Научная статья на тему 'Учебно-научные инновационные комплексы как основа развития высоких технологий в сфере услуг безопасности'

Учебно-научные инновационные комплексы как основа развития высоких технологий в сфере услуг безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-научные инновационные комплексы как основа развития высоких технологий в сфере услуг безопасности»

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

Учебно-научные инновационные комплексы как основа развития высоких технологий в сфере услуг безопасности

Н. Н. Шемигон,

генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон» Росатома

Н. А. Платонова,

д. э. н., профессор, заведующая кафедрой Московского государственного университета сервиса

А. А. Путилов,

аспирант Московского государственного университета сервиса

Введение

Инновационные технологии оказания услуг — сфера, в которой комплексный подход обеспечивает продвижение на рынок принципиально новых сервисных комплексов. Системы безопасности — перспективная сфера услуг в современных условиях и высокие технологии являются основой их развития. При этом услуги оказываются как организациям, гражданам, так и обществу в целом. Такие комплексы должны включать как сами технологии оказания услуг, так и их товарное (материальное, энергетическое, информационное) обеспечение, разрешительное и лицензионное обеспечение, новую нормативную правовую базу. Маркетинг обеспечивает продвижение товаров и услуг на рынок (в частности, рынок услуг безопасности), и инновационные технологии оказания услуг должны быть систематизированы с целью формирования соответствующих маркетинговых подходов. Подготовка кадров в этой сфере — ключевой момент развития передовых технологий и в образовательной среде, где для этих целей необходимо формировать учебно-научные инновационные комплексы. Охрана объектов как наиболее структурированная услуга в системе безопасности может выступать в качестве модели для формирования подобных комплексов подготовки кадров на базе наукоемких технологий.

1. Характеристики инновационного маркетинга в сфере услуг охраны объектов

Инновационный маркетинг для стран с переходной экономикой сам по себе является по сути новшеством, так как рыночные подходы в реальном секто-

ре экономики этих стран не обладают необходимой структурой и широтой охвата отраслей. В индустриально развитых странах маркетинговая концепция развития комплексов сферы услуг занимает почетное место уже в течение десятилетий. При этом следует отметить, что становление научного направления в маркетинге, которое можно охарактеризовать как «инновационный маркетинг», пришлось только на последние годы, полный анализ его возможностей еще впереди.

Проблема формирования понятийного аппарата инновационной деятельности, определение сущности инноваций и классификация инноваций не решена до сих пор [1]. В литературе известно более двадцати вариантов определений термина «инновации», имеющих существенные различия [2]. Несформиро-ванность понятийного аппарата и, прежде всего, понятия самого термина «инновации» послужила основной причиной отклонения Президентом Российской Федерации проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике». В упомянутом выше законопроекте предлагалось следующее определение [3]: «...инновационная деятельность — выполнение работ и оказание услуг по созданию, освоению в производстве и практическому применению новой или усовершенствованной продукции, услуги или нового или усовершенствования технологического процесса».

Технологии охраны объектов являются огромным «блоком» оказания услуг в целом ряде направлений экономической деятельности: обеспечении безопасности жилых, административных и промышленных зданий, создании систем безопасности энергетических объектов, транспортных систем и пр. В настоя-

щей работе рассматриваются только наукоемкие технологии охраны особо важных объектов, к которым можно отнести, прежде всего, объекты использования атомной энергии (атомных электростанций, атомных судов и кораблей, оборудования по использованию радиоактивных изотопов и пр.), ряд других объектов государственной важности.

Инновационная экономика имеет еще одно определение как «экономика, основанная на знаниях». В связи с этим инновационный маркетинг имеет непосредственное отношение к знаниям, которые в новых экономических условиях становятся товаром. Знания — это специфический ресурс, причем именно человека, который может ими обладать в результате обучения, тренировок, собственного опыта. Знания нельзя найти в книгах, там можно найти только информацию, структурированную в соответствии с полиграфическими правилами. Знания же — это способность применять необходимую информацию в конкретной сфере деятельности. Примером этого тезиса может служить сфера деятельности известной фирмы 1ВМ. В инновационной экономике эта фирма не является лидером по производству офисного оборудования (хотя выпускает эти товары отличного качества), но является лидером по производству средств управления данными и переработки информации для нужд бизнеса. Потребителями оплачивается скорее услуга, чем товар (товары являются средством оказания этой услуги) и основа бизнеса 1ВМ — это знания, которыми обладают ее сотрудники в сфере процессов, происходящих в бизнесе.

По аналогии с этим примером можно охарактеризовать современные наукоемкие услуги охраны объектов. Системы и технические средства для охраны объектов разрабатываются, создаются и производятся в целом ряде стран. Следовательно, информация об их возможностях в сфере охраны объектов не является закрытой и может быть использована потенциальными нарушителями режима охраны. Вместе с тем комбинация средств, систем и технологий, которая относится к конкретному объекту охраны, способна обеспечить режим охраны с заданным уровнем надежности. Поэтому целесообразно говорить об услугах в области охраны объектов, обучать и готовить кадры в области оказания этих услуг с использованием как можно большего арсенала технических средств охраны. Даже в случае охраны государственных объектов можно говорить об оказании услуг охраны обществу в целом, а оплата этих услуг как и других услуг обществу осуществляется из бюджетных средств.

Во второй половине минувшего века инновации преимущественно рассматривались с точки зрения развития науки и технологий. Так, действующие до настоящего времени рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработаны и применяются исключительно для технологических инноваций. В начале текущего столетия инновационные технологии распространяются все шире: на строительные услуги, медицинские услуги, образовательные услуги, культуру, сферу управления (например, муниципального управления) и другие направления социального развития, которые безус-

ловно включают сферу обеспечения безопасности. Сами же инновации рассматриваются как основа экономики, основанной на знаниях [4-6]. Если принять этот подход, то определение инновации может быть сформулировано следующим образом: процесс, завершающийся внедрением новшества, обеспечивающего получение положительного экономического, научно-технического или социального эффекта, а также повышение качества жизни населения [1]. Повышение уровня безопасности имеет прямое отношение к повышению качества жизни как каждого конкретного человека, так и общества в целом.

Маркетинг инноваций характеризуется использованием на практике свойств такой специфической категории как «знание». Среди этих свойств можно выделить несколько основных:

► для проведения на базе знаний анализа процессов, происходящих в конкретной хозяйственной сфере, требуется практика и чем она разнообразнее, тем полнее знания об этой сфере, что требует интеграции науки и образования;

► знания характеризуются процессами устаревания, их приходится постоянно обновлять, освежать и усваивать заново, это свойство знаний требует непрерывного образования, переподготовки кадров, новых образовательных технологий;

► полнота знаний о конкретной сфере деятельности не может быть абсолютной, и процесс освоения соответствующего рыночного сектора напрямую связан с ростом объема знаний об этом секторе;

► ни один субъект рыночных отношений не может достичь совершенства во многих отраслях знания, требуется концентрация на достижении превосходства в нескольких ключевых областях знания, обеспечивающих развитие в сфере конкретных услуг, в частности услуг охраны объектов. Исходя из неопределенности в терминологии

инновационных процессов можно дать наиболее простое определение инновационного маркетинга: это «маркетинг, связанный с продвижением на рынок инноваций». Другие, более подробные и содержательные определения инновационного маркетинга могут быть даны в дальнейшем при нормативно-правовом обеспечении всех инновационных процессов и формировании национальной инновационной системы [5]. В эти определения должны быть введены все параметры рыночных отношений, характерных для экономики основанной на знаниях. Маркетинг новых технологий охраны объектов требует также совершенствование стиля управления и поведения на рынке, целью которых является органичное, а не навязанное со стороны новаторство, формирование особого типа рыночных отношений, которые включают полное принятие риска (поведения в условиях неопределенности) в качестве одного из элементов рыночного развития. Риск при этом должен быть оценен численно, например, как риск возникновения нежелательного события [8]. Обучение персонала новым подходам, включая формирование учебно-научных инновационных комплексов — эффективный путь формирования инновационной среды в сфере охраны объектов.

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

2. Технологии охраны объектов и восприятие нововведений рынком

Оказание высокотехнологичных услуг чаще всего сопровождается выпуском наукоемкой продукции, использование которой и составляет заметную часть сервисного процесса в частности услуг по охране объектов. При реализации технологий это оборудование, компоненты (например, специальные системы), информационное обеспечение (инструкции, методики и пр.) обеспечивают качество услуг. Очевидно, что эффективность конечного результата зависит от того, какие составляющие будут заложены в процесс реализации и от того, как они будут осуществляться.

В инновационном маркетинге важно выделить этапы рыночного восприятия нововведений (табл. 1), на каждом из которых следует вырабатывать своеобразные методические приемы воздействия на сознание будущих потребителей услуг, что еще предстоит разработать в ходе развития инновационного маркетинга как научной дисциплины. Приемы и методы маркетинга базируются на анализе потребностей будущих клиентов, в частности потребностей в охране объектов.

Инновационный маркетинг может считаться этапом развития маркетинга как научной дисциплины с одной стороны, и как новый подход к практической

Таблица 1

Характеристика этапов восприятия потребителями нововведений в области технологий охраны объектов

Наименование этапа Характеристика этапа

1. Первичная осведомленность Потребитель узнает о нововведении на рынке товаров или услуг (осведомлен об инновации), но не имеет достаточной информации для оценки возможных преимуществ

2. Узнавание услуги или товара, характеризующего эту услугу Потребитель проявляет интерес к новинке, возможен поиск дополнительной информации об инновации (реклама, проспекты, справочники), которые характеризуют новую технологию охраны объектов

3. Идентификация новой услуги или технологии ее оказания Потребитель начинает сопоставлять новинку со своими потребностями и нуждами, сравнивать различные технологии проведения работ по охране объектов и их экономических характеристик

4. Оценка возможностей использования новшества Потребитель принимает решение об апробации новой услуги или технологии ее оказания в своей повседневной практике охраны объектов

5. Апробация новшества (монтажной технологии) Потребитель осуществляет опробование нововведения в сфере своей производственной деятельности, системно использует новые услуги по охране объектов

6. Принятие решения о реализации новой технологии охраны объектов Потребитель по результатом тестов принимает решение о приобретении инновации в виде товара (средств) или услуги (технологии использования средств при охране объектов), возможно решение об инвестировании в создание новшества

Исходная Фокус Средства Результат

точка внимания

Произ- Продукт Продажи Прибыль как итог водство и про- большого объема

движение продаж

а) ориентация на продажи

Целевой Потреби- Интегриро- Прибыль как рынок тельские ванный результат

нужды маркетинг удовлетворения потребителя

б) концепция маркетинга

Рис. 1. Сравнение ориентации маркетинговых подходов на продажи и инновации в области технологий

повседневной работе — с другой. В ходе развития маркетинговых технологий анализ тенденций позволяет констатировать, что от учения о сбыте товаров концепция маркетингового процесса эволюционирует в направлении удовлетворения нужд или потребностей заказчиков и клиентов. Прибыль субъекта рынка, как результат удовлетворения потребителей, реализуется в ходе процессов, сущность которых описывают результаты маркетинговых исследований. Комплексный подход к маркетинговым исследованиям, результаты которых позволяют выявить сущность инноваций в обслуживании потребителей, формируется на основе разделения этапов стратегического и оперативного инновационного маркетинга. Охрана объектов — тип услуги, в которой это разделение достаточно очевидно.

Сравнение ориентаций маркетинговых подходов на продажи товаров и инновации (рис. 1) позволяет констатировать, что в новых условиях потенциальный потребитель становится фактической основой технического задания на проведение маркетингового исследования. Этот этап в классическом маркетинге называется сегментацией рынка, а в инновационном — его целесообразно охарактеризовать как классификацию новых потребностей. Охранные системы классифицируются как по объектам (сегментам рынка), так и по характеру потребителей (субъектам закупок). Стратегический инновационный маркетинг оперирует понятием объекта, оперативный — субъекта, осуществляющего создание, эксплуатацию и охрану этого объекта. Учебно-научный инновационный комплекс позволит ввести классификацию инновационных технологий в практику разработки новых систем охраны объектов.

3. Проблемы классификации технологий охраны объектов для выработки маркетинговых подходов

На примере новых технологий охраны объектов можно охарактеризовать классификацию новых потребностей, разбив инновационные технологии условно на две группы: «мобильные» и «стационарные» технологии. Не давая конкретного определения этих двух групп (в реальной действительности групп дол-

Таблица 2

Условная сегментация рынка новых технологий охраны объектов на примере Москвы и ближнего Подмосковья (типичный «мегаполис»)

Примеры использования «мобильных» технологий охраны объектов Примеры использования «стационарных» технологий охраны объектов

1. Создание временных (монтаж/демонтаж) охранных систем для проведения «Дня города», концертов на открытых площадках и пр. 1. Система безопасности метрополитена, подземных торговых центров и других городских подземных сооружений

2. Создание систем безопасности для выставочных комплексов, проведения авиасалонов и пр. 2. Системы безопасности крупных транспортных узлов, развязок, строительство безопасных транспортных терминалов

3. Контроль безопасности и охрана мероприятий на городских стадионах, спортивных аренах, торговых ярмарках 3. Системы безопасности крупных промышленных объектов в черте городской застройки, безопасность систем хранения опасных компонентов и веществ

жно быть гораздо больше), приведем классификацию возможного использования новых технологий на потенциальном рынке Москвы и ближнего Подмосковья как примере типичного «мегаполиса».

Примеры, приведенные в табл. 2, свидетельствуют о необходимости более подробной и детальной сегментации рынка технологий охраны объектов даже в рамках одной конкретной территории, так как потребители будущих услуг (новых технологий) существенно различаются, а от характера потребностей, ответственности сооружений и других параметров существенно зависит «потребительское поведение» этих организаций. Главное требование к качеству систем безопасности в мегаполисах — обеспечение общественной безопасности в широком смысле этого термина.

В ближайшем будущем потребуется сформулировать ключевые термины и определения, которые характеризуют инновационный процесс, в частности, в сфере услуг охраны объектов. Стратегическую и оперативную составляющую процессов инновационного маркетинга систем безопасности можно охарактеризовать следующим образом: проникновение новшества на рынок включает формирование конкурентной стратегии продвижения новшества на этот рынок (стратегический инновационный маркетинг) и формирование каналов сбыта и позиционирования нововведения на рынке (оперативный инновационный маркетинг). Характеристики временных периодов этих стадий различаются: для стратегического — это замысел и создание потенциала для выпуска на рынок новых товаров или услуг, а для оперативного маркетинга — продвижение на рынок уже созданных нововведений, оборудования, методик и технологий. Сравнение основных сущностных параметров стратегического и оперативного инновационного маркетинга приведены в табл. 3.

Заметную роль в инновационном маркетинге технологий охраны объектов играет терминология, применяемая для позиционирования этих технологий на рынке. Каждый продукт, материал или технологичес-

Таблица 3

Сравнительные характеристики стратегического и оперативного инновационного маркетинга в области технологий охраны объектов

Характеристики стратегического инновационного маркетинга Характеристики оперативного инновационного маркетинга

Концентрация усилий разработчика технологии на «локальном старении» собственной продукции для продвижения модификаций, заменяющих и вытесняющих новшеств, комбинировании отдельных технологий Обеспечение позиционирования на рынке как системы определения места новшества в ряду товаров или услуг уже имеющихся на момент внедрения новшества, расширение рынка и занятие новых «рыночных ниш» для существующих технологий охраны объектов

Оценка экономической конъюнктуры использования технологий охраны объектов как формы проявления на рынке факторов или условий обеспечения безопасности в их взаимосвязи с внешней и внутренней средой Формирование специальных мероприятий для реализации технологий охраны объектов на рынке в виде каналов продаж, информационной политики, прогноза поведения возможных конкурентов, господдержки и технического регулирования

Формирование системы количественных факторов описания преимуществ новых технологий охраны объектов (в отличие от качественных), что способствует привлекательности нововведений в реализации конкретных систем безопасности На стадии зрелости технологии охраны объектов важнейшей характеристикой инновационного маркетинга является система лидерства в издержках, подавления конкурентов и расширения рыночных ниш, захват ключевых позиций в обеспечении охраны наиболее важных систем

Стремление к созданию «инновационной монополии» с учетом принципиальной новизны услуги, реализуемой с помощью наукоемкой технологии охраны объектов Моделирование и вариантный анализ рыночной среды для продвижения технологии на рынки сбыта, имитационное моделирование и использование маркетинговых моделей

кое описание должны отражать своим названием свою суть, доносить максимум содержательной информации о предлагаемой услуге в области создания будущей системы безопасности, ее полезности и назначении. В то же время технические подробности, обеспечивающие надежность охраны объектов, не должны быть достоянием общественности, должны сохраняться в режиме коммерческой тайны (для охраняемых в установленном порядке государственных объектов — в режиме государственной тайны).

В высокотехнологичной сфере это «терминологическое противоречие» играет крайне важную роль в связи с огромным количеством новой и малопонятной для потребителей терминологии. Ориентированность на потребителя является ключевой позицией маркетинговой стратегии в сфере инновационных услуг охраны объектов, вследствие чего необходимо определить все точки «соприкосновения» с потребителями и клиентами, проанализировать их, определить их важность на различных этапах и использовать их максимально эффективно для обмена наиболее важной информацией при формировании нового рынка использования технологий обеспечения безопасности. Обучение, повышение квалификации персонала, создание учебно-научных инновационных комплексов позволит обеспечить прорыв на рынке технологий охраны объектов.

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

ИННОВАЦИИ № 7 (94), 2006

4. Факторы превосходства при реализации технологий охраны объектов на рынке

На степень восприятия инноваций в области технологий охраны объектов влияет большое число факторов, среди которых можно выделить пять основных [8-10]. В табл. 4. приведены характеристики этих факторов с краткими описаниями.

Для сферы услуг, к которой относится использование технологий охраны объектов, в гораздо большей степени, чем для сферы товарного производства, играет роль характеристика потребителей или клиентов, их отношение к инновациям и восприимчивость новых услуг и технологий их оказания. Классификация категорий потребителей нововведений базируется на статистических закономерностях, анализ которых проводится в течение длительного времени и в различных предметных областях. Можно охарактеризовать рыночное сообщество, как пять групп потребителей или клиентов, по-разному относящихся к инновациям. Категории потребителей, их относительная усредненная доля на различных рынках (в том числе и рынке систем охраны объектов и пр.) и обобщенная характеристика этих категорий приведены в табл. 5. Учебно-научный инновационный комплекс позволяет формировать новые группы потребителей наукоемких технологий в сфере охраны объектов путем непрерывного образования, подготовки и пере-

Таблица 4

Важнейшие факторы, влияющие на темпы восприятия новых технологий охраны объектов

Таблица 5

Классификация и характеристика категорий потребителей новых технологий охраны объектов по их восприимчивости к нововведениям

Условное наименование категории потребителей Относительная доля, % Характеристика категории потребителей

«Новаторы» в использовании монтажных технологий 2-3 Склонны к риску, активно изучают новинки, идут на неожиданные решения в рыночных условиях

«Ранние последователи» при сооружении новых объектов 11-13 Лидеры общественного мнения в своей рыночной среде, новшества воспринимают достаточно рано, но с осторожностью

«Раннее большинство» организаций, использующих новые технологии 32-35 Осмотрительные потребители, принимают новшества раньше, чем другие, но редко бывают лидерами

«Запоздалое большинство» организаций, использующих новые технологии 32-35 Настроенные скептически потребители, воспринимают новинку только после ее широкого распространения на рынке

«Отстающие» в реализации новых технологий при сооружении объектов и создании систем 13-14 Потребители связанные устоявшимися традициями, воспринимают новшество только тогда, когда оно станет традиционным (перестанет быть новинкой)

подготовки соответствующих кадров, реализации системы повышения квалификации персонала.

Помимо общих свойств, необходимых для внедрения новых технологий на рынок услуг охраны объектов, большое значение для потенциальных потребителей имеют качественные показатели конкретной новинки: конструкторские характеристики используемых устройств и агрегатов, дизайн, потребительские свойства получаемых удовлетворений, эксплуатационные возможности предлагаемых к использованию систем (устройств, новых компонентов и пр.), адаптивность для персонала использования тех или иных новинок. Процесс обучения новым технологиям охраны объектов служит в том числе и целям рекламы, продвижения на новые рынки. Учебно-научные инновационные комплексы способны резко ускорить процессы освоения на практике новых технологий охраны объектов.

5. Перспективы развития инновационного маркетинга технологий охраны объектов

Согласно взглядам зарубежных маркетологов [8-11] инновационная монополистическая конкуренция начинается уже на самой ранней стадии — этапе мобилизации капитала под новый проект. Новая технология охраны объектов должна быть введена в практику и будущую документацию (технические регламенты и пр.) на возможно более ранней стадии. Последующая стадия развития инновационной последовательности осуществляется путем проведения дополнительных разработок, получения новой методической документации по реализации охраны объектов, рекламы технологии и исследования будущего рынка [12-13]. Завершающая стадия — внедрение новшества в создание сооружений и объектов, широкое использование на рын-

Наименование фактора Описание характеристики фактора

1. Степень превосходства над существующими технологиями охраны объектов или сооружений, технологического или иного оборудования и материалов Быстрота реализации технологии охраны объектов в случае использования новых систем, качество удовлетворения потребностей, комфортность при оказании услуги, надежность систем безопасности, комплексность при реализации систем и пр.

2. Преемственность и совместимость технологии охраны объектов, сооружений, оборудования или материалов с ранее существующими Степень соответствия принятым потребительским ценностям в области безопасности и опыту потребителей новой технологии, приспособление новых систем к психологии и привычкам потенциальных потребителей

3. Сложность восприятия потребителем новой технологии охраны объектов Относительная трудность понимания потребителем сути новой технологии, связанная с ее наукоемкостью, неочевидность принципов освоения и выгод от использования

4. Стадийность внедрения новой технологии охраны объектов при создании сооружений или строительстве объектов, производств, систем сервиса Возможность введения новой технологии в использование поэтапно, постепенного оценивания результативности и потенциальная минимизация возможных рисков и потерь, система приспособления к новой технологии персонала, систем контроля и пр.

5. Коммуникационная наглядность новой технологии охраны объектов при сохранении существенных деталей в режиме коммерческой тайны Возможность понятно и доступно для потребителя описать полезность и выгоду от применения новой технологии охраны объектов, рост уровня безопасности в количественном выражении и пр.

ке. При этом автор новой технологии охраны объектов или услуги на ее основе может занять на определенный период почти монополистическое положение на рынке. Цена и прибыль — параметры использования новой технологии, которые активизируют потенциальных конкурентов и монополистическое положение, с течением времени исчезают. К этому моменту у разработчика должна быть готова новая технология, и цикл повторяется. Конкуренция — один из ведущих показателей внешней рыночной среды, в том числе и при реализации новых технологий охраны объектов. В конечном итоге успех конкурентной борьбы на инновационном рынке технологий определяется внутренними характеристиками производителя новых товаров или услуг и их взаимодействием с внешними факторами. Управление развитием организаций или менеджмент предприятий состоит из целого набора экономических и организационных инструментов [14-15]. Инновационный маркетинг — новый эффективный экономический инструмент в этой конкурентной борьбе, который способен обеспечить победу в будущих рыночных операциях. Обучение, повышение квалификации кадров, переход к непрерывному образованию в форме формирования учебно-научных инновационных комплексов — современный подход к формированию инновационной среды.

Литература

1. Г. А. Месяц, С. М. Алдошин, В. М. Бузник, В. В. Иванов. Анализ инновационной деятельности РАН//«Инновации», № 3, 2005. С. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ф. Ф. Бездудный, Г. А. Смирнова, О. Д. Нечаева. Сущность понятия инновация и его классификация//«Инж®ации», № 2-3, 1998.

3. OECD Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data. Oslo Manual, 1997.

4. В. В. Иванов. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития//«Инновации», № 4-5, 2002.

5. В. В. Иванов. Национальная инновационная система как основа экономики постиндустриального общества//«Инновации», № 5, 2004.

6. В. Л. Макаров. Экономика знаний: уроки для России//Вест-ник РАН, № 5, 2003.

7. Й. А. Шумпетер. Теория экономического развития. М., 1983.

8. А. А. Котельников, А. В. Путилов, Н. Н. Шемигон. Научно-технологическое обеспечение антитеррористической устойчивости критически важных объектов. «Инновации», № 2, 2006. С. 16-19.

9. Н. А. Платонова, А. А. Путилов. Инновационный маркетинг в сфере услуг. «Инновации», № 7, 2005. С. 101-104.

10. А. В. Петраков, Н. Н. Шемигон. Охрана объектов, техника и технологии: Учебное пособие. М., Энергоатомиздат, 2005. 677 с.

11. Н. Н. Шемигон, А. Л. Кукушкин. Элерон: технологии информационной безопасности//«Технополис XXI», № 1, 2005. С. 4-5.

12. Н. Н. Шемигон. Инновационные разработки систем безопасности в ФГУП СНПО «Элерон»//«Технополис XXI», № 2, 2006. С. 10-13.

13. Н. Н. Шемигон. Комплексное решение вопросов обеспечения безопасности важных объектов//«Транспортная безопасность и технологии», № 1, 2004. С. 26-27.

14. А. А. Путилов, М. Е. Ставровский, А. В. Путилов. Концепции маркетинга технологий оказания услуг на основе оценки конкурентоспособности, «Теоретические и прикладные проблемы сервиса», № 2, 2004. С. 37-40.

15. Н. А. Платонова, А. Л. Бирюков, Е. Л. Савостова, А. А. Путилов. Управление знаниями и инновационный маркетинг образовательных услуг. «Черная металлургия», № 3, 2006. С. 67-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.