Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс по религиоведческой дисциплине как средство формирования культурологического знания старшеклассников'

Учебно-методический комплекс по религиоведческой дисциплине как средство формирования культурологического знания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СИСТЕМА / DIDACTIC MEANS / EDUCATIONAL COMPLEX / CULTUROLOGICAL KNOWLEDGE / RELIGIOUS SUBJECTS / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришуткина М. В.

Рассматриваются основные положения культурологического подхода в современном российском образовании, дидактические средства формирования культурологического знания у старшеклассников. Уточняется понятие «культурологическое знание», которое рассматривается не только как результат общего образования, но и как базовая система, лежащая в основе расширения и развития содержания системы общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришуткина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIDACTIC MEANS USED TO FORM THE CULTUROLOGICAL KNOWLEDGE FOR UPPERCLASSMEN

The main points of the culturological approach in the Russian modern education and the didactic means used to form the culturological knowledge for upperclassmen are taken into consideration. The concept of "culturological knowledge" considered to be the result of general education as well as the basic system underlying development and broadening of general education contents is specified.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс по религиоведческой дисциплине как средство формирования культурологического знания старшеклассников»

М.В. ГРИШУТКИНА, магистр искусств в области религиоведения, директор ЧОУ «Российская Христианская гимназия» Тел.: 89190785839,8(4872)36-55-67; факс 8(4872) 33-12-18; e-mail: [email protected]

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Рассматриваются основные положения культурологического подхода в современном российском образовании, дидактические средства формирования культурологического знания у старшеклассников.

Уточняется понятие «культурологическое знание», которое рассматривается не только как результат общего образования, но и как базовая система, лежащая в основе расширения и развития содержания системы общего образования.

Ключевые слова: дидактические средства, учебно-методический комплекс, культурологическое знание, религиоведческие дисциплины, система.

Одной из наиболее важных проблем современного этапа реформирования образования является создание системы обучения, способной обеспечить формирование у учащихся разнообразных знаний, отражающих целостную картину мира, в совокупности составляющих основу личной культуры учащихся и имеющих для ребенка положительный личностный смысл.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации определяет в качестве приоритетных задач отечественной школы «формирование культуры мира и межличностных отношений; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания; развитие культуры межэтнических отношений». Разнообразные модели культуросообразной школы, представленные в современной образовательной практике, с большей или меньшей эффективностью обеспечивают формирование культурологического знания как «информации, усвоенной на уровне ее применения» (И.Я. Лернер) [1].

Сегодня проблема поиска культурологических основ образования в контексте меняющейся образовательной парадигмы стала одной из центральных в широкой дискуссии педагогов, психологов и философов, отражая пристальный интерес исследователей к таким ключевым понятиям современной педагогической науки, как «культу-росообразность», «культуросообразная парадигма», «культурологическое знание».

Усиливающийся интерес к вопросам духовности, нравственности и морали заставляет научную общественность и педагогов-практиков обращаться к поиску новых духовных ориентиров и наряду с традиционными идейно-нравственными ценностями использовать культурообразующий потенциал духовного религиозного наследия для воспитания подрастающего поколения. В связи с этим возросла роль предметов культурологического цикла (мировая художественная культура, история религии, этика, библейская история).

Современные ученые выделяют направления, в рамках которых наиболее активно осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, - культурологическое и религиоведческое.

Однако на пути реализации этих направлений в формировании культурологического знания у старшеклассников посредством религиоведческих дисциплин остается ряд нерешенных общедидактических вопросов:

© М.В. Гришуткина

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

- что может служить основанием отбора фрагментов культурного и религиозного наследия человечества?

- как включить в образовательную среду фрагменты этого наследия в качестве носителей культурологического знания?

- каков смысл культурологического знания в контексте новой глобальной социокультурной концепции (концепции устойчивого развития)?

- что может выступать показателем культурологического знания как результата общей культуры личности?

Ответы на эти вопросы следует искать в философии образования, дидактике, методике, психологии, социологии, так как культурологический подход к образованию гораздо шире, чем просто предметное обучение.

Расширению границ гуманитаризации и культу-роориентированности в последние годы служит введение в учебные планы образовательных учреждений предметов религиоведческой направленности.

Следует отметить, что о необходимости использования культурного потенциала религиозного знания в формировании культуры личности ребенка писали такие выдающиеся педагоги, как Я.А. Ко-менский, Ф.А. Дистервег, И.Г. Песталоцци; среди наших соотечественников - К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.

Е.А. Ямбург справедливо указывает: «Путь к обновленной педагогике - это мобилизация всех культурных ресурсов. Только этот путь позволяет ощутить неразделимость настоящего и прошлого, почувствовать традицию культуры как целого» [2]. Многие педагоги (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Евладова Е.Б. и др.) [3] видят в культуре не только путь расширения искусствоведческих знаний школьников, но и возможность развития их духовного потенциала, так как знание религиозной культуры, национально-культурных достижений и эмоционально-ценностное отношение к ним являются основой социально-этических норм поведения и нравственным ориентиром в истории всей общечеловеческой цивилизации.

Однако в советский период отечественной истории были утрачены традиции воспитания подрастающего поколения, основанные на использовании религиозного знания, и данный вопрос официальной наукой практически не разрабатывался, хотя богатая отечественная традиция философского, религиозного, психологического, культурологического осмысления указанной проблемы актуализирует возможности его педагогических интерпретаций (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин,

В.С. Библер, Б.С. Гершунский, О.С. Газман, Е.Н. Ши-янова и др.).

На рубеже XXI века активизировались диссертационные исследования, посвященные духовным возможностям реализации воспитательного потенциала в процессе соприкосновения с религиоведческими дисциплинами в их соотнесенности со сложившейся школьной системой (Ю.В. Головина, A.X. Ибрагим, П.М. Магдилова, И.В. Метлик, В.А. Морарь, Л.В. Шеховцова и др.). В частности, И.В. Метлик [4] особо подчеркивает значение духовно-нравственного воспитания для возрождения современной российской школы.

Таким образом, можно констатировать, что для современной образовательной системы России характерно новое качество осмысления образовательного пространства, которое является началом процесса демократизации образования и способствует возникновению большого разнообразия педагогических моделей, учебно-воспитательных учреждений различного типа. Развернувшийся процесс в итоге позволяет более полно и широко удовлетворить потребности в образовании всех без исключения слоев общества, предоставляя возможности освоения всего культурноисторического опыта, накопленного человечеством, включая и религиозное знание.

Данные исследования убедительно доказывают и экспериментально подтверждают, что свою позицию по отношению к религии должны сегодня высказать педагоги, поскольку религиозное и религиоведческое знание уже приходит в образование, и школа не может игнорировать эту часть социального опыта и мировой культуры, не включая ее в содержание образования или замалчивая его существование.

Но дидактическая проблема заключается в том, что это знание нужно освоить на базе научных принципов, методов, традиций мировой педагогики, с учетом новых педагогических технологий, создавая адекватное методическое обеспечение в виде учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов.

Изменение функций новых видов учебных материалов и способов их использования в образовательной практике является одной из составляющих модернизации образования. Таким образом, нами выявлено противоречие между задачей использовать религиозное и религиоведческое знание как духовное наследие мировой педагогической мысли для формирования культурологического знания учащихся, с одной стороны, и отсутствием научно-методического обеспечения данного процесса - с другой.

Но для того, чтобы средства обучения обеспечили изучаемому материалу положительный смысл для учащихся, они должны представлять собой целостную непротиворечивую дидактическую систему, принципиально соответствующую культуросообразной парадигме образования, которая предполагает и наличие учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов по предметам, структура которых системно обеспечит развитие познавательных возможностей учащихся, понимание и личностную оценку происшедших и происходящих событий, становление мировоззренческих позиций и формирование культурологического знания.

По мнению современного исследователя Е.А. Пичкуренко, «формирование системных знаний - одна из актуальных задач обучения» [5].

Дидактическая ценность этих элементов состоит в целостном представлении предметных и над-предметных знаний, установлении взаимосвязи между ними и развитии системного мышления и личностной культуры старшеклассников. «Важно, чтобы приобщение к культуре становилось ее “проживанием”, глубоким освоением традиций русского народа» [6], - справедливо подчеркивает С.Ю. Дивногорцева.

Поэтому объектом изложения статьи является система дидактических средств формирования знаний у старших школьников в учебно-воспитательном процессе, а предметом выступает учебно-методический комплекс как дидактическое средство формирования культурологического знания у старших школьников в процессе изучения религиоведческих дисциплин.

Учебно-методический комплекс в его современном виде является сложной системой, моделирующей реальный образовательный процесс, поэтому функционально-целевое назначение учебно-методического комплекса должно быть адекватно функциям системы дидактических средств и процесса обучения в целом.

В качестве дидактического средства формирования культурологического знания старшеклассников в процессе изучения религиоведческой дисциплины разработан учебно-методический комплекс «Библейская история и мировая культура».

Содержание этого курса интегрирует знания библейской истории и культуры, истории художественной культуры, литературы и обществознания и охватывает обширный период общей истории, события которого рассматриваются с актуальных позиций современности.

Поскольку интеграция исторических, культурных и религиозных знаний основывается на меж-

дисциплинарных понятиях, таких априорных культурных универсалиях, как Вера, Надежда, Любовь, Ценность, Красота, Добро, Зло, то включение религиоведческого компонента в блок общественных дисциплин позволит расширить кругозор учащихся при выполнении историко-проектирован-ных проектов, художественно-эстетических заданий и решении сложных этических ситуаций.

Разработанный учебно-методический комплекс «Библейская история и мировая культура» является дидактической системой, представленной подробным набором характеристик системы учебно-методического комплекса: «состав» как совокупность компонентов; «структура» как связь между компонентами; «функции», обеспечивающие роль каждого компонента:

- печатный учебник представляет собой систематизированный курс, составленный с позиций современных научных открытий в археологии, литературоведении и культурологии и помогающий учащимся получить необходимые знания в области религиоведения, культуры Древнего Востока и мировой художественной культуры;

- методические рекомендации для учителя включают программу курса, расширенное поурочное планирование, формы проведения уроков; вопросы и задания для семинаров и контрольного тестирования;

- рабочая тетрадь для ученика включает цепь логически связанных между собой творческих упражнений, охватывающих все виды деятельности: написание учащимися исторических исследований, сочинений и эссе, составление родословной по текстам культурно-исторических аналогов, содержит иллюстративный материал, искусствоведческие и религиоведческие комментарии;

- хрестоматия представляет собой антологию духовных стихотворений русских поэтов Золотого и Серебряного века, использовавших библейские символы и образы как основной сюжет своих творений;

- электронное приложение является структурированным вариантом печатного учебника с дополнительной учебной и факультативной информацией.

Обращаясь к общесоциальному опыту как носителю общественных ценностей, старшеклассники овладевают операциями историко-культурологического мышления, что особенно важно для старших школьников, когда проблемы самоопределения, самореализации и самосовершенствования, поиск идеала, потребность в творческом

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

выражении, в осознанном отношении к миру выступают основными жизненными потребностями. Этот возраст уникален также и своими возможностями, когда старшеклассник имеет не только интеллектуальную, но и физическую возможность для формирования основ духовной ориентации и вхождения в мир культуры.

Важным условием формирования культурологического знания на уроках и во внеурочное время является не только обеспечение учащихся определенными знаниями (о добре, зле, истине, вере, красоте, благе, совести и др.), но и введение их в

определенные нравственные ситуации, в которых это знание проявляется.

Таким образом, можно констатировать, что для модернизации российской образовательной системы характерно новое качество осмысления путей реформирования образовательного пространства, средоточием которого выступает создание культуросообразной школы. Возможности освоения всего духовно-исторического наследия человечества, включая религиозное знание, несомненно, создают и открывают новые горизонты современного педагогического поиска.

Библиографический список

1. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? - М., 1978. - С. 11.

2. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - 224 с.

3. Евладова Е.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования // Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие: Сб. статей. - М., 2004. - С. 68-69.

4. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной школе // Педагогика. - 2008. -№ 9. - С. XX.

5. Пичкуренко Е.А. Основы структуры технологического учебника математики: Дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2007.

6. Дивногорцева С.Ю. Культуросообразность православного воспитания // Педагогика. - 2009. - № 1. - С. 36.

M.V. GRISHUTKINA

THE DIDACTIC MEANS USED TO FORM THE CULTUROLOGICAL KNOWLEDGE

FOR UPPERCLASSMEN

The main points of the culturological approach in the Russian modern education and the didactic means used to form the culturological knowledge for upperclassmen are taken into consideration.

The concept of “culturological knowledge” considered to be the result of general education as well as the basic system underlying development and broadening of general education contents is specified.

Key words: didactic means, educational complex, culturological knowledge, religious subjects, system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.