ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика
№ 2(42)
УДК 370(09)(476) Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-7-9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
канд. пед. наук, доц. В. Н. ЛУХВЕРЧИК, Н. Н. ГИНЬКО (Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой)
На основе анализа различных определений понятия «педагогическая технология» показана необходимость ее корректировки в условиях изменения характера образовательного процесса. Сохранение здоровья обучаемых становится одной из приоритетных задач системы образования в республике. Для этого формируется необходимая нормативно-правовая база. Предложена одна из многочисленных дефиниций здоровья. Установлено, что направленность образовательного процесса на здоровьесбережение в условиях высшего учебного заведения может обеспечиваться тремя основными факторами: средствами здоровьеформирующей образовательной среды; с помощью различных мероприятий; через оптимизацию образовательного процесса. Приводятся результаты исследования возможностей учебно-методического комплекса для решения задач здоровьесбережения студентов.
Ключевые слова: педагогическая технология, педагогика здоровьесбережения, здоровье, образовательный процесс, учебно-методический комплекс, студенты.
Введение. Анализ многообразия определений понятия «педагогическая технология» (В. В. Гузеев, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко, Н. И. Запрудский и др.) позволяет сделать вывод о том, что сохранение здоровья обучаемых не являлось в 90-х - начале 2000-х гг. его целевой направленностью и содержательной характеристикой. Вместе с тем введение в образовательный процесс компьютера как средства обучения, усложнение содержания изучаемого материала, ужесточение требований к качеству знаний обучаемых на всех ступенях системы образования вызвало необходимость принятия некоторых мер: корректировки данной дефиниции; разработки нормативно-правовой и методической документации; определения соответствующих целевых ориентиров и средств их достижения.
Для организации образовательного процесса в условиях педагогики здоровьесбережения в новом тысячелетии в республике активно разрабатывается необходимая нормативно-правовая и методическая документация. Процесс ее внедрения начался с дошкольного образования как базового уровня основного образования.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.07.2000 г. № 35 принята Концепция дошкольного образования. Среди приоритетных задач национальной системы дошкольного образования впервые был сформулирован широкий круг задач, напрямую затрагивающих проблему сохранения здоровья воспитанников:
- формирование здоровьесберегающего процесса воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях;
- создание в детских садах условий для деятельности, укрепляющей здоровье детей [1, с. 22].
Таким образом, были обозначены две основные тенденции: направленность образовательного процесса на сохранение и укрепление здоровья детей; создание в дошкольных учреждениях соответствующей среды.
Требование здоровьесбережения стало целевым ориентиром для всей системы образования Беларуси после введения в действие Кодекса об образовании (2011). Так, в ст. 41 сказано, что учреждения образования (читай: всех типов и уровней) обеспечивают охрану здоровья обучающихся, которая включает:
- оказание необходимой медицинской помощи;
- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий, продолжительности каникул;
- пропаганду и формирование навыков здорового образа жизни;
- организацию оздоровительных мероприятий;
- создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом;
- профилактику и предупреждение вредных привычек1.
Задача охраны здоровья обучающихся сформулирована также и в общих требованиях к образовательному процессу в ст. 89 [там же]. И, фактически, в той же редакции данная задача изложена в правах обучающихся (ст. 30, п. 1.8) Закона Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»2.
Основная часть. Педагогика здоровьесбережения в последние годы стала не только объектом более пристального внимания со стороны законотворцев, но и предметом исследования ученых, педагогов-практиков [2; 3].
1 Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобрен Советом Респ. 22 дек. 2010 г. // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243
2 Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании: Закон Респ. Беларусь от 14 янв. 2022 г. № 154-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - URL: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=H12200154
2024
ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия Е
Делается попытка определить методологические основы технологии здоровьесбережения, сформулировать ее содержательные и процессуальные характеристики, разработать соответствующее программно-методическое обеспечение.
В педагогической теории и практике стали широко использоваться понятия «здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», «здоровьесберегающие образовательные технологии», «образовательные технологии педагогики здоровьесбережения», «экология здоровья». И такое их использование указывает на то, что пока нет единой общепризнанной трактовки.
Однако это не мешает сделать следующие выводы:
- здоровьесберегающие технологии входят в систему педагогических технологий, являясь ее подвидом;
- здоровьесбережение как особый тип «проникающей» технологии (требования) в той или иной мере должна входить в большинство современных педагогических технологий как их составная часть;
- целью таких технологий является не только формирование у обучаемых общеобразовательных знаний, умений и навыков, профессиональных компетенций, но и возможность сохранения (укрепления) здоровья и приобретение для этого соответствующих знаний.
Исходя из этого, под здоровьесберегающими образовательными технологиями следует понимать такие технологии, которые используются для решения не только педагогических задач, но и задачи сохранения, укрепления здоровья обучаемых и педагогов. Расширение направленности данной задачи определяется субъект-субъектными (партнерскими) отношениями между обучаемыми и педагогами, которые складываются в современной образовательной практике и являются одним из ее базовых принципов.
При всем разнообразии определений понятия «здоровье» подкупает своей лаконичностью определение С. И. Ожегова - это «то или иное состояние организма» [4, с. 205]. Оно может быть или крепким, или слабым. В зависимости от направленности здоровье может быть физическим, психическим, социальным, нравственным.
Направленность образовательного процесса на здоровьесбережение в условиях современного высшего учебного заведения может обеспечиваться:
во-первых, средствами здоровьеформирующей образовательной среды;
во-вторых, проведением различных мероприятий медико-гигиенического, физкультурно(спортивно)-оздоровительного, экологического характера;
в-третьих, через оптимизацию образовательного процесса.
В Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой обеспечение образовательного процесса учебно-методическими комплексами (УМК) началось с 2004 г. Изначально УМК рассматривался как одно из средств улучшения качества образовательного процесса. Были разработаны соответствующие методические рекомендации, в которых указывалось, что образовательный стандарт будет выполнять в учебном комплексе роль внутреннего связующего стержня [5]. Это дало возможность ее разработчикам определять содержание пособия, необходимую структуру.
Было определено, что УМК позволит системно решить три основные задачи, а именно обеспечит:
- определение исходного уровня общеобразовательной подготовки студентов;
- внедрение образовательных технологий, отвечающих современным требованиям;
- систематический контроль (самоконтроль) хода освоения учебных программ.
Отличительной особенностью УМК является то, что его структура может варьироваться в зависимости от специфики учебного предмета, квалификации преподавателей, подготовленности студентов и других условий.
За 20 лет в ПГУ создано более 1000 УМК (в т.ч. и электронных). Все они разделяются:
1) на УМК как проект универсальной модели - представляет собой сочетание взаимодополняющих друг друга учебно-методических материалов (рабочая программа, конспект лекций, методические указания к выполнению курсовых работ (проектов), средства диагностики образовательных достижений студентов и т.д.);
2) УМК на основе системы образовательных модулей (модуль рассматривается как укрупненная дидактическая единица, логически завершенный блок);
3) УМК: краткая модульная версия (сохранив модульную структуру, материал подается в максимально сжатом объеме).
Опыт создания и внедрения УМК в образовательный процесс университета требует дальнейшего более глубокого обобщения и осмысления. Однако уже сейчас можно сделать определенные положительные выводы, которые сформулированы по результатам исследования, проводимого с 2016 по 2022 гг. среди 128 студентов 1-2 курсов дневной формы обучения специальности «Физическая культура и спорт» (с 2023/24 учебного года -«Образование в области физической культуры).
Во-первых, значительно улучшилось методическое обеспечение учебного процесса. Каждый студент может получить в библиотеке бумажный или электронный вариант УМК, который для них является одновременно и программой, обеспечивающей познавательный ориентир, и банком информации, и методическим руководством для решения профессиональных образовательных задач.
Образовательные возможности УМК положительно оценивают обучающиеся на данной специальности (76% респондентов) и, особенно, высоко студенты-спортсмены, которые находятся на индивидуальном графике обучения и не всегда могут присутствовать на занятиях. Зачастую комплекс - единственное доступное для них учебное пособие.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ. Педагогика
№ 2(42)
Во-вторых, рейтинговая система контроля знаний позволяет студентам с помощью УМК активно участвовать в планировании собственного образовательного результата, текущих и промежуточных отметок, положительно мотивируя их к учебной деятельности, снижает эмоциональное напряжение, снимает чувство страха. Это подтвердили 81% респондентов. В обозначенный период все студенты, участвовавшие в исследовании, имели по результатам экзамена только положительные отметки.
В-третьих, Министерство образования дало возможность университету осуществить переход на управляемую самостоятельную работу по дисциплинам, обеспеченным УМК. Преподавателю разрешается часть аудиторной нагрузки по данному учебному предмету выполнять в дистанционном формате. Темы учебного курса, формы контроля преподаватель определяет самостоятельно. Такой подход хотя бы частично снижает аудиторную (читаем физическую и психическую) нагрузку, что не может положительно не сказываться на здоровье не только студентов, но и преподавателей.
В-четвертых, наличие УМК позволяет преподавателю-лектору отойти от традиционных форм проведения лекций, сохранив ее ведущее положение среди других форм организации обучения студентов: расширить информационную составляющую за счет использования мультимедийных средств; использовать активные формы организации занятий, разнообразные средства и формы диагностики компетенций и т.д.
Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2012 г. № 53 экзамен по учебной дисциплине становится обязательным мероприятием текущей аттестации3. В связи с чем возникло некоторое противоречие с идеей УМК, заключающейся в обеспечении накопительного принципа контроля знаний студентов. Для сохранения устойчивой мотивации и «обеспечения систематической работы студентов в течение семестра» в ПГУ 06.06.2014 г. было принято положение о рейтинговой системе оценки знаний и компетенций студентов, в соответствие с которым успеваемость студентов по учебной дисциплине должна складываться из двух компонентов: результатов текущего контроля в течение семестра и отметки на экзамене. Данное положение частично устраняет возникшее противоречие, т.к. обеспечивает реализацию возможностей УМК в обеспечении текущего контроля, максимально сохранив все остальные его достоинства.
Заключение. Общим выводом проведенного исследования является следующее утверждение: в настоящее время при всех недостатках и ограничениях правовых и методических основ организации самостоятельной работы УМК остается не только надежным дидактическим средством усвоения необходимого стандарта профессиональных знаний, но и важным фактором сохранения здоровья студентов и преподавателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дроздова С. И. Управление дошкольным образованием: курс лекций. - Новополоцк: ПГУ, 2015. - 196 с.
2. Здоровье студенческой молодежи: достижения теории и практики физической культуры, спорта и туризма на современном этапе: сб. науч. ст. / ред. кол.: А. Р. Борисевич (отв. ред.) и др. - Вып. 2. - Минск: РИВШ, 2015. - 314 с.
3. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 304 с.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под. ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1981. - 816 с.
5. О порядке разработки, утверждения и распространения учебно-методических комплексов: метод. рекомендации. -
Новополоцк, 2004. - 12 с.
Поступила 25.10.2024
EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY AS AN ELEMENT OF HEALTH-SAVING PEDAGOGY
V. LUKHVERCHYK, N. GINKO (Euphrosyne Polotskaya State University of Polotsk)
Based on the analysis of various definitions of the concept of «pedagogical technology», it is indicated that it is necessary to adjust it in the context of changing the nature of the educational process. The maintenance of student health becomes one of the priorities in the education system of the republic. To do this, the necessary regulatory framework is being developed. One of the numerous definitions of health is given. It is established that the orientation of the educational process towards health maintenance in the conditions of a higher educational institution can be provided by three main factors: by means of a health-forming educational environment; through various activities; through the optimization of the educational process. The research results of the educational and methodological complex possibilities for solving the problems of health maintenance of students are presented.
Keywords: pedagogical technology, pedagogy of health saving, health, educational process, educational and methodological complex, students.
3 Правила проведения аттестации студентов, курсантов, слушателей при освоении содержания образовательных программ высшего образования: постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 13 окт. 2023 г. № 319 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. - URL: https://pravo.by/document/?guid=3961&p0=W22340729