГЛОЩЕНИЕ ИЗЛУЧЕНИЯ ПОЛИМЕРАМИ И ЖИДКОСТЯМИ / ABSORPTION OF THE BETA-RAYS BY LIQUIDS AND POLYMERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белянин Валерий Александрович

Учебное экспериментальное исследование рассматривается на основе методологии научного исследования. Предметную исследовательскую компетенцию будущего учителя предлагается формировать в процессе осуществления студентами учебных экспериментальных исследований по физике. Методика исследований раскрыта на примере изучения взаимодействия ƒ-излучения изотопа 19К40 с полимерными материалами и жидкостями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белянин Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL EXPERIMENTAL RESEARCH AS A FORMING TOOL OF INVESTIGATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE PHYSICS TEACHERS

On a base of research methodology, a educational experimental research was shown. The subject investigative competence of the future physics teachers was proposed forming in the process of research of educational experimental physical problems. The method demonstrated through the study of the interaction of the 19К40 beta-rays with liquids and polymers.

Текст научной работы на тему «Учебное экспериментальное исследование как средство формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики»

УЧЕБНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ

EDUCATIONAL EXPERIMENTAL RESEARCH AS A FORMING TOOL OF INVESTIGATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE PHYSICS TEACHERS

В. А. Белянин

Учебное экспериментальное исследование рассматривается на основе методологии научного исследования. Предметную исследовательскую компетенцию будущего учителя предлагается формировать в процессе осуществления студентами учебных экспериментальных исследований по физике. Методика исследований раскрыта на примере изучения взаимодействия в-излучения изотопа 19К40 с полимерными материалами и жидкостями.

V. A. Belyanin

On a base of research methodology, a educational experimental research was shown. The subject investigative competence of the future physics teachers was proposed forming in the process of research of educational experimental physical problems. The method demonstrated through the study of the interaction of the ¡¿ft40 beta-rays with liquids and polymers.

Ключевые слова: учебное экспериментальное исследование, методология научного исследования, исследовательская компетенция, поглощение излучения полимерами и жидкостями.

Keywords: educational experimental research, research methodology, investigative competence, absorption of the beta-rays by liquids and polymers.

К настоящему времени разными авторами и неоднократно предпринимались попытки разработать и подробно прописать структуру процесса проведения научного исследования, что позволило бы определить содержание и последовательность основных познавательных операций в рамках как научного исследования, так и, по аналогии, в ходе исследования, выполняемого в учебных целях [1-3]. Однако анализ литературы по методологии научного исследования показывает, что эту проблему еще нельзя считать окончательно решенной: «...имеющиеся схемы не учитывают некоторые важные этапы познавательного процесса или отображают их недостаточно корректно и дифференцированно. Кроме того, что еще более существенно, они не указывают основания деления всего процесса на определенную последовательность тех или иных операций» [1, с. 289].

В своем исследовании по подготовке будущего учителя физики мы опирались на соответствующую схему, раскрывающую содержание и структуру методологии научного исследования, предлагаемую А. М. Новиковым и Д. А. Новиковым [2].

Структура научного исследования и временные рамки научного исследования как научного проекта разбиваются по этой схеме на фазу проектирования, технологическую фазу и рефлексивную фазу, содержательные элементы которых достаточно подробно проработаны и прописаны авторами в виде следующих стадий и этапов:

- Фаза проектирования исследования включает в себя четыре стадии: концептуальную стадию, стадию построения гипотезы, стадию конструирования исследования и стадию технологической подготовки. В свою оче-

редь, концептуальная стадия имеет четыре этапа: выявление противоречия, формулирование проблемы, определение цели исследования и формирование критериев.

- Технологическая фаза состоит из двух стадий: стадии проведения исследования и стадии оформления результатов. Стадия проведения исследования может быть поделена на два этапа: теоретический этап и (или) эмпирический этап. В данной работе мы будем говорить только об экспериментальном исследовании.

- Завершает временную структуру исследования традиционная рефлексивная фаза, фаза оценки и самооценки результатов исследования [2, с. 136].

Перечисленные фазы, стадии и этапы научного исследования мы переносим на учебное экспериментальное исследование, что дает возможность определиться с содержанием и структурой предметной исследовательской компетенции, которую можно сформировать у будущего учителя физики как результат выполнения экспериментального физического исследования в рамках лабораторного практикума или в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя, в частности, при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.

Действительно, исследовательская компетенция характеризует готовность и способность человека на достаточном научно-методическом уровне выполнить исследование обнаруженной проблемы, что в обязательном порядке должно включать знание методологии исследования и самостоятельный опыт исследовательской деятельности. Следовательно, знание студентом последовательности и сущности фаз, стадий и этапов научного исследования, а также умение руководствоваться ими при

выполнении исследования можно отнести к основным структурным элементам предметной (в области физики) исследовательской компетенции.

Еще одно основание отнесения фаз, стадий и этапов научного исследования к исследовательской компетенции дает нам анализ научных работ по формированию исследовательских умений учащихся или студентов. Исследовательские умения, так же как и исследовательские компетенции, различные авторы раскрывают по-разному. Однако эти формулировки и определения объединяет тот факт, что все они, так или иначе, частично или более полно связаны с фазами, стадиями и этапами методологии научного исследования [4-9].

На основании вышесказанного мы делаем вывод, что в качестве предметной исследовательской компетенции студентов, изучающих физику, могут выступать фазы, стадии и этапы методологии научного исследования. Человек, у которого сформирована исследовательская компетенция, способен самостоятельно поставить перед собой учебную или научную исследовательскую задачу и решить ее по методологии научного исследования, не пропуская при необходимости ни одного из ее этапов.

Любая методологическая схема, в том числе и рассмотренная выше, является обобщенной. На основе этой схемы содержание и структуру исследовательской компетенции в случае конкретного физического исследования необходимо формулировать в соответствии с условиями исследования, например, экспериментального или теоретического.

Рассмотрим содержание и структуру предметной исследовательской компетенции, которую можно сформировать у будущих учителей физики при выполнении ими экспериментальных исследований в учебном лабораторном практикуме, а также при выполнении курсовых или дипломных работ, на примере экспериментального изучения естественной радиоактивности [10, 11].

Использование конкретного примера мы обуславливаем тем, что рассматриваем предметную исследовательскую компетенцию, следовательно, ее структура, в отличие от структуры универсальной, ключевой компетенции, будет иметь отличия относительно исследований по разным разделам физики, отличающимся объектами, целями и методами исследования. Для экспериментального исследования конкретность определяется также наличием определенных приборов, лабораторных установок, необходимого оборудования и существующей на физической кафедре вуза научной школы, имеющей задел исследований по данной тематике.

Последнее нам представляется особенно важным, так как без руководителя, который являлся бы специалистом в данном вопросе и, что очень желательно, сам вел исследования по данной тематике, любые студенческие работы, начинаемые с азов, будут описательными, эпизодическими и фрагментарными, их выполнение скорее будет напоминать имитацию исследований.

Именно руководитель направляет деятельность студентов по обнаружению тех физических и учебных про-

блем, на основе которых можно ставить решаемые экспериментально физические задачи, именно он направляет студента на путь усвоения первичных знаний по вопросу исследования, именно он знакомит студента с азами исследовательской деятельности по данной тематике.

Материальной базой физических экспериментальных исследований по радиоактивности, на основе которых мы предлагаем формировать исследовательские компетенции будущих учителей физики, с минимальной необходимостью должны быть:

1) радиоактивные источники в-излучения;

2) приборы для регистрации радиоактивного излучения;

3) объекты, воздействующие на в-излучение.

Все перечисленное содержит в своем составе лабораторный практикум по ядерной физике, разработанный для учебных целей и содержащий подробное описание методики выполнения лабораторных работ [10, 11].

Структуру предметной (физической) исследовательской компетенции, которую можно сформировать у будущих учителей физики при выполнении ими экспериментального исследования естественной радиоактивности, представим в следующем виде:

1. Способность выявить в учебном материале физическую ситуацию, в которой проявляется какое-либо свойство радиоактивного в-излучения. Обнаружить для выделенной физической ситуации противоречие в виде невозможности на основе анализа литературных данных предсказать физические величины или их изменение, характеризующие выделенные свойства радиоактивного в-излучения.

2. Быть способным для выделенной физической ситуации, содержащей объекты воздействия на в-излучение и само в-излучение как объект исследования, сформулировать проблему выделенной физической ситуации: как с помощью радиоактивного источника и приемника радиоактивного излучения исследовать взаимодействие в-излучения с объектами выделенной физической ситуации?

3. Уметь определять в качестве цели исследования установление вида зависимостей или закона взаимодействия в-излучения с объектами, воздействующими на него.

4. Формировать критерии экспериментального исследования свойств в-излучения, то есть уметь оценить погрешности значений определяемых физических величин, диапазон возможного изменения физических величин, получаемых в результате эксперимента, диапазон возможного изменения параметров образцов, используемых в эксперименте и необходимых для полноты запланированного экспериментального исследования.

5. На стадии построения гипотезы видеть, что раскрыть сущность экспериментально изучаемой физической ситуации на уровне физических явлений, моделей и законов можно, если один из параметров объекта, воздействующего на в-излучение, изменять в определенных пределах. Предвидеть закон изменения интенсивности

в-излучения в зависимости от параметров объектов, воздействующих на в-излучение, и геометрической формы источника радиоактивного излучения.

6. На стадии конструирования исследования сформулировать отдельные задачи исследования как цели решения отдельных подпроблем в соответствии с общей целью исследования, например:

- изучение поглощения в-излучения в различных средах;

- изучение самопоглощения в-излучения источниками;

- изучение поля излучения радиоактивных источников простой геометрической формы.

Уметь разработать программу (план, методику) экспериментального исследования выделенных под-проблем.

7. Быть способным на стадии технологической подготовки исследования реализовать этапы исследования свойств в-излучения в виде предварительного эксперимента:

- проверить работоспособность экспериментальной установки и выполнить ее отладку под планируемый эксперимент;

- определить радиационный фон лаборатории и найти способы его минимизации в конкретном эксперименте;

- подобрать серию образцов, способных обеспечить полноту и достоверность экспериментального исследования;

- провести предварительный эксперимент с целью обнаружения исследуемого явления;

- провести предварительный литературный поиск по теме исследования.

8. Быть способным на стадии проведения исследования квалифицированно реализовать его план:

- обеспечить на время эксперимента постоянство неконтролируемых параметров, например, радиационного фона;

- обеспечить на время эксперимента постоянство контролируемых параметров, например: интенсивности излучения радиоактивного источника, взаимного расположения источника, образца и счетчика частиц;

- обеспечить при конкретном экспериментальном исследовании изменение только одного заданного параметра, например, толщины поглотителя, расстояния или положения счетчика;

- осуществить полную регистрацию результатов эксперимента;

- выполнить эксперимент неоднократно и добиться повторяемости результатов в пределах требуемой погрешности измерений;

- осуществить с помощью пакетов компьютерных программ (например, Origin) обработку результатов экспериментального исследования с целью установления закономерностей изменения свойств в-излучения;

- объяснить полученные результаты экспериментального исследования на основе физических знаний: яв-

лений, моделей, законов и анализа ранее выполненных и опубликованных научно-методических работ.

9. Быть способным на стадии оформления и использования результатов исследования к апробации его результатов в студенческих исследовательских микрогруппах, на семинарах, к экспертной оценке результатов преподавателем, к выступлению с докладом на конференции.

Быть готовым к публикации результатов исследования в научных журналах и сборниках материалов конференций, в рукописях курсовых и выпускных квалификационных работ.

Быть способным использовать полученные результаты на лабораторных занятиях студентов и во время педагогической практики на уроках физики со школьниками.

10. Осуществлять критический анализ результатов, полученных в исследовании, оценивать степень полноты выполненного экспериментального исследования.

Осуществлять рефлексию как способ осознания выполненной деятельности: самооценка своей собственной деятельности по экспериментальному исследованию свойств в-излучения, оценка полноты и достоверности полученных результатов.

Осуществлять научную рефлексию как способ построения новых систем знаний: обнаруживать, выделять и принимать к исследованию новые свойства в-излучения и закономерности его взаимодействия с иными физическими объектами.

Запоминать и заучивать будущему учителю физики этот перечень структурных элементов исследовательской компетенции, разумеется, нет необходимости: «...все это должно стать естественным результатом обучения в самостоятельной познавательной деятельности» [3, с. 26].

Для будущего учителя физики конечной целью самостоятельной деятельности по исследованию радиоактивности, направляемой преподавателем и осуществляемой в тесном сотрудничестве с ним, помимо формирования исследовательской компетенции должно стать осознание того, что эта деятельность составляет суть учебного исследования, выполняемого в соответствии с логикой и методологией научного исследования.

Самостоятельная учебная деятельность студентов по экспериментальному изучению свойств в-излучения предполагает:

- использование в учебном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, что способствует формированию информационной компетенции;

- совместную деятельность студента с товарищами, преподавателями, другими специалистами, что способствует формированию коммуникативной компетенции.

Основываясь на рассмотренных выше положениях, с учетом определения компетенции А. В. Хуторского [12], под предметной исследовательской компетенцией будущего учителя физики будем понимать отчужденное, заранее заданное требование к его эффективной исследовательской деятельности при изучении физики,

заключающееся в способности обнаружить физическую проблему, осознать необходимость ее решения и выполнить операции по ее разрешению в соответствии с фазами, стадиями и этапами методологии научного исследования.

Исследовательскую компетентность будущего учителя физики можно будет в этом случае определить как совокупность личностных качеств обучаемого (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных усвоением ориентировочной основы и опыта исследовательской деятельности по методологии научного исследования в процессе изучения физики.

Методику формирования исследовательской компетенции будущего учителя физики в процессе учебной исследовательской деятельности, выполняемой в соответствии с фазами, стадиями и этапами научного исследования, рассмотрим на примере экспериментального изучения прохождения в-излучения естественно-радиоактивного изотопа 19К40 через полимерные и жидкие материалы.

Аналогов таких исследований в научной и научно-методической литературе мы не обнаружили, поэтому результаты исследования будут объективно новыми как для студентов, так и преподавателей.

Исходные знания о лабораторном оборудовании, предмете и методе исследования студенты предварительно получили при выполнении стандартных лабораторных работ учебного практикума по квантовой физике. В частности они знают:

1) источником в-излучения изотопа 19К40 с успехом могут выступать соли калия (знакомы с методами приготовления таких источников радиоактивности и правилами техники безопасности);

2) питание счетчика Гейгера - Мюллера и регистрация его сигналов осуществляется приборами «Арион» (знакомы с особенностями их настройки и правилами техники безопасности);

3) методику исследования прохождения в-излучения изотопа 19К40 через металлы (алюминий) и газы (воздух) (знакомы с особенностями соответствующих лабораторных установок и правилами техники безопасности при работе с ними).

Таким образом, в распоряжении студентов имеется измерительная ячейка и электронный прибор для регистрации частиц, проходящих через счетчики Гейгера -Мюллера [11]. Более поздний вариант экспериментальной установки по исследованию радиоактивности содержит в своем составе компьютер, который используется для управления экспериментом, регистрации результатов и их обработки [13].

Студентам предлагаем сформулировать проблему будущего исследования на основе работ, выполненных в лаборатории ранее, и анализа литературных данных по изучению прохождения в-излучения через вещество. Выясняем, что проблему составляет вопрос: каким закономерностям будет подчиняться прохождение в-излучения изотопа 19К40 через полимерные материалы и жидкости?

На стадии выдвижения гипотезы студенты высказывают предположение, что свойства взаимодействия в-излучения изотопа 19К40 с полимерными материалами и жидкостями можно изучить, пропуская его через эти материалы-поглотители. По литературным данным и результатам предыдущих исследований можно предположить, что прохождение в-излучения непрерывного спектра через изучаемые материалы должно описываться экспоненциальным законом.

На стадии конструирования исследования формулируются конкретные задачи:

1. Как толщина слоя полимерного материала изменяет интенсивность потока радиоактивного излучения?

2. От каких параметров полимерных образцов зависит линейный и массовый коэффициенты поглощения в-излучения?

3. Как толщина слоя жидкости изменяет интенсивность потока радиоактивного излучения?

4. От каких параметров жидкости зависит линейный и массовый коэффициенты поглощения в-излучения?

На стадии технологической подготовки исследования студенты реализуют этап предварительного экспериментального исследования взаимодействия в-излучения с полимерами и жидкостью:

- выполняют отладку экспериментальной установки и измерительной ячейки под планируемый эксперимент;

- подбирают серию образцов, способных обеспечить полноту и достоверность экспериментального исследования;

- проводят предварительный эксперимент с целью обнаружения исследуемого явления.

На стадии проведения исследования квалифицированно реализуют экспериментальное исследование:

- измеряют в ручном режиме интенсивность радиоактивного излучения, прошедшего через образцы четырех полимерных материалов и трех жидкостей;

- осуществляют аккуратную и полную регистрацию результатов эксперимента;

- выполняют эксперимент неоднократно для достижения повторяемости результатов и требуемой точности измерений;

- осуществляют с помощью пакетов компьютерных программ обработку результатов экспериментального исследования с целью установления физических закономерностей;

- объясняют результаты экспериментального исследования на основе физических явлений, моделей, законов и анализа ранее выполненных и опубликованных научно-методических работ.

После проведения исследования и обработки результатов реализуется не менее важный этап его апробации и использования.

Заключительным этапом выступает осуществление научной рефлексии результатов, полученных при исследовании полимерных и жидких материалов с целью обнаружения, выделения и принятия к исследованию новых свойства в-излучения и закономерностей его взаимодействия с иными объектами.

Следование методологии научного исследования при выполнении учебного физического исследования не является «работой по инструкции». Творчество и эвристический подход возможны при выполнении такого исследования на любом его этапе. Единственное, что отсутствует, так это разработка принципиальной схемы установки и ее изготовление - для серьезных и современных исследовательских физических установок эту работу должны выполнять профессионалы, а не обучающиеся.

На долю студентов, использующих при выполнении исследования готовое оборудование, остается самая важная, именно физическая часть работы - постановка задачи исследования, подбор образцов, разработка и изготовление измерительной ячейки, отладка установки под выбранную задачу и образцы.

Результаты исследования поглощения в-излучения в полимерных пленках представлены на рис. 1 и 2, из которых можно сделать вывод, что коэффициент поглощения в-излучения в полимерных материалах, так же как и в металлах, зависит от их плотности и изменяется в интервале значений от ц = 0,95 мм-1 до ц = 2,60 мм-1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гмин " гмакс

Следующим шагом исследований стало изучение закономерностей прохождения электронов через жидкости. Для пробных экспериментов в качестве эталонной жидкости использовали дистиллированную воду.

Набор жидкостей как объектов исследования оказался более богатым по сравнению с полимерами и, что самое важное, более доступным. Объектами исследования могут стать как чистые органические и неорганические жидкости, так их растворы и растворы солей. Здесь важно корректно поставить задачу исследования, например: исследовать зависимость параметров прохождения электронов через жидкости в зависимости от рода жидкости, от ее химического состава, от плотности, от концентрации раствора и других показателей.

Закономерности прохождения в-излучения через воду, этиловый спирт и насыщенный раствор поваренной соли №С1 иллюстрируют рис. 3 и 4.

Все полученные кривые похожи друг на друга, так как являются экспонентами: точки - экспериментальные ре-

зультаты, а сплошные кривые - теоретические зависимости, в которые укладываются экспериментальные точки. Уравнения экспоненциальных зависимостей приведены на вкладке рисунка. Для жидкостей, так же как и для полимеров, характерна зависимость коэффициента поглощения электронов от плотности вещества: коэффициент поглощения раствора поваренной соли, имеющей большую плотность, больше, чем у воды и этилового спирта.

На приведенных выше рисунках не все экспериментальные точки ровно укладываются на теоретические кривые. Это, в первую очередь, проявление погрешностей эксперимента. Из визуальной оценки кривых рис. 3 может возникнуть впечатление, что кривые для дистиллированной воды и насыщенного раствора поваренной соли сливаются. Однако это впечатление ошибочное: отличие коэффициентов поглощения для этих кривых составляет Дц=0,2 мм-1, причем при построении и анализе графиков отличие коэффициентов поглощения в 0,05 мм-1 уже можно было надежно зафиксировать. В полулогарифмическом масштабе экспоненты превращаются в прямые линии, которые четко разделены. Для построения графиков на рис. 2 и 4 скорость счета была пронормирована к единице. В этом случае прямые берут свое начало из одной точки, что позволяет более объективно сравнивать результаты эксперимента.

На основе анализа результатов проведенного экспериментального исследования, как результат научной рефлексии, в общих чертах можно обозначить направления будущих возможных исследований изучения свойств в-излучения изотопа 19К40.

1. Расширение объектов исследования полимерных материалов, чистых жидкостей и растворов с целью исследования влияния на прохождение в-излучения, например, химического состава и плотности полимерных или жидкостных систем.

2. Исследование поглощения в-излучения в солях, находящихся в порошкообразном состоянии. Задачами исследования могут стать обнаружение закономерностей поглощения электронов от плотности соли, ее влажности, размера зерна и химического состава.

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2

а.

0

1

Полиэтилен (желтая), у = ехр (-1,55 х) Полиэтилентерефталат, у = ехр (-2,6 х) Полиэтилен (оранжевая), у = ехр (-1,08 х) Полиэтилен (прозрачная), у = ехр (-0,95 х)

0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 Толщина пленки, мм

Рис. 1. Зависимость скорости счета приемника в-излучения от толщины поглощающей полимерной пленки

Ф О

0 к го

1 I

го т о а.

0,1:

С

0

1

Полиэтилен (желтая) Полиэтилентерефталат Полиэтилен (оранжевая) Полиэтилен (прозрачная)

0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 Толщина пленки, мм

Рис. 2. Зависимость скорости счета (полулогарифмический масштаб) от толщины полимерной пленки

1

ф т о .0 I-

о о ср

о *

О

400 300 200 100 0

■ дист. вода у = 445 ехр (-1,30 х) • этил. спирт у = 418 ехр (-0,95 х) ^ насыщен. р-р соли ЫаС!

в дист. воде у = 410 ехр (-1,50 х)

0,0

1,5 2,0" ^б 3,0 3,5^,0

0,5 1,0

Толщина жидкости d, мм

Рис. 3. Зависимость скорости счета приемника в-излучения от толщины слоя поглощающей жидкости

со

I-Ф т о л

I*

о о; со т т со т о

0,1-

О X

0,00 0,25 0,50 0,75 1,00 1,25 1,50 1,75 2,00 толщина жидкости d, мм

Рис. 4. Зависимость скорости счета (полулогарифмический масштаб) от толщины слоя жидкости

Рассмотренное выше исследование является для будущих учителей физики учебно-исследовательским, так как выполняется не только в рамках лабораторного практикума по курсу общей физики, но и в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ. От стандартных лабораторных работ данное исследование отличает то обстоятельство, что оно выполняется не по инструкции, а по методологии научного исследования:

1. Преподаватель сам участвует в исследовании, и результат исследования ему заранее неизвестен.

2. Отсутствуют заранее подобранные образцы и инструкции.

3. Для выполнения каждого нового эксперимента разрабатывается и изготавливается необходимая измерительная ячейка.

4. Результаты исследований студенты докладывают на семинарах и научных конференциях, публикуют статьи и тезисы.

5. Результаты исследований имеют определенную практическую значимость, так как по материалам исследований можно осуществить постановку новых лабораторных работ по физике.

Контроль и диагностика уровня сформированности предметной исследовательской компетенции по физике у будущих учителей осуществляется непосредственно в процессе их исследовательской работы, а также по ее итогам экспертными оценками специалистов-преподавателей на основе следующих уровней и критериев:

А - достаточный уровень - студент способен выполнить стандартные лабораторные работы по готовой инструкции, выполнить предложенное ему экспериментальное исследование взаимодействия в-излучения с веществом при консультации преподавателя и помощи товарищей;

Б - средний уровень - студент способен выполнить без консультации преподавателя и помощи товарищей предложенное ему экспериментальное исследование взаимодействия в-излучения с веществом;

В - высокий уровень - студент способен самостоятельно выделить новую физическую ситуацию, в которой

проявляется взаимодействие в-излучения с веществом, обнаружить по выделенной ситуации проблему, высказать гипотезу, спланировать эксперимент и осуществить самостоятельное экспериментальное исследование по методологии научного исследования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майданов А. С. Методология научного творчества. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 512 с.

2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: ИНЕРГ, 2007. 668 с.

3. Разумовский В. Г., Майер В. В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. М.: ВЛА-ДОС, 2004. 463 с.

4. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. 222 с.

5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.

6. Жук О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009. 336 с.

7. Ваганова Т. Г. Модульно-компетентностное обучение физике студентов младших курсов технических университетов: дис. ... канд. пед. наук: Спец. 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (физика). М.: МПГУ, 2007. 206 с.

8. Грук В. Ю. Формирование ключевых компетенций учащихся основной школы при организации исследовательских лабораторий на базе реального физического эксперимента: дис. ... канд. пед. наук: Спец. 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (физика). М.: МПГУ, 2008. 178 с.

9. Наумов А. И. Особенности организации проектной деятельности по физике с целью формирования ключевых компетенций: дис. . канд. пед.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.