Научная статья на тему 'Учебно-методический комплекс «Изучая планету 3D» как инновационная образовательная технология XXI века'

Учебно-методический комплекс «Изучая планету 3D» как инновационная образовательная технология XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МЕДИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / 3D-ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TRAINING COMPLEX / MEDIA EDUCATION / 3D-EDUCATION / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин Р. В., Никитин В. А., Никитина Д. А.

В статье представлен опыт разработки и реализации комплексной, интегрированной программы «Изучая планету 3D», являющейся уникальным образовательный проектом не только в России, но и в мировой практике. Данная программа включает серию специально созданных учебных 3D фильмов и комплекта учебно-методического обеспечения к ним, в который входят методические пособия для обучающихся, методические рекомендации для педагога, содержащие технологическую карту урока, вопросы, задания, раздаточные и контрольно-измерительные материалы. Раскрываются возможности, опыт и перспективы его использования его как в системе школьного (начальное, среднее звено), так и в системе дошкольного и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опарин Р. В., Никитин В. А., Никитина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COMPLEX «EXPLORING THE PLANET 3D» AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF XXI CENTURY

The article presents the experience of the development and imple-mentation of a comprehensive, integrated program “Exploring planet 3D», is a unique educational project not only in Russia but also in the world. This program includes a series of specially designed educational 3D movies and set of training and methodological support to them, which includes manuals for students, guidelines for teachers containing technological map lesson, questions, assignments, handouts and test materials opens the possibility of experience and the prospects for its use in its school system (primary, secondary link ) and in preschool and secondary education.

Текст научной работы на тему «Учебно-методический комплекс «Изучая планету 3D» как инновационная образовательная технология XXI века»

Библиографический список

1. Forbes Clarence A. Greek physical education. - New York, 1971.

2. Kyle Donald G. Athletics in ancient Athens. - Leiden New York, 1993.

3. Carter Alan. The Olympic glory that was Greece: the origins and history of the Olympic Games. - Attiki, 1996.

Bibliography

1. Forbes Clarence A. Greek physical education. - New York, 1971.

2. Kyle Donald G. Athletics in ancient Athens. - Leiden New York, 1993.

3. Carter Alan. The Olympic glory that was Greece: the origins and history of the Olympic Games. - Attiki, 1996.

Статья поступила в редакцию 23.11.13

УДК 378.126.018.46

Oparin R. V,, Nikitin VA, Nikitina D.A. TRAINING COMPLEX «EXPLORING THE PLANET 3D» AS AN INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF XXI CENTURY. The article presents the experience of the development and imple-mentation of a comprehensive, integrated program “Exploring planet 3D», is a unique educational project not only in Russia but also in the world. This program includes a series of specially designed educational 3D movies and set of training and methodological support to them , which includes manuals for students , guidelines for teachers containing technological map lesson, questions , assignments, handouts and test materials opens the possibility of experience and the prospects for its use in its school system (primary, secondary link ) and in preschool and secondary education.

Key words: training complex , media education, 3D-education, innovative educational technologies.

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц., Алтайский гос. технологический университет им. И.И. Ползунова, E-mail: 89236613134@inbox.ru; В.А. Никитин, директор кинокомпании «DANI VISION», г. Новосибирск; Д.А. Никитина, исполнительный продюсер кинокомпании «DANI VISION», г. Новосибирск,

Е-mail: nikitina. daria@mail.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ИЗУЧАЯ ПЛАНЕТУ 3D» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА

В статье представлен опыт разработки и реализации комплексной, интегрированной программы «Изучая планету 3D», являющейся уникальным образовательный проектом не только в России, но и в мировой практике. Данная программа включает серию специально созданных учебных 3D фильмов и комплекта учебно-методического обеспечения к ним, в который входят методические пособия для обучающихся, методические рекомендации для педагога, содержащие технологическую карту урока, вопросы, задания, раздаточные и контрольно-измерительные материалы. Раскрываются возможности, опыт и перспективы его использования его как в системе школьного (начальное, среднее звено), так и в системе дошкольного и дополнительного образования.

Ключевые слова: учебно-методический комплекс, медийное образование, 3й-образование, инновационные образовательные технологии.

3D-технологии прочно обосновались в современном мире - сегодня это не только инженерное проектирование, архитектурный дизайн, сфера развлечений - это еще и прогрессивная образовательная технология. В качестве примеров использования 3D-технологий в образовании можно привести следующие:

- показ сложных тем в виде 3D-уроков и лекций;

- создание учащимися собственных 3D-изображений и 3D-роликов;

- использование этих технологий для развития творческих способностей и профориентационной деятельности;

- привлечение внимания учащихся к урокам, повышение концентрации и внимания, улучшение восприятия материала;

- организация внеурочной деятельности, клубов по интересам;

- проведение конкурсов и иных мероприятий.

Учебно-методический комплект «Изучаем планету 3D» является первым в своем роде, не только в России, но и в мировой практике. Данный комплект, представляющий собой уникальный образовательный проект нового поколения, включает серию специально созданных 3D-фильмов и систему учебно-методического обеспечения. Многоуровневый, вариативный подход к его разработке позволяет использовать его как в системе школьного (начальное, среднее звено), так и в системе дошкольного и дополнительного образования.

3D-фильмы специально созданы студией DANI VISION на высоком профессиональном уровне, с привлечением инновационных 3D-технологий съемки. Серия этих фильмов, формирующих важнейшие мировоззренческие представления обучающихся об окружающем мире, нацелена на детей дошкольного, начального и среднего школьного возраста. Эти уникальные 3D-фильмы знакомят детей со структурой вселенной («Космическое путешествие солнечного зайчика»), миром живой и неживой природы («Калейдоскоп удивительных животных»),

направлениях человеческой деятельности («В мире волшебных профессий»).

Учебно-методические материалы представляют собой методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием Эй-фильмов «Калейдоскоп удивительных животных», индивидуальные дидактические материалы для обучающихся, позволяющие им получить новые знания по природоведению, биологии, географии, углубить межпредметные связи при изучении школьных дисциплин, расширить кругозор, повысить общекультурный уровень [1].

Методические рекомендации для педагога содержат технологическую карту урока, вопросы, задания, раздаточные и контрольно-измерительные материалы.

Уникальность проекта «Изучая планету Эй», и в частности, его первого модуля «Калейдоскоп удивительных животных» в том, что обучающиеся не только просматривают познавательный фильм, но и получают миниучебник и рабочую тетрадь.

Работа с данными пособиями позволит ребенку не только запомнить материал, полученный при просмотре фильма, но и углубить свои знания в сфере природоведения, географии, биологии, укрепить межпредметные связи, расширить общий кругозор.

Рабочая тетрадь-путеводитель рассчитана, в основном, на дошкольников и младших школьников, миниучебник - на обучающихся среднего звена общеобразовательной школы. Данные пособия могут быть также использованы в системе дополнительного образования. Руководство для учителя содержит необходимые целевые установки, методические рекомендации по проведению урока на основе использования данных материалов. Используя данные материалы, обучающиеся под руководством учителя получают навыки работы с новейшими образовательными Эй-технологиями, приобретают опыт синтеза знаний из разных образовательных сфер, накапливают уникальный, востребованный жизненный опыт.

В настоящее время ведется апробация данного учебно-ме- ного образования Санкт-Петербурга, Новосибирска, а также тодического комплекса в школах и учреждениях дополнитель- Алтайского края и Республики Алтай.

Библиографический список

1. Изучая планету 3D: калейдоскоп удивительных животных / авторы-составители: Д.А. Никитина, РВ. Опарин. - Новосибирск, 2013. Bibliography

1. Izuchaya planetu 3D: kaleyjdoskop udiviteljnihkh zhivotnihkh / avtorih-sostaviteli: D.A. Nikitina, R.V. Oparin. - Novosibirsk, 2013.

Статья поступила в редакцию 22.11.13

УДК 78

Ukolova LI. THE INFLUENCE OF CULTIRAL AND EDUCATIONAL ENVIROMENT FOR THE UPBRINGING OF THE GROWING HUMAN. The cultural environment of education is presented in this paper as a system of methodological approaches and typical properties that determine the integrity of the educational process. The achievement of this unity in conjunction with the leading role opposite of learning with the free development of personality of the student becomes a leading driver of the system, the purpose of which - the full development of personality, intelligence, communication, emotional and moral spheres.

Key words: the process of education, the ability to unite, developing the desire for self-improvement, opportunities pedagogy of art in the application of the complex interaction of all its components, the harmonization of individual.

Л.И. Уколова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. вокала и хорового дирижирования,

декан музыкально-педагогического факультета Московского городского педагогического университета,

г. Москва, E-mail: Ukoloval@mgpu.ru

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Культурная среда воспитания представлена в данной статье как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность учебного процесса растущего человека. Достижение этого единства в сочетании с противоположностью главенствующей роли обучения при свободном развитии индивидуальности студента становится ведущей движущей силой системы, цель которой - целостное развитие личности, его интеллектуальной, коммуникационной, эмоционально-нравственной сфер.

Ключевые слова: процесс воспитания, способность к объединению; развитие стремления к самосовершенствованию; возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех ее составляющих, гармонизация личности.

В условиях глобального мирового рынка лишь успешное решение задач воспитания и культурного просвещения (в первую очередь в работе с молодежью) может помочь нашему народу сохранить культурную идентичность, национальные традиции и ценности.

На современном этапе развития психолого-педагогической науки и практики наблюдается усиление интереса ученых и пе-дагогов-практиков к возможностям влияния культурной среды на процесс воспитания. Таким образом, можно констатировать интенсивный поиск эффективных методов ее создания и дальнейшего совершенствования в образовательном пространстве различных учебных учреждений.

Существующая в отечественной науке многогранная традиция обращения к педагогическому потенциалу культурной среды способствует возникновению разнообразных концепций ее построения. Педагоги-исследователи в своих экспериментальных изысканиях опираются на такие возможности культурной среды, как:

• способность к объединению;

• развитие стремления к самосовершенствованию;

• возможности педагогики искусства в применении комплексного взаимодействия всех ее составляющих, направленного на достижение гармонизации личности учащихся.

Культурная среда воспитания может быть представлена как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность учебного процесса. Достижение этого единства в сочетании с противоположностью главенствующей роли обучения при свободном развитии индивидуальности студента становится ведущей движущей силой системы, цель которой -целостное развитие личности, его интеллектуальной, коммуникационной, эмоционально-нравственной сфер.

В последней четверти ХХ в. ряд отечественных ученых обратились к разработке различных аспектов культурной среды. Из общего научного направления по изучению условий воспита-

ния и образования школьников выделяется направление по исследованию эстетической среды и культуры личности:

А.И. Буров исследует философские теоретические позиции организации эстетической среды в условиях образовательных учреждений; Е.В. Квятковский обращает внимание на предметное содержание культурной среды; И.Л. Любинский обращается к проблеме средообразующей роли театрального искусства в пространстве школы; Л.П. Печко, продолжая направление, начатое А.И. Буровым, изучает резонансность эстетической среды; Е.М. Торшилова осуществляет теоретическое и практическое исследование психолого-педагогических условий организации культурной среды в школе; Ю.Н. Усов обращается к возможностям медиаобразования как фактору формирования культурной среды; Б.П. Юсов разрабатывает полихудожественный подход к организации культурной среды [1].

Ученые с разных сторон исследовали особенности воздействия искусства на творческое развитие детей и молодежи. Центральным и объединяющим здесь остается способность прекрасного воздействовать на чувства людей, обогащать их духовный мир и возвышать над обыденной действительностью. В русле эстетической образовательной среды существенным признается также эстетика внутреннего устройства, быта учебного заведения. Основной идеей здесь становится организация жизни и деятельности учащихся и педагогов «по законом красоты», причем большое значение придается организации эстетически наполненного, культурного пространства силами самих учащихся.

Раскрытие эстетического и общекультурного принципов через оценку объективных эстетических свойств природы (объективные и субъективные проявления красоты в окружающем мире) привлекают к разработке системы эстетического воспитания на основе эстетического восприятия природы и ученых (Л.П. Печко), и педагогов (В.М. Сенкевич, Т.А. Копцева, И.В. Цветкова и др.).

Изучение социокультурной среды в различных аспектах ее проявлений и влияний на школьников направлено, в основном,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.