Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг»'

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB-МАСТЕРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных И. И.

В данной статье рассматриваются общие вопросы создания учебно-методических комплексов. В статью включены материалы, касающиеся технологий создания учебно-методических комплексов, требования к оформлению всех электронных учебных изданий. Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг» был создан в среде Moodle, которая является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения. В статье представлена структура учебно-методического комплекса «Web-мастеринг». Каждый блок разделен на отдельные темы. В статье подробно раскрывается содержание каждого блока. В комплекс включены лекции, презентации, лабораторные работы, для самоконтроля предназначен тестовый блок. Описана блочная структуру страницы учебно-мето-дического комплекса «Web-мастеринг». Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг» предназначен для студентов 5 курса специальности 080801 – Прикладная информатика (в гуманитарной области). Разработка учебно-методического комплекса «Web-мастеринг» в среде Moodle позволила нам произвести визуализацию учебного материала, оценить качество знаний с помощью тестовых заданий, применить совокупность полученных знаний и умений при выполнении лабораторного практикума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг»»

vuza [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.ict. edu.ru/vconf/files/10028.pdf. Zagl. s ekrana.

3. Kriterii otsenki kachestva elektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa [elektronnyy resurs]. URL: http://ode.ru/e-journal/2007/Mirdak.html.

Zagl. s ekrana.

TEACHING COMPLEX «COMPUTER NETWORKS»

K.S. Saveliev

The article is devoted to the development of teaching materials. Training complex helps the student to study the

discipline. Need to develop a software tool that allows you to work with educational and methodical complex as comfortable and productive for teachers and students. Feature of the complex is that the teacher quickly adds text and illustrations in the training complex. Training complex "Computer Network" is developed on the platform Moodle. The article lists the advantages of content management system Moodle, the structure of the page and circuit training complex "Computer networks". Training complex "Computer Networks" contains the following sections: "Lectures", "presentation", "Labs", "tests", "Literature", "Work Program". Training complex "Computer network" is intended for bachelors 4 years training areas 230700 "Applied Computer Science".

Key words: training complex, computer network.

УДК 004.588

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «WEB-МАСТЕРИНГ»

ИИ. Черных

В данной статье рассматриваются общие вопросы создания учебно-методических комплексов. В статью включены материалы, касающиеся технологий создания учебно-методических комплексов, требования к оформлению всех электронных учебных изданий. Учебно-методический комплекс <^еЬ-мастеринг» был создан в среде Moodle, которая является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения. В статье представлена структура учебно-методического комплекса <^еЬ-мастеринг». Каждый блок разделен на отдельные темы. В статье подробно раскрывается содержание каждого блока. В комплекс включены лекции, презентации, лабораторные работы, для самоконтроля предназначен тестовый блок. Описана блочная структуру страницы учебно-методического комплекса <^еЬ-мастеринг». Учебно-методический комплекс <^еЬ-мастеринг» предназначен для студентов 5 курса специальности 080801 - Прикладная информатика (в гуманитарной области). Разработка учебно-методического комплекса <^еЬ-мастеринг» в среде Moodle позволила нам произвести визуализацию учебного материала, оценить качество знаний с помощью тестовых заданий, применить совокупность полученных знаний и умений при выполнении лабораторного практикума.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, новые информационные технологии, web-мастеринг.

Подготовка специалистов наукоемких специальностей в системе открытого образования имеет свои особенности, которые обусловлены высокой динамикой научных знаний изучаемой предметной области и необходимостью постоянной связи обучения с включением студентов в реальную (актуальную) проектно-ориентированную профессиональную деятельность [1].

Одним из этапов развития любого современного вуза является формирование такой системы образования, которая способна дать новую генерацию специалистов, подготовленных для осуществления инновационных преобразований в экономике и социальной сфере. При такой постановке вопроса главной целью вузов становится формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при

создании новой конкурентоспособной, наукоемкой продукции [2].

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в высшее профессиональное образование приводит к существенной перестройке процесса обучения и, как следствие, к необходимости разработки соответствующего учебно-методического обеспечения [3].

Существует очень много определений учебно-методических комплексов. Например, О.А. Удотова дает следующее определение учебно-методическому комплексу [4]: «Под учебно-методическим комплексом (УМК) дисциплины мы понимаем совокупность нормативных документов и учебнометодических материалов, обеспечивающих реализацию дисциплины в образовательном процессе и способствующих эффективному

освоению студентами учебного материала, входящего в программу дисциплины (блока дисциплин) ГОС ВПО по конкретной специальности (направлению)».

Создание учебно-методического комплекса «Web-мастеринг» поможет обеспечить информационную поддержку учебной деятельности учащихся, улучшить качество их подготовки к уроку по данному курсу; увеличить полноценность и качество самостоятельной работы учащихся, осуществляя их саморазвитие, самообразование.

При разработке учебно-методических комплексов используются различные технологии. Д.Н. Бузун утверждает, что на данный момент для разработки электронного УМК не создано ни одной специализированной инструментальной среды (ИС), но программная реализация ЭУМК возможна с помощью различного прикладного программного обеспечения, предназначенного для разработки электронных учебных курсов, систем дистанционного обучения, электронных учебников, систем мониторинга качества обучения и т.п. [5].

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг» разрабатывался в среде Moodle, которая является пакетом программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов.

Разработка учебно-методического комплекса «Web-мастеринг» в среде Moodle позволила нам произвести визуализацию учебного материала, оценить качество знаний с помощью тестовых заданий, применить совокупность полученных знаний и умений при выполнении лабораторного практикума.

При создании учебно-методического комплекса следует учитывать требования, которые предъявляют к его оформлению. Стандартом СТ РК 34.017-2005 «Электронное учебное издание» определены общие требования ко всем электронным учебным изданиям, куда также относятся учебнометодические комплексы [6]:

- Объектом ЭУИ должна быть цифровая, текстовая, графическая, аудио, видео и другая обучающая информация, представляющая собой совокупность научно обоснованных фактов, утверждений и правил, а также свойств и отношений объектов, явлений и процессов, изучаемых в рамках данного учебного курса.

- ЭУИ не должно содержать информацию, прямо не соответствующую достижению учебных целей, то есть не относящуюся к содержанию учебного курса, и отвлекающую внимание пользователя.

- В ЭУИ интерфейс должен быть наглядным, понятным, однозначным и представлен в виде, способствующем пониманию логики функционирования ЭУИ в целом и отдельных его частей, чтобы не допускать неправильные действия пользователя и предоставлять ему возможности общаться в интерактивном режиме.

- В ЭУИ имитационные компьютерные модели должны быть снабжены удобными средствами для задания или изменения структуры и параметров изучаемых объектов, процессов и явлений, а также для имитации внешних воздействий.

- ЭУИ должно иметь возможности эксплуатации как в закрытом, так и в открытом окружении.

- ЭУИ должно иметь возможность автоматической установки с учетом версии операционной системы, включая операционные системы с открытым кодом, не требующие дополнительных программных средств.

- ЭУИ должно иметь возможность, которая обеспечивает простоту внесения необходимых изменений и доработок в содержание ЭУИ, не изменяя исходных кодов программы после испытаний, и предотвращает несанкционированный доступ к учебным материалам и статистическим данным.

На рисунке 1 представлена структура учебно-методического комплекса «Web-мастеринг».

Нами был разработан учебно-методический комплекс «Web-мастеринг». Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг»

предназначен для студентов 5 курса специальности 080801 - Прикладная информатика (в гуманитарной области).

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг» состоит из 8 тематических блоков. Каждый блок разделен на отдельные темы.

Первый блок называется «Системы управления контентом» и содержит 2 лекции: Системы управления контентом, Общая классификация CMS; презентации: Системы управления контентом, Общая классификация CMS; а также тест по данным темам.

Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса «Web-мастеринг»

Второй блок называется «Универсальные CMS» и содержит три лекции: Система управления контентом Joomla!, Система управления контентом WordPress, Система управления контентом Drupal; лабораторные работы: Система управления контентом Joom-la!, Система управления контентом WordPress, Система управления контентом Drupal; презентации: Система управления контентом

Joomla!, Система управления контентом WordPress, Система управления контентом Drupal; а также тест по данным темам.

Третий блок называется «Системы дистанционного обучения» и содержит лекции: Система дистанционного обучения Moodle, Система управления обучением ATutor, Система управления обучением ELerning Server; лабораторные работы: Система дистанционного обучения Moodle, Система управления обучением ATutor; презентации: Система дистанционного обучения Moodle, Система управления обучением ATutor, Система управления обучением ELerning Server; а также тест по данным темам.

Четвертый блок называется «Системы для создания форумов» и содержит лекции: Web-форум PhpBB, Система управления контентом Php Nuke; лабораторные работы: Web-форум PhpBB, Система управления

контентом Php Nuke; презентации: Web-форум PhpBB, Система управления контентом Php Nuke; а также тест по данным темам.

Пятый блок называется «Системы для создания интернет-магазинов» и содержит лекции: Система для создания интернет-магазинов Shop Script Free, Система для создания интернет-магазинов OpenCart; лабораторные работы: Система для создания интернет-магазинов Shop Script Free, Система для создания интернет-магазинов OpenCart; презентации: Система для создания интернет-магазинов Shop Script Free, Система для создания интернет-магазинов OpenCart; а также тест по данным темам.

Шестой блок называется «Системы для создания энциклопедий» и содержит лекцию: Система для создания энциклопедий Medai-Wiki; лабораторную работу: Система для создания энциклопедий MedaiWiki; презентацию: Система для создания энциклопедий MedaiWiki; а также тест по данной теме.

Седьмой блок называется «Установка CMS на удаленном сервере. Выбор хостинга» и содержит лекции: Выбор хостинга; Регистрация на хостинге; лабораторную работу: Установка WordPress на бесплатном хостинге; презентации: Выбор хостинга; Регистрация на хостинге; Установка WordPress на

бесплатном хостинге; а также тест по данной теме.

Восьмой блок называется «Раскрутка Web-ресурса» и содержит лекции: Общие сведения, Методы оптимизации, Несколько рецептов по раскрутке web-ресурса; презентации: Общие сведения, Методы оптимизации, Несколько рецептов по раскрутке web-ресурса; а также тест по данной теме.

Структура страницы учебно-методического комплекса «Web-мастеринг» имеет блочную структуру. В каждой странице присутствует блок навигации, блок с названием страницы и контентный блок.

Учебно-методический комплекс «Web-мастеринг» предназначен для студентов 5 курса специальности 080801 - Прикладная информатика (в гуманитарной области). В данный комплекс включены лекционные материалы для подготовки студентов к занятиям, презентации, которые помогут визуализировать материал, для закрепления полученных знаний на практике студентам предложены лабораторные работы, а для самоконтроля предназначен тестовый блок.

Литература

1. Особенности и выбор инструментария реализации системы дистанционного обучения для наукоемких специальностей / М.С. Чванова [и др.] // Гаудеамус. Тамбов, 2012. № 2 (20). С. 51-59.

2. Чванова М.С., Передков В.М., Самохвалов А.В. Разработка инновационной информационно -телекоммуникационной технологии дистанционного обучения для наукоемких специальностей // Гаудеамус. Тамбов, 2010. № 2 (16). С. 77-78.

3. Токтарова В.И. Технология создания и применения электронных учебно-методических комплексов в образовательном процессе высшей школы // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2008. № 11. С. 355-357.

4. Удотова О.А. Электронные учебно-методические комплексы как средство активизации познавательной деятельности студентов // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 4-1. С. 239-241.

5. Бузун Д.Н. Методика разработки 1Т-УМК: практический аспект // Современные информационные компьютерные технологии (тсГГ-2008): сб. науч. ст. Гродно: ГрГУ, 2008. Ч. 2. С. 309-312.

6. it-gost.ru [Электронный ресурс]. URL: http://it-gost.ru/content/view/62/42. Загл. с экрана.

References

1. Osobennosti i vybor instrumentariya realizatsii sistemy distantsionnogo obucheniya dlya nau-koemkikh spetsial'nostey / M.S. Chvanova [i dr.] // Gaudeamus. Tambov, 2012. № 2 (20). S. 51-59.

2. Chvanova M.S., Peredkov V.M., Samokhvalov A.V. Razrabotka innovatsionnoy informatsionno-tele-kommunikatsionnoy tekhnologii distantsionnogo obucheniya dlya naukoemkikh spetsial'nostey // Gaudeamus. Tambov, 2010. № 2 (16). S. 77-78.

3. Toktarova V.I. Tekhnologiya sozdaniya i prime-neniya elektronnykh uchebno-metodicheskikh kompleksov v obrazovatel'nom protsesse vysshey shkoly // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pe-dagogicheskogo universiteta. Ser.: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2008. № 11. S. 355-357.

4. Udotova O.A. Elektronnye uchebno-metodiche-skie kompleksy kak sredstvo aktivizatsii poznava-tel'noy deyatel'nosti studentov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011. № 4-1. S. 239-241.

5. Buzun D.N. Metodika razrabotki IT-UMK: prak-ticheskiy aspekt // Sovremennye informatsionnye komp'yuternye tekhnologii (mcIT-2008): sb. much. st. Grodno: GrGU, 2008. Ch. 2. S. 309-312.

6. it-gost.ru [Elektronnyy resurs]. URL: http://it-gost.ru/content/view/62/42. Zagl. s ekrana.

TEACHING COMPLEX «WEB-MASTERING»

I.I. Chernykh

This article discusses general issues of creating teaching materials. This article includes material relating to technologies for creating teaching materials, requirements for the design of electronic textbooks. Training complex was setup «Web-serious» in Moodle, which is a software package for creating e-learning courses. The paper presents the structure of the educational complex «Web-serious». Each block is divided into individual threads. The article detail reveals the contents of each block. The complex includes lectures, presentations, labs, designed for self-test unit. Was described modular structure of the page educational complex «Web-serious». Training complex «Web-mastering" is designed for students of the 5th year specialty 080801 «Applied Informatics (in the humanitarian field)». Develop educational complex «Web-serious» in the Moodle environment has allowed us to produce a visualization of the educational material, to assess the quality of knowledge through tests, use a set of skills and knowledge acquired in the performance of a laboratory practical.

Key words: training complex, new information technologies, web-mastering.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.