Научная статья на тему 'УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕР-КЛАСС / MASTER CLASS / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / РУКОВОДИТЕЛИ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА / NURSING ADMINISTRATORS / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ / ADULT CONTINUING EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвейчик Т.В., Иванова В.И., Новицкая С.Ф.

Представлены учебно-педагогические новации с акцентом на мастер-класс, использовавшиеся в течение 10 лет на курсе «Организация сестринского дела».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL INNOVATIONS AT THE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH AND HEALTH SYSTEM

Based on the ten-year experience with the course of Organization of Nursing, the authors propose educational innovations with an emphasis on a master class.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

о бштттшншшяшюштшл емы и решения 1 и е 1 1 u 1 1 ШЖЯШл

I а Г J и: ► i

© Коллектив авторов, 2014

УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Т.В. Матвейчик, канд. мед. наук, В.И. Иванова, С.Ф. Новицкая

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Республика Беларусь, Минск

E-mail: matveichik51@rambler.ru

Представлены учебно-педагогические новации с акцентом на мастер-класс, использовавшиеся в течение 10 лет на курсе «Организация сестринского дела».

Ключевые слова: мастер-класс, обучающиеся, руководители сестринского дела, система дополнительного образования взрослых.

Нашей целью было представить с целью обмена опытом учебно-педагогические новации по обучению руководителей сестринских служб (главных и старших медсестер) в системе дополнительного образования.

Исследованы педагогические методики, применявшиеся на курсе «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения в 2002-2011 гг. в системе дополнительного образования руководителей сестринского дела. Предложена технология проведения мастер-класса.

Обязательной составляющей действий организаторов является участие в выработке новой политики в здравоохранении с ориентацией на повышение социальной ответственности в настоящем и будущем. Следуя этому направлению в соответствии с потребностями практического здравоохранения в подготовке управленческих кадров, в Белорусской медицинской академии последипломного образования (БелМАПО) был создан курс «Организация сестринского дела», начавший функционировать 6 марта 2011 г.

За это время осуществлено тиражирование современной информации по сестринскому делу, новым направлениям реформирования здравоохранения и технологиям управления в условиях многовариантного финансирования и перехода отрасли к рыночным отношениям и проведена с применением отдельных учебно-педагогических новаций определенная педагогическая, организационно-методическая и общественная работа.

XXI век предъявляет особые требования к образованию, которое осуществляется под девизом ЮНЕСКО «Всем профессиям - высшее образование». Образование сегодня характеризуется:

• коммерциализацией образовательных услуг;

• административно-политическими аспектами перехода к внедрению Болонского процесса;

• тенденцией к сохранению сложившихся традиций;

• необходимостью перехода к дистанционному обучению.

На 64-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения (Варшава, 2011) рассматривались практические действия по укреплению сестринского и акушерского дела. В ходе сессии отмечено, что: «...медсестры и акушерки составляют большую часть трудовых ресурсов в системах здравоохранения многих стран» и признано, что: «.оказание основанных на знаниях квалифицированных услуг по охране здоровья позволяет довести до максимума физическое, психологическое, эмоциональное и социальное благополучие отдельных людей, семей и общества».

Всемирная организация здравоохранения призвала государства-члены доказать свою приверженность идее укрепления сестринского и акушерского дела путем практических действий, в числе которых «. разработка навыков образовательной и технической подготовки медсестер и акушерок и систем поддержания этих навыков, а также достижение надлежащего уровня опыта и знаний исследователей, преподавателей и администраторов» ^НА 64.7, р.13.4). Этому призыву и следуют педагоги кафедры общественного здоровья и здравоохранения курса «Организация сестринского дела» БелМАПО, сопровождая свою деятельность совершенствованием системы обратной связи.

Система мониторинга качества знаний слушателей предполагает следующие уровни:

• стратегический - республиканские и международные нормативно-правовые документы;

• тактический - ректор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО;

• технологический (оперативный) - ведущий доцент курса (научного направления);

• сотворчества обучающихся.

Технологический и творческий уровни обеспечивает ведущий доцент, который выполняет моти-

И Е д 1 и П 1 И ■ Н И ■ 1 О Б рАЮВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

( V J Ш

вационную, информационно-аналитическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

Вариативное расписание при обучении (от лекции к практическим занятиям, от решения ситуационных задач к дискуссии по теме, от деловой игры к лекции) и современные методы проведения занятий во многом способствуют развитию атмосферы ответственно-заинтересованного отношения к овладению профессиональными знаниями, совершенствованию конструктивного диалогического общения и формированию навыков социального взаимодействия.

Таким образом, в рамках учебного процесса, кроме основной задачи - обновить объем профессиональных знаний, умений и навыков - решается проблема приобретения умений и навыков общения и руководства людьми с учетом теоретических и практических наработок психологии и социологии.

Обучающиеся на курсе имеют возможность самостоятельно выбирать темы и формы работы. Тематические дискуссии проходят в условиях творческого поиска, решаются вопросы организации сестринского дела, роли и места организаторов сестринского дела в контексте «Направлений стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь на 2011-2015 годы».

Нормативные правовые документы и «Кодекс Республики Беларусь об образовании» ставят задачи непрерывного развития медсестер с высшим и средним специальным образованием, что предусматривает:

• повышение требований к уровню интеллектуальных способностей специалистов, формирование устойчивой мотивации к обучению на протяжении всей жизни;

• создание синергетических обучающих отношений (в форме учебных конференций по основным проблемам практического здравоохранения);

• построение модели генерации знаний, их распространение и эффективное использование в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

• создание условий для формирования и оптимального применения интеллектуальной собственности, повышения престижности профессии и достойной оценки труда;

• создание модели целенаправленного развития индивидуальных свойств личности.

Для формирования разносторонне развитой личности важно сочетать обучение правилам здорового образа жизни с нравственным воспитанием. Ежегодно преподаватели и слушатели курса активно участвуют в организации и проведении

международных Свято-Пантелеймоновских образовательных чтений «Духовное наследие отечественной медицины, педагогики и образования».

Удачным педагогическим решением, на наш взгляд, является освещение вопросов демографической безопасности с акцентом на мотивацию слушателей к приверженности семейным ценностям. Вопросы нравственности, эмоционально-психологических функций семьи, целомудрия вызывают эмоциональный отклик у аудитории. Эффективная профессиональная деятельность руководителя тесно связана с умением утверждать базовые человеческие ценности, одной из которых является семья.

Тема семьи как единственно возможной гармоничной формы союза мужчины и женщины рассматривается в рамках лекций по проблемам демографической безопасности с учетом мнения Белорусской Православной Церкви.

Целеполагание и планирование работы организаций здравоохранения по формированию здорового поведения строится на основе диагностики запросов населения. Своими наблюдениями и опытом главные медсестры могут поделиться на занятии-семинаре «Сестринский поиск и находки», задачи которого - обмен опытом и знакомство с новой информацией. Главные медсестры со стажем работы свыше 5 лет охотно делятся с коллегами опытом.

В число форм работы, принятых на курсе, входят проблемные практические семинары в медицинских организациях, заседания Совета медсестер, деятельность Школы старшей сестры (20042009), совместные с главными врачами и главными медсестрами учреждений здравоохранения публикации в периодических изданиях.

На заседаниях Совета медсестер происходит коллективный поиск путей совершенствования первичной медицинской помощи. Тематика заседаний Совета отражает проблемы, интересующие коллектив. На курсе издана инструкция «Организация работы Совета медсестер». Ежегодные обучающие семинары, проводимые в организациях здравоохранения Минска силами педагогов курса в порядке личной инициативы, дополняют связь теории и практики здравоохранения.

Изучение личности организатора сестринского дела осуществляется путем анкетирования и анализа публикаций в таких изданиях, как «Здравоохранение», «Медицинские новости», «Медицинские знания», «Народная асвета», «Весшк адукацьй», « Мир медицины». Полученные таким образом данные позволяют понять, какие темы и какие формы организации учебного процесса должны быть представлены в учебных программах, отражающих актуальные проблемы здравоохранения Республики Беларусь.

о яшшовшняаяташн! емы и решения 1 и е 1 1 u 1 1 ШЖЯШл

I а Г J и: ► i

Девиз деятельности главной медсестры - «От знаний к совершенству личности».

Работа курса базируется на принципе SMART, предполагающем конкретность, измеримость, достижимость, реальность действия с конкретизацией срока исполнения. Из инновационных форм организации учебного процесса наиболее адекватной и целесообразной представляется мастер-класс.

Отличие мастер-класса от обычных занятий

Мастер-класс позволяет учиться, наблюдая за действиями мастера, за тем, как он формирует новые знания, умения и навыки, воспитывает слушателей (формирует или шлифует профессиональные качества и отношение к специальности), развивает их способности и прежде всего - способность мыслить самостоятельно и нестандартно.

Людей, обучающихся в мастер-классе, объединяет желание совершенствовать умения и навыки профессионального общения с пациентами, их родственниками, друг с другом. Участник мастер-класса мотивирован к гуманным партнерским отношениям с пациентами и коллегами в системе «врач - медсестра - пациент». Цель мастер-класса -мотивировать слушателей к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию, без чего деятельность руководителя не может быть эффективной и гармоничной. Задачи мастер-класса - научить решать реально существующие проблемы, выработать устойчивость к стрессам, научить предупреждать деструктивные конфликты в коллективе.

Психологическая основа обучения

Психологической основой обучения на курсе является научная концепция о современных стилях учения. Понятие «стиль учения» (learning style) было введено для обозначения индивидуальных различий в познавательной деятельности в условиях обучения (как школьного, так и профессионального).

Основные положения концепции о стилях учения

1. Обучение - это освоение нового опыта или информации, умений, навыков, отношений. Обучение происходит постоянно, а не только в специально организованных учебных условиях. Знания о способах учения необходимы человеку для успешной профессиональной деятельности, установления контактов, оптимизации общения, восприятия новой информации, постановки и решения задач и т.д.

2. Стиль учения представляет собой индивидуальный устойчивый способ усвоения нового опыта, восприятия и переработки новой информации.

Каждому человеку присущ собственный естественный стиль учения.

3. Обучение будет более эффективным, если предоставить слушателям возможность осваивать новый опыт в рамках их собственного стиля учения.

4. Знание о стилях учения позволяет слушателям осознанно использовать сильные стороны их естественного стиля, терпимо относиться к чужим предпочтениям, развивать или компенсировать недостаточно развитые стороны восприятия.

В последние годы используются представления о стилях учения, основанные на теории естественного учебного цикла. Согласно этой теории, выделяют 4 естественных стадии освоения нового опыта:

• конкретный опыт: непосредственное выполнение задачи;

• рефлексия/осмысление: наблюдение, осмысление выполненного задания, оценка того, насколько хорошо оно выполнено, анализ того, что помогло или помешало успешным действиям;

• концептуализация опыта: выработка обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу;

• активное экспериментирование: проверка идей, чтобы увидеть, работают ли они на практике, что затем снова ведет к конкретному опыту.

В течение 2002-2011 г.г. 1388 человек прошли обучение на курсе, в том числе более 70 педагогов медицинских колледжей. Разработано 11 учебных образовательных программ на 160 и 80 учебных часов, в числе которых учебная программа повышения квалификации для медсестер-регистраторов (медицинских регистраторов) «Современные алгоритмы работы регистратуры в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения».

Определенное внимание уделено методической работе: издано 21 пособие, в том числе 1 монография, 3 учебных пособия с грифом Минздрава Республики Беларусь, 7 инструкций, 1 производственный стандарт, в том числе в 2010 г. инструкция Минздрава Республики Беларусь по применению «Алгоритмы работы регистратуры в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения (для медицинских сестер-регистраторов)». Проведены и опубликованы результаты 4 медико-социологических исследований.

Руководитель обеспечивает организацию труда персонала; для обучения этому организовано 10 республиканских конференций и чтений. В Год здоровья (2008) прошли 4 республиканские акции, в том числе «Будь здоровой, Беларусь!» в городах

АЗОВА1

ПЛШИЛИ

Туров, Наровля, Давид-Городок; в 2010 г. -Республиканский семинар «Состояние, проблемы и перспективы больниц сестринского ухода»; в 2011 г. - обучающий семинар «Определение уровня организационных и коммуникативных навыков организатора сестринского дела. Методы коррекции и рекомендации по предпочтительности сферы профессиональной деятельности».

Эффективно работать помогает сотрудничество с Белорусским обществом Красного Креста (БОКК). Подготовлены 3 новые и обновлены 3 специальные образовательные программы для обучения сестер милосердия согласно международным проектам БОКК и Консорциума Швейцарского и Германского Красного Креста, Австрийского Красного Креста. В рамках сотрудничества с Белорусской Православной Церковью организованы 5 конференций, 5 ярмарок-выставок, 3 благотворительные акции. Проводится серия популярных Интернет-лекций для руководящего состава ОАО «Беларусбанк» и других ведомств; подготовлена специальная программа «Организация сестринского дела в системе пенитенциарной медицины» для Департамента исполнения наказаний (ДИН) МВД Республики Беларусь.

Целью системы последипломного обучения является помощь практическому здравоохранению. Так, организована работа 3 «Школ старшей медсестры» в 3 медицинских организациях Минска, в 2011 г. - в Центральной районной поликлинике №3 Октябрьского района Минска. В 2011 г. в медицинских организациях Минска проведено 3 городских обучающих семинара.

Много внимания уделялось формированию здорового образа жизни: проведены 8 «круглых столов»; 5 мастер-классов по идеологии здоровья; издано учебно-методическое пособие «Содействие здоровому образу жизни» с грифом Республиканского института профессионального образования (РИПО) для педагогов и учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, работников социально-педагогической и психологической служб. Вышло в свет второе издание учебно-методического пособия для организаторов сестринского дела «Методологические основы работы Школы сахарного диабета. Ведется рубрика «Здоровый образ жизни» в республиканских, рецензируемых ВАК, журналах «Народная асвета» (2003-2010), «Весшк адукацьй» (2008-2011), «Вестник пенитенциарной медицины» (с момента его основания).

Сотрудники курса входят в состав Республиканского Совета медицинских сестер, редакционного совета журнала «Медицинские знания», всех организационных комитетов по проблемам сестринского дела; занимаются иной общественной деятельностью.

Из прошедших обучение на курсе 88,3% имеют квалификационную категорию, в том числе высшую - 26,9%, I - 40,7%, II - 19,7%. Почетные звания и награды имеют 14,4% слушателей, печатные работы - 2,6%, т.е. 0,35% медсестер с высшим образованием. В 2002 г. опубликовали свои работы 0,4% слушателей, в 2006 г. - 2,8%, т.е. налицо рост публикационной активности в 7 раз. В 2010 г. авторами журнала «Медицинские знания» стали 5,2% обучавшихся на курсе.

В сферу работы курса «Организация сестринского дела» кафедры общественного здоровья и здравоохранения БелМАПО входят все необходимые составляющие образовательного процесса, приближенного к практике медсестры. Опыт курса базируется на учебно-педагогических новациях, перспективных направлениях научно-исследовательской и организационно-методической деятельности и соответствует нормативным требованиям и международным обязательствам, что позволяет считать его полезным для системы последипломного обучения в целом.

Рекомендуемая литература

Алексеев В.А., Сафонова М.Ю. Об итогах международной практики реформирования здравоохранения в рекомендациях ВОЗ // Здравоохранение. - 2011; 63-71.

Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Высшее сестринское образование в России. Итоги 20 лет развития // Экономика здравоохранения. - 2011; 5-6: 58-60.

Жарко В.И. Сегодня и завтра белорусского здравоохранения // Народная асвета. - 2009; 2: 9-14.

Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18.06.93 (в редакции Закона Республики Беларусь от 20.07.08 №162-З).

Идеальные качества главных медицинских сестер в Европе: исследование Дельфи для ЕРБ ВОЗ. -В0З,2001. - 26 с.

Камынина Н.Н. Модель компетенций руководителя сестринской службы // Экономика здравоохранения. -2011; 5-6: 61-65.

Кучеренко В.З. Роль подготовки медицинских кадров в развитии здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2011; 5-6: 5-11.

Кэ де Ври М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2003. - 311 с.

Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 г. № 243-З «Кодекс Республики Беларусь об образовании».

Матвейчик Т.В. Содействие здоровому образу жизни. Учеб.-метод. пособие / Науч. ред. Т.В. Матвейчик. -Минск: РИПО, 2011. - 276 с.

Матвейчик Т.В., Шваб Л.В. Влияние компьютерной грамотности на квалификационные характеристики сестер-руководителей // 6-я Международная научно-техническая конференция «Медэлектроника-2010. Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии» //Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Медэлектроника - 2010.

Средства медицинской электроники и новые медицинские технологии». - Минск, 2010. - С. 159-161.

Медсестры в общественном здравоохранении: прошлое и будущее. - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2001. - 24 с.

Модель Стюарт. Вып. 25. Работа руководителя // Консалтинговая компания «Талер». Режим доступа: URL: http: //content.mail.ru /arch/63683/2935591.html/ -Систем. Требования: IBM PC; Internet Explorer.

Романова А.П., Матвейчик Т.В. Особенности принятия управленческих решений руководителями сестринского дела // Здравоохранение. - 2011; 7: 20-24.

Сачек М.М., Щавелева М.В., Малахова И.В. и др. Глобальный кризис как стимул перемен в здравоохранении. Сообщение 1 // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2011; 2: 4-14.

Свистунова Е.Г., Каспарова Э.А. Основные проблемы реформирования здравоохранения на постсоветском пространстве // Экономика здравоохранения. - 2011; 5-6: 12-14.

EDUCATIONAL INNOVATIONS AT THE DEPARTMENT OF PUBLIC HEALTH AND HEALTH SYSTEM T.V. Matveichik, V.I. Ivanova, S.F. Novitskaya Belorussian Medical Academy of Postgraduate Education, Minsk, Belarus

Based on the ten-year experience with the course of Organization of Nursing, the authors propose educational innovations with an emphasis on a master class

Key words: master class, students, nursing administrators, adult continuing education system.

ХРОНИКА

Сестринская помощь онкологическим больным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13-14 ноября 2013 г. в Москве в рамках XVII Российского онкологического конгресса 2 дня работала сестринская секция, в работе которой участвовали главные и старшие медсестры из Москвы, Иркутска, Самары, Архангельска, Барнаула, Ханты-Мансийска. Как и в прошлом году, работой секции руководили председатель Комитета онкологических медсестер Л.К. Цветкова и проф. Н.Ф. Орел (Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина).

В 1-й день работы секции обсуждались актуальные проблемы психологии и правоведения. В докладе Л.К. Цветковой «Клиентоориентированность. Управление конфликтом и стрессом» рассматривались вопросы деловых и личностных отношений между людьми, нередко порождающие конфликтные ситуации. Что нужно делать, если возник конфликт? Как им управлять так, чтобы разрешение конфликтной ситуации было безболезненным? Доклад, содержащий многочисленные примеры из жизни, был эмоциональным, живым, познавательным, интересным, в нем давались ответы на эти вопросы.

Н.П. Дронов, заместитель исполнительного директора по правовым вопросам некоммерческой организации «Равное право на жизнь», сделал доклад «Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников». Докладчик осветил проблему взаимоотношений между средним медицинским персоналом и пациентом, рассказал о правах медсестры, ее профессиональных обязанностях, этических принципах, которым должны следовать руководители сестринских служб.

Работа хосписа на базе Иркутского областного онкологического диспансера стала темой сообщения главной медсестры Л.Г. Храмовой. Иркутский хоспис, построенный при содействии Благовещенского храма, совместными усилиями медсестер и служителей храма предоставляет онкологическим больным паллиативную медицинскую помощь, квалифицированный уход.

Доклад О.В. Мартышевой - главной медсестры Окружного онкологического центра Ханты-Мансийска -

«Организация работы медицинского персонала с радиофармпрепаратами» был посвящен работе в отделении радиоизотопной диагностики. Для медицинского персонала таких отделений существует возможность облучения, в связи с чем весьма актуальны вопросы защиты от этой опасности.

О новых препаратах, использующихся в онкологии, рассказала профессор Г.С. Туманян из РОНЦ им. Н.Н. Блохина. Цитостатики убивающие как злокачественные, так и нормальные клетки, действуют по принципу «залпа из пушки». Современные же средства должны действовать как оружие с оптическим прицелом. Онкология идет в направлении оптимизации и совершенствования фармакологических средств борьбы со злокачественными опухолями.

Во 2-й день обсуждались вопросы качества сестринской помощи онкологическим больным. Работа секции открылась сообщением старшей медсестры Архангельского онкологического диспансера Л.В. Ошомковой об организации Школы онкологического пациента. В Архангельской области, как и в целом в РФ, злокачественные новообразования молочной железы занимают 1-е место в структуре онкологической патологии у женщин. Докладчик отметила, что на занятиях Школы пациентки получают сведения о том, как вести себя в пред- и послеоперационном периодах, как правильно подобрать протез молочной железы, как бороться с побочными эффектами после химиотерапии и многие другие.

Организации работы центрального стерилизацион-ного отделения Архангельского клинического онкологического диспансера был посвящен доклад главной медсестры Е.В. Колпаковой. Доклад содержал данные об основных этапах работы отделения, новых технологиях, наставничестве, в результате чего повысилось качество медицинской помощи.

На секции обсуждались также организационные проблемы, связанные с работой Комитета онкологических медсестер. Коллеги обменивались опытом, ценными советами и пожеланиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.