УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА РНР»
А. В. Самохвалов, А. Н. Можарова
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
Учебно-методический комплекс (УМК) -совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины [3].
Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач [3]:
- Четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины.
- Отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной.
- Рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий.
- Планирование и организация самостоятельной работы студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу.
- Разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.
УМК адресован прежде всего студенту. Для него это своеобразный «компас», помогающий ориентироваться в содержании учебной дисциплины, последовательности ее изучения, разделах и требованиях к уровню ее освоения. УМК дает возможность студенту оптимально организовать работу над курсом, обеспечивая учебной, методической и научной литературой.
Использование УМК в учебном процессе позволяет освободить аудиторное время от рассмотрения многих организационных вопросов, перечисления рекомендуемых учебников, ознакомления студентов с тематическим планом курса, распределения учебных часов между лекциями и семинарами, разработки текущего и итогового контроля и т. п.
В состав учебно-методического комплекса (УМК) должны входить учебнометодические разработки контроля знаний студентов, предусмотренные учебным пла-
ном, соответствующие методические материалы, обеспечивающие все виды занятий и формы образовательной программы [4].
Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике [2].
В последние годы университеты разных стран мира обратили внимание на возможности использования компьютерных телекоммуникационных технологий для организации обучения. Компьютерные телекоммуникации обеспечивают эффективную обратную связь, которая предусматривается как в организации учебного материала, так и в общении с преподавателем, ведущим данный курс. Одним из средств получения образования на расстоянии является Интернет. Многие учебные заведения активно разрабатывают различные компьютерные курсы, электронные учебники от экстерната до высшего образования. Учебно-методические комплексы предназначены для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, а также формирования практических навыков. Благодаря их использованию существует возможность обучаться вне учебного заведения в удобное для обучающегося время [1].
Язык РНР в настоящее время является наиболее распространенным языком вебпрограммирования. РНР - это мощное средство для разработки веб-ресурсов. Скрипты, написанные на РНР, обрабатываются сервером, а системы управления базами данных используются для хранения информации. Для создания веб-ресурсов активно используются системы управления контентом, написанные на языке РНР. Существует огромное множество систем управления содержимым, предназначенных для различных целей: интернет-магазины, новостные порталы, форумы, блоги, социальные сети и т. д. Поэто-
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
му учебно-методический комплекс «Программирование на РНР» нацелен на изучение студентами особенностей языка вебпрограммирования РНР, а также наиболее популярных систем управления контентом, написанных на данном языке.
Учебно-методический комплекс «Программирование на РНР» предназначен для бакалавров 3 курса направлений подготовки 230700 - Прикладная информатика и 090900 -Информационная безопасность Института математики, физики и информатики.
УМК «Программирование на РНР» включает в себя программу курса, теоретический материал по РНР, разбитый на 13 тематических блоков. Первый блок называется «Начало работы и основы синтаксиса в РНР» и содержит 5 лекций: «Введение в PHP», «Установка и настройка необходимого ПО»; «Основной синтаксис»; «Переменные, константы и операторы»; «Типы данных», а также тест по данным темам и задание. Второй блок «Управляющие конструкции в РНР» содержит 4 лекции: «Условные операторы»; «Циклы»; «Операторы передачи управления»; «Операторы включения»; тест и задание по пройденным темам. Третий блок «Работа со строками в РНР» состоит из 4 лекций: «Строки»; «Выделение и работа с подстроками»; «Разделение и соединение строки»; «Строки, содержащие ЫтЬкод»; теста и задания. Четвертый блок называется «Работа с массивами в РНР» и содержит
3 лекции: «Массивы и операции с ними»; «Сортировка массивов»; «Применение функции ко всем элементам, выделение подмас-сива, сумма элементов массива»; тест и задание. Блок № 5 «Функции в РНР» состоит из
4 тем: «Функции, определяемые пользователем»; «Аргументы функции»; «Использование переменных внутри функции. Возвращаемые значения»; «Переменные функции. Встроенные функции»; а также теста и задания в конце лекций. Шестой блок называется «Работа с файлами в РНР». Он состоит из 4 лекций: «Создание файла. Закрытие соединения с файлом»; «Запись и чтение данных из файла»; «Проверка существования и удаление файла»; «Загрузка файла на сервер»; теста и задания. Седьмой блок «Объектно-ориентированное программирование в РНР» содержит 3 лекции: «Классы и объекты»;
«Наследование. Конструкторы. Операторы»; «Объектная модель PHP5»; задание и тест. Блок восемь - «Обработка запросов в PHP». Состоит из 4 лекций: «Основы клиент-
серверных технологий»; «Протокол HTTP и способы передачи данных на сервер»; «Использование HTML-форм для передачи данных на сервер»; «Обработка запросов с помощью PHP». Девятый блок называется «Язык SQL. Взаимодействие PHP и MySQL» и содержит 5 лекций: «Базы данных: основные понятия»; «СУБД MySQL»; «Язык SQL»; «Отображение интерфейса для построения информации»; «Отображение данных, хранящихся в MySQL»; тест и задание. Блок № 10 «Регулярные выражения в PHP» состоит из 3 лекций: «Понятие регулярного выражения»; «Синтаксис регулярных выражений»; «Модификаторы PCRE». Более сложные конструкции регулярных выражений; а также теста и задания в конце блока. Одиннадцатый блок «Авторизация доступа в PHP с помощью сессий» содержит 4 лекции: «Авторизация доступа»; «Механизм и настройка сессий»; «Работа с сессиями»; «Безопасность»; а также задание и тест. Двенадцатый блок называется «Использование шаблонов в PHP» и содержит 3 лекции: «Зачем нужны шаблоны? Шаблоны подстановки; Шаблоны FastTemplate»; «Шаблоны Smarty; а также тест и задание. И последний тринадцатый блок, относящийся к PHP, называется «Взаимодействие PHP и XML» и содержит 2 лекции: «XML: основные понятия»; «Взаимодействие PHP и XML»; тест и задание в конце. Затем следуют 6 блоков, описывающих работу с популярными CMS-системами. Первый из них «Системы управления обучением: общая информация» - это вводная лекция по CMS-системам. Второй блок называется «Универсальные CMS-системы». Он разделен на две темы: Joomla и Drupal. Joomla включает в себя лекцию о системе Joomla и 4 лабораторные работы: «Установка Joomla»; «Настройка Joomla»; «Создание меню в Joomla»; «Создание нового материала в Joomla. Drupal включает лекцию о системе Drupal»; две лабораторные работы: «Установка Drupal»; «Настройка Drupal»; а также два видеоролика: Установка Drupal и Создание нового материала в Drupal. Третий блок посвящен системам
управления обучением. Он содержит лекцию о системе Moodle и две лабораторные работы: «Установка Moodle» и «Настройка
Moodle». Последние три блока посвящены системам для создания интернет-магазинов (а именно ShopScriptFree), системам для создания блогов (WordPress) и системам для создания форумов ^рВВ). Каждый из блоков также содержит по одной лекции о системе, по две лабораторные работы по установке и настройке систем и видеоролики по работе с системами.
Элементы меню отображаются справа и слева. Для быстрого доступа к блокам УМК имеется элемент «Раздел ссылок». Над ним -описание учебно-методического комплекса. Раздел «Элементы курса» позволяет быстро перемещаться между ресурсами: лекциями, заданиями и тестами. УМК «Программирование на РНР» доступен как для зарегистрированных пользователей, так и для гостей. В блоке «Управление» можно записаться на курс, чтобы иметь доступ к личной странице, форумам и чатам, получить возможность общаться с преподавателем и использовать систему оценки знаний.
Достоинствами учебно-методического комплекса «Программирование на РНР» являются:
- удобная система навигации;
- наличие иллюстрированного лекционного материала и лабораторных работ;
- наличие системы проверки знаний.
Учебно-методический комплекс «Программирование на PHP» предназначен для бакалавров З года обучения, изучающих дисциплину «Программирование на PHP». УМК позволит студентам освоить язык PHP, научиться работать с наиболее распространенными системами управления контентом, изучая лекции и видеоуроки, выполняя лабораторные работы. Для контроля качества усвоения материала имеется система оценки знаний.
Литература
1. Концепция дистанционного обучения на
базе компьютерных телекоммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http://is.tstu.tver.
ru/3/article/art0014.htm.
2. Рекомендации по разработке УМК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgeu. ru/teacher/umk/
3. Учебно-методический комплекс. [Электронный ресурс]. URL: http://umk-system.ru/