Научная статья на тему 'Учебно-профессиональное целеполагание студентов в профессиональной подготовке'

Учебно-профессиональное целеполагание студентов в профессиональной подготовке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATIONAL SPHERE / MOTIVE / MOTIVATION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любушкина Людмила Александровна, Бирюлин Владимир Андреевич

Мотивационная сфера субъекта учебной деятельности является многокомпонентной, разноуровневой и чрезвычайно сложна в формировании. По мере усложнения целей усложняются и совершенствуются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий. В целеполагании важную роль играют внутренние мотивы, возникающие в самой деятельности. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Внешние мотивы также входят в целеполагание и характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Структура целеполагания соотносится с предложениями студентов по совершенствованию процесса обучения в вузе, в которых преобладает готовность к развитию практико-ориентированых форм учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Любушкина Людмила Александровна, Бирюлин Владимир Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ TARGET SETTING FOR PROFESSIONAL TRAINING

The motivational sphere of the subject of educational activity is multicomponent, multileveled and is quite difficult to develop. The complication of purposes causes complication and improvement of subject development means, as well as the process of including the subject into the system of social interactions becomes more expanded. In target setting inner motives coming from the activity are of importance. Internal motives are of personal significance, and are justified by cognitive needs of the person, the satisfaction he receives from cognition and personal realization. External motives are also included into the target setting and contribute to the idea that mastering the subject is not the objective but means of other goals achievement. The structure of target setting meets students’ suggestions on perfection of the educational process in the university. They demonstrate readiness for practice-directed training activities.

Текст научной работы на тему «Учебно-профессиональное целеполагание студентов в профессиональной подготовке»

УДК 159.9 : 378

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

STUDENTS' TARGET SETTING FOR PROFESSIONAL TRAINING

© Л.А. Любушкина, В.А. Бирюлин Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© L.A. Lyubushkina, V.A. Biryulin Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

Мотивационная сфера субъекта учебной деятельности является многокомпонентной, разноуровневой и чрезвычайно сложна в формировании. По мере усложнения целей усложняются и совершенствуются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий. В целеполагании важную роль играют внутренние мотивы, возникающие в самой деятельности. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Внешние мотивы также входят в целеполагание и характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей.

Структура целеполагания соотносится с предложениями студентов по совершенствованию процесса обучения в вузе, в которых преобладает готовность к развитию практико -ориентированых форм учебного процесса.

The motivational sphere of the subject of educational activity is multicomponent, multileveled and is quite difficult to develop. The complication of purposes causes complication and improvement of subject development means, as well as the process of including the subject into the system of social interactions becomes more expanded. In target setting inner motives coming from the activity are of importance. Internal motives are of personal significance, and are justified by cognitive needs of the person, the satisfaction he receives from cognition and personal realization. External motives are also included into the target setting and contribute to the idea that mastering the subject is not the objective but means of other goals achievement.

The structure of target setting meets students' suggestions on perfection of the educational process in the university. They demonstrate readiness for practice-directed training activities.

Ключевые слова: мотивационная сфера; мотив; мотивация; учебная деятельность.

Keywords: motivational sphere; motive; motivation; educational activity.

Мотивационная сфера личности -сложная иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки. По мнению Е.П. Ильина, самоактуализация как процесс саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете своей деятельности берет начало в низших уровнях побудительной иерархии. По мере усложнения целей усложняются и совершенствуются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценить по таким параметрам, как широта, гибкость и иерархичность. Под широтой

мотивационной сферы понимается качественное своеобразие мотивационных факторов - мотивов и целей. Гибкость моти-вационной сферы проявляется в подвижности связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Иерархичность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы.

Общее системное представление мо-тивационной сферы человека позволило классифицировать мотивы по разным основаниям:

- характер участия в деятельности;

- время обусловливания деятельности;

- социальная значимость;

Учебно-профессиональное целеполагание студентов в профессиональной подготовке

- факт включенности в саму деятельность или нахождения вне ее;

- мотивы определенного вида деятельности, например, учебной.

Мотивационная сфера субъекта учебной деятельности является многокомпонентной, разноуровневой и чрезвычайно сложна в формировании. Установлено также важное для организации учебной деятельности положение о возможности и продуктивности формирования мотивации через целеполагание учебной деятельности. Основываясь на системном представлении о психологической устойчивости (то есть способности поддерживать требуемый уровень психической активности при широком варьировании факторов, действующих на человека), А.К. Маркова рассматривает ее в комплексе с такими характеристиками учебной мотивации, как сила, осознанность, действенность, сформированность смысло-образующего мотива деятельности, ориентация на процесс и т.д. Процессуальная мотивация является ядром структуры, от которого зависит устойчивость. Детерминантами устойчивости являются:

- исходный тип мотивационной структуры;

- личностная значимость предметного содержания деятельности.

Вторым по силе фактором, влияющим на изменение целеполагания, является такой вид проблемной ситуации, который через необходимость выбора побуждает человека к творческой активности. Е.И. Савонько установлено:

а) доминирующая мотивационная ориентация выявляется в продукте деятельности;

б) фактором, опосредующим влияние мотива на особенности продукта, является его личностная значимость;

в) психологическое содержание личностной значимости зависит от типа мо-тивационной структуры.

В мотивационной сфере студентов вуза М.В. Матюхина выделяет две основные группы мотивов:

1) мотивы, заложенные в самом обучении:

- связанные с содержанием учения (овладение новыми знаниями, способами действий; желание проникнуть в суть явлений; стремление узнать новые факты);

- связанные с самим процессом учения (стремление студента проявить интеллектуальную активность, рассуждать);

2) широкие социальные мотивы:

- долга и ответственности;

- самосовершенствования;

- узко личностные (мотивация благополучия, желание стать полноценным членом общества и т.д.).

В целеполагании важную роль играют внутренние мотивы, возникающие в самой деятельности. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Внешние мотивы также входят в целеполагание и характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цели обучения. Поэтому в мотиваци-онном развитии студента следует учитывать зону ближайшего развития.

В октябре 2013 г. нами было проведено исследование учебно-профессионального целеполагания в профессиональной подготовке среди студентов 3 курса ЕГФ ПГСГА.

В результате исследования было выявлено, что главным в профессиональной подготовке в вузе являются:

1) практика по специальности - 30%;

2) организация учебного процесса в вузе - 22%;

3) теоретические знания по специальности - 20%;

4) умение самостоятельно работать -

19%;

5) квалификация преподавателей и их умение работать со студентами - 16%;

6) личные качества студента (трудолюбие, самоорганизация и т.д.) - 15%.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее значимой в учебно-профессиональном целеполагании студентов ПГСГА является практико-ориентированная структура - практика по специальности. Педагогическая практика является связующим звеном между теоретической подготовкой

Л.А. Любушкина, В.А. Бирюлин

и собственно профессионально-практической деятельностью. В практике формируются профессионально значимые качества будущего педагога - гностические, речевые, коммуникативные, перцептивные, сенсорные и собственно личностные, то есть социальные качества. Сегодня в системе высшего профессионального образования вопрос о педагогической практике достаточно актуален. Структура целепола-гания соотносится с предложениями студентов по совершенствованию процесса обучения в вузе, в которых преобладает готовность к развитию практико-ориенти-рованых форм учебного процесса:

- увеличить время педагогической практики;

- увеличить часы на практические занятия;

- повысить требования к студентам;

- помочь студентам в их самоорганизации.

Таким образом, можно ожидать развития профессионального целеполагания студентов при такой оптимизации учебного процесса, когда решение практических задач позволит определить необходимость теоретической подготовки, сопряженной с личностным развитием.

Литература

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011.

2. Маркова А.К., Матис Т.А. Формирование мотивации учения : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1990.

3. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте : учеб. пособие. Волгоград : Перемена, 2005.

4. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Психологические проблемы социализации современных подростков и юношей: хрестоматия : учеб. пособие / сост. В.В. Барабанова. М. : АНО ПЭБ, 2008. С. 137— 146.

Сведения об авторах

Любушкина Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: lyubushkina.00@mail.ru.

Бирюлин Владимир Андреевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.

E-mail: cobra77@inbox.ru.

Почтовый адрес: 443099, Самара, ул. М. Горького, 61/63.

Телефон: 333-27-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.