Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы буду- щих учителей технологии'

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы буду- щих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы буду- щих учителей технологии»

7. Дробышев, А. В. Формирования социокультурной компетенции студентов по специальности «реклама и связи с общественностью» как средство межкультурного общения [Текст] / А. В. Дробышев // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3-2. - С. 29-31.

8. Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология». - 2011. - № 9. - С. 136 - 143.

9. Плотникова, О. А. Принципы формирования профессионально-проектной культуры будущего бакалавра по направлению «реклама и связи с общественностью» [Текст] / О. А. Плотникова //

Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2013. - № 3. - С. 116 - 121.

10. Федеральный государственный обрзовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки бакалавра «Менеджмент» [Текст]. - М., 2010. - 31 с.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

12. Череднякова, А. Б. Анализ содержания подготовки бакалавров по направлению «Реклама и связи с общественностью» и компетенций как оснований его проектирования [Текст] / А.Б. Череднякова // Вестник ЮУрГУ. Серия: образование, педагогические науки - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - С. 109 - 114.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Чернышева Елена Ивановна

Кандидат пед. наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежского

государственного педагогического университета

Современный педагогический вуз - это образовательное учреждение, позволяющее готовить конкурентоспособных, компетентных специалистов - будущих педагогов, подготовленных к решению профессиональных задач в области педагогической, проектной, исследовательской, культурно-просветительской деятельности.

В Воронежском государственном педагогическом университете осуществляется подготовка будущих учителей технологии, обладающих исследовательской культурой, социально-значимыми качествами личности, способных к постоянному самообразованию. Не вызывает сомнений, что учитель технологии сегодня должен идти в ногу со временем, быть творческим, инициативным, интересным для своих учеников.

Несмотря на высокий уровень преподавания дисциплин, профессорско-преподавательский состав не может автоматически обеспечить качественно высокий уровень овладения студентами необходимыми компетенциями. Профессиональное становление наиболее успешно осуществляется в процессе самообразования, поэтому необходимо переориентировать задачи обучения с сообщения обучаемым суммы знаний на выработку умений и навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Самостоятельная работа рассматривается нами как средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого студенты смогут осуществить собственное развитие и образование, достичь поставленных перед собой целей и задач.

Анкетирование студентов первого курса позволило выявить факторы, влияющие на их интерес к самостоятельной работе в учебном процессе:

- внешние факторы: личность преподавателя, приемы, используемые преподавателем: проектная деятельность, элементы развивающего и проблемного обучения, одобрение, пример людей, добившихся успеха, привлечение новейших достижений науки и техники, показ практической значимости материала и др.;

- внутренние факторы: познавательней интерес, социально значимые мотивы (свое место в жизни, осознание значения знаний, самоусовершенствование), профессиональный интерес, связь с жизнью,

обучением школьников различным технологиям обработки материалов.

Опираясь на выявленные мотивы, преподаватели отбирают учебный материал для занятий, готовят индивидуальные и коллективные задания, направленные на формирование основных самообразовательных умений студентов:

- осознание личностью потребности в знаниях, определение цели, рациональное планирование самостоятельной работы;

- овладение умениями целостного представления содержания изучаемого;

- понимание роли изучаемого в отражении объективной картины мира и в профессиональной деятельности;

- определение средств и способов самостоятельной работы;

- умения рационально находить, извлекать информацию из источников, сохранять и актуализировать ее в необходимых ситуациях интеллектуально-познавательной деятельности;

- умения сопоставлять факты, события анализировать их, давать оценки изучаемым проблемам, делать обобщения;

- умения самостоятельно выполнить творческое задание, научно-теоретическое сообщение с выводами, рекомендациями [1, 3].

Одной из важных задач преподавателей следует считать активную помощь студентам в овладении методами систематической самостоятельной работы, в ее планировании, организации и повышении эффективности. Преподаватель должен выступать в роли консультанта, советчика, привлекать студентов к совместному анализу выполненной работы, приучать их к само- и взаимоконтролю.

Действенность самостоятельной работы студентов во многом зависит от ее организации и методического обеспечения, необходимых программ, учебно-методических комплексов, методических разработок и рекомендаций по учебной дисциплине. Учебно-методический комплекс (УМК) - это совокупность учебно-методических

материалов на различных носителях, определяющих содержание дисциплины соответствующей учебной образовательной программы, а также методики использования учебно-методического обеспечения, необходимого для всех видов аудиторных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся. Основная цель создания учебно-методического комплекса - предоставить обучаемым полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины.

Мы разработали учебно-методическое обеспечение дисциплины «Организация самостоятельной работы», которая изучается студентами профиля «Технология» на первом курсе в первом учебном семестре. УМК дисциплины «Организация самостоятельной работы» включает в себя рабочую программу, теоретической материал, методические рекомендации к лабораторно-практическим работам, систему внеаудиторных заданий, балльно-рей-тинговую систему оценивания результатов обучения, рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Целями освоения дисциплины «Организация самостоятельной работы» являются:

- выявление особенностей организации самостоятельной работы студентов, формирование у студентов осознанного отношения к обучению в вузе;

- формирование у студентов потребности в самообразовании;

- формирование у будущих учителей технологии навыков самостоятельной учебной работы, умений самостоятельно приобретать знания и использовать в практической деятельности;

- развитие самостоятельности как черты личности студента, умений самостоятельно планировать, контролировать и регулировать свою деятельность без непосредственного постоянного руководства со стороны преподавателя;

- создание условий для самоуправления учебной деятельностью студентов, обеспечения ее согласованности и целеустремленности;

- формирование умений использовать различные источники информации, в том числе ресурсы Интернет, учебную, справочную, специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации [2].

Как показывает практика, начальный период обучения часто вызывает у студентов значительные трудности: в освоении большого количества новых понятий и представлений; перестройке отношения к учению, к организации жизнедеятельности, сложившегося за годы обучения в школе. Дисциплина «Организация самостоятельной работы» предполагает помочь адаптироваться первокурснику к условиям вуза, формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности.

В содержание учебной дисциплины входят такие темы как:

От школы к вузу - новые условия обучения. (Работа в малых группах).

Изучение нормативной документации. Права и обязанности студентов. (Работа на официальном сайте ВГПУ).

Личностные качества и этика поведения студента. (Работа в малых группах).

Организация работы в учебном семестре. Составление рекомендаций первокурсникам.

Имидж студента вуза. Студент и здоровый образ жизни. (Работа над презентациями).

Самообразование студентов. Анкетирование. Поиск литературы для самообразования.

Чтение, виды чтения, способы повышения эффективности чтения. Работа над эссе (темы на выбор: «Останутся ли книги через 50 лет?», «Книги или компьютерная информация», «Нужно ли читать современному человеку?»).

Развитие мотивации в обучении. Тестирование. (Работа в малых группах).

Работа студента на лекции. Работа с лекционным материалом. Подготовка к лабораторным, практическим и семинарским занятиям, коллоквиуму.

Работа с учебной и научной литературой. Виды конспектов, конспектирование научной статьи.

Посещение библиотеки ВГПУ, работа с материалами периодической печати. Аннотирование статьи.

Оформление письменных работ. Оформление списка литературы.

Работа с образовательными сайтами, поиск, отбор, анализ необходимой информации. Составление списка сайтов для студентов профиля «Технология». Характеристика сайтов. Критерии выбора информации.

Сессия. Подготовка к сессии, правила организации учебной деятельности, подготовка к ответу, взаимодействие с преподавателем.

Публичное выступление. Дискуссия. Подготовка выступлений.

Подготовка реферата о народном промысле (тема по выбору студентов). Разработка презентации. Защита реферата.

На занятиях широко используются возможности средств информационных и коммуникационных технологий. Эти технологии дают предпосылки для интенсификации образовательного процесса: незамедлительная обратная связь; визуализация учебной информации; архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа пользователя к банку данных; автоматизация процесса информационно-поисковой деятельности.

В каждой практической работе приведены задания для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы. На занятиях используются интерактивные технологии: работа в малых группах, работа в парах, обучение в сотрудничестве, взаимообучение, взаимоопрос, дискуссия. Перед проверкой выполненного задания используется взаимооценивание с аргументацией оценки задания, затем задание оценивает преподаватель.

Для изучения результатов освоения образовательной программы разработана балльно-рейтинговая система оценивания (БРС). БРС предполагает стобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы.

Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные

оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению учебных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в конференциях, выставках; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов, презентаций и т.д.).

У каждого студента имеется таблица БРС, которую они самостоятельно заполняют на каждом занятии, оценивая активность работы, творческий подход к выполнению заданий, преподаватель контролирует количество выставленных баллов.

Разработанное учебно-методическое обеспечение призвано формировать у студентов умение планировать свою учебную деятельность; использовать различные источники информации (устной, письменной, аудиовизуальной, компьютерной); умение читать, наблюдать и слушать с учетом различных задач (выявление соответствующих факторов, выделение основных идей, отделение главного от второстепенного, скорочтение, беглое просматривание, сравнение информации); навыки записи, изложения, цитирования и систематизации учебного материала, составления конспектов и кодирования информации (вычерчивания диаграмм, таблиц и графиков, составление визуальных сообщений и т.д.); способности к оценке результатов обучения и самооценке на всех этапах учебной деятельности; умения решать учебные проблемы.

Для оценки эффективности использования УМК нами выбраны следующие критерии: динамика учебных мотивов, качество знаний студентов, творческий подход в выполнении заданий, степень сформированное™ умений самостоятельной работы, затраты времени на самообразовательную деятельность.

Практика показывает, что без привычки к самостоятельному обучению, потребности в самообразовании невозможно личностное и профессиональное развитие студента - будущего учителя.

Литература:

1. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды /В.Д. Небылицын. - М: Педагогика, 1990. -408 с.

2. Чернышева Е.И. К вопросу о самообразовании будущих учителей технологии / Е.И. Чернышева, Т.В. Шатова // Многомерность социокультурной среды как фактор становления конкурентоспособного специалиста / материалы XV юбил. Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 22 мая 2014 г.). Ч2 / департамент образования, науки и молодеж. политики Воронеж. обл., Воронеж гос. пром. - гум. колледж.

- Воронеж: ВГПГК, 2014.

3. Циринг Д.А. Самостоятельность и беспомощность у студентов высших учебных заведений /Д.А. Циринг // Высшее образование сегодня. - 2009. - №6.

- с. 92-97.

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ПО МАТЕМАТИКЕ

Далингер Виктор Алексеевич

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике

ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» [15] отмечается, что одной из основных задач образовательной политики в России в настоящее время является задача формирования профессиональной элиты, выявления и поддержки наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В связи с этим стала актуальной проблема развития одаренности у школьников.

В рамках реализации подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» была разработана «Рабочая концепция одаренности» [24]. Ее авторы (Д.Б. Богоявленская, В,Д. Шадриков, Н.С. Лей-тес и др.) рассматривают одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В «Рабочей концепции одаренности» [24] отмечается, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка.

В основе развития одаренности лежат психологические механизмы саморазвития личности и собственная активность ребенка.

Психологические исследования понятий «одаренность» и «способность» (Ю.З. Гильбух, В.Н. Дружинин,

В.А. Крутецкий, В.В. Клименко, Н.С. Лейтес, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Б.М. Теплов, М.А. Холодная и др.) показывают:

- понятия «одаренность», «способность» определяются разными ученными по-разному;

- понятия «одаренность», «способность», «задатки» тесно связяны между собой и часто определяются одно через другое;

- в предлагаемых исследователями определениях понятий «одаренность», «способность» можно выделить ряд общих существенных признаков: высокий уровень умственной деятельности (интеллекта), определенные качества личности, которые обеспечивают достижения в той или иной деятельности. В.Н. Дружининым, В.В. Клименко, А.М. Мустафи-

ным и др. показано, что постоянная тренировка обеспечивает развитие способностей ребенка в различных направлениях.

Специальные математические способности наиболее полно исследованы В.А. Крутецким [16]. Математические способности проявляются в высоком уровне развития основных познавательных процессов (представление и воображение, память, мышление, восприятие, речь, умение учиться), а также в увлеченности математическими вычислениями, символами, обобщениями, поиском изящных решений, ясностью и быстротой математической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.