Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс по охране труда на основе графического дизайна и информационных технологий'

Учебно-методический комплекс по охране труда на основе графического дизайна и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1002
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / ВИРТУАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА / ВИЗУАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарафутдинов Д. К., Бадрутдинов М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс по охране труда на основе графического дизайна и информационных технологий»



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ОСНОВЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Д.К. Шарафутдинов, Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ), г. Казань, М.Н. Бадрутдинов, аспирант ИПППО РАО, г. Казань

Ключевые слова: учебно-методический материал, комплекс технических меропрятий, виртуальная учебная среда, визуальная предметная среда.

В одном из последних международных документов МОТ по проблемам охраны труда — «Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» № 187 [1] признаются глобальные масштабы производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве и необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения; {§} признается, что случаи производ-

ственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве оказывают негативное воздействие на производительность и процесс экономического и социального развития, подчеркивается важность постоянного развития националь-ной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда.

В настоящее время существует ряд документов, таких, как общероссийские стандарты [3, 4, 5,] отраслевые регламенты [6, 7], отражающих вопросы профессиональной подготовки и обучения по охране и безопасности труда, промышленной безопасности. В этих документах в основном определены организационные формы проведения занятий, содержание основных тем и вопросов.

40

В «Регламенте организации и проведения производственного обучения безопасности труда и обучения на курсах целевого назначения работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть» [6] указывается, что во время проведения занятий необходимо обеспечить слушателей наглядными пособиями (п. 2.9.3), класс для проведения занятий оснащается учебными пособиями и образцами, иллюстративными и информационными материалами по охране труда (п. 4.4), преподаватель учебного центра должен иметь при себе учебные пособия для выдачи каждому обучающемуся, демонстрационный материал по изучаемым вопросам (п. 8.2). В каком состоянии эти материалы сегодня?

Учебно-методические материалы, используемые в настоящее время в таких крупных компаниях, как ОАО АК «Транснефть», ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть» и других, система профессиональной подготовки и переподготовки в области охраны труда и промышленной безопасности включают в себя разнообразные образовательные продукты: компьютерные обучающие системы, учебные видеофильмы, комплекты дистанционного обучения, деловые

игры, учебные программы, методические рекомендации и другие.

В основе использования всех перечисленных образовательных продуктов лежит содержание, определяемое изучаемым предметом, технология и методика использования учебного материала, организационная форма занятий и средства обучения. Если все перечисленное выше можно отнести к средствам обучения, то в их составе имеются «собственные» средства обучения в виде рисунков и графических составляющих изучаемого материала. Каково их состояние?

В рамках данной статьи, не делая глубокого анализа указанных средств и методики обучения, скажем, что они не в полной мере соответствуют возросшим требованиям, имеющимся возможностям современных информационных и педагогических технологий.

В связи с этим одной из исследовательских педагогических проблем выступает проблема научного обоснования создания учебно-методической базы профессионального образования, проектирования, разработки и применения дидактических средств и новых педагогических и информационных технологий обучения, отвечающих возросшим требованиям производства.

В рамках данной статьи авторы упускают исследовательские аспекты разработки дидактических средств обучения и демонстрируют практически конечные результаты разработок на примере основных аспектов обеспечения безопасности при капитальном ремонте магистрального нефтепровода. Такой ремонт — это комплекс технических мероприятий,

направленных на полное или частичное восстановление линейной части эксплуатируемого трубопровода до проектных характеристик с учетом требований действующих нормативных документов. От качества этого ремонта зависит в дальнейшем срок безаварийной и безопасной эксплуатации трубопроводов.

Но и сам процесс такого ремонта должен быть безопасным, проходить в условиях, отвечающих требованиям нормативно-технических документов в области охраны труда и промышленной безопасности. Работа производится на объекте повышенной опасности, проходит с использованием грузоподъемных механизмов, электро- и газосварочных работ, электроэнергии, создающих опасные производственные факторы.

Профессиональные знания рабочих и инженерного персонала, участвующих в данных работах играет важную роль в обеспечении охраны труда в технологических процессах ремонта. Для усвоения содержания требований безопасного выполнения работ, регламентов и других документов сегодня недостаточно. Требуются эффективные учебно-методические материалы и педагогические технологии, используемые в системе начального профессионального образования и на производстве при организации и проведении производственного обучения безопасности труда, обучения на курсах целевого назначения, при проведении различного вида инструктажей по охране труда и промышленной безопасности.

В рамках проведения теоретических и экспериментальных работ

учебно-исследовательский центр «Охрана и безопасность труда» Казан ского государственного архитектурно-строительного университета разработал Учебно-методический комплекс (УМК) — дидактические средства профессиональной подготовки рабочих, привлекаемых к производству ремонтных работ на линейной части магистральных нефтепроводов. Рабочее название УМК — «Охрана труда и промышленная безопасность при строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации магистральных трубопроводов». Содержание УМК соответствует программе обучения «Безопасное производство ремонтных работ на линейной части МН рабочими ЦРС и ЛЭС» [6], Программе первичного и повторного инструктажа на рабочем месте по этим профессиям [7], «Регламенту по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков магистральных нефтепроводов» [8].

Внедрение в сферу образования информационных технологий, различных программных продуктов, дизайна и эргономики образовательной среды позволили проектировать и разрабатывать содержание образовательного процесса, опираясь на максимальную визуализацию учебного процесса. Основными опорными и базовыми элементами при этом являются визуальные средства обучения.

Авторы, используя возможности таких программных продуктов, как 3ds Max, разработали электронную базу производственных ситуаций, методов, технологий и приемов работ, машин,

42

оборудования, приспособлений, инструментов. Это названные нами и спроектированные в 3-мерном пространстве компоненты виртуальной учебной среды (рис. 1).

В рамках данной статьи авторы рассматривают только одно из средств обучения с компонентами виртуальной учебной среды — плакаты-пособия и дидактические раздаточные материалы на их основе.

В диссертационном исследовании одного из авторов, посвященного вопросам разработки, проектирования и использования графического дизайна и современных 3-мерных программных продуктов для создания графических средств, используемых при профессиональной подготовке по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, описаны возможности информационных технологий для проектирования компонентов виртуальной учебной среды или визуально-эргономической профессионально ориентированной информационно-учебной среды (определение авторов). Формирование на этой базе профессионально значимых качеств рабочих, обеспечивающих безопасность труда, также составляет одну из предметных областей исследования.

Приведем в качестве примера одно из определений данных и сформулированных авторами. Под визуальной профессионально ориентированной информационно-учебной средой понимается виртуальная предметная среда, способствующая возникновению и развитию наглядных образов и понятий как базовых элементов учебного процесса, необходимых для взаимодействия между обучаемым и

Рис. 1. Учебно-методический комплекс по охране и безопасности труда, созданный на электронной базе данных

преподавателем, а также формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.

Визуальная профессионально ориентированная информационно-учебная среда рассматривается нами как базовый компонент обучения и как организационная структура дидактической системы, обеспечивающая начальную стадию функционирования познавательной деятельности. Она включает средства и технологии сбора, накопления, передачи, обработки и распределения учебной информации и средства представления знаний. Ее назначение состоит в выявлении и развитии способностей обучаемых к творческой инициативе, создании условий для самостоятельного

извлечения знаний и их качественного усвоения.

Наличие такой визуальной предметной среды является отличительной характерной особенностью разрабатываемых средств обучения от имеющихся сегодня на рынке услуг в области охраны труда. Использование таких средств обучения позволяет:

— устанавливать предметные связи между технологическими дисциплинами и дисциплиной, которая лежит в основе предмета исследования «Охраны труда»;

— «приблизить» изучение содержания предмета на теоретических занятиях как в системе НПО, так и на производстве к реальным условиям производства;

— опираясь не технический минимум по технологии производства ра-

43

бот, отраженный в плакатах-пособиях, строить обучение вопросам охраны труда в неразрывной связи с ней.

В одну из составляющих учебно-методического комплекса — учебные плакаты-пособия и раздаточные дидактические материалы (рис. 2) — входит от 6 до 8 визуальных учебных модулей, каждый из которых, в свою очередь, разделяется на учебные элементы. В учебных модулях каждого плаката-пособия изображены производственные ситуации, которые в процессе обучения и различного вида инструктажей и на базе нашей образовательной технологии и методики представляются как опорные дидактические элементы, способствующие эффективному формированию про-

фессионально значимых качеств, обеспечивающих безопасную и безаварийную работу.

Виртуальные производственные ситуации используются для достаточно быстрого вхождения обучаемого в познавательный процесс. Эти ситуации необходимы для более полного включения образно-наглядного мышления в процесс изучения содержания.

Основное «ядро» графической информации в учебных модулях состоит из трехмерных пространственных изображений строительной площадки и ее элементов, участков производства отдельных видов работ и т. д. Специально выделенные места в графических материалах регулируют избирательность внимания за

Рис. 2. Дидактические средства профессиональной подготовки по охране труда в виде плаката-пособия, состоящего из визуальных учебных модулей

44

счет преимущественного отображения отдельных объектов, способствуя раскрытию наиболее характерных свойств и параметров, влияющих на выполнение работ с соблюдением требований безопасности. Все это в комплексе создает возможность формирования ассоциаций, отражающих объективные связи и отношения между производственными процессами и отдельными операциями; связи как во времени, так и в пространстве; связи между причиной и следствием создания опасных и аварийных ситуаций, способных привести к несчастным случаям и травматизму.

В основе построения графических изображений плакатов-пособий, как уже отмечалось, лежит использование возможностей современных трехмерных программных продуктов, таких, как 3ds Max. Они используются для создания всего визуального ряда: от дизайна отдельных составляющих в виде машин и механизмов, приспособлений и инструментов до дизайн-макета общей производственной ситуации. Точка построения трехмерных изображений выбиралась дизайнером таким образом, чтобы каждый отдельный модуль плаката-пособия выглядел как законченный технологический процесс или цикл и на его основе можно было изобразить и построить требования правил производства работ, норм и требований безопасности.

Авторы использовали базовые принципы дизайна, которые легли в основу дизайнерской методики, принятой для создания и проектирования плакатов-пособий, содержание кото-

рых направлено на изучение требований охраны и безопасности труда.

На рис. 3 показаны основные этапы разработки учебного плаката (плаката-пособия), основным содержанием которого является визуальная профессионально ориентированная информационно-учебная среда.

Информационная подготовка на основе визуально-графической компоненты средств обучения является необходимым и возможным специальным педагогическим условием овладения компонентами информационной культуры безопасности про-из-водства и труда. Основу этого составляют совокупность учебных модулей-ситуаций, моделирующих профессиональные задачи.

Восприятие содержания учебных модулей-ситуаций является информационной поддержкой познавательной деятельности, а изучение и их анализ — активизацией этой деятельности. Набор этих модулей в каждом плакате-пособии, переход от одной ситуации к другой является моделированием ситуаций профессиональной деятельности, направленной на обеспечение безопасности труда (рис. 4).

В рамках данной статьи мы не рассматриваем методику и технологию обучения с использованием разработанных средств профессиональной подготовки как опорных элементов учебно-познавательного процесса. Ограничимся лишь приведением примера одного учебного плаката, его состава.

Разработанная электронная база данных производственных ситуаций, техники и оборудования позволяет разработать систему учебных дидак-

Этапы разработки

Рис. 3. Основные этапы разработки дидактических средств профессиональной подготовки по охране труда в виде плакатов-пособий

46

тических задач-ситуаций (рис. 5.), используемых при проведении промежуточного и итогового контроля знаний. Использование их совместно с обучающими учебными модулями и плакатами-пособиями в целом позволяет выстроить законченный цикл обучения вопросам безопасности труда при производстве тех или иных работ.

Моделирование совокупности учебных ситуаций и задач-ситуаций (тестовых заданий), построенных на их основе представляются по 3-м уровням целостности: практико-ориентированный, коммуникатив -но-организационный и воспитательно-установочный. Это позволяет моде-

лировать профессиональную деятельность и формировать высокую компетентность решения профессиональных задач обеспечения охраны и безопасности труда.

Каждая из учебных модулей-ситуаций вносит специфический вклад в освоение производственной культуры и культуры безопасности труда рабочих и специалистов: задачи-ситуации предметно-когнитивного типа формируют базовую ориентировочную основу применения знаний, образов-понятий в профессиональной сфере; модули-ситуации коммуникативно-организационного типа обеспечивают опыт профессионального взаимодействия с партнерами,

Рис. 4. Двойной учебный модуль дидактических средств

47

принятия и переработки профессионально значимой информации, рефлексии своего места в структуре производственной организации; модули-ситуации воспитательно-установочного типа направлены на ценностно-смысловую ориентацию будущего специалиста в сфере профессиональных задач.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика проектирования учебно-методических комплексов со значительной долей графической составляющей, отбор содержания вопросов охраны и безопасности труда для их графической интерпретации, отбора и проектирования графических средств как информационной компоненты профессионального образования рабочего и специалиста среднего звена может быть использована при создании комплектов учебно-методических материалов, тестов, методических рекомендаций по проектированию и применению со-

держания предмета, моделирующих информационную основу профессиональной деятельности.

Обучение работающих с использованием разработанных дидактических средств направлено на повышение уровня знаний правил охраны и безопасности труда в соответствии с требованиями, предъявляемыми к рабочим, приобретение умений и навыков оценки конкретных условий производства и предупреждения профессиональных рисков — возникновение опасных ситуаций, аварий и производственного травматизма.

Использование разработанных дидактических средств с широким представлением графической информации позволяет решить следующие психолого-педагогические задачи безопасности труда:

• повысить уровень и качество проведения инструктажей и обучения — эффективно формировать и совершенствовать знания и умения профессиональной работы;

восполнить существующий пробел в современных учебно-наглядных пособиях;

• обеспечить активизацию обучения и повысить познавательный интерес обучающихся;

• формировать высокую мотивацию и готовность выполнять работу с соблюдением требований безопасности, «принудительно» (непроизвольно) мобилизовать внимание и вырабатывать целенаправленную установку на безопасную деятельность;

• формировать поведение, адекватное требованиям безопасного производства работ.

Литература:

1. «Конвенции 2006 года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» № 187.

2. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (от 9.10. 2007 г. № 1351).

3. Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандар-

тов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования

т0^Н2001».

4. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. ГОСТ 12.0.004-90. ССБТ. Утв. Постановлением Госстандарта СССР от 15 ноября 1990 г. № 2797.

5. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. Утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

6. Организация и проведение производственного обучения безопасности труда и обучения на курсах целевого назначения работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть». ОР-19.00-80.30.30-КТН-002-1-05.

7. Организация обучения и проверки знаний работников предприятий системы ОАО АК «Транснефть» по вопросам промышленной, пожарной безопасности и охраны труда. ОР-19.00-60.30.00-КТН-002-1-04.

8. РД 153-39.4Р-130-2002* Регламент по вырезке и врезке «катушек», соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключению участков МН.

УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ИННОВАЦИОННОМ ОБУЧАЮЩЕМ КОМПЛЕКСЕ ВУЗА

Ю.В. Слесарев, Пензенская государственная технологическая

академия, г. Пенза

Ключевые слова: модульный подход, формирование модулей, уровни познания, модульный принцип.

Методология модульного подхода позволяет представить процесс обучения как четко сбалансированную систему усвоения студентами вуза учебно-профессиональной деятель-

ности. Анализ системного подхода на основе проведенного исследования в Пензенской технологической академии позволяет установить инновационные методы, позволяю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.