Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс в обучении технологическим дисциплинам в высших технических учебных заведениях'

Учебно-методический комплекс в обучении технологическим дисциплинам в высших технических учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанов Алексей Александрович

В статье обсуждается содержание разработанного лабораторного практикума по дисциплине «Материаловедение», изучаемой на ряде специальностей в технических вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабанов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scholastic-methodical complex in teaching of technological discipline in higher technical educational institutions

Some problems of laboratory practical works for the subject «Materials science», which is one of the discipline for a number of professions in technical higher school are introduced in the article.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс в обучении технологическим дисциплинам в высших технических учебных заведениях»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

А.А. Карабанов

Серпуховский военный институт ракетных войск Ул. Октябрьская, 21, 142200 Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, Россия

В статье обсуждается содержание разработанного лабораторного практикума по дисциплине «Материаловедение», изучаемой на ряде специальностей в технических вузах.

Электронные образовательные ресурсы являются компонентами учебнометодических комплексов, которые все шире внедряются в образовательную практику технологических специальностей высших технических учебных заведений (втузов). Особое значение приобретает необходимость разработки методики их применения в учебном процессе с учетом специфики учебного процесса.

Методика, как известно, является частью методической системы обучения конкретному предмету. Формирование методики обучения обусловлено целым рядом причин. К числу таких причин можно отнести:

- потребность использования аудиовизуальных средств, позволяющих более наглядно отразить содержание работы. Особую роль это приобретает в изложении материала технологических дисциплин;

- необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми изменениями технологий и новыми научными достижениями;

- потребность проведения в процессе выполнения лабораторных работ сложных и опасных экспериментов в условиях отсутствия дорогостоящего оборудования и неподготовленности студентов к его безопасному использованию;

- возможность продемонстрировать студентам в непосредственном режиме некоторые сверхбыстро (сверхмедленно) протекающие технологические процессы;

- возможность предоставить студентам доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта;

- необходимость использования вычислительной мощности компьютера в процессе проведения лабораторных работ;

- отсутствие полиграфических проблем, низкая стоимость копирования данных на электронных носителях.

Можно привести и другие причины, определяющие важность данного направления исследований. Нами была предпринята попытка сформировать лабораторный практикум по дисциплине «Материаловедение», изучаемой на ряде специальностей в технических вузах. Целями лабораторных работ является:

- закрепление теоретических знаний путем практической проверки основных законов и положений в лабораторных условиях;

-развитие практических навыков проведения научного эксперимента и анализа его результатов в процессе составления отчета по экспериментальной части работы;

- ознакомление на практике с измерительной и регистрирующей аппаратурой, методами измерений, устройством различной экспериментальной аппаратуры и оборудования.

В процессе выполнения лабораторной работы студент знакомится с теоретическим материалом, выполняет эксперимент, при необходимости изучает лабораторное оборудование. По результатам выполнения лабораторной работы оформляется отчет, в котором отражаются:

- результаты экспериментальной работы;

- в отчете должны быть отражены формулы, по которым рассчитываются необходимые величины с учетом их размерности;

- результаты исследований, представленые в виде графиков, если это целесообразно. Ценность графического изображения состоит в том, что оно позволяет лучше осмыслить физическую сущность полученных результатов в целом;

-тексты, вычисления, графики, таблицы, схемы должны выполняться таким образом, чтобы было понятно, с какой целью это было сделано, как сделано и что из этого получилось;

- выводы.

Таким образом, в процессе выполнения лабораторной работы студент фактически выполняет небольшое экспериментальное исследование, во время которого ему требуются различные прикладные программы от средств просмотра текстов, до программ, автоматизирующих проведения математических расчетов и программ позволяющих представить результаты работы. Применение образовательных электронных ресурсов в обучении может быть определено двумя условиями, которые будут названы принципами автоматизации и оправданности. Их можно сформулировать следующим образом.

Принцип автоматизации использования образовательных электронных ресурсов состоит в максимально возможном применении средств информатизации образования для автоматизации труда студента и преподавателя. В рамках реализации принципа автоматизации осуществляется весь комплекс мероприятий, связанных с использованием средств информатизации образования в деятельности преподавателей, студентов, администрации учебных заведений.

Принцип оправданности означает, что образовательные электронные ресурсы должны применяться в обучении только в том случае, если соответствующая система обучения испытывает потребность в использовании подобных средств. Иными словами, если эффективность обучения можно обеспечить без использования образовательных электронных ресурсов, то применение таких средств информатизации нецелесообразно.

Методы и условия обучения с использованием образовательных электронных ресурсов варьируются в зависимости от вида и уровня учебного заведения. В нашем случае формой организации обучения является лабораторная работа. Перспективы повышения эффективности проведения лабораторных занятий связываются с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения и с совершенствованием типов занятий.

Образовательные электронные ресурсы позволяют сделать студента не только пользователем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. Информационные и коммуникационные технологии неизмеримо расширяют возможности организации и управления учеб-

ной деятельностью и позволяют реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок.

Существует несколько относительно новых методов обучения, появление которых связано с разработкой и использованием образовательных электронных изданий и ресурсов: метод проектов; метод информационного ресурса.

SCHOLASTIC-METHODICAL COMPLEX IN EDUCATION OF TECHNOLOGICAL DISCIPLINE IN HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTION

A.A. Karabanov

Serpuhovskiy Military University of the Missile Troops Oktiabrskaja St., 21, 142200 Moscow area, Serpukhov r-on, Serpukhov, Russia

Some problems of laboratory practical works for the subject «Materials science», which is one of the discipline for a number of professions in technical higher school are introduced in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.