Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение реализации дисциплин и практик, ориентированных на формирование экологического мировоззрения студентов'

Учебно-методическое обеспечение реализации дисциплин и практик, ориентированных на формирование экологического мировоззрения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРАКТИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ / THE FORMATION OF AN ECOLOGICAL OUTLOOK / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ECOLOGICAL DISCIPLINES AND PRACTICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожухова Елена Дмитриевна

Рассматривается объективная необходимость формирования экологического мировоззрения студентов высших учебных заведений как предпосылки для преодоления ряда экологических проблем при принятии студентами соответствующих решений в пользу природы в их дальнейшей профессиональной деятельности. Доказано, что формирование экологического воспитания может осуществляться при целенаправленном и комплексном педагогическом влиянии. Оно направлено на усвоение студентами знаний и развитие взглядов, убеждений, способностей, активной экологической позиции, позволяющих осуществлять профессиональную педагогическую деятельность, что требует усиления экологической доминанты в педагогическом процессе на всех его этапах за счет введения в него комплекса методов. В статье рассмотрен учебно-методический комплекс по экологическим дисциплинам для студентов, получающих высшее образование. В него входили: программа «Формирование экологического мировоззрения учащихся» (спецкурс); усовершенствованная программа «Экологические основы природопользования»; программа комплексной учебно-полевой практики; программа педагогической практики с усиленным освещением экологических проблем; программа научно-исследовательской работы студентов с разнообразной эколого-производственной и экологической тематикой; программы «Методика обучения адаптивной физической культуре» и методические рекомендации «Непрерывное формирование экологического мировоззрения студентов с первого по пятый курс» (для студентов высших учебных заведений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожухова Елена Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational-methodical support for the implementation of disciplines and practices oriented for the formation of the environmental world-view of students

The objective necessity of formation of ecological outlook of students of higher educational institutions is considered as prerequisites for overcoming a number of environmental problems when students make appropriate decisions in favor of nature in their future professional activities. It is proved that the formation of ecological education can be carried out with purposeful and complex pedagogical influence. It is aimed at assimilating students' knowledge and developing views, beliefs, abilities, an active environmental position that allows them to carry out professional pedagogical activity, which requires strengthening the ecological dominant in the pedagogical process at all its stages by introducing a set of methods into it. In the article the educational-methodical complex on ecological disciplines for students receiving higher education is considered. It included: the program «Formation of the ecological outlook of students» (special course); the improved program «Ecological bases of wildlife management»; program of integrated training and field practice; program of pedagogical practice with enhanced coverage of environmental problems; program of research work of students with a variety of environmental-production and environmental themes; program «Methodology of teaching adaptive physical culture» and methodical recommendations «Continuous formation of ecological outlook of students from the first to the fifth year» (for students of higher educational institutions)... The objective necessity of formation of ecological outlook of students of higher educational institutions is considered as prerequisites for overcoming a number of environmental problems when students make appropriate decisions in favor of nature in their future professional activities. It is proved that the formation of ecological education can be carried out with purposeful and complex pedagogical influence. It is aimed at assimilating students' knowledge and developing views, beliefs, abilities, an active environmental position that allows them to carry out professional pedagogical activity, which requires strengthening the ecological dominant in the pedagogical process at all its stages by introducing a set of methods into it. In the article the educational-methodical complex on ecological disciplines for students receiving higher education is considered. It included: the program «Formation of the ecological outlook of students» (special course); the improved program «Ecological bases of wildlife management»; program of integrated training and field practice; program of pedagogical practice with enhanced coverage of environmental problems; program of research work of students with a variety of environmental-production and environmental themes; program «Methodology of teaching adaptive physical culture» and methodical recommendations «Continuous formation of ecological outlook of students from the first to the fifth year» (for students of higher educational institutions). The concept of the study of this article is based on the ideas of the unity of man and nature, the inner needs of the future teacher in harmonious coexistence with nature, revealing at the theoretical, methodological and technological levels: the theoretical level determines the system of philosophical, psychological, pedagogical and environmental definitions that are the basis for the study of the problem the formation of a world view, including the ecological, in the context of modern pedagogical education, the disclosure of essence. The structure of ecological outlook and the development of practical training for students in higher education; methodological level is the basis for the disclosure of scientific approaches to the problem of the formation of the ecological worldview of the individual; technological level defines ways of realization and formation of ecological outlook of students in pedagogical process of higher educational institutions. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение реализации дисциплин и практик, ориентированных на формирование экологического мировоззрения студентов»

профессиональное образование

Кожухова Е.Д.

учебно-методическое обеспечение реализации дисциплин и практик, ориентированных на формирование экологического мировоззрения студентов

Введение

Цель исследования - разработка учебно-методического комплекса по экологическим дисциплинам для студентов, получающих высшее образование, и проверка эффективности предложенного учебно-методического комплекса.

Формирование экологического мировоззрения студентов как актуальная проблема развития современного высшего образования.

Мировоззрение является сложной системой, включающей взгляды, убеждения и принципы, а также ценности и идеалы, в комплексе обуславливающие не только отношение человека к действительности, ее общее понимание мира, но и его жизненные позиции и программы деятельности [1, С. 263-264].

Обозначенная проблема в последнее время привлекает все большее внимание зарубежных ученых и освещается в ряде научных исследований. В частности, суть понятия «экологическое мировоззрение» частично раскрыта в трудах Эдварда Голдсмита, Чарльза Кребза, Яна Томпсона. Важность формирования экологического мировоззрения как предпосылки экологической ответственности подчеркивает и Томашоу Митчел [2]. Проблема формирования экологического мировоззрения нашла отражение в трудах российских ученых: М. С. Хасихано-ва, С. Х. Галькиевой, А. А. Мелентьева, М. В. Челнокова, Л. И. Фатеевой и др. На необходимости формирования экологического мировоззрения студентов как предпосылки обеспечения стабильного развития государства в ходе повышения качества экологического образования и экологического воспитания в высших учебных заведениях акцентирует внимание и исследователь И. А. Воронцова [3, С. 19].

Методика проведения исследований

Цель формирующего эксперимента состояла в выявлении зависимости между внедрением в педагогический процесс учебно-методического комплекса по экологическим дисциплинам [4] для студентов, получающих высшее образование, и уровнями сформированности компонентов экологического мировоззрения: когнитивного, аксиологического и праксеологического [5, С. 71-74].

Реализация цели формирующего эксперимента осуществлялась с помощью учебно-методического комплекса, в который входили: программа «Формирование экологического мировоззрения учащихся» (спецкурс); усовершенствованная программа «Экологические основы природопользования»; программа комплексной учебно-полевой практики; программа педагогической практики с усиленным освещением экологических проблем; программа научно-исследовательской работы студентов с разнообразной эколого-производственной и экологической тематикой; программы «методика обучения адаптивной физической культуре» и методические рекомендации «Непрерывное формирование экологического мировоззрения студентов с первого по пятый курс» (для студентов высших учебных заведений) [6, С. 106].

Формирование экологического мировоззрения будущих специалистов экспериментальной группы во время первого этапа формирующего эксперимента осуществлялось за счет введения в педагогический процесс теоретической составляющей учебно-методического комплекса (I срез) [7, С. 190]. На втором этапе формирующего эксперимента предполагалось определить динамику экологического мировоззрения студентов в экспериментальной группе при применении специфических внеаудиторных форм в процессе учебно-полевой и других видов практик. В контрольной группе учебно-полевая практика проводилась по традиционной методике (II срез) [8, С. 206.209]. Экспериментальная работа на третьем этапе формирующего эксперимента предусматривала решение педагогических и экологических проблем в процессе производственной практики в учебных учреждениях студентами IV и V курса (III срез) [9, С. 394-395].

Результаты экспериментальных данных статистически обработаны по методикам С. Архангельского, И. Баврина, Дж. Гласса, А. Киверялга, Дж. Стэнли, А. Мармозы, Г. Самнера. Это позволило сопоставить уровни показателей сфор-мированности экологического мировоззрения до и после внедрения учебно-методического комплекса формирования экологического мировоззрения будущих специалистов в педагогический процесс высших учебных заведений. Уровень и показатели сформированности экологического мировоззрения студентов контрольной и экспериментальной групп определялись по разработанным диагностическим вариантам после каждого этапа исследования (среза) [10, С. 36].

Результаты исследований

Для обобщения результатов экспериментальных исследований осущест-

влено сравнение по показателям сформированности экологического мировоззрения студентов различных факультетов, полученным в процессе констатирующего и формирующего эксперимента и показано в табл. 2 [11, С. 184].

Таблица 2.

Сравнительная эффективность экспериментального фактора по результатам констатирующего и формирующего эксперимента [12, С. 239-248]

Факультет Компоненты экологич. мировоз. Группа До эксперимента После эксперимента При-рост%

0 срез, баллы % III срез, баллы %

Подготовка кадров управления физической культуры К э 1,45 29,0 4,46 89,2 60,2

к 1,3 26,0 3,3 66,0 40,0

А э 1,3 26,0 3,46 69,2 43,2

к 1,1 22,0 2,02 40,4 18,4

П э 1,2 24,0 4,31 86,2 62,2

к 1,25 25,0 2,66 53,2 28,2

Педагогическое образование К э 1,67 33,4 4,1 82,0 48,6

к 1,62 32,4 2,8 56,0 24,4

А э 1,2 24,0 3,93 78,6 54,6

к 1,15 23,0 2,57 51,4 28,4

П э 1,15 23,0 3,9 78,0 55,0

к 1,1 22,0 1,94 38,8 16,8

Адаптивная физическая культура К э 1,51 30,2 4,07 81,4 51,2

к 1,5 30,0 3,0 60,0 30,0

А э 1,2 24,0 4,08 81,6 57,6

к 1,1 22,0 3,15 63,0 41,0

П э 1,1 22,0 3,92 78,4 56,4

к 1,25 25,0 2,27 45,4 20,4

Туризм К э 1,57 31,4 4,06 81,2 49,8

1,71 34,2 2,5 50,0 24,2

В результате совершенствования педагогического процесса [13, С. 78] за счет внедрения учебно-методического комплекса, 89,2% студентов экспериментальной группы факультета подготовки кадров управления физической культуры по когнитивным (К) компонентам и 86,2% по праксеологическим (П) компонентам приблизились к высокому уровню экологического мировоззрения, которое определяется как экоцентричный. Студенты факультета педагогического образования - 82,0%, адаптивной физической культуры - 81,4%, туризма - 81,2% по когнитивным (К) компонентам приблизились к достаточному уровню, который

соответствует ситуативному типу [14, С. 45].

Динамика уровней сформированности экологического мировоззрения студентов (обобщенно по факультетам) показана в табл. 3 [15, С. 49].

Таблица 3.

Динамика уровней сформированности экологического мировоззрения будущих специалистов [16, С. 9-12]

Экологическое мировоззрение (компоненты) Группа Срезы

0 I II III

балл % балл % балл % балл %

К э 1,57 31,4 3,55 71,0 3,95 79,0 4,18 83,6

к 1,5 30,0 3,02 51,0 3,21 54,2 3,31 56,8

А э 1,2 24,0 3,05 61,0 3,49 69,8 3,8 76,0

к 1,13 22,6 2,07 41,4 2,32 46,4 2,43 48,6

П э 1,15 23,0 2,8 56,0 3,57 71,4 3,96 79,2

к 1,17 23,4 1,71 34,2 2,05 41,0 2,22 44,4

таким образом, общий прирост показателей сформированности экологического мировоззрения у будущих специалистов экспериментальной группы составил Кэ- 52,2%, Аэ - 52,0%, Пэ - 56,2%. Для контрольной группы Кк - 26,8%, Ак - 26,0%, Пк - 21,0% [17, С. 58].

Основные результаты и выводы

Эксперимент, который показал положительную динамику в формировании экологического мировоззрения экоцентричного типа у будущих специалистов, состоял в последовательном внедрении в педагогический процесс эколого-ори-ентированных организационных и методических приемов.

Статистическая обработка результатов формирующего этапа эксперимента с помощью вероятностно-статистических методов, в частности метода группировки данных, изучение распределения статистик, методов уменьшения размерности массива экспериментальных данных, расчета критерия согласия К. Пирсона, показала смену антропоцентрического типа экологического мировоззрения будущих педагогов экспериментальной группы на экоцентричный.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философский словарь. Под ред. члена-корреспондента АН РФ В. И. Шинкарева. М.: Глав. ред. Рос. энциклопедии АН РФ, 2013. - С. 263-264.

2. Thomashow Mitchell. Ecological identity: becoming a reflective environmentalist (Massachussetts Institute of Technology, 2015). - 225 pp.

3. Воронцова И. А. Формирование природоохранного мировоззрения у школьной и студенческой молодежи. / И. А. Воронцова, С. В. Власов, С. В. Раз-метаев / Экологический вестник, 2014. - № 2. - С. 19.

4. Гусарев С. Д. Педагогическая деонтология: учебное пособие / С. Д. Гу-сарев, А. Д. Тихомиров. - М.: Знание, 2015. - 46 с.

5. Совгиров С.В. Инновационные технологии в педагогическом процессе / С.В. Совгиров // Школа. - 2015. - № 6. - С. 71-74.

6. Иванов П.В. Основы педагогического образования: Учебное пособие. Петрозаводск. ПГУ,2015. - С. 106.

7. Совгиров С.В. Динамика психолого-педагогических условий формирования экологического мировоззрения молодежи: научно-методическое пособие.

- М.: Наука, 2016. - С. 190.

8. Гончаров Г.Е. Педагогическое образование - на уровень требований XXI столетия / Педагогическое образование: проблемы и пути их решения.: М.: Наука, 2015.- С. 206-209.

9. Совгиров С.В. Производственная практика - составная часть профессионально-педагогической подготовки студента: теория, практика, преподавание: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1-4 апреля 2015 г.) / СпбГУ - Спб.: Фитосоциоцентр, 2015. - С. 394-395.

10. Совгиров С.В. Программа спецкурса «Формирование экологического мировоззрения студентов». - М.: АЛМИ, 2015. - С. 36.

11. Захлебный А.Н. Содержание природоохранной составляющей в педагогическом процессе / Предисл. И.Д. Зверева. - М.: Педагогика, 2014. - С. 184.

12. Совгиров С.В. Формирование экологически-правовой сознательности студентов: сборник научных статей. Редакционная коллегия: В.Г. Кузин, О.М. Коберник, М.Т. Мартынов. - М.: Научный мир, 2015. - С. 239-248.

13. Зверев И.Д. Экология в образовании. - М.: Просвещение, 2015. - С. 78.

14. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цвет-кова И.В. Воспитание экологической культуры у студентов: Учебное пособие.

- М.: Педагогическое общество России, 2015. - С. 45.

15. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. - М.: Педагогическое общество России, 2016. - С. 49.

16. Божович Л.И. Личность и ее формирование в ВУЗе. - М.: Просвещение, 2014. - С. 9-12.

17. Бахарева А.С. Формы экологического воспитания студентов. Методическое пособие для преподавателей ВУЗов. Шадринск: Издательство Шадринского пединститута, 2015. - С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.