Научная статья на тему 'Учебно-познавательная деятельность слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России'

Учебно-познавательная деятельность слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СИСТЕМНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Наталья Дмитриевна, Печникова Елена Николаевна

Предметом исследования является организация учебно-познавательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России, разработка дидактических средств, позволяющих повысить уровень профессиональной компетентности и развивающих профессиональные качества специалистов налоговых органов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-познавательная деятельность слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России»

УДК 37.018.46:336.2.023

Н. Д. Жилина, Е. Н. Печникова

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА ФНС РОССИИ

Аннотация. Предметом исследования является организация учебно-познавательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России, разработка дидактических средств, позволяющих повысить уровень профессиональной компетентности и развивающих профессиональные качества специалистов налоговых органов России.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, повышение квалификации, профессиональные компетенции, системность.

Abstract. The article reads about the organization of educational and informative activities of students attending advanced studies for Russian Federal Tax Service, the didactic means, allowing to increase the level of professional competence and develop professional skills of tax authorities’ specialists of Russia.

Key words: educational and informative activities, advanced studies, professional competences, sistemacy.

Одной из важнейших проблем в системе повышения квалификации персонала Федеральной налоговой службы (ФНС) России становится проблема создания педагогических условий, способствующих формированию высококвалифицированного кадрового состава налоговых органов и, как следствие, повышение результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Дефицит действенных методик и инновационных технологий, эффективно повышающих уровень профессиональной компетентности и развивающих профессиональные качества специалистов налоговых органов России, делает актуальным поиск путей совершенствования организации учебно-познавательной деятельности персонала ФНС РФ.

Поэтому предметом нашего исследования стала организация учебнопознавательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России.

Понятие деятельности - одно из центральных понятий в психологии и педагогике. Психологи рассматривают ее и как результат, и как процесс. Л. С. Выгодский определяет деятельность как системный и многоуровневый процесс. А. Н. Леонтьев дает характеристику деятельности с субъективной точки зрения, согласно которой деятельность должна «отвечать определенной потребности субъекта, стремиться к предмету этой потребности, угасать в результате ее удовлетворения и воспроизводиться вновь - может быть, уже в совсем иных, изменившихся условиях». По А. Н. Леонтьеву, предмет, о котором шла речь выше, - это действительный мотив субъекта.

В данном исследовании под субъектом деятельности будем понимать обучаемого - слушателя курсов повышения квалификации налоговых служащих России, а предмет деятельности рассматривается как мотив их обучения, а именно - развитие профессиональных и личностных качеств. Это предполагает приобретение профессиональных компетенций:

- готовность быть восприимчивыми ко всему новому, способными адаптироваться к возникающим изменениям в обществе и законодательстве;

- способность к самостоятельному решению многообразных задач, которые усложняются за счет быстроменяющейся и противоречивой информации, содержащейся в нормативных документах, дефицита времени и высокой ответственности за принимаемые в нестандартных ситуациях решения;

- способность увидеть и понять проблему в работе в единстве, в широкой и образной перспективе, что определяется системностью знаний.

Сущность познавательной деятельности человека заключается в целенаправленном, активном поиске необходимых человеку знаний (в нашем исследовании - знаний, необходимых слушателям курсов повышения квалификации персонала ФНС России для работы с налогоплательщиками).

Можно выделить необходимые характеристики познавательной деятельности слушателей курсов повышения квалификации налоговых органов (табл. 1).

Таблица 1

Познавательная деятельность слушателей курсов повышения квалификации налоговых органов

Ценность Системность Процесс Результат

Возможность развития своих профессиональных и личностных качеств Структуризация и обобщение теоретического материала Правильно подобранная методика обучения, взаимосвязь дидактических средств, используемых в процессе обучения Усвоенные знания, приобретенные умения и навыки, необходимые для разрешения проблемных ситуаций в практической профессиональной деятельности, осознание ценности непрерывного дополнительного образования

На основе анализа научной литературы, посвященной исследованию учебной деятельности [1-7], можно утверждать, что это неоднозначное понятие. Обобщая теоретические подходы к определению учебной деятельности, выделим наиболее часто встречающиеся трактовки этого понятия:

а) синоним учения или обучения (П. Я. Гальперин) [2];

б) разновидность социальной активности, которая осуществляется через определенные познавательные действия (по В. Оконю - научный поиск) [5];

в) один из видов деятельности, направленный на усвоение учащимися теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков (по Д. Б. Элько-нину и В. В. Давыдову) [3].

Для разработки структуры организации учебно-познавательной деятельности в нашем исследовании использована теория планомернопоэтапного формирования умственной деятельности человека П. Я. Гальперина, согласно которой главным принципом организации учебной деятельности является управление процессом обучения. Учебная деятельность, по П. Я. Гальперину, исследуется в трех ракурсах: ориентировочная, исполнительная и контрольная. Структура организации учебной деятельности слушателей курсов повышения квалификации ФНС России представлена на рис. 1.

Учебная деятельность

3^

Ориентировочная Контрольная

деятельность: Исполнительная деятельность:

восприятие новой деятельность: самостоятельная работа

информации слушателями усвоение учебной по решению задач,

и активное применение информации самоконтроль по усвоению

полученной информации через решение учебного материала

при работе с нормативными практических через прохождение тестов

документами по организации заданий по каждой изучаемой

работы с налогоплательщиками дисциплине

Рис. 1. Схема организации учебной деятельности курсов повышения квалификации персонала ФНС России

Обобщая проведенный анализ научных разработок в данной области, можно выделить несколько отличительных свойств учебно-познавательной деятельности:

1. Наличие цели (ценности, мотивации) - идеального образа результата в перспективе.

Важными моментами при конкретизации цели, по нашему мнению, являются определение условий ее достижения и разбивка на промежуточные цели, более мелкие, достижение которых будет усиливать мотивацию к деятельности. Цель деятельности обучающихся на курсах повышения квалификации сотрудников ФНС России состоит в развитии своих профессиональных и личностных качеств. Промежуточные цели (в науке их называют задачи) для них могут быть следующими:

а) усвоение соответствующих знаний в сфере налогообложения, бухгалтерского учета, налогового права, налогового контроля и других направлений, необходимых для выявления нарушений законодательства по налогам и сборам.

Например, по бухгалтерскому учету сотрудникам налоговых органов необходимы знания выявления нарушений налогового законодательства (при сопоставлении данных регистров бухгалтерского и налогового учета, при нарушении правил учета основных средств, которые приводят к занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций, при нарушении правил учета временных и постоянных разниц, возникающих в результате различных норм учета доходов (расходов) в бухгалтерском и налоговом учете, приводящих к занижению налоговой базы по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество организаций);

б) формирование умений и навыков:

- по работе с нормативными актами налогового и бухгалтерского учета;

- доначисления налогов при выявлении нарушений налогового и бухгалтерского законодательства и начисления налоговых санкций;

- начисления пеней за просрочку платежей по налогам;

в) опыт творческой деятельности в ходе решения проблемных ситуаций по выявлению ошибок, допускаемых налогоплательщиками, предполагающих использование полученных оговоренных выше знаний, умений и навыков, с обоснованием результата этого решения.

2. Социальная обусловленность (запрос общества).

Находясь в социальной среде, индивид должен согласовывать свою деятельность с общественными условиями и требованиями. Например, налоговые работники должны учитывать запрос общества на формирование высококвалифицированного кадрового состава налоговой службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики [8-13]. Актуальной государственной проблемой России является потребность органов власти в профессиональных, компетентных, высоконравственных руководителях и специалистах. Профессионализм государственных служащих проявляется в системности полученных знаний, приобретенных умений, навыков, возможности увидеть и понять проблему в единстве, в широкой и образной перспективе, готовности быть восприимчивыми ко всему новому, способности адаптироваться к возникающим изменениям в обществе и законодательстве. Все это предполагает повышение профессионального уровня сотрудников ФНС России в системе дополнительного профессионального образования (в настоящее время они должны проходить переподготовку раз в три года). В свою очередь нормативные акты и учебные программы определяют необходимый минимум для сдачи квалификационного экзамена.

3. Системность.

Системность познавательной деятельности при обучении на курсах повышения квалификации налоговых органов выражается в содержании и структуре каждого изучаемого предмета. Система проявляется в структуризации и обобщении теории бухгалтерского и налогового учета, представленной в виде таблиц, схем, графиков. Убрав один из компонентов этой информации, невозможно будет решать практические задачи, идти дальше в образовательном процессе. Такой системный подход продемонстрирован в рабочей тетради по бухгалтерскому учету (разработанной Е. Н. Печниковой). Весь теоретический материал, необходимый для усвоения курса, в ней подается в сжатом, обобщенном виде с отсылкой на нормативные акты с сопоставлением правил учета активов и обязательств в бухгалтерском (БУ) и налоговом (НУ) учете с выяснением, к каким налоговым последствиям может привести их неточное применение. Например, таблица «Формирование фактической (первоначальной) стоимости имущества» в заполненном виде должна выглядеть следующим образом (табл. 2).

4. Наличие процесса, предполагающего выделение конкретных действий и операций.

Человеческая деятельность, в том числе учебно-познавательная, существует в форме действия или совокупности действий. Например, в процессе деятельности по обучению на курсах повышения квалификации налоговых органов финансисты могут осуществлять действия:

- восприятие учебной информации (ориентировочная деятельность);

- усвоение полученных знаний, умений и навыков (исполнительная деятельность);

- закрепление изученного материала и осуществление контроля или самоконтроля (контрольная деятельность).

На этом этапе необходимо применять разнообразные дидактические средства, в частности рабочие тетради.

Таблица 2

Формирование фактической (первоначальной) стоимости имущества

№ п/п Источники поступления Первоначальная (фактическая) стоимость в БУ п. 8-12 ПБУ 6/01, п. 6-15 ПБУ 14/2007 Первоначальная (фактическая) стоимость в НУ п. 1, 3 ст. 257, п. 1 ст. 277

1 Приобретены за плату, изготовлены, построены своими силами Сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением возмещаемого НДС Сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ

2 Внесены в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации Денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации (в соответствии с ПБУ 6/01) по федеральным законам № 208-ФЗ, № 14-ФЗ, № 73-ФЗ (не ниже оценочной стоимости) Остаточная стоимость полученного имущества, определяемая по данным НУ у передающей стороны на дату перехода права собственности с учетом дополнительных расходов передающей стороны при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал

3 Приобретены по договору дарения (безвозмездно) Рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету в качестве вложений во внеоборотные активы Сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и п. 20 ст. 250 НК РФ, рыночная цена, определяемая с учетом ст. 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) -по иному имуществу

4 Приобретены по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией

Рассмотрим лекционное занятие по изучению нового материала по предмету «Бухгалтерский учет для целей налогообложения», которое предполагает такое действие слушателей, как восприятие учебной информации.

На наш взгляд, эффективным может быть ознакомление с новой информацией посредством изучения нормативных документов или посредством объяснения преподавателя с параллельным заполнением слушателями рабочей тетради. Например, по теме «Поступление внеоборотных активов» в бло-

ке «Учет внеоборотных активов»» идет заполнение канвы-таблицы «Формирование фактической (первоначальной) стоимости имущества», рассмотренной выше. В канве-таблице содержится часть учебной информации, заданы источники поступления имущества (1-й столбец); фактическая (первоначальная) стоимость в бухгалтерском и в налоговом учете (2, 3-й столбец) определяется учащимися самостоятельно, согласно определенным в 1-й строке таблицы пунктам Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и статьям Налогового кодекса РФ (НК РФ), и заносится ручкой в тетрадь. При этом слушатели пользуются компьютерной программой «КонсультантПлюс», доступной на учебных местах на персональных компьютерах, или книжной продукцией, взятой в библиотеке учебного учреждения. При определении фактических затрат, понесенных при приобретении внеоборотных активов, слушатели активно вступают в обсуждение: какие фактические затраты включаются в первоначальную стоимость внеоборотных активов в бухгалтерском и в налоговом учете, к чему могут привести различия в правилах формирования стоимости активов по налоговому законодательству и положениях по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов.

Итак, осуществляя такое действие, как восприятие учебной информации, слушатели выполняют следующие операции:

- работают индивидуально с литературой или программой «Консуль-тантПлюс» на персональном компьютере;

- слушают объяснения преподавателя;

- обсуждают теоретические моменты изучаемого;

- заполняют канву-таблицу в рабочей тетради по дисциплине «Бухгалтерский учет для целей налогообложения».

При этом формируются следующие профессиональные компетенции:

- усвоение соответствующих знаний в сфере налогообложения, бухгалтерского учета, необходимых для выявления нарушений налогового законодательства у проверяемых организаций, в том числе случаев занижения налоговой базы по налогу на имущество организаций при неверном отнесении затрат на прочие расходы в бухгалтерском учете;

- формирование умений и навыков работы с нормативными актами налогового и бухгалтерского учета (ПБУ и НК РФ).

Для формирования по действиям усвоения полученных знаний, умений, навыков работников налоговой службы в процессе обучения на курсах повышения квалификации разработан комплекс учебных заданий. Рассмотрим в качестве примера задание № 1: оформить проводки в таблице-канве, рассчитать суммы по операциям поступления основных средств, не требующих монтажа по договору купли-продажи.

В процессе его выполнения обучаемые делают следующие операции:

- заполняют канву-таблицу упражнения в рабочей тетради под руководством преподавателя;

- обсуждают возможные ошибки в учете налогоплательщиков при формировании первоначальной стоимости основных средств;

- рассчитывают налог на имущество, сумму возможного доначисления налога;

- определяют разницу между расходами, возникающими в налоговом и бухгалтерском учете, рассчитывают с нее налог на прибыль организаций.

5. Получение результата.

Получение результата в учебе и познании - это достижение поставленных целей и подцелей в обучении, получение определенных знаний, умений, навыков учащимися, соответствующих их профессиональным компетенциям. Для курсов повышения квалификации персонала ФНС России:

- усвоение соответствующих знаний в сфере налогообложения и бухгалтерского учета;

- формирование умений и навыков по работе с нормативными актами налогового и бухгалтерского учета, по доначислению налогов при выявлении нарушений налогового и бухгалтерского законодательства;

- приобретение опыта творческой деятельности в ходе решения проблемных ситуаций по выявлению ошибок, допускаемых налогоплательщиками;

- осознание необходимости непрерывного дополнительного профессионального образования.

Таким образом, на основании изложенного можно утверждать, что для организации учебно-познавательной деятельности необходим анализ мотивов, определение конкретной цели (подцелей-задач) и действий, подчиняющихся этой цели (подцелям-задачам), выделение операций, непосредственно зависящих от условий достижения цели (подцели-задачи), выявление социальной обусловленности, отражение всех действий и операций в виде системы и получение результата учебно-познавательной деятельности.

Список литературы

1. Андреев, В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности / В. И. Андреев. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.

2. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. - М. : Просвещение, 1977. -С. 417-425.

3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения : моногр. / В. В. Давыдов. -М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.

4. Ительсон, Л. Б. Учебная деятельность, ее источники, структура и условия : хрестоматия по возрастной психологии / Л. Б. Ительсон ; сост. Л. М. Семенюк. -М. : Институт практической психологии, 1998. - С. 185-191.

5. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. - М. : Просвещение, 1968. - 208 с.

6. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретически-экспериментальное исследование / П. И. Пидка-систый. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

7. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение, 1986. - 142 с.

8. Об образовании : закон РФ от 18.07.2011 № 242-ФЗ (ред. от 03.12.2011).

9. О налоговых органах Российской Федерации : закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 21.11.2011).

10. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2005 № 79-ФЗ.

11. Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) : федер. программа : [утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261] (в ред. Указа Президента РФ от 12.01.2010 № 59).

12. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации : [утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Концепция кадровой политики ФНС России : [утв. Приказом ФНС РФ от

11.07.2011].

Жилина Наталья Дмитриевна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра инженерной геометрии, компьютерной графики и автоматизированного проектирования, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

E-mail: o_asp@nngasu.ru

Печникова Елена Николаевна аспирант, Нижегородский государственный архитектурностроительный университет

E-mail: aly04031968@yandex.ru

Zhilina Natalya Dmitrievna Candidate of pedagogic sciences, associate professor, sub-department of engineering geometry, computer graphics and CAD, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction

Pechnikova Elena Nikolaevna Postgraduate student, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Construction

УДК 37.018.46:336.2.023 Жилина, Н. Д.

Учебно-познавательная деятельность слушателей курсов повышения квалификации персонала ФНС России / Н. Д. Жилина, Е. Н. Печнико-ва // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 3 (23). - С. 128-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.